Дипломная работа по культурологии: ФОНТАНЫ КАК СМЫСЛОВОЙ ЭЛЕМЕНТСАДОВО-ПАРКОВОГО КОМПЛЕКСА НА ПРИМЕРЕ ГМЗ «ПЕТЕРГОФ»

Заказ 222

Цена полной версии дипломной работы: 2000 рублей

Специальность «Культурология»

Содержание

Введение. 3

Глава 1. Фонтаны как элемент садово-паркового искусства. 6

1.1     История применения фонтанов в парковом искусстве. 6

1.2     Смысловые роли фонтанов в дворцово-парковых комплексах 18-19 века  9………………………………………………………………………….18

Глава 2. Фонтаны Петергофа как культурный код. 23

2.1 Идеологические, эстетические и конструктивные роли фонтанов в Петергофском дворцово-парковом комплексе. 23

2.2 Фонтаны Петергофа как элементы культурного кода. 48

Заключение. 51

Библиография. 52

Приложение……………………………………………………………………..54

Введение

Уже в древности  люди задумывались о том, как создать  искусственные водоемы, особенно интересовала их загадка бегущей воды. И решая эту задачу, появляются фонтаны, первоначально для полива и питья, но в дальнейшем становясь элементом садово-паркового комплекса и приобретая символически-смысловое значение.

Многие империи разных эпох прославляются садами и парками, одной из главных составляющей которых являются фонтаны, так всемирную известность приобретает Петергофский парк с его величественными фонтанами на берегу моря.

Петергофские фонтаны часто сравнивают с Версалем, как писал известный художник и историк искусства Александр Бенуа, но это по недоразумению. Фонтаны в Петергофе не придаток, а главное. Они являются символическим выражением водного царства, тучей брызг того моря, которое плещется у берегов Петергофа.

Ансамбль дворцов и парков Петергофа — памятник архитектуры и садово-паркового искусства первой четверти XVIII века, получивший всемирную известность как «столица фонтанов» (всего в парках Петергофа 4 каскада и 150 фонтанов), является своеобразным триумфальным памятником в честь побед России за выход к Балтийскому морю.

Сегодня Петергофский парк фонтанов является объектом культурного наследия России, и представляет собой уникальную ценность не только для россиян, но и для жителей других стран.

Как и два с половиной века назад фонтаны Петергофа привлекают внимание публики. Ежегодно сюда приезжают миллионы туристов со всего мира, чтобы  насладиться торжествующим гимном и великолепием фонтанов  эпохи барокко. И, кто бы ни приехал в Петербург — из отдаленной ли республики, из Москвы или из другой страны, — каждый стремится посетить этот садово-парковый комплекс, полюбоваться его прославленными во всем мире фонтанами.

Актуальность данной дипломной работы обусловлена тем, что  фонтаны являются не просто украшением, но несут в себе и определенную идейно-смысловую нагрузку в садово-парковом комплексе, призванную возвеличить победы Петра I в Северной войне, отразить величие и славу России, подвергнуть осмеянию реального врага в аллегорической форме.

В качестве объекта исследования мы рассматриваем культурные коды садово-паркового искусства.

Предметом исследования являются фонтаны, как смысловой элемент парков Петергофа.

Цель работы заключается в выявлении смысловых ролей фонтанов в дворцово-парковых комплексах 18-19 вв.

Данная цель реализуется через решение следующих задач:

  • Рассмотреть историю применения фонтанов в парковом искусстве;
  • Указать смысловые роли фонтанов в дворцово-парковых комплексах 18-19 вв.;
  • Выявить идеологические, эстетические и конструктивные роли фонтанов в Петергофском дворцово-парковом комплексе;
  • Представить фонтаны Петергофа, как элементы культурного кода.

Гипотеза исследования заключается в том, что Петергофский парк фонтанов носит в себе смысловой элемент садово-паркового комплекса, а так же культурный бренд для потенциальных потребителей культурных услуг.

Работа включает в себя:

  • Введение состоит из 3 листов и содержит в себе краткий обзор дипломной работы.
  • Главу 1 состоящую из 16 листов и в ней идет речь об истории появления фонтанов, их применении в садово-парковом искусстве начиная с Древнего мира и заканчивая 19 веком. Здесь же делается акцент на фонтаны, которые несут в себе не только красоту, но и смысловую роль, которую закладывают в основу создания фонтана: мемориальные, шутихи, романтические, для ритуальных омовений.
  • Главу 2 состоящую из 28 листов, в этой главе рассказывается об идеологических, эстетических и конструктивных ролях фонтанов в Петергофском дворцово-парковом комплексе. Рассматриваются фонтаны Петергофа как ключ к пониманию русской культуры. Что они несут в себе закодированную информацию, позволяющая идентифицировать фонтаны,  с каким-либо комплексом стереотипов в сознании.
  • Заключение содержит в себе общий итог исследований.
  • Библиография состоит из 25 источников
  • Приложение включает в себя 11 фотографий фонтанов государственного музея-заповедника Петергоф.

Глава 1. Фонтаны как элемент садово-паркового искусства

1.1   История применения фонтанов в парковом искусстве

Слово фонтан – латино-итальянского происхождения, происходит оно от латинского «фонтис», что переводится «источник». По смыслу это означает струю воды, бьющую вверх или под напором вытекающую из трубы. Есть водные фонтаны природного происхождения – фонтанирующие небольшими струями родники.

…………………….

…………………….

…………………….

1.2   Смысловые роли фонтанов в дворцово-парковых комплексах 18-19 века

Если в Средние века фонтаны служили только источником водоснабжения, то с началом Эпохи Возрождения фонтаны становятся частью архитектурного ансамбля, а то и его ключевым элементом.

………………………

………………………

………………………..

Глава 2. Фонтаны Петергофа как культурный код

2.1 Идеологические, эстетические и конструктивные роли фонтанов в Петергофском дворцово-парковом комплексе

Сегодня Петергофский парк фонтанов является объектом культурного наследия России, и представляет собой уникальную ценность не только для россиян, но и для жителей других стран.

………………………

………………………

…………………………

Заключение

Особенностями русского паркостроения являлось присутствие воды, как важнейшего средства художественной выразительности; отсутствие идеального геометрического плана; наличие характерной русской флоры; выполнение ими не только рекреационной, но и познавательной функции.

Подводя итог работы, отметим, что роль строительства Петергофского парка фонтанов в развитии культуры России огромна и значительна. Она выражена в первую очередь в появлении нового вида искусства в России, которое именуется как «Садово – парковое искусство». Данный вид искусства отражает взаимосвязь природы, человека, культуры и истории.

Фонтаны играют существенную роль в идейно-образном пространстве Петергофа. Они символизируют европоцентризм российских монархов, создают образ прогресса, позиционируют Россию как сильную имперскую державу, подчеркивают морской статус Санкт-Петербурга. Создают образ морского фасада столицы империи и несут важнейший аллегорический смысл.

Библиография

  1. И.М.Гуревич, В.В. Знаменов «Большой петергофский дворец» Лениздат, 1979.
  2. Р.П.Костылев, Г.Ф.Пересторонина «Петербургские архитектурные стили» СПб «Паритет» 2003г.
  3. «Санкт-Петербург: архитектурные стили» Автор-составитель М.С.Зимина, СПб «Корона принт»2004г.
  4. «Популярная художественная энциклопедия» Под ред. В.М.Полевого, М «Советская энциклопедия» 1986г.
  5. Фредерик Дасса «Барокко. Архитектура между 1600 и 1750 годами» М, «Астрель» 2002г.
  6. «Советский энциклопедический словарь» Гл. ред. А.М.Прохоров М, «Советская энциклопедия» 1989г.
  7. О.Н.Кузнецова, Б.Ф.Борзин — Летний сад и летний дворец Петра I. — Л.: Лениздат, 1988.
  8. Косаревский Я.Л. Искусство паркового пейзажа. М.: Стройиздат, 1977.
  9. Лихачев Д.С. Поэзия садов: К семантике садово-парковых стилей. Л.: Наука, 1982.
  10. Раскин А.Г. Петродворец. Дворцы и павильоны. Сады и парки. Фонтаны. Скульптура. Л.: Аврора, 1978.
  11. Раскин А.Г. Энциклопедия ландшафтного искусства. Садово-парковое искусство в произведениях художников и архитекторов. Л.: Стройиздат, 1983.
  12. Ардикуца В.е. Петродворец. Парки, фонтаны, дворцы. Л.: Лениздат, 1968 г.
  13. Архипов Н.И. Сады и фонтаны XVIII века в Петергофе. Путеводитель. Л.: Мзд-во Леноблисполкома и Ленсовета, 1936 г.
  14. Курбатов В.Я. Петергоф Л.: Ленингр. Губерн. Совет профсоюзов, 1925 г.
  1. Ершова Н.И. Фонтанная история Петергофа: время и лица // История Петербурга. — 2010, № 1 (53)
  2. Петродворец / Автор-сост. Е.А. Конькова. — М.: Вече, 2009.
  3. Турчин В. Петергоф: Символы, эмблематы, эстетика воды // Наше наследие. — 2003, № 66.
  4. В.А.Гущин «От Верхнего сада до платформы Фонтаны»
  5. Гуревич И.М. Фонтаны Петродворца Издательство: Советский художн. П.А.Спышнов Фонтаны Государственное книгоиздательство архитектуры и градостроительства. 1979 г.
  6. Каган М. С. Град Петров в истории русской культуры. СПб., 1996 г.
  7. Анциферов Н.П. Душа Петербурга, Издательский дом Лира, 1990 г.
  8. Соломон Волков История культуры Санкт-Петербурга Эксмо, Москва, 2007 г.
  9. Лотман Ю.М. Статьи по семиотике культуры и искусства. Махлина С. Семиотика культуры повседневности СПб.: Алетейя, 2009