Дипломная по психологии. Тема:Особенности самопознания личности, и стратегия поведения в конфликтной ситуации

Заказ 220

Цена полной версии диплома: 3500 рублей

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

Введение………………………………………………………………………….3

Глава 1. Теоретические аспекты изучения вопросов самопознания.

1.1. Понятие самооценки личности и ее виды………………………………….6

1.2. Особенности формирования самооценки личности……………………….9

1.3. Влияние индивидуально-психологических особенностей личности на поведение в конфликте……………………………………………………………14

Глава 2. Научно-теоретические аспекты исследования проблемы конфликтного поведения.

2.1. Понятие конфликта…………………………………………………………..19

2.2. Стратегии поведения в конфликтных ситуациях…………………………..21

2.3. Особенности поведения личности в конфликтных ситуациях ……………27

Глава 3. Эмпирическое исследование взаимосвязи особенностей самопознания личности и стратегии поведения в конфликтных ситуациях.

3.1. Выбор и обоснование методики исследования……………………………..31

3.2. Выявление уровня самооценки и стратегии поведения в конфликтной ситуации…………………………………………………………………………….38

3.3. Анализ взаимосвязи уровня самооценки личности и стратегии поведения в конфликтных ситуациях……………………………………………………………46

Заключение…………………………………………………………………………49

Список литературы……………………………………………………………….50

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Актуальность исследования. Самооценка — непременный спутник нашего «Я». Она проявляется не столько в том, что человек думает или говорит о себе, сколько в его отношении к достижениям других. С помощью самооценки происходит регуляция поведения личности.

Актуальность исследования самооценки предполагает раскрытие специфики самосознания как особого процесса человеческой психики, направленного на саморегулирование личностью своих действий в сфере поведения деятельности на основе самопознания и эмоционально — ценностного отношения к себе.

Ценность человека состоит не только в его делах и поступках, но и в его умении постоянно работать над собой, самосовершенствоваться, все более глубоко познавать свои возможности и максимально использовать их в своей жизни и деятельности. Действительно, только постоянное самопознание и саморазвитие являются инструментарием открытия своего неисчерпаемого личностного и творческого потенциала, выявления тех сфер жизнедеятельности, где этот потенциал может быть использован в полной мере. Известно немало случаев, когда способные и даже талантливые люди, добившись определенных успехов, успокаивались, переставали работать над собой, и в результате чего теряли даже то, что было достигнуто ранее.

Каждый человек сам себя строит и выбирает свой жизненный путь, сам выстраивает свои отношения с другими людьми, наконец, сам совершает и исправляет ошибки. Поэтому понятия «формирование», «воспитание» и др., используемые в науке и практике, — это достаточно условные понятия. Задача семьи, образовательных учреждений состоит не в прямом воздействии на личность растущего человека с целью добиться желаемых результатов, а в создании необходимых условий для самостроительства, самоформирования и самовоспитания, в актуализации механизмов самопознания и саморазвития.

Системообразующим ядром индивидуальности является самооценка личности, которая во многом определяет жизненные позиции человека, уровень его притязаний, всю систему оценок. Самооценка влияет на формирование стиля поведения и жизнедеятельность человека. Другими словами, самооценка во многом обусловливает динамику и направленность развития субъекта.

Цель исследования: выявить влияние особенностей самопознания личности на стратегию поведения в конфликтной ситуации.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1. Рассмотреть теоретические аспекты изучения вопросов самопознания.

2. Изучить понятие конфликта и возможные стратегии поведения в конфликтных ситуациях.

3. Провести эмпирическое исследование по определению уровня самооценки личности и стратегии его поведения в конфликтных ситуациях.

4. Проанализировать взаимосвязь уровня самооценки и стратегии поведения в конфликтных ситуациях.

Объект исследования – самооценка и стратегии поведения в конфликте.

Предмет исследования – взаимосвязь уровней самооценки и выбора стратегии поведения в конфликтных ситуациях.

Гипотеза исследования – существует взаимосвязь уровней самооценки и выбора стратегии реагирования в конфликтных ситуациях. В частности,  люди с высоким уровнем самооценки чаще выбирают сотрудничество как стратегию поведения в конфликтной ситуации. Люди с низким уровнем самооценки выбирают приспособление как стратегию поведения в конфликтной ситуации.

Практическая значимость. Данное исследование посвящено проблеме изучения взаимосвязи уровней самооценки и выбора стратегии поведения в конфликтных ситуациях.  Понимание содержания, структуры и закономерностей данной проблемы позволит определить пути коррекции взаимодействия участников в конфликте и использовать полученные результаты для расширения базы психодиагностических и психотерапевтических приемов для социально-психологической поддержки учащихся и преподавателей в образовательных учреждениях.

Для решения поставленных задач и проверки гипотезы был использован комплекс адекватных объекту и предмету исследования методов:

1. Общенаучные методы (анализ, синтез, обобщение, абстрагирование и др.);

2. Метод сбора эмпирических данных – психологическое тестирование:

— интегральная самооценка личности «Кто я есть в этом мире», разработанный  Ю. М. Забродиным и В. В. Новиковым;

— методика определения стиля поведения в конфликтных ситуациях (разработанная К. Томасом и Р. Киллменом, в адаптации Н.В. Гришиной).

3. Методы статистической обработки (корелляционный анализ взаимосвязи исследуемых признаков).

Эмпирическая база исследования: ДОБАВИТЬ ШКОЛУ (полное название). Количество испытуемых 20 человек в возрасте от 10 до 50 лет.

В данной работе были использованы научные труды и книги следующих авторов: Абрамова Г. С., Станиславчика Л. И., Карелина А. А., Карташева С., Гилевой О. Б., Маралова В. Г., Донченко Е. А., Орлова А. Б., Трофимова И. Н., Свеницкого А. Л. и др.

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ВОПРОСОВ САМОПОЗНАНИЯ

1.1. Понятие самооценки личности и ее виды

Самооценка — отношение к самому себе в целом и к своим отдельным качествам. Среди источников формирования самооценки — сравнение себя с другими, оценки других людей, сопоставления различных вариантов Я-образа, а также субъективная значимость различных аспектов Я-образа. Самооценка — оценка человеком самого себя, своих достоинств и недостатков, возможностей, качеств, своего места среди других людей. С помощью самооценки происходит регуляция поведения личности.

Самооценка формируется на базе оценок окружающих, оценки результатов собственной деятельности, а также на основе соотношения реального и идеального представлений о себе. Самооценка и оценка со стороны других неразрывно связанны между собой. Самооценку мы проводим и по отношению ко всем своим качествам: внешности, способностям, успехам в учебе или работе — еще с детства учимся оценивать себя. Наша самооценка складывается из соотношения полученного результата (уровня успеха) с тем, что мы хотели достичь (то есть с нашими притязаниями ). Самооценка может быть реалистичной и не очень, стойкой и колеблющейся, положительной и отрицательной, высокой и низкой. В одинаковой ситуации люди с разной самооценкой будут вести себя совершенно по-разному, предпримут разные действия, тем самым будут воздействовать на разные события……………………..

………………………

………………………

ГЛАВА 2. НАУЧНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОБЛЕМЫ КОНФЛИКТОНОГО ПОВЕДЕНИЯ

 

2.1. Понятие конфликта.

Понятие «конфликт» характеризуется исключительной широтой содержания и употребляется в разнообразных значениях. Самым общим образом конфликт можно определить как «предельное обострение противоречий». Психологи также подчеркивают, что такое трудно разрешимое противоречие связано с острыми эмоциональными переживаниями. В специальной литературе конфликты рассматриваются на социальном, социально-психологическом или психологическом уровнях, которые диалектически связаны друг с другом[1]. Ниже мы будем говорить о конфликтах в социально-психологическом плане.

На основе анализа большого числа отечественных и зарубежных работ Н.В.Гришина предлагает определять социально-психологический конфликт как возникающее и протекающее в сфере общения столкновение, вызванное противоречивыми целями, способами поведения, установками людей, в условиях их стремления к достижению каких-либо целей. Определяющим в происхождении конфликтов выступает соответствующее сочетание объективных и субъективных факторов.

Факторы, объективно обуславливающие возникновение конфликтов, интерпретируются как некоторый набор объективных параметров, вызывающих объективное конфликтное состояние системы межличностного взаимодействия[2]. При этом подчеркивается также существенная зависимость конфликта от внешнего контекста, в котором данный конфликт возникает и развивается. Важной составной частью этого контекста называется социально-психологическая среда, (различные социальные группы с их специфическими особенностями), понимаемая достаточно широко и не ограничиваемая лишь ближайшим окружением личности. Определяющую роль в восприятии человеком конфликтности ситуации играет субъективная значимость противоречия, лежащего в основе конфликта, или тот «личностный смысл», который это противоречие имеет для данного индивида. Этот личностный смысл определяется всем индивидуальным жизненным опытом человека, точнее — такими характеристиками его личности, как ценностный ориентации и мотивация. Момент осознания ситуации как конфликтной связан также с превышением индивидуального порога толерантности. Этот универсальный психологический механизм возникновения конфликтов не исключает возможности последующей многовариантности в развитии конфликтной ситуации.

Очень важна роль общественно-экономической формации в формировании социально-психологического климата производственного коллектива[3]. В соответствии с этим наиболее значимыми факторами, определяющими в конечном счете характер межличностных взаимоотношений в коллективе, являются совокупность общественных отношений данного общества, его социально-экономическая структура, и, как следствие, содержание общественного сознания. Данный фактор детерминирует межличностные отношения как на уровне основного производственного коллектива, так и на уровне всех его структурных подразделений, вплоть до первичного коллектива. Однако эта детерминация на уровне отдельных производственных коллективов не может носить жесткого характера. Так, отмечается возможность несовпадения черт конкретной структуры отношений на отдельных предприятиях с характерными для всего общества в целом отношения взаимопонимания[4].

…………………………………….
…………………………………….
…………………………………….

2.3. Особенности поведения личности в конфликтных ситуациях

 

Люди по-разному ведут себя в конфликтных ситуациях: одни жестко отстаивают свою точку зрения, а другие чаще уступают, отказываются от своих мнений[1]. Каждому руководителю следует знать, что в любом коллективе есть свои «змей-горыныч» или «баба-яга» и нужно предпринять некоторые меры, чтобы их злое начало не распускалось пышным цветом. С этой целью необходимо, прежде всего, познакомиться с некоторыми типами конфликтных личностей и их характерными чертами. Психологи выделяют пять основных типов конфликтных личностей:

…………………………………………….
…………………………………………….

ГЛАВА 3. ЭМПИРИЧЕСКЛЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ ОСОБЕННОСТЕЙ САМОПОЗНАНИЯ ЛИЧНОСТИ И СТРАТЕГИИ ПОВЕДЕНИЯ В КОНФЛИКТНЫХ СИТУАЦИЯХ

 

3.1. Выбор и обоснование методики исследования

Экспериментальной базой для исследования явилась школа Х. В исследовании участвовали как ученики различных классов, так и учителя. Количество испытуемых – 20 человек в возрасте от 10 до 50 лет.

Для исследования зависимости стратегий поведения в конфликтных ситуациях от самооценки личности нами были использованы 2 методики:

1. Методика определения уровня самооценки по В. В. Новикова[1].

2. Тест описания поведения К. Томаса[2].

 

Интегральная самооценка личности «Кто я есть в этом мире»

(методика В.В.Новикова)

Цель: выявить уровень самооценки личности.

Инструкция. Перед вами 10 семибалльных линий, обозначающих довольно важные качества человека. В левой части расположены качества людей с самыми низкими оценками (больные, лживые, трусливые и т. д.), а в правой — самые высокие оценки (самые добрые, умные, здоровые и т. д.). Теперь оцените свое собственное здоровье и другие девять качеств на прямых линиях любым знаком (точкой, крестиком, галочкой). Действуйте не торопясь, но и не раздумывая слишком долго: не ищите удобных вариантов, так как нет плохих или хороших ответов, а есть правильные и неправильные……………………………………

………………………………

……………………………..

……………………………..

3.3. Анализ взаимосвязи уровня самооценки личности и стратегии поведения в конфликтных ситуациях.

 

Для определения взаимосвязи между самооценкой и уровнем социального интеллекта в юношеском возрасте применим корреляционный анализ, который позволяет выявить соотношение, взаимную зависимость сопоставляемых понятий. Данный метод обработки статистических данных весьма популярен в экономике и социальных науках.

……………………………..

……………………………..

……………………………….

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В ходе данной работы, теоретически и экспериментально была доказана гипотеза, что выбор стратегий поведения в конфликтных ситуациях у людей зависит от уровня самооценки.

Задачи, поставленные в начале работы, выполнены: проанализированы теоретические и экспериментальные работы по теме «Особенности самопознания личности, и стратегия поведения в конфликтной ситуации», проведено исследование на выявление взаимосвязи между самооценкой и стратегиями конфликтного поведения, обработаны полученные результаты эксперимента, сделаны выводы.

Можно добавить, что тема данной работы актуальна не только для учителей, школьных психологов, родителей, но и в целом для сегодняшнего изменяющегося общества, которое всегда ставило себе целью развитие личности, способной к саморазвитию и самопознанию.

Но сам процесс самопознания человека, в котором формируется самооценка и развивается способность к оцениванию вообще, чрезвычайно сложен и не однозначен. Поэтому проведение исследований в этой области, области конфликтного поведения и самооценки личности, будет способствовать дальнейшему изучению данной проблемы.

Проведенное исследование показало, что существует взаимосвязь между уровнем самооценки и выбором стратегий поведения в конфликтной ситуации.  люди с высоким уровнем самооценки чаще выбирают сотрудничество как стратегию поведения в конфликтной ситуации. Люди с низким уровнем самооценки выбирают приспособление как стратегию поведения в конфликтной ситуации.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Абрамова Г. С. Практическая психология. – М.: Просвещение, 2005. – с. 267.
  2. Алфимова М. В., Трубников В. И. Генные основы темперамента и личности // Вопросы психологии. — 2000. — №2.
  3. Андреева Г. М. Социальная психология. — М.: Аспект Пресс, 2010. — 303 с.
  4. Анцупов А.Я. Конфликтология: учебник для вузов / Под ред. А.Я. Анцупова, А.И. Шипилова — М.: ЮНИТИ. — 2009. — 201 с.
  5. Белинская, А. Б. Социальные технологии урегулирования конфликтов: Учеб. пособие/ А.Б.Белинская/. М.:Прометей. – 2000. – 212с.
  6. Белобрыкина О. А. Психологические условия и факторы развития самооценки личности / О.А. Белобрыкина. — Автореф. канд. психол. наук — Н., 2000. — с. 127.
  7. Белобрыкина О. А. Влияние социального окружения на развитие самооценки // журнал «Вопросы психологии». — 2001. — № 4. – с. 11-28.
  8. Бодалев А. А. Психология и педагогика / Учебное пособие. 4-е изд. – М: Институт психологии, 2004. — с. 347.
  9. Бэрон Р. Социальная психология. Ключевые идеи. — СПБ: Питер, 2007. – с. 512.
  10. Гилева О.Б., Бочарова Т.В. Влияние социальных условий на структуру темперамента. // Вопросы психологии. — 2000. — №4.
  11. Дмитриев А.В. Конфликтология. – М.: Гардарика, 2000.
  12. Донченко Е.А. Личность: конфликт, гармония / Е.А. Донченко, Т.А.Титаренко, Киев, 2009. — 55 с.
  13. Елисеев О. П. Практикум по психологии личности. 2-е изд. — СПб.: Питер, 2008. — 512с.
  14. Емельянов С. Практикум по конфликтологии. – СПб.: Питер, 2003.
  15. Зайцев А. К. Социальный конфликт. — М.: Академия, 2008. — 192 с
  16. Захаров А. В. Психология формирования самооценки. – М.: Прогресс, 2008. – с. 100.
  17. Зинько Е. В. Особенности устойчивой и неустойчивой самооценки // Вестник Московского ун-та. Серия 14. Психология . — 2005.
  18. Карелин А. А. Тест описания поведения К.Томаса (адаптация Н.В.Гришиной) // Психологические тесты / Под ред. А.А.Карелина: В 2т. – М., 2001. – Т.2. С.69-77.
  19. Карташев С. Конфликтология: теория и практика конфликтов / Под ред. С. Карташева, Кишинев, 2007. — 92 с.
  20. Козырев Г.И. Введение в конфликтологию. – М.: Туманит, 2001.
  21. Кречмер Э. Теория темпераментов. Психология индивидуальных различий / Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер и В. Я. Романова. — 2-е изд. — М.: ЧеРо ; М.: МПСИ, 2002. — 351 с.
  22. Крутецкий В.А. Психология. — М.,: Просвещение, 2008. — 201 с.
  23. Кулагина И. Ю. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. – М.: Просвещение, 2001. – с. 284.
  24. Маралов В. Г. Основы самопознания и саморазвития. – М.: Академия, 2002. – 256 с.
  25. Орлов А.Б. Психология личности и сущности человека: парадигмы, проекции, практики. – М.: Академия, 2002. – 272 с.
  26. Психология самосознания: хрестоматия / ред.-сост. Д.Д. Райгородский. – Самара: Бахрах, 2003. – 672 с
  27. Реан А. А. Психология человека от рождения до смерти. Полный курс психологии развития // Под ред. А. А. Реана. — СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2005. – с. 416.
  28. Свеницкий А. Л. Социальная психология / Учебник. — М.: ТК Велби, 2005. – с. 336.
  29. Семечкин Н. И. Социальная психология / Учебник. – Р-на-Д: Феникс, 2005. – с. 608.
  30. Сидоров К. Р. Самооценка в психологии // Мир психологии . — 2006 . — № 2 .
  31. Скотт Дж. Г. Конфликты, пути их преодоления / Дж. Г. Скотт — М.: Внешторгиздат, 2001. — 104 с.
  32. Слободская Е.Р. Темперамент в раннем возрасте: родительские оценки поведения детей. // Вопросы психологии. — 1995. — №6.
  33. Сорокоумова Е. А. Возрастная психология. Краткий курс. — СПб.: Питер, 2007. – с. 208.
  34. Станиславчик Л. И., Березнева Я. В. Диагностика психического развития // Практикум для студентов пед. специальностей высш. учеб. Заведений. — Барановичи: РИО БарГУ, 2009. – с. 380.
  35. Столяренко Л. Д. Основы психологии. – Р-на-Д.: Феникс, 2007. – с. 736.
  36. Трофимова И.Н. Взаимосвязь характеристик темперамента с некоторыми особенностями познавательной деятельности человека. // Вопросы психологии. — 1997. — №1.
  37. Хасан Б.И., Сергоманов П.А. Ситуация обучения как продуктивный конфликт. // Вопросы психологии. — 2000. — №2.
  38. Цетлин М.М., Строганова Т.А. Особенности темперамента детей первых лет жизни, перенесших раннюю зрительную депривацию. // Вопросы психологии. — 1997. — №2.
  39. Шейнов В.П. Конфликты в нашей жизни и их разрешение. — М.: Просвет, 2009. — 210 с