Дипломная работа: Конфликтное поведение младших школьников на внеклассном мероприятии

Заказ 215

Цена полной версии дипломной работы: 2500 рублей

 

Оглавление

Введение. 2

Глава 1  Теоретические основы исследования   конфликтного поведения детей младшего школьного возраста на внеклассном мероприятии. 5

1.1.     Анализ психолого-педагогической литературы исследования   конфликтного поведения  5

1.2. Возрастные особенности детей младшего школьного возраста. 8

1.3.  Основные формы и методы проведения внеклассного мероприятия. 18

Вывод  к 1 главе. 26

Глава ΙΙ. Экспериментальное исследование преодоления  конфликтного  поведения младших школьников на внеклассном мероприятии. 28

2.1 Методика и организация опытно-экспериментальной работы.. 28

2.2. Анализ результатов исследования. 33

2.2. Анализ результатов формирующего эксперимента. 39

Выводы ко 2 главе. 42

Заключение. 43

Список литературы.. 45

Приложение. 48

 

Введение

 

Актуальность данной проблемы вызывает постоянный интерес педагогов и психологов (Выгодский Л.С.., Леонтьева А.А., Макаренко A.С. и другие) к изучению причин конфликтов и эффективных способов их преодоления  в педагогическом взаимодействии учителей и учеников.

Конфликты могут быть неотъемлемой частью любой области человеческой деятельности. Времена изменились, и изменились, причин и форм конфликта. Конфликты неизбежны, они необходимы для развития, роста. Межличностные отно­шения в процессе развития требуют регулировки, гармонизации, приведения к согласию.

Эмоциональное состояние во время конфликта характеризуется неопределенностью и напряженностью, в результате несовместимых внутренних требований.

Проблема конфликта является актуальной для человечества на протяжении многих веков. Взгляды философов, психологов, социологов и педагогов по данному вопросу во все времена были как интересны, так и противоречивы.

Вопросом конфликтов, стилей конфликтного поведения занимались и занимаются в настоящее время много представителей социологии, психологии, конфликтологии, такие, как Н.В.Гришина, К. Килменн, Н. А. Лобан, В.П. Пугачев, Дж. Г. Скотт и многие другие.14

Древнегреческий философ Гераклит считал началом всего противоположности и утверждал, что «если иссякнет одна из противоположностей, то сгинет и исчезнет все». Война, согласно его воззрениям, «отец всех вещей». Аристотель, напротив, полагал, что в природе человека заложено стремление к сотрудничеству, а не к конфронтации.15

Древнеримский философ Цицерон в рассуждениях об истории человечества отмечает, что причиной гибели множества людей чаще становятся войны и мятежи, нежели какие-либо другие бедствия.

Поэтому, «если все мы будем охвачены стремлением грабить ближнего ради своей выгоды и нарушать его интересы, то это неминуемо приведет к распаду того, что в высшей степени сообразно с природой – человеческого общества»

Конфликты между учениками отрицательно влияют как на самих конфликтующих, так и на весь класс, в классе, где сложился неблагоприятный социально-психологический климат, дети плохо усваивают программный материал, простая обида может, в конечном счете, привести к проявлению жестокости в отношении своих противников и т.д.25

Внеурочное время учащихся, как и урок, должно быть наполнено содержанием, интересным и увлекательным. Младший школьник, прежде всего, человек с многогранными интересами, запросами, стремлениями.

Воспитать гражданина, целеустремленного, убежденного, творчески мыслящего, доброго и отзывчивого, — это долг каждого учителя-воспитателя.

Решить эту задачу поможет хорошо продуманная система работы с ребятами во внеурочное время.

Профилактика конфликтов, с помощью внеклассным мероприятий,  несомненно, будет способствовать повышению качества учебного процесса.

Цель: определить особенности конфликтного поведения младших школьников на внеклассном мероприятии

Объект: конфликтное поведение младшего школьного возраста.

Гипотеза: Объединение детей в небольшие группы для совместного выполнения заданий во внеклассном мероприятии позволяет сформировать у них прочные способы сотрудничества, формируются дружеские взаимодействия, что меньше приводит к конфликтам.

Задачи:

  1. Провести анализ психолого-педагогической литературы по  конфликтов поведения детей младшего школьного возраста.
  2. Изучить возрастные особенности детей младшего школьного возраста
  3. Рассмотреть основные формы и методы проведения внеклассного мероприятия
  4. Оценить эффективности предлагаемого профилактические программы.

Теоретическая и практическая значимость исследования состоит в возможности использования материалов, работа в практике учителя в начальной школе.

Методы:

Теоретические: изучение психолого-педагогической, научно-методической литературы, архивных материалов;

Практические: методика «Цветовой тест отношений» (по А.М. Эткинд), основана на методике М. Люшера,  методика «Моя планета», разработанная педагогом психологом Свирепова Н.А.,   метод анализа полученных данных.

Исследование проводилось на базе школы ___________________________

Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложения.


Глава 1  Теоретические основы исследования   конфликтного поведения детей младшего школьного возраста на внеклассном мероприятии

1.1.         Анализ психолого-педагогической литературы исследования   конфликтного поведения

 

Признавая неизбежность конфликтов в жизни людей, Л.Козер вместе с тем утверждает возможность обеспечения стабильности и устойчивости существующей социальной системы. Более того, он считает, что конфликт бывает дисфункционален лишь для тех социальных структур, которые недостаточно или вовсе нетерпимы по отношению к конфликту, и в которых сам конфликт не институционализирован. Равновесию подобной структуры угрожает не конфликт как таковой, а сама ее жесткость.17

………………
……………..
…………….
……

1.3.  Основные формы и методы проведения внеклассного мероприятия

 

Воспитание не имеет каникул и выходных дней. Оно осуществляется всегда и везде. Общеизвестно, что школьные годы запоминаются не только контрольными и экзаменами. Учеба учебой, но в задачи школы входит еще и организация досуга детей.

Внеурочное время учащихся, как и урок, должно быть наполнено содержанием, интересным и увлекательным.

…………………….

……………………..

………………………

Вывод  к 1 главе.

 

В отечественной психологии конфликтное поведение рассматривается как результат внутренних и внешних противоречий между обществом, микросредой и самим человеком.

…………………………….

……………………………

…………………………..

Глава ΙΙ. Экспериментальное исследование преодоления  конфликтного  поведения младших школьников на внеклассном мероприятии

  

2.1 Методика и организация опытно-экспериментальной работы

 

Изучив и проанализировав особенности преодоления конфликтов в коллективе учащихся начальных классов, мы провели практическое исследование по формированию безконфликтных межличностных отношений младших школьников.

Исследование проходило в несколько этапов:

На первом этапе мы знакомились с детьми, наблюдали за их поведением.

На втором этапе дети обследовались в индивидуальном порядке (обследование 1 ребенка с помощью 2 методик занимало примерно 20 минут). В целом обследование заняло примерно три недели;

3.   Обработка полученных результатов, подготовка отчета, обратная связь.

По результатам диагностики всем желающим родителям была дана обратная связь.

В исследовании принимали участие 25 детей 2а класса (13 девочек (52%) и 12 мальчиков (48%)), возраст детей 8-9 лет, обучающихся в школе_________________.

Среди которых 13 мальчиков и 12 девочек. Большинство из них живут в одном районе и часто общаются между собой и вне школы. Практически все школьники из полных и благополучных семей, родители уделяют детям достаточно внимания и принимают участие в их воспитании.

……………………………………..

………………………………….

……………………………………

Выводы ко 2 главе

 

Изучив и проанализировав особенности диагностики и организации коллектива учащихся  младших школьников, можно прийти к выводу, что  в процессе проведения экспериментальной работы подтвердилась гипотеза и в младшем школьном возрасте у детей формируются дружеские взаимодействия. И огромную роль в формировании дружеских взаимодействий по праву принадлежит учителю…………………………

……………………………………

……………………………………

Заключение

 

Современная жизнь немыслима без ставших уже привычными стрессов, периодов апатии и нерешительности. К сожалению, каждое из этих состояний является возможной причиной того, что в очередном конфликте мы не добьемся желаемого в силу излишней эмоциональности или, напротив, безразличности к происходящему.

Конфликтами охвачены все сферы жизни российского общества. Понимание их природы, причин возникновения и развития поможет выработать правила поведения и пути урегулирования к обоюдному согласию противоборствующих сторон.

Исследования показали, что, вступая в общение с окружающими его людьми, школьник удовлетворяет одну из основных социальных потребностей, причём необходимость в удовлетворении потребности в общении увеличивается с возрастом, достигая максимума в ранней юности.

Будучи важным фактором формирования личности школьника, межличностные отношения содержат в себе огромные возможности.

Это вызывает необходимость для педагогики исследовать объективно, заложенные в формировании межличностных отношений позитивные и негативные потенции. Педагогике необходимо определить возможность управления общением школьников с целью стимулирования его позитивного воздействия на личность и нивелирования негативных мотивов. Реализация этих возможностей возможна с помощью внеклассных  мероприятий в классе.

Младшие школьники должны обладать способностью воспринимать и адекватно психологически интерпретировать поведение друг друга непосредственно в каждый момент общения, фиксировать изменения в познавательных процессах, чувствах и поступках партнёров по общению, определять причины, которые эти изменения вызывают.

У детей должен быть сформирован набор оценочных эталонов, которые позволяли бы им сравнивать характер изменений, наступающих в вербальном и невербальном поведении каждого участника общения, и своевременно делать по поводу их существа правильные заключения.

Младшие школьники должны располагать, по возможности глубокими знаниями о типичных ошибках в межличностном восприятии, которые не редко допускаются при оценивании внешнего и внутреннего облика людей, а также при психологическом объяснении наблюдаемой картины их поведения.

Основные формы завершения конфликта: разрешение, урегулирование, затухание, устранение, перерастание в другой конфликт. Разрешение конфликта — это совместная деятельность его участников, направленная на прекращение противодействия и решение проблемы, которая привела к столкновению. Разрешение конфликта предполагает активность обеих сторон по преобразованию условий, в которых они взаимодействуют, по устранению причин конфликта. Для разрешения конфликта необходимо изменение самих оппонентов (или хотя бы одного из них), их позиций, которые они отстаивали в конфликте. Часто разрешение конфликта основывается на изменении отношения оппонентов к его объекту или друг к другу. Урегулирование конфликта отличается от разрешения тем, то в устранении противоречия между оппонентами принимает участие третья сторона. Ее участие возможно как с согласия противоборствующих сторон, так и без их согласия. При завершении конфликта не всегда разрешается противоречие, лежащее в его основе.

Выходом из подобного замкнутого круга, на мой взгляд, является повышение осознанности своих действий в любых ситуациях, а также различные психотехники, направленные на снижение уровня напряженности и нервозности, что легче сделать через совместное взаимодействие через внеклассные мероприятия.

 

Список литературы

 

  1. Анцупов А.Я. Системная концепция конфликтов // Мир психологии. — 2005. — №2 (42). — С.24-34
  2. Аристотель. Сочинения: В 4-х т. — М.: Мысль, 1983. Т.4.- 830с.  
  3. Агеев В.С  «Межгрупповое взаимодействие. Социально-психологические проблемы.»  МГУ, М., 2000.
  4. Бородкин Ф.Н., Коряк Н.Н. «Внимание , конфликт!», Новосиб. 2003.
  5. Боровик С. С. Конфликт и педагогическое воздействие // Магистр. Независимый психолого-педагогический журнал. 1993. № 6. С. 36-40
  6. 6.                 Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте: психологическое исследование / Акад. пед. наук СССР. – М.: Издательство «Просвещение», 1968. – 464 с
  7. Битянова М.Р. Куда уходит детство? Школьный психолог, № 12, 1999.
  8. Битянова М.Р. Адаптация ребенка: диагностика, коррекция, педагогическая поддержка. М., 2003.
  9. Веренко И.С. «Конфликтология» Москва, концерн Swiss, 2000.
  10. Драгунова Т.В. Психологические особенности. — Сов. педагогика, 1972, N 8; 79-93.
  11. Гоббс Т. Сочинения в 2 т. Т.2 / Сост., ред., авт. примеч. В.В.Соколов; Пер. с лат. и англ. — М.:Мысль, 1991. — 731с. С.98
  12. Гостев А.А., Соснин В.А., Степанов Е.И. На путях становления отечественной конфликтологии // Психологический журнал. -1996.- №2.- Т.17. — С. 110-128
  13. Григорьева Г.Е. Предупреждение и разрешение конфликтов в подростковом коллективе средней общеобразовательной школы: Дис…канд. педагог. наук. — Пермь,2003. 199с.
  14. Гришина. Н.В. Психология конфликта. — СПб.: Питер, 2005. — 464с.
  15. Древне- Римская философия: От Эпиктета до Марка Аврелия: Пер. с лат., древнегреч.. / Сост. Шкода В. — М.: АСТ; ФОЛИО, 1999. — 832с. С.673, 707
  16.  Журнал  «Справочник классного руководителя»   2013 году / №12( декабрь); статья «профилактика школьных конфликтов».
  17. Козер Л. Функции социального конфликта. Перевод с англ. О.А.Назаровой. — М.: Идея-Пресс, Дом интеллектуальной книги, 2000. 208с.
  18. Кузьмин Е.С. Социально-психологические особенности личности // Социальная психология личности. Л., 1974. С.8-12
  19. Локк Джон. Сочинения в 3 т. / Пер с англ. и лат. Т.3 / Ред. и сост., авт. примеч. А.Л.Субботин. — М.: Мысль, 1988. — 668. С.272-274
  20. Ломов Б.Ф. Проблема общения в психологии // Сборник статей. М.: Наука, 1981; 3-24.
  21. Маркс К. Собр. соч., Изд. 2. — М., 1962. — Т. 28 — С. 424
  22. Мерлин В.С. Очерк интегрального исследования индивидуальности. М.: Педагогика, 1986.
  23. Милковска-Олейничак Г. Социально воспитательные факторы агрессивного поведения учащихся в современных образовательных учреждениях: Монография. – СПб.: «ОБРАЗОВАНИЕ-КУЛЬТУРА», 2000. – 301 с.
  24. Чижова С. Ю., О.В. Калинина Детская агрессивность; худож. – Ярославль: Академия развития, 2005. – 160 с.,ил.
  25.  Эльконин Д. Б. Детская психология: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Д. Б. Эльконин; ред.-сост. Б. Д. Эльконин. — 4-е изд., стер. — М.: Издательский центр «Академия», 2007. — 384 с
  26.  Б.Д. Эльконин /Вестник № 11/ 2003/Педагогика развития: пробное действие как основа образования
  27. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. Проблемы возрастной и педагогиче­ской психологии / Под ред. Д.И.Фельдштейна. — М.: Межд-ая пед. академия, 1995. — С.160-165

 

Интернет ресурсы

 

  1. http://www.school2100.ru/izdaniya/magazine/archive/- журнала «Начальная школа плюс до и после»
  2. http://www.e-osnova.ru/journal/12/archive/-  журнал Начальная школа, для учителей

 

Приложение

 

Тема внеклассного  мероприятия:  «Лидер – это…»

Цель:

способствовать развитию в учащихся лидерских качеств и умения строить отношения в коллективе; создавать условия для самоорганизации и организации жизнедеятельности подростка, способствующих развитию лидерского потенциала, обогащению его индивидуального опыта.