Курсовая работа — История России, Особенность политической системы в интеллектуальном наследии Л.Тихомирова.

Заказ 235

Цена полной версии: 700 рублей

Содержание

Введение……………………………………………………………………………3

  1. Личность Льва Александровича Тихомирова…………………………………5

1.1. Взгляды и деятельность Л.А. Тихомирова…………………….…….5

1.2. Творчество Л.А. Тихомирова……………………..…………………..9

  1. Интеллектуальное наследие Л.А. Тихомирова………………………………16

2.1. Этическая основа российской государственности в воззрениях Л.А.Тихомирова………………………………………………………………….16

2.2. Эволюция идеи народного представительства во взглядах Тихомирова………………………………………………………………………21

Заключение……………………………………………………………………….33

Список литературы………………………………………………………………35

Введение

В современных условиях поиска оптимальных путей развития России представляется достаточно   актуальным   обращение   к   изучению   идейного   наследия   отечественной консервативной  мысли, представители  которой  дали исчерпывающий  анализ  специфики российской государственности.

Лев Александрович Тихомиров — один из ведущих российских консерваторов рубежа XIХ–XX вв. В своих книгах, брошюрах и статьях он не только критиковал своих политических оппонентов, но и предлагал собственные пути решения политических, религиозных и социально-экономических проблем. Однако, несмотря на ту энергию и количество  сил,  которые  приложил  Тихомиров,  его  идеи,  за  единичными исключениями,  не  получили  широкого  признания  и  распространения  в период  его  жизни.

Будучи  членом  Исполнительного  комитета «Народной Воли», позже главным редактором заграничного издания партии, Тихомиров считал  себя  одиноким  в  идейном  отношении.  Зарекомендовав  себя  в монархической  публицистике,  получив  признание  и  опеку  таких  деятелей, как обер-прокурор К.П. Победоносцев, премьер-министр П.А. Столыпин, он считал  себя  чужим  в  консервативных  кругах.  Достигнув  предельного положения  для  монархического  публициста – получив  поддержку  самого императора,  став  главным  редактором «Московских  ведомостей» – Тихомиров в 1914 г. добровольно покинул редакторское кресло, считая себя не в силах переломить развитие губительных для страны тенденций.

Пройдя вехи эволюции от народника до монархиста, Тихомиров остался загадкой для своих  современников.

Однако, деятельность Тихомирова, по прошествии многих лет остается актуальной, так как его суждения в адрес различных политических систем прошли проверку временем.

Цель данной работы – изучить особенность политической системы в интеллектуальном наследии Л.Тихомирова.

Данная цель предполагает решение следующих задач:

  • рассмотреть взгляды и деятельность Л.А. Тихомирова;
  • исследовать творчество Л.А. Тихомирова;
  • описать этическую основу российской государственности в воззрениях Л.А.Тихомирова;
  • проследить эволюцию идеи народного представительства во взглядах Тихомирова.

Объектом данного исследования является Лев Тихомиров.

Предметом  данного  исследования  является  интеллектуальное наследие Льва  Тихомирова.

Методология  исследования включает методы сравнения и описания. В  работе также использован  принцип историзма — личность Льва Тихомирова анализируется в  связи  с конкретными историческими  условиями.

  1. Личность Льва Александровича Тихомирова

1.1. Взгляды и деятельность Л.А. Тихомирова

Лев  Александрович  Тихомиров  (1852-1923)  прожил  насыщенную  жизнь.  Революционер  и  идеолог  «Народной  воли», прошедший царскую тюрьму, он стал монархистом, редактором официозных «Московских ведомостей» и закончил свои дни православным мыслителем.

………………………

……………………

……………………..

  1. Интеллектуальное наследие Л.А. Тихомирова

2.1. Этическая основа российской государственности в воззрениях Л.А.Тихомирова

Среди теоретиков консерватизма конца XIX — начала XX вв. самым авторитетным был Л.А.Тихомиров, который в работах «Демократия либеральная и социальная» (1896), «Единоличная власть как принцип государст­венного строения» (1897), «Монархическая государственность» (1905), а также в серии брошюр и публикаций в газете «Московские ведомости», сформулировал свою концепцию отечественной государственности — «православной самодержав­ной монархии», где впервые в научный оборот ввел понятие «государственность»[1].

……………………

…………………….

…………………….

Заключение

Лев Тихомиров — человек очень интересной судьбы. Он являлся активным участником революционного движения в 70-х годах XIX века. В 1882 году он эмигрировал за границу, где издавал «Вестник Народной воли». В 1889 году Тихомиров пишет покаянное письмо Александру III и после  получения  прощения  возвращается  в  Россию  убежденным  монархистом.  В  конце  своих  идейных исканий он пришел к выводу, что только православно-оправданная, государственно-содержательная и национально-ориентированная  русская  идея  может  служить  основным  стержнем  здорового  развития  России

Имея возможности идти другим путем в рамках революционной борьбы, Тихомиров в 1870-х годах безоговорочно придерживался террористической линии в развитии революци­онных партий. Террорист, совершающий акт справедливого насилия и гибну­щий в процессе его свершения, рассматривался одновременно как мститель и как жертва, как ангел мести и как мученик. Под обаяние этих образов попадали многие люди, не только придерживавшиеся иных политических взглядов, но и воспринимавшие социально-по­литический процесс в терминах морали и гуманности.

В этом контексте опыт Льва Тихомирова, перешедшего из стана революционеров на государственнические позиции, дает воз­можность исследовать логику, на которой, вопреки рас­пространенному мнению, были основаны не только взгляды ради­кальной интеллигенции, но и настроения представителей самых различных слоев образованного общества.

В движении народников Тихомиров видел лишь пропаганду и разжигание восстания: он писал, что, будучи народником, мечтал о «честном бунте». Но пропаганда восстания оказалась неэффективной, а затем и возник­ло разочарование в индивидуальном терроре. И тогда Тихомиров отверг революцию как таковую.

Отвергая революционный путь, он вовсе не симпатизировал крайней реакции.

В качестве программы выхода из кризиса Лев Александрович  предлагает  свой  труд  «Монархическая  государственность», общий объем которого превышает 800 страниц. Однако гораздо доступнее его идеи были в многочисленных статьях, где мыслитель разъяснял свои взгляды для широкой публики.

Одна из оригинальных черт концепции Л.А. Тихомирова — его попытка синтезировать религиозное и юридическое обоснование монархического строя. Все особенности государственного устройства и политики подчинены нравственному принципу происхождения и существования самой  монархической  формы  правления.  Именно  духовно-нравственная  связь  народа  и  монарха  оказывает влияние на возможность верного формирования общественных учреждений, политических действий и всех сфер жизни нации в целом.

Список литературы

  1. Бах А.Н. Записки народовольца. – М.: Мир, 2012. – 253 с.
  2. Волк С.С. Народная воля. – М.: Знание, 2010. – 492 с.
  3. Вишняк М.В. Всероссийское Учредительное собрание. – М.: Эксмо, 2012. – 253 с.
  4. Воспоминания Льва Тихомирова. /Под ред. Е.Н. Мощелкова. – М.: Омега, 2014. — 515 с.
  5. Грингмут В.А. История народовластия. – М.: Академия, – 77 с.
  6. Иохельсон В.И. Первые дни «Народной Воли». – М.: Дело, 2012. – 58 с.
  7. Кан Г.С. «Народная Воля»: идеология и лидеры. – М.: Райс, 2012. – 196 с.
  8. Кирьянов Ю.И. Правые партии в России 1911-1917 гг. – М.: РОССПЭН, 2011. – 453 с.
  9. Коцюбинский Д.А. Русский национализм в начале ХХ столетия: рождение и гибель идеологии Всероссийского национального союза. – М.: РОССПЭН, 2013. – 517 с.
  10. Лукьянов М.Н. Российский консерватизм и реформа 1907-1914 гг. – Пермь: Азбука, 2014. – 440 с.
  11. Меньшиков М.О. Великорусская идея. – М.: Институт русской цивилизации, 2012. — 688 с.
  12. Милевский О.А. Лев Тихомиров: две стороны одной жизни. – Барнаул: Слово, 2014. – 322 с.
  13. Начапкин М.Н. Монархическая идея в российском консерватизме конца XIX – первой половины XX в. – Екатеринбург: УГУ, 2014. – 240 с.
  14. Революционное народничество 70-х годов ХIХ века (1876-1882 гг.). /Под ред. В.В. Шелохаева. – М.: Инфра М, — 2013. – 473 с.
  15. Репников А.В. Консервативные концепции переустройства России (конец XIX – начало ХХ века). – М.: Академия, 2013. – 544 с.
  16. Репников А.В., Милевский О.А. Две жизни Льва Тихомирова – М.: Дрофа, 2011. – 560 с.
  17. Тихомиров Л.А. Монархическая государственность. – М.: Облиздат, 2012. – 672 с.
  18. Тихомиров Л.А. Апология Веры и Монархии. – М.: Москва, 2012. – 480 с.
  19. Тихомиров Л.А. Руководящие идеи русской жизни. – М.: Институт русской цивилизации, 2012. – 640 с.
  20. Трухин М.Д. Идея Учредительного собрания в воззрениях лидеров революционной организации «Народная воля». // Вестник МГОУ. Серия «История и политические науки». – 2012. – № 5. – С. 99–105.
  21. Шарапов С.Ф. Россия будущего. – М.: Институт русской цивилизации, 2011. – 720 с.