Курсовая работа. Тема: Современные педагогические технологии как эффективное условие организации учебного процесса на уроках русского языка в образовательном учреждении

Заказ 238

Цена полной версии: 900 рублей

Тема: современные педагогические технологии как эффективное условие организации учебного процесса на уроках русского языка в образовательном учреждении

Содержание работы

Введение. 2

Глава 1 Основные понятия, педагогические технологии. 6

1.1 Термином технология, педагогическая технология, образовательная технология. 6

1.2 Основные признаки и принципы педагогических технологий. 13

Глава 2 Диалоговые технологии обучения русскому языку. 20

2.1 Диалоговые технологии обучения. 20

2.2 Пример применения диалоговых технологий. 24

Заключение. 36

Список использованных источников. 39

Введение

Концепция модернизации образования определила новую парадигму образования, ориентированную на развитие личности.

Важным условием развития России является формирование совершенной системы подготовки кадров на основе богатого интеллектуального наследия народа и общечеловеческих ценностей, достижений современной культуры, экономики, науки, техники и технологий.

В педагогике XXI века в центре стоит личность ученика, которая и является целью образования. Поэтому педагогический процесс имеет ориентацию на индивидуальный подход к каждому ученику, который имеет свои способности. И педагогу нужно найти в каждом ученике его лучшие качества, учитывать особенности его личности, формировать у него положительную Я — концепцию, стимулировать «к учению с увлечением»,  повышать качество образования[1]. Вопрос о том, каким должен быть современный урок (в том числе и урок русского языка), звучал довольно давно и в разные периоды имел разные отклики в педагогических кругах.

Несмотря на то, что основные положения школьного урока из года в год повторяются, являясь в определенном смысле базовыми (фундаментальными), каждый последующий значимый этап в развитии системы образования и общества в целом вносит в концепцию урока свои коррективы и такие специфические требования, которые в наибольшей мере отвечают новым целям и задачам обучения, воспитания и развития подрастающего поколения.

В настоящее время особое значение придается тем идеям и направлениям, которые могут быть реализованы в системе технологий личностно-ориентированного и развивающего обучения.

На это ориентируют Государственные образовательные стандарты России, который делает значительный шаг к обновлению и к разгрузке содержания обучения, с одной стороны, а с другой – впервые нормативно закрепляет вариативность, дифференциацию и индивидуализацию обучения в современной школе.

Стандарт утверждает идею личностно-ориентированного обучения и его развивающую функцию. Он нацелен на большую практическую направленность и жизненную востребованность полученных результатов. Образовательный стандарт ориентирует школу на переход от старых к новым принципам образования, от безличностной, «знаниевой» к деятельностной системе обучения, направленной на умственное и общее развитие учащихся современной школы.

Обновление и модернизация – это, прежде всего, новый взгляд на всю систему профессионально-методической работы учителя, предполагающий:

– новый подход к системе традиционных средств и методов обучения, усиление их воспитательной и развивающей функции с учетом запросов современного общества и особенностей сложившихся реалий;

– использование (и дальнейшая разработка и совершенствование) новых технологий и инноваций, в основу которых положены передовой опыт учителей и исследования ученых-методистов и педагогов, представителей смежных наук;

– новая стратегия организации учебно-познавательной деятельности учащихся на уроке как основной форме учебного процесса в школе;

– повышение уровня профессионально-методической подготовки и переподготовки учителя, осуществляемой на уровне научных знаний, накопившихся к началу нового века[2].

Отсюда очевидна важность и актуальность темы исследования курсовой работы «Современные педагогические технологии как эффективное условие организации учебного процесса на уроках русского языка в образовательном учреждении», которая имеет большое методологическое, обучающее, воспитательное и развивающее значение, т.к. на современном этапе в сфере образования большое внимание уделяется совершенствованию учебного процесса и поиску наиболее эффективных методов и форм работы с учащимися.

Степень изученности проблемы: проблематика обновления теории и практики урока русского языка в современной школе с учётом специфики своеобразия подходов к ней всегда находилась в поле зрения многих учёных и вызывала значительный интерес и острые дискуссии. Вопросы о том, каким должен быть современный урок (в том числе и урок русского языка) занимают таких известных ученых-методистов, таких, как М.Т. Баранов, В.В. Ощепкова, А.А. Миролюбов, З.Н. Никитенко-Попова, Г.В. Рогова и др., и учителей-практиков.

Цель курсовой работы: рассмотреть современные педагогические технологии организации учебного процесса на уроках русского языка в образовательном учреждении.

Цель исследования реализуется в системе задач, решаемых в курсовой работе:

  1. Установить степень теоретической разработанности исследуемой проблемы на основе анализа психологической, психолингвистической, лингвистической, педагогической и методической литературы.
  2. Исследовать традиционную систему обучения русскому языку и современные педагогические технологии.
  3. Произвести отбор эффективных методических приемов обучения, адекватных современным требованиям к обучению.

4. Совершенствовать модель урока русского языка на основе  использования активных методов и информационно-компьютерных технологий обучения.

Объект исследования: процесс обучения русскому языку в образовательном учереждении.

Предмет исследования: урок  русского языка с приминением современных педагогических технологий.

Научная и практическая значимость курсовой  работы:

  • в рассмотрении актуальной проблемы типологии уроков в общедидактическом плане;
  • в исследовании влияния структуры урока и формы его организации на эффективность работы, как учителя, так и ученика;
  • в новой трактовке дидактических принципов обучения в свете изучения мышления и научного познания;
  • в том, что результаты исследования могут быть использованы в практике школьной работы и могут быть рекомендованы для организации учебно-воспитательного процесса в свете реформ, осуществляемых Национальной программой подготовки кадров в общеобразовательных школах России.

Методы исследования: теоретические, изучение и анализ лингвистической, психологической, педагогической и методической литературы по теме исследования, моделирование организации учебного процесса при обучении русскому языку, анализ действующих программ, учебников и учебно-методических пособий.

Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.

 

Глава 1 Основные понятия, педагогические технологии

1.1 Термином технология, педагогическая технология, образовательная технология

Технология (от др.-греч. τέχνη — искусство, мастерство, умение; λόγος — мысль, причина; методика, способ производства) — в широком смысле — совокупность методов, процессов и материалов, используемых в какой-либо отрасли деятельности, а также научное описание способов технического производства; в узком — комплекс организационных мер, операций и приемов, направленных на изготовление, обслуживание, ремонт и/или эксплуатацию изделия с номинальным качеством и оптимальными затратами, и обусловленных текущим уровнем развития науки, техники и общества в целом.

……………………..

………………………

……………………..

 

2.2 Пример применения диалоговых технологий

Упражнение 1. Ваша речь на уроке должна прибижаться к научной, то есть быть учебно-научной. В такую речь включаются слова-термины (специальные слова, употребляющиеся для называния явлений, предметов, процессов в науке), например:

Коммуникант – тот, кто вступает в общение. В основном значении совпадает со словамисобеседник, партнер по общению.

Коммуникативное намерение (задача, цель) – конкретная цель высказывания (убедить, разжалобить, вызвать сочувствие и т.д.).

Коммуникативный контакт – связь, согласованность в общении.

Составьте по одному предложению с каждым из этих терминов.

…………………….

……………………..

……………………

Заключение

Любая образовательная технология имеет цель и обладает средствами, активизирующими деятельность учащихся. Наибольший активизирующий эффект на уроках дают ситуации, в которых обучаемые должны самостоятельно объяснять окружающие явления, отстаивать свое мнение, задавать вопросы своим товарищам, заниматься обучением отстающих, выбирать посильное задание, находить несколько вариантов возможного решения познавательной задачи, проверить результаты своих действий (самопроверка), анализировать личные действия.

В для достижения вышеперечисленных эффективных ситуаций использую такие технологии, методы и формы организации обучения, которые побуждают учащихся к мыслительной и практической деятельности.

  1. I. Проблемное обучение. Это организация учебного процесса, которая предполагает создание в сознании учащихся под руководством учителя проблемных ситуаций и организацию активной самостоятельной деятельности учащихся по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение знаниями, умениями, навыками и развитие мыслительных способностей. Проблемные ситуации имеют место на всех этапах процесса обучения: при объяснении, закреплении, контроле. При этом учитель побуждает учащихся делать сравнения, обобщения, выводы, ставит конкретные вопросы, определяет теоретические и практические задания.
  2. II. Интерактивные технологии.
  • Технология «Развитие критического мышления через чтение и письмо».

Развитие критического мышления учит школьников выделять причинно-следственные связи, рассматривать новые идеи и знания в контексте уже имеющихся, отвергать ненужную информацию, понимать, как различные части информации связаны между собой, уметь делать выводы, избегать категоричности в утверждениях, отделять главное от несущественного в тексте.

В основу технологии положен базовый дидактический цикл, состоящий из трех этапов (стадий):

1) стадия «вызова», во время которой учащиеся определяют цели изучения предстоящего материала;

2) стадия «осмысления» — содержательная, в ходе которой происходит работа ученика с текстом (работа направленная, осмысленная);

3) стадия «рефлексии» — размышления. На этом этапе ученик формирует личностное отношение к тексту. Именно здесь происходит активное переосмысление собственных представлений с учетом вновь приобретенных знаний.

На уроках ученики не сидят пассивно, слушая учителя, а становятся главными действующими лицами урока. Они думают, делятся рассуждениями, читают, пишут, обсуждают прочитанное.

Данную технологию применяю на уроках литературы при чтении, изучении небольших по объему текстов (н-р, сказок).

  • Технология проведения дискуссий.

Заключается в коллективном обсуждении какого-либо вопроса, проблемы или сопоставлении информации, идей, мнений, предложений. В ходе дискуссий учащиеся могут либо дополнять друг друга, либо противостоять один другому.

Одним из видов технологии проведения дискуссий, который использую в работе – методика «вопрос-ответ». Данная методика – разновидность простого собеседования, отличие состоит в том, что применяется определенная форма постановки вопросов для собеседования с участниками дискуссии-диалога. Стратегия ведения диалога заключается в переходе от желания собеседника говорить с вами к пониманию его отношений; от понимания собеседника к принятию, а в случае необходимости к его убеждению.

Данная методика, например, применительна при изучении романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание», точнее при выяснении первичного восприятия романа.

  • Тренинговые технологии.

Понятие «тренинг» трактуется как вид образовательной практики, в которой ведущей деятельностью является тренировка, т.е. закрепление умения посредством повторения упражнений. В частности выделяется группа педагогических (учебных) тренингов, куда входят все упражнения (дидактические), предполагающие повторение, закрепление в памяти. Примеры: упражнения на формирование навыков произношения, написания той или иной орфограммы и т.д.

  • Технология интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала.

Данная технология предусматривает оформление учебного материала в виде опорных схем. Основа учебной деятельности – наглядные схемы, в которых закодирован учебный материал.

В основном использую данную технологию на уроках русского языка при изучении теории с помощью наглядности (схемы, таблицы).А также при изучении крупных произведений художественной литературы можно составлять схемы всего произведения либо отдельных его частей, либо взаимосвязь героев.

Список использованных источников

  1. Амонашвили Ш.А. Как живете, дети? — М., 2007.
  2. Алексеев Н. Г. Формирование осознанного решения учебной задачи //Педагогика и логика. —М.: Касталь, 2009.—С.385
  3. Бабанский Ю.К. Оптимизация процесса обучения. Общедидактический аспект. — М., 2007.
  4. Бабанский Ю.К. Интенсификация процесса обучения // Биология в школе, N1 – 2009 с. 3-6
  5. Бардин К.В. Как научить детей учиться. — М.: Просвещение, 2007.
  6. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. — М.: Педагогика, 2009.
  7. Беспалько В.П. Основы теории педагогических систем. -Воронеж, 2007.
  8. Беспалько В.П., Татур Ю.Г. Системно-методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса подготовки специалистов. — М., 2009.
  9. Боголюбов В.И. Педагогическая технология: эволюция понятия // Советская педагогика N9, 2011.
  10. Бордовский Г.А., Извозчиков В.А. Новые технологии обучения: вопросы терминологии // Педагогика, N5, 2009. — с. 12-16.
  11. Брагина Г.Б. Мастерство учителя на уроке — М., 2009.
  12. Брусенцов Н.П. Микрокомпьютерная система обучения «Наставник». — М.: Наука, 2010.
  13. Бухвалов В.А. Методики и технологии образования/ — Рига, 1994.
  14. Волков И.П. Много ли в школе талантов? — М.: Знание, 2009.
  15. Волков И.П. Учим творчеству. — М.: Педагогика, 2009.
  16. Волович М.В. Математика без перегрузок. — М.: Педагогика, 2011.
  17. Воробьев Г. Кибернетика стучится в школу. — М., 2006.
  18. Гальперин П.Я. Методы обучения и умственного развития ребенка. — М., 2005.
  19. Гершунский Б.С. Компьютеризация в сфере образования: проблемы и перспективы. — М., 2007.
  20. Глоссарий терминов по технологии образования. — Париж, Юнеско, 2006.
  21. Границкая А.С. Научить думать и действовать. — М., 2011.
  22. Гузик Н.П. Учить учиться. — М.: Педагогика, 2010.
  23. Гузеев В.В. Лекции по педтехнологии. — М.: Знание, 2009.
  24. Гузеев В.В. Образовательная технология: от приема до философии / М.: Сентябрь, 2006. — C. 8
  25. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения: опыт теоретического и экспериментального психологического исследования. — М., 2006.
  26. Данюшенков В.С. Практические работы учащихся с позиции педтехнологии // Педагогика, N3, 2008. — с. 29-33.
  27. Дьяченко В.К. Организационная структура учебного процесса и ее развитие. — М., 2009.
  28. Дьяченко В.К. Еще раз о коллективных учебных занятиях (технология педагогического труда) // Народное образование, N1, 2002. — с. 42-47.
  29. Давыдов В.В. О понятии развивающего обучения // Педагогика, N1, 2005.
  30. Занков Л.В. Избранные педагогические труды. — М., 2010.
  31. Зубарева Н.С. Педагогическая технология: путь в дидактику и практику обучения // Психолого-педагогические проблемы повышения квалификации работников образования. Межвуз. науч. труд. Вып. 3 в 2-х ч, ч1. — М., 2004. — c. 36-41.
  32. Ильин Е.Н. Путь к ученику. — М.: Просвещение, 2008.
  33. Ильина Т.А. Понятие «педагогическая технология» в современной буржуазной педагогике // Сов. педагогика, N9, 2011.
  34. Ильясов И.И. Структура процесса обучения. — М., 2006.
  35. Кларин М.В. Педагогическая технология в учебном процессе. Анализ зарубежного опыта. — М.: Народное образование, 2008.
  36. Клинберг Л. Проблемы теории обучения / Пер. с нем. — М., 2004.
  37. Кларин М. В. Педагогическая технология в учебном процессе. Анализ зарубежного опыта. —М.: Знание, 2009. -80 с.
  38. Коменский А.Я. Великая дидактика // Избранные педагогические сочинения. — М., 2005.
  39. Космодемьянская А.И. Разработка вопросов педагогической технологии в США // Сов. педагогика, N10, 2009.
  40. Крулль З.В. Значение тестовых фондов // Совершенствование учебной литературы. — г. Тарту, 2008.
  41. Лазарев и др. Новые информационные технологии обучения и деятельностные подходы к проектированию // Народ. образование, N10, 2008.
  42. Лернер И.Я. Внимание технологии обучения // Сов. педагогика, N3, 2010 г. — с. 138-141.
  43. Лернер И.Я. Проблемное обучение. — М., 2004г.
  44. Лысенкова С.Н. Методом опережающего обучения. — М.: Просв-е, 2008.
  45. Маркова А.К., Матис Т.А., Орлов А.Б. Формирование мотивации учения. — М.: Просвещение, 2010.
  46. Матюшкин А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. — М., 2002.
  47. Махмутов М.И. Проблемное обучение: Основные вопросы теории. — М., 2002.
  48. Машбиц Е.И. Компьютеризация обучения: проблемы и перспективы. — М., 2006.
  49. Машбиц Е.И. Психологические основы управления учебной деятельностью. — К., 2007.
  50. Менчинская Н.А. Проблемы «самоуправления» познавательной деятельности и развитие личности//Теоретические проблемы управления познавательной деятельностью человека. — М., 2005.
  51. Обучение и развитие // Под ред. Л.В. Занкова. — М., 2005.
  52. Одаренные дети / перевод с анлг. — М.: Прогресс, 2011(Глава «Концептуальные модели»).
  53. Пасечная В.В. Учебно-исследовательская деятельность школьников как модель педагогической технологии. // Русский язык в школах и вузах Казахстана.2008.№6. с.6-7.
  54. Павленко В.К. Основные направления в развитии методики русского языка на современном этапе. // Преподавание русского языка и литературы в школах Казахстана. 2005. Январь-февраль, с.9-11.
  55. Пальчевский Б.В., Фридман Л. Учебно-методический комплекс средств обучения // Советская педагогика, N6, 2011. — с. 26-32.
  56. Пейперт С. Переворот в сознании: дети, компьютеры и плодотворные идеи / Пер. с англ. — М., 2009.
  57. Подласый И. Как диагностировать урок? // Народное образование, 2011, N9. — с. 45-52.
  58. Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. — М., 2004.
  59. Селевко П.К. Современные преподавательные технологии: Учебное пособие. — М.: Народное образование, 2008.
  60. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. – М.: Народное образование, 2008. – C. 15-16
  61. Суд над системой образования: стратегия на будущее: сб. / под ред. У.Д. Джонсона. — М., 2010.
  62. Талызина Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний. — М., 2004.
  63. Талызина Н.Ф. Формирование познавательной деятельности уч-ся. — М.: Знание, 2010.
  64. Унш И.Э. Индивидуализация и дифференциация обучения. — М., 2011
  65. Фрадкин Ф.А. Гаврилин А.В. Технология формирования личности в рефлексологической педагогике // История пед. технологии. — М., 2003. — с. 23-25.
  66. Фридман Л.Н. Наглядность и моделирование в обучении — М., 2004.
  67. Фридман Л.Н. Педагогический опыт глазами психолога. — М.: Просвещение, 2007.
  68. Фридман Л.Н. Урок? Нет тема (технология педагогического труда) // Народное образование, N1, 2010. — с. 48-52.
  69. Хазанкин Р.Г. Десять заповедей учителя математики // Народное образование, N1, 2011. — с. 70-78.
  70. Шамова Т.И. Активизация учения школьников. — М., 2002.
  71. Шаталов В.Ф. Куда и как исчезли тройки. — М.: Педагогика, 2009.
  72. Шаталов В.Ф. Педагогическая проза. — М.: Просвещение, 2010.
  73. Шаталов В.Ф. Точка опоры. — М.: Педагогика, 2007.
  74. Шаталов В.Ф. и др. Опорные конспекты по кинематике и динамике. — М.: Просвещение, 2009.
  75. Шаталов В.Ф. Эксперимент продолжается. — М.: Педагогика, 2009.
  76. Шейман В.М. Технология работы учителя физики. — М., 2002.
  77. Щетинин М.П. Объять необъятное. — М.: Педагогика, 2006.
  78. Щукина Г.И. Познавательный интерес в учебной деятельности школьников. — М., 2011.
  79. Щуркова Н.Е. Педагогическая технология как учебная дисциплина // Педагогика, N2, 2003. — с. 66-70.