Курсовая по педагогике.Тема 013.Соотношение мотивации социального одобрения и успеваемости старшеклассников.

Заказ 013

Цена 900 рублей

Соотношение мотивации социального одобрения и успеваемости старшеклассников.

Содержание.

Введение. 3

Глава I. Теоретический анализ проблемы мотивации у старшеклассников в психолого-педагогической науке. 6

1.1 История развития и современные представления о мотивации в психологии  6

1.2 Особенности мотивационной сферы старшеклассников. 12

1.3 Мотивация социального одобрения и процесс ее формирования у старшеклассников. 15

1.4  Роль успеваемости старшеклассников в формировании мотивации социального одобрения. 17

1.5 Краткие выводы по главе I 19

Глава II. Эмпирическое исследование соотношения мотивации социального одобрения и успеваемости старшеклассников. 20

2.1 Организация психодиагностического исследования. 20

2.2 Анализ и интерпретация результатов исследования. 24

Заключение. 29

Список использованной литературы.. 30

Приложение 32

 

Введение

Актуальность исследования. Проблема учебной мотивации является актуальной как в отечественной, так и в зарубежной психологии. Среди всех понятий, которые используются в психологии для объяснения побудительных моментов в поведении человека, самыми общими, основными являются понятия мотивации и мотива. Слово «мотивация» используется в современной психологии в двояком смысле: как обозначающееся систему факторов, детерминирующих поведение (сюда входят, в частности, потребности, мотивы, цели, намерения, стремления и многое другое), и как характеристика процесса, который стимулирует и поддерживает поведенческую активность на определенном уровне.

Исследование мотивации особенно важно в школьном возрасте. Переход от младшего возраста к старшему сопровождается противоречиями и ломкой привычных жизненных представлений. Возникают различные конфликты эмоциональной  и волевой сферы школьника, которые отражаются на учебном процессе в целом. Поэтому организация мотивации учебной деятельности должна быть направлена в большей мере на успех, самостоятельное преодоление трудностей и, что наиболее важно, одобрение. С помощью мотивации одобрения осуществляется выработка чувства уверенности, интереса по отношению друг к другу, к предмету, к стремлению самоутвердиться, страх получить плохую отметку.

Многие исследователи уделяли большое внимание изучению мотивов, так, например, исследуя отношение школьников к учению, Л.И. Божович установила, что одним из важнейших моментов, раскрывающих психическую сущность этого отношения, является та совокупность мотивов, которая определяет учебную деятельность школьников. Своеобразное понимание мотивации характерно для гештальтской психологической школы. К.Левин разработавший методику экспериментального изучения мотивов, понимал их как нечто самостоятельное. В теории Д.К. Маккеланда говорится о том, что все без исключения мотивы и потребности человека приобретаются, формируются при его онтогенетическом развитии. А.Н. Леонтьевым и С.Л. Рубинштейном было разработано понятие «мотив», одно из ключевых понятий психологической теории. Вопросам мотивации посвящено большое количество монографий, как отечественных ( В.Г. Асеев; В.К.  Вилюнас; Е.П. Ильин; В.И. Ковалев; М.Ш. Магомед-Эминов; В.С. Мерлин; П.В. Симонов; Д.Н. Узнадзе; А.А. Файзуллаев; П.М. Якобсон), так и зарубежным (А. Адлер; Дж. Аткинсон; К. Мадсен; А. Маслоу и др.) авторов.

Объектом исследования является личность школьника старшего возраста.

Предметом исследования мотивация социального одобрения и успеваемость старшеклассника.

Цель исследования – исследовать соотношение мотивации социального одобрения и успеваемости школьника.

Задачи исследования:

  1. Провести теоретический анализ проблемы исследования соотношения мотивации социального одобрения и успеваемости школьника.
  2. Подобрать психодиагностические методики по изучению уровня мотивации социального одобрения старшеклассников, провести их, с помощью методов математической обработки данных определить соотношение мотивации социального одобрения и успеваемости школьников.
  3. Разработать методические рекомендации для педагогов по повышению успеваемости старшеклассников с учетом их мотивационных особенностей.

Гипотеза: заключается в предположении о том, что успеваемость старшеклассников соотносится с мотивацией социального одобрения. В частности, если мотивация одобрения успеха развита на среднем уровне, то успеваемость старшеклассников будет высокой.

Методы и методики: наблюдение, тестирование, анализ материалов учебного заведения, методы математической статистики: коэффициент ранговой корреляции Спирмена.

База исследования. Исследование было проведено в МБОУ СОШ №23.  В исследовании приняли участие 18 старшеклассников. Из них 13 девушек, 5 юношей, 11А класс.

Структура работы: Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.

Во введении определены основные параметры исследования: объект, предмет, цель, задачи, гипотеза.

В теоретической главе исследуются проблемы мотивации социального одобрения и успеваемость старшеклассников.

В практической главе проводится анализ эмпирического исследования и формулируются выводы.

В заключении даются основные выводы по результатам проведенного исследования.

Список литературы состоит из 20 источников. Общее количество страниц без приложений 31. В тексте курсовой работы содержится 2 таблицы.

 

Заключение

Таким образом, цель нашего исследования была: исследовать соотношение мотивации социального одобрения и успеваемости школьника. Для ее реализации были выполнены следующие задачи. Проведен теоретический анализ проблемы исследования соотношения мотивации социального одобрения и успеваемости школьника. В ходе которого выяснили, что для старшеклассников важно социальное одобрение. Они стремятся к лидерству и престижу. Это связано с выбором будущей профессии, со сдачей экзаменов, поиском места в жизни.

Затем была подобрана  психодиагностическая методика диагностики самооценки  мотивации одобрения Д. Марлоу и Д. Крауна по изучению уровня мотивации социального одобрения старшеклассников, были проведены и с помощью методов математической обработки данных определили  соотношение мотивации социального одобрения и успеваемости школьников. В результате выяснилось, что социальное одобрение не влияет на успеваемость старшеклассников.

Были разработаны методические рекомендации для педагогов по повышению успеваемости старшеклассников с учетом их мотивационных особенностей.

Итак, мы пришли к тому, гипотеза о том, что успеваемость старшеклассников соотносится с мотивацией социального одобрения, не подтвердилась. В частности, если мотивация одобрения успеха развита на среднем уровне, то совсем не означает, что успеваемость старшеклассников будет высокой.

 

 

 

Список использованной литературы

 

  1. Асеев В.Г. Мотивация поведения и формирования личности / В.Г.Асеев -М.:Просвещение,1976. — 157с.
  2. Божович Л.И. Изучение мотивации поведения детей и подростков. – М.: Международная пед. Академия, 1972. – 207 с.
  3. Божович Л.И. Проблемы формирования личности. 2-е изд. М.; Воронеж, 1997.
  4. Вилюнас В.К. Психологические механизмы мотивации человека. М., 1990.
  5. Возрастная и педагогическая психология / Под ред. А.В. Петровского. М., 1981.
  6. Возрастная и педагогическая психология: Тексты / Сост. и коммент. О. Шуаре Марта. М., 1992.
  7. Выготский Л.С. Педагогическая психология. М., 1996.
  8. Гамезо М.В., Петрова Е.А., Орлова Л.М.
    Возрастная и педагогическая психология: Учеб. пособие для студентов всех специальностей педагогических вузов. — М.: Педа¬гогическое общество России, 2003. — 512 с.
  9. Гребенюк О.С., Гребенюк Т.Б. Основы педагогики индивидуальности: Учеб. пособие / Калинингр. гос. ун-т. — Калининград, 2000. — 572 с.

10. Захаров Н.Н. Профориентация школьников. – М.:Просвещение. 1988.– 259 с.

11. Зимняя И.А. Педагогическая психология: Учеб. пособие. Ростов н/Д, 1997.

12. Ковалев В.И. Мотивы поведения и деятельности. М., 1988.

13. Кураев Г.А., Пожарская Е.Н.. ПСИХОЛОГИЯ ЧЕЛОВЕКА, 2002

14. Ильин Е. П. Мотивация и мотивы. – СПб.: Питер. – 2002. – 512 с.

15. Леонтьев А.Н. Потребности, мотивы, эмоции. М.: Политиздат. 1971.

16. Маркова А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте: Пособие для учителя / А.К. Маркова — М.: Просвещение, 1983. — 96с.

17. Мильман В.Э. Внутренняя и внешняя мотивация учебной деятельности // Вопр. психологии. 1987. № 5.

18. Немов Р.С. Психология. Кн. 2. Психология образования. 1995, 2-е изд., — М.: Владос — 496с.

19. Фридман Л.М. Психопедагогика общего образования: Пособие для студентов и учителей. М., 1997.

20. Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность.Т1, – М.: Смысл. 1986. – 859 с.