Реферат. Предмет: Русская журналистика. Тема: Журнал «Театр» во времена 1863-1865 гг.

Заказ 206

Цена полной версии реферата: 700 рублей

Содержание

Введение………………………………………………………………….3

  1. Театральные журналы…………………………………………… 5
  2. А.Р. Кугель и его журнал………………………………………… 9
  3. Темы и проблемы журнала «Театр»…………………………….11

Заключение………………………………………………………………16

Список использованной литературы………………………………….. 18

Введение

Каким должен (или не должен) быть журнал о театре, когда сам театр — и российский, да, признаемся, и мировой — переживает не лучшие времена. Первое и главное — он не должен быть пухлым сборником длинных рецензий, некогда главного жанра профессиональной театральной прессы. Расцвет этого жанра на страницах ТЕАТРа советского образца оказался одновременно закономерен и плодотворен. Ведь никакого иного рецензирования (в застойные годы уж точно) у нас, по сути, и не было. Непрофильные газеты и журналы печатали отзывы о спектаклях в редких случаях: как правило, когда надо было кого-нибудь уконтрапупить — обвинить в формализме, антисоветчине, недостатке патриотизма, сумбуре вместо режиссуры и т. д. Газетный жанр «вечером на сцене, утром в рецензии» до 90‑х годов в России практически отсутствовал. Лучшие театроведческие перья писали про спектакли вдумчиво. И долго. Им некуда было торопиться — журнал ТЕАТР планировался на полгода вперед.

Все изменила августовская революция. В 90‑е годы мониторинг театральных событий начинает более или менее успешно осуществляться непрофильными газетами и журналами. В нулевые все меньше и меньше становится событий, достойных вдумчивого описания и анализа. Жанр молниеносной рецензии расцветает. Жанр обстоятельной рецензии умирает на глазах. Точнее, он вырождается. Длинные отчеты об очередной версии Трех сестер, выпущенной в театре имени какого-нибудь великого человека читает, как правило, сам режиссер, занятые в постановке артисты, а также — если очень повезет — их друзья, знакомые и конкуренты из другого театра имени другого великого человека. Общественный  резонанс у этих статей нулевой.

Неизбежно возникает вопрос: а нужен ли вообще журнал о театре, если писать большие рецензии на события текущего (вялотекущего) театрального процесса хочется считанному количеству авторов, а читать их не хочется уже практически никому. Думаю, нужен. Театр в узком (и привычном) смысле этого слова стал играть куда меньшую, чем прежде, роль в жизни общества и интеллектуальной элиты. Но словно бы по закону всемирной компенсации окружающая нас жизнь все больше театрализуется. Современная музыка, современная поэзия, выставки современного искусства, даже современный спорт буквально пронизаны духом театральности. Мы можем обнаружить театр не только в политике (его там всегда было хоть отбавляй), но даже в экономике (чего стоит, например, феномен «провокативного маркетинга»). Акционизм, перформансы, ролевые игры… Театр поистине вышел из берегов. Этот нетиражируемый, неконвертируемый и вроде бы такой старомодный вид искусства оказался на редкость живучим.

  1. Театральные журналы

Русское общество всегда любило театр. В XIX в. все театральные проблемы находили свое отражение на страницах толстых изданий, которые публиковали и театральную хронику и рецензии на спектакли. Увеличение количества театров усложнение эстетических поисков в среде театральных деятелей, появление в 1899 г. Московского Художественного театра, разделившего всех поклонников театрального искусства и профессионалов на противников и сторонников, – эти и многие другие причины способствовали тому, что театральным материалам стало тесно на страницах традиционного издания. В конце XIX в. возникает собственно театральная пресса, которая к началу XX в. существует уже не только в Петербурге и Москве, где было сосредоточены основные хорошие театры, но и в провинции. Театральная периодика развивается в Харькове, Киеве, Нижнем Новгороде, Ростове, Казани и других городах.

Театральная журналистика относится к отраслевой печати. На рубеже веков количество изданий, посвященных разным отраслям искусства, науки, техники, медицины, значительно возросло. Библиографический справочник отраслевых изданий начала XX в. составляет четыре тома. Конечно, значимость отраслевых изданий была неодинакова. Журналы, посвященные разным областям медицины, техники, читали профессионалы, а издания, рассказывающие о различных видах искусства – архитектуре, скульптуре, театре, – были интересны и для более широкого круга читателей, интересующихся этими проблемами. Особое внимание привлекали театральные газеты и журналы.

Среди органов периодики, посвященных театру, были и газеты, например «Театральная газета» (1913–1918), но в основном издавались журналы. Некоторые ежегодно – «Ежегодник императорских театров», другие ежемесячно – «Маски», но были и еженедельные журналы – «Театр и искусство», «Рампа и жизнь» и др. Журналы адресовались к разным слоям публики, у каждого были свои цели и задачи. «Журналы, посвященные тем искусствам, где число творческих работников сравнительно невелико и зрительская аудитория тоже ограничена, например, – издания по живописи и скульптуре – адресовались почти исключительно ценителям этих искусств, хотя и профессионал мог найти в них интересующий его материал. Журналы по архитектуре, напротив, предназначались исключительно специалистам, как и журналы по фотографии… Театр и исполнительские искусства, где к творческому процессу причастны большие коллективы и аудитория тоже велика, вызвали к жизни два разряда отраслевой печати – малотиражную, предназначенную профессионалам, и массовую, предназначенную широкой публике».

Заключение

В конце XIX – начале XX в. Россия вступила на путь капиталистического развития. Перестройка всей экономики захватила и прессу. Все активнее вторгался в издательское дело капитал, пугая русских журналистов и общественных деятелей, все большее число издательских фирм, акционерных обществ занимались периодикой, наживаясь на таком священном для русского общества «товаре», как книга, журнал и газета. Этот процесс шел трудно, лучшие русские предприниматели становились первооткрывателями на опасном пути капитализации сохранявшего сильные феодальные пережитки русского общества.

Рубеж XX и XXI вв., при коренном различии внутренних процессов и уровня развития экономики и общества, повторяет внешним рисунком событий, иногда чисто психологически, мироощущение людей начала XX в., их опасения, непонимание происходящего. Особенно ярко это отражается на перестройке журналистики, начавшейся в 90-х гг. XX в. Современным предпринимателям, работающим с прессой, самим журналистам приходится зачастую решать проблемы, уже разрешенные их предшественниками столетие назад. Недаром говорят, что новое – это хорошо забытое старое. Опыт журналистики начала XX в. может оказать неоценимую помощь веку XXI.

Если попытаться в общих чертах охарактеризовать формирование типов театральных журналов, чтобы выяснить их специфические особенности, можно заметить закономерность. В конце XVIII и в первой половине XIX в. театральная журналистика занималась преимущественно драмой и была обращена к литературе (формируется тип толстого журнала и сборника пьес); во второй половине XIX в. театральная критика делает упор на анализ соотношения сцены и действительности, театр рассматривается в системе общественной жизни и быта, популярность получают информационная театральная периодика и рекламный тип изданий. В начале ХХ в. формируются внутритеатральные издания, театральная журналистика все больше сопрягается с философией и эстетикой.

В целом дореволюционная театральная периодика представляет собой интересное общественно-культурное явление: она отражает объективный ход русской театральной мысли, историю развития театра в России и характер общественных отношений. К началу ХХ века резко снизится количество толстых театральных журналов, однако наиболее массово будет представлен информационный тип журналов и газет. Предпосылки для столь широкого развития этого типа были созданы самим ходом культуры, поскольку в тот период повышается интерес к различного рода увеселительным заведениям, кафешантанам, кинематографу и т.д. Очередной скачок произойдет в издании рекламной периодики. Появятся сотни новых журналов и газет, посвященных театру, однако это уже тема следующей публикации.

 

Список литературы

  1. Чернышев А.А. Русская дореволюционная киножурналистика. – М., 1987. С. 10–11.
  2. Бенуа А. Мои воспоминания. Кн. IV–V. С. 305.
  3. Очерки истории русской театральной критики. Конец XIX – начало XX в. – Л., 1979. С. 70.
  4. Литературный процесс и русская журналистика / Буржуазно-либеральные и модернистские издания. С. 328.
  5. Герасимов Ю.К. Театральная критика с 1890-х до 1917 // Очерки истории русской театральной критики. Конец XIX – начало XX в. С. 44.
  6. Myхранели И.Л. Театральный журнал «Любовь к трем апельсинам». Из истории русской журналистики конца XIX – начала XX в. – М., 1973. С. 207–222.
  7. Петровская И. Источниковедение истории русского дореволюционного драматического театра. – Л. 1971. – С. 109.
  8. Дмитриевский В.Н. Театр и зрители. – СПб., 2007. – С. 98.
  9. Подробнее о развитии театральной критики в этот период см.: Асеев Б.Н. Русский драматический театр от его истоков до конца XVIII века: Учебное пособие. – М., 1977. – С. 531-559.
  10. Некрасова Е. Первый русский журнал, посвященный театру // Артист. – 1890. – №.6. – С. 26.