Курсовая работа: Способы воздействия в межличностной коммуникации

Заказ 239

Цена полной версии: 900 рублей

Содержание

Введение……………………………………………………………………………………………. 2

1) Теоретические основы коммуникации………………………………………………. 4

1.1) Сущность общения и коммуникации……………………………………………… 4

1.2) Виды коммуникаций…………………………………………………………………….. 5

2) Межличностная коммуникация и её особенности…………………………….. 12

2.1) Понятие межличностной коммуникации……………………………………….. 12

2.2) Содержание и структура коммуникативного процесса………………….. 16

3) Анализ эффективности коммуникаций на примере ООО «Хлебмаркет» 19

3.1) Общая характеристика ООО «Хлебмеркет»…………………………………. 19

3.2) Методы исследования эффективности коммуникации в ООО «Хлебмаркет» 22

Заключение………………………………………………………………………………………. 29

Список использованной литературы………………………………………………….. 31

Введение

Опыт как российских, так и зарубежных компаний показывает, что эффективность коммуникаций зависит, прежде всего, от психологического настроя коллектива. Там где руководитель использует метод «кнута и палки» наблюдается нервозность и разрозненность коллектива, а следствием этого — плохая производительность труда, высокая текучесть кадров, отсутствие инициативности, постоянные сплетни, зависть и тому подобное. Все эти факты не могут привести ни к чему другому кроме как к бонкротству.

В России коммуникации претерпели коренное изменение. От административно-командной системы страна резко перешла к рыночным отношениям.  Проблема данного исследования носит актуальный характер в современных условиях. Коммуникации имеют огромное значение для успеха деятельности организаций, поскольку коммуникации – это обмен информацией между людьми. Без обмена информацией они не могут вместе работать, формулировать задачи и решать их.

Термин коммуникации широко применяется в обыденной жизни и среди специалистов. Так, информационные коммуникации обеспечивают телефонную, радиотелевизионную и космическую связь пользователей. Вместе с тем, общение людей также является коммуникативным процессом, играющим в деловой жизни важную роль.

Роль коммуникаций очевидна как на малых фирмах, так и в мощных компаниях и корпорациях. От эффективности коммуникационных связей и взаимодействий зависит будущее не толькоорганизации, как хозяйствующего субъекта на рынке, но также и людей, работающих в данной организации, а на глобальном уровне и благополучие всей страны в целом.

Благодаря коммуникации осуществляется сбор, анализ и систематизация информации как внутри организации, так и за её пределами, обеспечивается необходимый уровень взаимодействия с деловыми партнёрами, конкурирующими фирмами, потребителями, клиентами.

В  рамках  вышесказанного  актуальность  выбранной  темы подчеркивается опытом зарубежных и отечественных руководителей, их заинтересованностью в изучении коммуникационных связей и их эффективному развитию. Объектом исследования в курсовой работе выступают межличностные коммуникации, а  предмет исследования – эффективность коммуникаций в организации.

Целью исследования выступает изучение способов воздействия в межличностной коммуникации.

Поставленная цель реализуется через следующие задачи:

  1. Рассмотреть сущность и виды коммуникаций в современных условиях;
  2. Проанализировать элементы и этапы коммуникационного процесса;
  3. Рассмотреть межличностные и организационные коммуникации;
  4. Провести анализ коммуникационного процесса в организации.

Теоретической  основой  исследовательской работы выступили научные работы авторов:  Каймаковой М.В.,  Василика М.А., Мескона М., Альберта М., Хедаури Ф., Панфиловой А.П., Поповой С., и другие.

При написании курсовой работы были использованы, главным образом, монографический, абстрактно-логический методы.

1) Теоретические основы коммуникации

1.1) Сущность общения и коммуникации

Понятия общение и коммуникация часто употребляются учёными как синонимы, хотя их содержание совпадает не полностью. С точки зрения лингвистической науки, термины общение и коммуникация мало различаются, под ними понимается обмен мыслями и информацией в форме речевых или письменных сигналов.

В психологии и социологии термин коммуникация используется для обозначения процесса передачи информации от человека к человеку, а также передачи и обмена информацией в обществе с целью воздействия на социальные процессы. Общение же – это межличностное взаимодействие людей, которое имеет моральную, информационную, духовную, практическую ценность.

……………………

…………………….

………………….

2) Межличностная коммуникация и её особенности

2.1) Понятие межличностной коммуникации

Важную роль в понимании межкультурной коммуникации играет понятие межличностной коммуникации. Межличностная коммуникация – это процесс одновременного взаимодействия коммуникантов и их воздействия друг на друга. Образец межличностной коммуникации – это неформальная беседа двух человек.

В основе межличностной коммуникации лежат различные мотивы, цели и задачи её участников. В связи с этим выделяют несколько моделей межличностной коммуникации.

……………………

……………………

……………………

Заключение

Межличностное общение — речевая форма коммуникации, которая выполняет несколько функций: информационно-коммуникативную, то есть подразумевает наличие обмена данными между партнерами; регулятивно-коммуникативную, поскольку происходит выработка правил и норм поведения; аффективно-коммуникативную, поскольку оно способно создавать психологическую разрядку. Выделяют следующие типы межличностного общения.

Во-первых, формальное, когда нет стремления понимать и учитывать особенности личности своего собеседника. Причем соблюдаются привычные «маски» строгости, вежливости, безразличия, скромности, участливости и т.п., а также стандартный набор жестов, фраз, выражений лица. Это позволит скрыть настоящие эмоции и отношение к своему собеседнику. Во-вторых, примитивное межличностное общение. При таком типе оценка другого осуществляется с точки зрения нужности или ненужности. Если в партнере по общению заинтересованы, то с ним активно контактируют, в противном же случае — отталкивают или избегают. В-третьих, функционально-ролевое межличностное общение, которое опирается на социальный статус партнеров (подчиненный-начальник, студент-преподаватель, покупатель-продавец). В подобном типе «работают» жесткие ожидания и нормы, средства и содержание коммуникации регламентированы.

Следовательно, сам собеседник находится по социальной роли на втором плане. В-четвертых, деловое общение подразумевает то, что необходимо учитывать особенности личности, возраста, характера и настроения собеседника. Интересы бизнеса всегда будут выступать на первый план, на втором — возможные расхождения во взглядах и мнениях. Имеется цель, она направлена на то, чтобы достигнуть какой-либо предметной договоренности. В-пятых, духовное межличностное общение. Данная коммуникация осуществляется между близкими людьми и предусматривает разговор на любые темы. Партнеры смогут понять друг друга по движениям, выражению лица и интонации. Такое межличностное общение возможно, если собеседники знают друг друга хорошо. В-шестых, светский тип коммуникации должен отвечать принятым в данном обществе нормам.

В процессе общения человек, как правило, будет говорить не то, что думает, а то, что необходимо в той или иной ситуации. Светский тип коммуникации отличается характером закрытости и наличием особого кодекса: такт, вежливость, согласие, одобрение, симпатия. В-седьмых, манипулятивное межличностное общение направлено на то, чтобы получать выгоду от собеседника. Партнер, который имеет подобные цели, сможет использовать разнообразные приемы — лесть, демонстрация доброты, запугивание, шантаж, обман. В социальной психологии выделяют следующие виды межличностного общения: императив;  манипуляция; диалог. Императивное межличностное общение является авторитарной, директивной формой воздействия на своего партнера для того, чтобы контролировать его поведение и принуждать к конкретным действиям.

Особенность коммуникации в том, что данная цель незавуалирована. Для ее достижения используют указания, приказ, требования и предписания. Манипуляция представляет собой распространенную форму межличностного общения, которая предполагает воздействие на собеседника для достижения скрытого намерения и целей. Но от партнера они скрываются, либо же подменяются другими. Диалоговое общение позволяет учитывать установки, а также мнение собеседника.

Оно строится на основании определенных правил взаимодействия. Речь идет о психологическом настрое на коммуникацию; безоценочном восприятии партнера как равного, имеющего право на мнение и решение; наличие персонификации общения.

   Список использованной литературы

  • Бакулев Г. П. Массовая коммуникация. Западные теории и концепции : учебное пособие для вузов / Г. П. Бакулев. — М., 2005
  • Плониш В. Ю. Теория и практика массовой информации : учебное пособие / В. Ю. Плониш ; С.-Петерб. ин-т внешнеэкон. связи, экономики и права, О-во «Знание» С.-Петерб. и Ленингр. обл. — СПб., 2005
  • Шарков Ф. И. Основы теории коммуникации : учебник для вузов по специальности 350400 «Связи с общественностью» / Ф. И. Шарков ; Акад. труда и соц. отношений. — М., 2005
  • Кононов П. Н. Теория разума как сущности социальной коммуникации / П. Н. Кононов // Социально-гуманитарные знания. — 2010. — № 5
  • Красных В. В. Основы психолингвистики и теории коммуникации : Лекц. курс. — М., 2001
  • Соколов А. В. Общая теория социальной коммуникации : учеб. пособие / А. В. Соколов. — СПб., 2002
  • Основы теории коммуникации : учебник для вузов по специальности 020300 «Социология» / [М. А. Василик и др.] ; под ред. М. А. Василика. — М., 2003
  • Викулова Л. Г. Основы теории коммуникации : практикум / Л. Г. Викулова, А. И. Шарунов. – М. : АСТ, 2008
  • Голуб О. Ю. Теория коммуникации : учебник: [для вузов по специальностям «Связи с общественностью», «Реклама»] / О. Ю. Голуб, С. В. Тихонова. – М. : Дашков и Ко, 2011
  • Связи с общественностью. Теория, практика, коммуникационные стратегии : [учеб. пособие для вузов / С. А. Шомова и др.] ; под ред. В. М. Горохова, Т. Э. Гринберг. – М. : Аспект Пресс, 2011