КУРСОВАЯ РАБОТА по педагогике: Музыкально — дидактические игры как способ нравственно-эстетического воспитания в условиях повседневной жизни ДОУ

Заказ 186

Цена полной версии:  800 рублей

 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

Музыкально — дидактические игры как способ нравственноэстетического воспитания в условиях повседневной жизни ДОУ


ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ. 3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НРАВСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.. 6

1.1 Нравственно-эстетическое воспитание как психолого-педагогическая проблема  6

1.2 Особенности нравственно-эстетического воспитания дошкольников. 10

1.3 Музыкально-дидактические игры как средство нравственно-эстетического воспитания дошкольников. 13

Выводы по главе 1. 16

ГЛАВА 2. ФОРМИРОВАНИЕ НРАВСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКИХ ЧУВСТВ ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ МУЗЫКАЛЬНО-ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР  18

2.1 Организация и методы исследования. Констатирующий эксперимент. 18

2.2 Использование музыкально-дидактических игр в условиях повседневной жизни ДОУ при формировании нравственно-эстетических чувств. 23

2.3 Эффективность использования музыкально-дидактических игр при формировании нравственно-эстетических чувств у дошкольников. 28

Выводы по главе 2. 32

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 33

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.. 35

ПРИЛОЖЕНИЯ.. 38


ВВЕДЕНИЕ

В современном российском обществе проблема нравственно-эстетического развития личности приобретает особую значимость и актуальность. Изменения в политической, экономической, социальной сферах повлекли перемены, отразившиеся на духовно-нравственной жизни граждан государства: подвергаются пересмотру ду­ховные и нравственные ценности, идеалы, ориентиры; проявляется «дефицит милосердия», что свидетельствует о недостатках нравственного развития.

Внимание к данной проблеме со стороны государства, общественности, педагогов, психологов, филосо­фов только усиливается на протяжении последних десятилетий, несмотря на значительное количество теоретико-методологических работ зарубежных и отечественных исследователей в рамках указанной тематики. В работах Ж. Пиаже, Л. Кольберга, П. Айзенберг, Д. Реста, С.Н. Карповой, А.И. Подольского, Е.В. Субботского и других рас­сматриваются условия, факторы, закономерности нравственно-эстетического развития личности.

И. С. Кон, Л. Колберг, Л.И. Рувинский и другие указывают на важность формирования умения решать морально-этические проблемы. З.Фрейдом, Э. Фромм, К.Г. Юнгом, учеными-этиками Бакштановским В.И., Титаренко А.И., Гусейновым А.А., психологами Илюшиным В.И., Николаичевым Б.О. изучались вопросы морального выбора. Педагогическому аспекту обозначенной проблемы посвящены исследования Гришина Д.М., Зайцева В.В., Егеревой С.Ф., Сироткина Л.Ю. и многих других исследователей. Огромный вклад в общую теорию нравственного развития личности принадлежит американскому психологу Л. Колбергу. Также выделяется своей значимостью идея Ж. Пиаже и Л.С. Выготского о том, что моральное сознание ребенка развивается параллельно его умственному развитию.

Необходимость развития у каждого человека, и в частности, у детей, умения и потребности оценивать с позиций высокой нравственности поведение свое и окружающих, а также руководствоваться этими оценками в жизни поднимались в исследованиях Р.Г. Амосова, Б.Г. Ананьева, Н.В. Бекузаровой, Л.И. Божович, В.А. Горбачевой, Т.В. Гусевой, Н.Е. Колозай, В.П. Крупника, А.А. Люблинской, М.Р. Морозова, Н.А. Менчинской, А.В. Романовой, Л.Н. Рубцова, Л.И. Рувинского, Г.Г. Сабурова, Л.С. Славина, С.Е. Степановой, С.В. Хусаиновой, П.М. Якобсона и др.

Цель работы: изучить способы формирования нравственно-эстетических чувств у детей дошкольного возраста посредством музыкально-дидактических игр в условиях повседневной жизни ДОУ.

Объектом исследования являются музыкально-дидактические игры в ДОУ.

Предмет исследования — процесс формирования нравственно-эстетических чувств у детей дошкольного возраста посредством музыкально-дидактических игр.

Гипотеза исследования: формирование нравственно-эстетических чувств у детей дошкольного возраста будет эффективным при использовании различных музыкально-дидактических игр в условиях повседневной жизни ДОУ.

Проблема, цель, предмет и гипотеза исследования позволили сформулировать следующие задачи:

1. Определить теоретические основы исследования проблемы формирования нравственности у дошкольников.

2. Изучить особенности нравственно-эстетических чувств у дошкольников.

3. Разработать и апробировать программу формирования нравственно-эстетических чувств посредством музыкально-дидактических игр в условиях повседневной жизни ДОУ.

4. Определить эффективность проведенной работы по формированию нравственно-эстетических чувств посредством музыкально-дидактических игр.

Методы исследования. В ходе исследования была использована система взаимодополняющих методов:

— теоретические: теоретический анализ, обобщение, анализ литературы;

— эмпирические: диагностика (наблюдение, анкетирование, беседа), педагогический эксперимент;

— математические: статистическая обработка данных (количественный анализ).

Структура курсовой работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложений.

………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

На современном этапе общественного развития нравственно-эстетическое воспитание детей не потеряло своей актуальности, что определяется, прежде всего:

— социальным заказом на нравственную личность;

— формирование нравственных качеств личности средствами музыки;

— потребностью в разработке теоретических и научно-методических основ.

В ходе работы были сделаны следующие выводы:

  1. Музыка является одним из богатейших средств нравственно-эстетического воспитания. Она обладает большой силой эмоционального воздействия и поэтому является важным средством формирования идейных убеждений, нравственных и эстетических идеалов.
  2. Музыкальное искусство формирует у ребенка потребность к творческой преобразовательной деятельности. Приобщая дошкольников к музыке через различные виды музыкальной деятельности, необходимо в первую очередь иметь в виду эмоционально активное восприятие, так как это является основой музыкального воспитания.
  3. Результаты исследования показали, что у принимавших участие в эксперименте детей наблюдались такие позитивные изменения в развитии личности, как активизация нравственного отношения к окружающей природе и человеку; углубление знаний о нормах человеческой морали, средствах музыкальной выразительности и музыкально-исполнительских приемах; эмоциональная отзывчивость на нравственное содержание произведений музыкального искусства; творческая активность, адекватно направленная на реализацию нравственной программы произведения; дружеское отношение к товарищам, желание не подвести их во время коллективных видов музыкальной деятельности.
  4. Теоретические и музыкальные материалы исследования подтверждают факт, что взаимосвязь нравственного и музыкального воспитания детей в группах осуществлялась, благодаря нравственной направленности восприятия музыки детьми; целенаправленному отбору музыкальных произведений и адекватной нравственно-направленной методике проведения занятий; разнообразной комплексной музыкальной деятельности дошкольников. Обеспечение этого комплекса психолого-педагогических условий содержит в себе путь повышения эффективности взаимосвязи нравственного и музыкального воспитания детей.

С целью воспитания нравственно-эстетических качеств детей дошкольного и младшего школьного возраста были разработаны следующие методические приёмы:

— выявление «нравственного заряда» музыкального произведения;

— осмысление диалектического единства эстетического и этического:

— раскрытие нравственного содержания музыки через личность композитора;

— развитие ориентировки ребёнка в жизни при помощи эмоциональных, познавательных и оценочных реакций.

Таким образом, музыкально-дидактические игры способствуют эффективности развития нравственной и эстетической культуры детей.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Архангельский Н.В. Нравственное воспитание. — М.:2006. с. 558.
  2. Бабанский Ю.К. Педагогика: Курс лекций. — М.: Просвещение, 2001. c. 352.
  3. Болдырев Н.И. Нравственное воспитание школьников. — М.: 2007. C. 102.
  4. Виноградова А.М. Нравственное воспитание дошкольника в системе психолого-педагогической антропологии//Дошкольник. Методика и практика воспитания и обучения. 2013. №1. С. 4-10.
  5. Ветлугина Н. А. Музыкально-игровое творчество у детей 5-7 лет //Художественное творчество в детском саду/ Под ред. Н. А. Ветлугиной. — М.: Просвещение, 1974. С. 107-121.
  6. Волобуева, Л. Вопросы нравственного воспитания в педагогических концепциях / Л. Волобуева, Е Авилова // Дошкольное воспитание. — 2007. — №3. С. 88-92.
  7. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников: книга для воспитателей детского сада / Под ред. А.М. Виноградовой. – 1989. С. 4-5.
  8. Данилюк, А.Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России / А.Я.Данилюк, A.M. Кондаков, В.А.Тишков. — М.: Просвещение, 2009. — 24 с.
  9. Дробницкий О.Г. Проблемы нравственности. — М.: Просвещение,1977. С. 201.
  10. Дубровина И. В. Практическая психология образования // Под ред. И. В. Дубровиной — 4-е изд. – СПб.: Питер, 2007. – 592 с.: ил.
  11. Запорожец А.В. Воспитание эмоций и чувств у дошкольника. – 1985. С. 16.
  12. Конохова Е.С. Использование образовательных ситуаций в нравственном воспитании старших дошкольников // Известия Южного федерального унверситета. Педагогические науки. 2013. №12. С.91-97.

13. Константинов, Н.А. История педагогики: учебное пособие для педвузов / Н.А. Константинов, Е.Н. Медынский, М.Ф. Шабаева. — М. : Просвещение, 1966. — 452 с.

  1. Космачева Н.В. Проблема формирования нравственных ценностных ориентаций у дошкольников// Детский сад: теория и практика. 2011. №4. С. 17-26.
  2. Лохвицкая Л.В. Методический инструментарий нравственного воспитания дошкольников// Детский сад от А до Я. 2013. №5(65). С. 126-145.
  3. Медушевский В.В. Духовно-нравственное воспитание средствами музыки // Преподаватель. Спецвыпуск «Музыкант-педагог». 2001.
  4. Мелик Пашаев А.А. Педагогика искусства и творческие способности. М., 1981.
  5. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка, — М: 2004.c. 414.
  6. Семешко Г.А. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников// Обучение и воспитание: методики и практика. 2012. №1. С.310-315.

20.Суворова, Г.Ф. Интеллигенция и народная школа / Г.Ф. Суворова // Народное образование. — 2000. №10. С.311-316.

21.Сухомлинский, В.А. Избранные педагогические сочинения / В.А. Сухомлинский. — М: Просвещение, 1980. — 258 с.

  1. Уледов А.К. Нравственное воспитание. — М.: Мысль, 2001. С. 259
  2. Урунбасарова Э.А. Проблемы нравственного воспитания в исторических трудах педагогической науки. — Алматы: Казгосиздат, 1999.с. 400.

24.Феоктистова, Т. О программе духовно-нравственного воспитания дошкольников / Т. Феоктистова, Н. Шитякова // Дошкольное воспитание. — 2009. — №6. С. 7-10.

  1. Харламов И. Ф. Педагогика: Курс лекций. — М.: Просвещение, 2008. С. 541.

26. Широких, О. О формировании нравственно-ценностных ориентации /О. Широких, Н.Космачёва // Дошкольное воспитание. – 2008 г. — №4. С. 42-46.

 


ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Методика «Что мы ценим в людях»

(предназначена для выявления нравственных ориентаций ребенка).

Ребенку предлагается мысленно выбрать двух своих знакомых: один из них хороший человек, на которого ребенок хотел бы быть похожим, другой – плохой. После чего просят назвать те их качества, которые нравятся в них и которые не нравятся, и привести по три примера поступков на эти качества. Исследование проводится индивидуально. Ребенок должен дать моральную оценку поступкам, что позволит выявить отношение детей к нравственным нормам. Особое внимание уделяется оценке адекватности эмоциональных реакций ребенка на моральные нормы: положительная эмоциональная реакция (улыбка, одобрение и т.п.) на нравственный поступок и отрицательная эмоциональная реакция (осуждение, негодование и т.п.) – на безнравственный поступок.

Обработка результатов.

0 баллов – ребенок не имеет четких нравственных ориентиров. Отношения к нравственным нормам неустойчивое. Неправильно объясняет поступки, эмоциональные реакции неадекватны или отсутствуют – низкий уровень

1 балл – нравственные ориентиры существуют, но соответствовать им ребенок не стремиться или считает это недостижимой мечтой. Адекватно оценивает поступки, однако отношение к нравственным нормам неустойчивое, пассивное. Эмоциональные реакции неадекватны. – уровень ниже среднего

2 балла – нравственные ориентиры существуют, оценки поступков и эмоциональные реакции адекватны, но отношение к нравственным нормам ещё недостаточно устойчивое. – средний уровень

3 балла – ребенок обосновывает свой выбор нравственными установками; эмоциональные реакции адекватны, отношение к нравственным нормам активное и устойчивое – высокий уровень

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Методика «Что такое хорошо и что такое плохо?»

 

Учащихся просят привести примеры: доброго дела, свидетелем которого ты был; зла, сделанного тебе другими; справедливого поступка твоего знакомого; безвольного поступка; проявления безответственности и др.

Обработка результатов.

Степень сформированности понятий о нравственных качествах оценивается по 3-х бальной шкале:

1 балл – если у ребенка сформировано неправильное представление о данном нравственном понятии – низкий уровень

2 балла – если представление о нравственном понятии правильное, но недостаточно четкое и полное – средний уровень

3 балла – если сформировано полное и четкое представление – высокий уровень.

 


ПРИЛОЖЕНИЕ 3

«УЗНАЙ СКАЗКУ»

Игра на определение характера музыки

Цель. Различать контрастный характер частей в музыке в связи с ее содержанием и развитием музыкального образа.

Игровой материал. Две квадратные карточки спокойного, зеленого цвета, обозначающие первую и третью части музыки, в которых раскрывается нежный лиричный образ Красной Шапочки. А также один квадрат тревожного, красно-оранжевого цвета обозначающий среднюю часть, характеризующую появление Серого Волка.

Методика приведения. Вспомнив сказку о Красной Шапочке, дети слушают трехчастную пьесу, в которой две части одинаковые, а вторая — контрастная по характеру. Внимательно прослушав пьесу, дети высказывают свое мнение, где музыка рассказывает о Красной шапочке и где — о Сером Волке.

Затем взрослый говорит: «В начале произведения музыка звучит весело — это Красная Шапочка радуется, что идет к бабушке. А за кустом притаился Серый Волк. И музыка зазвучала тревожно, даже страшно. Но скоро музыка изменилась снова. Красная Шапочка рада — вот и бабушкин дом.

Послушайте стихи:

Красная Шапочка песенку поет.

Красная Шапочка к бабушке идет.

А в чаще за кустами Серый Волк сидит,

Щелкает зубами, за девочкой следит.

Красная Шапочка песенку поет.

Красная Шапочка к бабушке идет.

А теперь послушайте музыку еще раз и определите, сколько в ней частей и все ли они разные». После повторного исполнения пьесы, дети выкладывают карточки в такой последовательности, в какой изменялся характер музыки, т. е. менялись музыкальные характеристики сказочных героев.

Музыкальный репертуар. «Красная Шапочка и Серый Волк» И. Арсеев.

 

«МУЗЫКАЛЬНЫЕ ЦВЕТЫ»

Игра на определение характера музыки

Игровой материал. Демонстрационный: три цветка, изображающих три настрения грустное, весёлое, спокойное, изображающие три типа характера музыки:

 Добрая, ласковая, убаюкивающая, спокойная (колыбельная);

 Грустная, жалобная;

 Весёлая, радостная, плясовая, задорная.

 

Раздаточный: у каждого ребёнка один цветок, отражающий характер музыки.

 

 

Ход игры:

Музыкальный руководитель исполняет произведение. Вызванный ребёнок берёт цветок, соответствующий характеру музыки, и показывает его. Если произведение известно детям, то ребёнок говорит его название и имя композитора. Другой способ: перед каждым ребёнком лежит один из трёх цветков. Музыкальный руководитель исполняет произведение, и дети, чьи цветы соответствуют характеру музыки, поднимают их.

 

«КОТ И МЫШИ»

Игра на различение динамических оттенков.

Цель: совершенствовать умение детей различать динамические оттенки, развивать творческую фантазию, умение выразительно передавать музыкально-игровой образ.

Ход игры: Взрослый читает стихотворение, сопровождая его музыкальными отрывками, исполняемыми в той динамике, которая озвучена стихотворением, дети выполняют действия, согласно тексту и динамике.

Жил кот Василий. Ленивый был кот! Острые зубы и толстый живот.

Очень тихо всегда он ходил. Громко настойчиво кушать просил.

Да чуть потише на печке храпел. Вот вам и все что он делать умел.

Кот как-то раз видит сон вот такой, будто затеял с мышами он бой.

Громко крича, он их всех исцарапал воими зубами, когтистою лапой.

В страхе тут мыши тихо взмолились: Ой, пожалей, пощади, сделай милость!

Тут чуть погромче воскликнул кот «Брысь!» и врассыпную они понеслись.

Пока кот спал, происходило вот что:

Мыши тихо вышли из норки,Громко хрустя, съели хлебные корки,

Потом чуть потише смеялись над котом, они ему хвост завязили бантом.

Василий проснулся и громко чихнул; к стене повернулся и снова заснул.

А мыши лентяю на спину забрались, до вечера громко над ним потешались.

Музыкальный репертуар. «Громкая и тихая музыка» Г. Левкодимова.


«МУЗЫКАЛЬНАЯ ПАЛИТРА»

Игра на развитие творчества при восприятии музыки.

Игровой материал: листы бумаги, вырезанные в форме палитры, краски, кисточки.

Методика проведения: Дети подходят к столам, на которых заранее подготовлены краски, кисточки, листочки бумаги, вырезанные в форме палитры.

Дети слушают фрагменты музыкальных произведений и, рисуют на палитре кружок цветом, соответствующим, по их мнению, характеру музыкального произведения.

Примечание: с детьми старшей группы игра проводится во второй половине учебного года, когда детьми накоплен определённый опыт слушания, анализа и сопоставления разнохарактерных произведений. С детьми подготовительной группы игру можно провести в начале учебного года и второй раз в конце года, это позволит проверить эффективность проведённой работы.

Репертуар: Старшая группа – П. И. Чайковский «Детский альбом», произведения, рекомендованные программой для слушания; подготовительная группа – П.И. Чайковский «Времена года», произведения, рекомендованные программой для слушания. Изображение палитры