Курсовая работа: Сказкотерапия как фактор развития эмоциональной сферы у детей с нарушениями в развитии

Заказ 241

Цена полной версии: 1200 рублей

Содержание

Введение……………………………………………………………………………………………….. 3

  1. Сущность и содержание эмоциональной сферы личности……………………… 5

1.1 Определение личности в научной литературе………………………………….. 5

1.2 Понятие эмоций и эмоциональной сферы………………………………………… 9

1.3 Процесс формирования и развития эмоциональной сферы детей…….. 13

  1. Возможности применения сказкотерапии как фактора развития эмоциональной сферы у детей с нарушениями в развитии………………………………………………. 18

2.1 Особенности нарушений эмоциональной сферы у детей с нарушениями в развитии…………………………………………………………………………………………… 18

2.2 Сказкотерапия как метод развития эмоциональной сферы детей с нарушениями в развитии………………………………………………………………………………………… 22

Заключение………………………………………………………………………………………….. 29

Список литературы………………………………………………………………………………. 32

Введение

Актуальность темы курсовой работы обусловлена тем, что современное развитие общества, интеграционные процессы в педагогической науке и практике требуют совершенствования условий обучения и воспитания детей, имеющих проблемы в развитии.

В процессе взросления детей с нарушениями в развитии, наряду со специфичным развитием психики происходит своеобразное становление эмоциональной сферы такого ребенка, проявляющееся, прежде всего, в незрелости. Незрелость эмоций и чувств ребенка с нарушениями в развитии обусловлена в первую очередь особенностями становления его потребностей, мотивов и интеллекта. Симптомами нарушения эмоциональной сферы являются раздражительность, повышенная возбудимость, двигательное беспокойство, неусидчивость, отсутствие опосредованной мотивации. В отличие от нормально развивающегося ребенка у ребенка с нарушениями развития затруднено формирование социальных чувств.

Исходя из факторов актуальности данного исследования, рационально сформулировать его объект, предмет и цель.

Объект исследования курсовой работы — эмоциональная сфера детей с нарушениями в развитии.

Предмет исследования – сказкотерапия как фактор развития эмоциональной сферы у детей с нарушениями в развитии.

Цель исследования курсовой работы – определить возможности сказкотерапии как фактора развития эмоциональной сферы у детей с нарушениями в развитии

Исходя из данной цели, требуется решить следующие задачи:

  1. Изложить определение личности в научной литературе.
  2. Описать понятие эмоций и эмоциональной сферы.
  3. Проанализировать процесс формирования и развития эмоциональной сферы детей.
  4. Выявить особенности нарушений эмоциональной сферы у детей с нарушениями в развитии.
  5. Описать сказкотерапию как метод развития эмоциональной сферы детей с нарушениями в развитии.

В соответствии с целью и задачами исследования были использованы следующие методы:

−       теоретический анализ литературы по теме исследования;

−       изучение и обобщение отечественной и зарубежной практики;

−       конкретизация и идеализация,

−       индукция и дедукция,

−       аналогия,

−       классификация,

−       обобщение.

1. Сущность и содержание эмоциональной сферы личности

1.1 Определение личности в научной литературе

Человек — самое сложное, многомерное, непостижимое явление на земле. В психологической науке традиционно рассматривают человека в трех основных категориях: индивид, личность и индивидуальность.

Индивид – категория, рассматривающая человека как природное, физическое существо, как высокоразвитое животное со своими органическими потребностями, однако, принципиально отличающимися от других животных. Личность – категория социальная. Это характеристики человека, которые приобретаются им в обществе, связывают его с окружением и делают представителем социальной группы, общности людей. Наконец, индивидуальность – это характеристика человека как природного явления и как члена общества в совокупности и взаимосвязи. Индивидуальность формируется в течение всей жизни[1].

…………………

………………….

……………………

2.2 Сказкотерапия как метод развития эмоциональной сферы детей с нарушениями в развитии

Сказкотерапия – это особое направление, метод в практической педагогике, который успешно используется в детских дошкольных учреждениях.

………………….

………………..

…………………

 

Заключение

Для достижения цели курсовой работы были решены следующие задачи:

  1. Изложено определение личности в научной литературе.

Решение данной задачи позволило сформулировать следующие выводы:

Было установлено, что личность – это человек, рассматриваемый в системе психических характеристик, которые обусловлены социально, а проявляться могут только в общественных отношениях и связях. Такие характеристики обязательно должны быть устойчивыми.

  1. Описано понятие эмоций и эмоциональной сферы.

Решение данной задачи позволило сформулировать следующие выводы:

Было выявлено, что эмоция — психическое отражение в форме непосредственного пристрастного переживания жизненного смысла явлений и ситуаций, обусловленного отношением их объективных свойств к потребностям субъекта. Эмоции выполняют следующие функции:

— Мотивационно-регулирующая — эмоции участвуют в мотивации поведения человека, могут побуждать, направлять и регулировать.

— Коммуникативная — эмоции несут в себе информацию о психическом и физическом состоянии человека.

— Сигнальная — эмоционально-выразительные движения (мимика, жесты, пантомимика) выполняют функцию сигналов о том, в каком состоянии находится система потребностей человека.

— Защитная — возникая как моментальная, быстрая реакция организма, она может защитить человека от опасностей.

  1. Проанализирован процесс формирования и развития эмоциональной сферы детей.

Решение данной задачи позволило сформулировать следующие выводы:

Было показано, что на развитие эмоциональной сферы ребенка влияют такие факторы, как биологические предпосылки, социальная среда и воспитательные воздействия.

Решающую роль в развитии эмоциональной сферы детей играют социальная микросреда, в первую очередь семья; собственная активность ребенка в различных видах деятельности, таких как игра, драматизация, занятия музыкой, посильный труд; общение; воспитательное воздействие.

  1. Выявлены особенности нарушений эмоциональной сферы у детей с нарушениями в развитии.

Решение данной задачи позволило сформулировать следующие выводы:

Было изложено, что комплексное изучение особенностей эмоциональной сферы в условиях дизонтогенеза, или аномального развития представляет собой актуальную научную задачу. У детей с нарушением в развитии наблюдаются недостаточно сформированные умения распознавать и описывать свои эмоции, а также выражать своё эмоциональное состояние.

Развитие эмоциональной сферы у детей с нарушениями в развитии способствует личностному развитию и является важнейшим фактором в исправлении нарушений.

  1. Описана сказкотерапия как метод развития эмоциональной сферы детей с нарушениями в развитии.

Решение данной задачи позволило сформулировать следующие выводы:

Было установлено, что сказкотерапия – метод, использующий сказочную форму для интеграции личности ребёнка с нарушениями в развитии, для расширения его сознания и совершенствования взаимодействия эмоционального реагирования на окружающий мир.

Работа со сказкой, моделирование в рамках сказочной формы развивают личность педагога, создает эмоциональную связь между ребенком и взрослым, сближают родителей и детей.

Пути развития сказкотерапии предполагают включение лучших элементов различных психологических и педагогических разработок в целостный процесс формирования эмоциональной сферы детей с нарушениями в развитии.

Список литературы

  1. Алексеева Е.А. Экспериментальное изучение особенностей эмоционально-личностного развития детей дошкольного возраста / Е.А. Алексеева // Изв. РГПУ им. А.И. Герцена. – 2009. – No 94. – С. 245–248.
  2. Андреева Г.М. Социальная психология. — М.: Аспект Пресс, 2010. — 368 с.
  3. Анохин П.К. Избранные труды. Кибернетика функциональных систем. — М.: Медицина, 2011. — 400 с.
  4. Бреслав Г.М. Психология эмоций. — М.: Наука, 2014. — 334 с.
  5. Вачков И.В. Сказкотерапия: развитие самосознания через психологическую сказку. — М.: Юнити, 2013. — 143 с.
  6. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. — М: Черо, 2010. — 336 с.
  7. Доронова Т. «Что за прелесть эти сказки! » / Татьяна Доронова // Обруч: образование, ребенок, ученик. — 2010. — N 3. — С. 5-7.
  8. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Психотерапия зависимостей: метод сказкотерапии. — СПб.: Питер, 2014. — 175 с.
  9. Ильин Е.П. Эмоции и чувства. — СПб.: Питер, 2011. — 784 с.
  10. Карандашев В.Н. Психология. Введение в профессию. — М.: Смысл, 2009. — 512 с.
  11. Кондратьев М.Ю. Социальная психология. — М.: Речь, 2006. — 176 с.
  12. Кравченко Ю.Е. Психология эмоций. Классические и современные теории и исследования. — М.: Форум, 2012. — 544 с.
  13. Кряжева Н.Л. Радуемся вместе: Развитие эмоционального мира детей. – Екатеринбург: У – Фрактория, 2006. — 564 с.
  14. Олпорт Гордон В. Личность в психологии «КСП+», М.: «Ювента», 2011. — 345 с.
  15. Платонов К.К. О системе психологии — М.: Мысль, 2012. — 442 с.
  16. Реутов В.П., Сорокина Е.Г., Охотин В.Е., Косицын Н.С. П. В. Симонов и его концепция об «альтруистах» и «эгоистах». Воспоминания и эссе на современные темы. — М.: ЛКИ, 2007. — 96 с.
  17. Социология / Под ред. акад. Г. В. Осипова. — М.: Общество, 2011. – 318 с.
  18. Столяренко Л.Д. Основы психологии. — М.: Феникс, 2010. — 672 с.
  19. Теории личности в американской и западноевропейской психологии. — М.: АСТ, 2006. – 240 с.
  20. Черняева С.А. Психотерапевтические сказки и игры. — СПб.: Питер, 2012. – 167 с.
  21. Шаповалова O.E. Концепция эмоционального развития умственно отсталых школьников / O.E. Шаповалова // Специальная психология. – 2013. – No 4. – С. 4–13.
  22. Шаповалова O.E. Особенности эмоционального развития умственно отсталых школьников: монография / O.E. Шаповалова. – М.: МПГУ, 2011. – С. 183.