Дипломная работа на тему: Формирования читательской и информационной культуры младших школьников с помощью разных видов чтения

Заказ 173

Цена 1500 рублей

 Содержание

Введение…………………………………………………………………..5

Глава 1: «Теоретические основы исследования информационной

и читательской культуры младших школьников»

1.1. Информационная культура развивающейся личности…………….10

1.2. Понятие «читательская культура» младшего школьника………….16

1.3. Формирование читательской и информационной культуры………22

Глава 2. » Опытно-экспериментальная работа по использованию

книги в качестве средства формирования информационной

и читательской культуры ребенка»

2.1. Описание опытно-экспериментального обучения………………. 33

2.2. Констатирующий эксперимент…………………………………… 41

2.3. Формирующий эксперимент………………………………………52

Заключение………………………………………………………………60

Список литературы……………………………………………………..62

 

         Введение

 

«Чтение – это неисчерпаемый источник обогащения

знаниями, универсальный способ развития познавательных

и речевых способностей ребенка, его творческих сил.

Мощное средство воспитания нравственных качеств

и развития эстетических чувств»

В.Г. Горецкий

Ориентиром  в работе современной  школы является формирование всесторонне развитой личности. Поиск новых способов интенсификации обучения, повышение его качества и процента обученности – основная задача, которая стоит перед учителями.  Общеобразовательная школа ищет наиболее результативные методы обучения и воспитания.

Сейчас  трудно найти человека, который не использовал  бы   для облегчения своей работы, развлечений, обучения и т.д. новые технологии.  Человек, живущий  в  век  информационных  технологий,  должен  владеть  информационной культурой.  Актуальность   проблемы   изучения   информационного   поведения пользователей определяется несколькими моментами. В профессиональной деятельности и в повседневном межличностном общении для любого гражданина залогом успеха в обучении на протяжении всей жизни  являются умения использования информации.

Ускорение темпов  технического развития, создания   интеллектуальных технологий характеризует современное общество. Информация превращается в важнейший глобальный ресурс человечества. Переход общества к качественно новой эпохе — такой  процесс наблюдается в современной жизни.  Это явление  ученые называют информационным обществом или процессом информатизации.

Все сферы жизни общества, все способы деятельности человека охватывает  информатизация. Ее воздействие  проецируется в культуре общества, в образе жизни людей, в  их вкусах, ценностных  установках, коммуникации.

Развитие  мышления, активизация  познавательной деятельности, объемы потребляемой информации зависят от информационных технологий,  которые не просто дополняют человеческие интеллектуальные ресурсы. Они  вторгаются и меняют конституцию психической жизни человека, ассимилируются, формируют синтез человеческого разума и распределенных информационных систем.

Большинство ученых в последнее время сходятся во мнении, что в процессе информатизации общества ключевой фигурой является человек, а  вернее его личность во всех ее проявлениях. В новой  информационной среде личность изменяется под ее воздействием. В то же время сам  человек непосредственно воздействует на социальную среду,  способствуя  изменению в ходе своей деятельности.

Ребенок же постоянно включен в те или иные формы общественной практики.

Такой темп перемен во всех сферах современного общества имеет как положительное, так и отрицательное влияние и ставит задачи   перед каждым человеком, семьей, предприятием, городом, регионом, страной приспособиться и выжить в потоке изменений.

Чтение художественных произведений  приобщает детей к бесценному культурному наследию нашего народа и народов других стран, их духовно-нравственным ценностям; развивает в детях такие качества, как патриотизм и гражданственность, способность чувствовать красоту поэтического слова; формирует интерес к чтению и потребность в самостоятельном чтении книг. Усилению нравственного аспекта программы способствует отбор произведений классиков русской литературы, святоотеческой литературы и библейских текстов.

Проблемы обучения навыкам чтения достаточно давно исследуются, здесь можно отметить психологов и методистов, таких как Г.М.Перову,  Н.Н.Светловскую, О.В.Джежелей, Д.Б.Эльконина и др. И все же так называемые «трудности в обучении чтению» остаются малоизученными. Эта проблема определила тему нашего исследования.

Таким образом, в настоящей работе объектом исследования является

процесс формирования читательской и информационной культуры школьников с помощью разных видов чтения.

Актуальность темы работы заключается в воспитании растущего человека как формирование развитой личности. Процесс воспитания, который служит необходимой и всеобщей формой этого развития, должен быть систематическим, базироваться на знании и учете  объективных закономерностей развития личности.

Цель дипломной работы заключается в изучении и выявлении условий формирования читательской и информационной культуры школьников.

Объект исследования — процесс овладения чтением младшими учащимися  в сложившихся условиях

Предмет исследования — условия овладения чтением учащимися в процессе обучения литературному чтению.

Гипотеза — формирование читательской и информационной культуры младших школьников будет протекать более успешно при соблюдении следующих условий:

— поэтапное овладение навыками чтения;

— определение места и значения навыка осознанного чтения в комплексе речевых умений;

— учет связей между умениями, необходимыми для осознания всех компонентов текста и т.д.

При проведении опытно-экспериментальной работы были поставлены следующие задачи:

1.Изучить психолого-педагогические основы формирования читательской и информационной  культуры школьников

2.Провести исследование по выявлению особенностей овладения чтением учащимися 2-3-х классов общеобразовательной школы, проанализировать полученные данные.

3.Разработать рекомендации, направленные на преодоление трудностей в овладении чтением учащимися 2-3- классов (конкретной школы).

Исследование проходило в 2 этапа. На первом этапе был проведен анализ теоретического материала по изучаемой проблеме. На втором этапе была проведена  опытно-экспериментальная работа.

Методы исследования:

— теоретический анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования;

— опытно-экспериментальная деятельность;

— количественный и качественный анализ результатов экспериментального исследования.

Практическая значимость дипломной работы — это ее направленность на выявление особенностей овладения чтением учащимися 2-3-х классов общеобразовательной школы, разработка рекомендаций для учителей, родителей, направленных на преодоление трудностей в овладении чтением учащимися 2-3- х классов, (улучшением качества чтения, увеличение нормы техники чтения).

Работа состоит их введения, двух глав, заключения, списка литературы

В первой главе «»Теоретические основы исследования информационной

и читательской культуры младших школьников» освещены основные аспекты данной проблемы, определено направление экспериментально — практического исследования.

Во второй главе » Опытно-экспериментальная работа по использованию   книги в качестве средства формирования информационной   и читательской культуры ребенка» содержится описание организации и методики проведения экспериментального исследования, дается анализ полученных результатов.

В заключении представлены выводы по теоретической и практической части дипломной работы, рекомендации и перспективы дальнейшей работы по данной проблеме.

Заключение

Значение чтения и книги как средства образования, воспитания и развития человека общеизвестно. Чтение — это источник приобретения знаний, духовного и умственного развития личности. Сам процесс чтения предполагает труд и творчество читателя. В прочесе чтения включается творческая, интеллектуальная и трудовая деятельность  — эмоциональное сопереживание, сотворчество, привлечение воссоздающего воображения, умственных операций (умозаключений, оценок, отношений).

В процессе работы над  дипломным проектом были  решены задачи, выставленные в начале работы. Раскрыта актуальность проблемы  информационной и читательской культуры младших школьников с упором на чтение:

раскрыта сущностная характеристика процесса обучения выразительному чтению;

проанализирована методическая литература по теме;

описаны процессы организационной работы, а так же использованы при ё мы обучения выразительному чтению лирических произведений в начальных классах;

экспериментальным путём подтверждена  выдвинутая гипотеза.

Результаты опытно-экспериментальной работы по чтению с младшими школьниками  подтвердили положения о том, что технически правильное чтение это  четкое произношение, правильные словесные ударении, соблюдение интонации в соответствии с содержанием текста. Такой показатель соответствует высшему уровню чтения. Средний уровень  соответствует чтению, при котором не соблюдались паузы, темп чтения, нарушались логические ударения.  Данные отражены в таблицах (Приложения)

   Список литературы

1. Библиотечка младшего школьника: Книга, •здравствуй! (1-4 классы), приложение к журн. «Начальная школа». — М., 1995-1999 гг. (в соавторстве с ТС. Пиче-оол).

2.Бирюкова Л.Г. Грамотность в меняющемся мире //Читающая Россия: мифы и реальность: Сб. ст. по пробл. чтения. – М.:Либерея, 1997

3. Введение   в   науку   о   читателе.   —  М., 1997.  — 158с.

4. Внеклассное чтение в первом классе в период обучения грамоте (системы 1-3 и 1-4), методические рекомендации для работы с «Библиотечкой младшего школьника». — М., 1999. — 228 с. (в соавторстве с Т.О. П иче-оол).

5.Внеклассное чтение на начальном этапе формирования   читательской   самостоятельности (I класс, 2-е полугодие — сист. 1-3 и II класс, 1-е полугодие — сист. 1-4). — М., 1999. — 160 с. (в соавторстве с Т.С. Пиче-оол).

6. Гендина Н.И., Колкова Н.И., Скипор И.Л., Стародубова Г.А. Формирование информационной культуры личности в библиотеках и образовательных учреждениях: Учебно-метод. пособие. — М.:Школьная библиотека,2003 г. — С.18, С.30.

7.  Из истории обучения читателя в России. — М., 2000.— 238с

8. Кэрролл Ф.Л. Руководство для школьных библиотек: Школьные библиотеки. – М.: Рудомино, 1997. С.33-64.

9. Кузьмин Е . И., Демидов А . А . О программе ЮНЕСКО «Информация

для всех» http://www.gpntb.ru/win/inter-events/crimea2003/trud/tom1/plen/Doc7.HTML

11.   Методика  внеклассного  чтения  /  Серия «Библиотека учителя начальной школы». Изд. 1-е. — М.: Просвещение, 1977. — 207 с.

12.  Основы науки о читателе. — М.: «N6 Магистр», 1993. — 180 с.

13.  Обучение детей чтению: Детская книга и детское чтение. — М.:  Им.  Центр «Академия», 1999. — 248 с. (в соавторстве с Т.С. Пиче-оол).

14.   Обучение детей  чтению:  Практическая методика. — М.: Изд. Центр «Академия», 1999. — 248 с. (в соавторстве с Т.С. Пиче-оол).

15.Программа ЮНЕСКО «Информация для всех»//http://www.nbuv.gov.ua/law/00_uiv.html

16. Плотников С.Н. Чтение и экология культуры //Homo legens: Памяти Сергея Николаевича Плотникова (1929-1995). – М.: Дом интеллектуальной книги, 1999. – С. 64.

17. Предложения к национальной программе «Чтение» // Юный читатель и книжная культура России: Материалы исследования: Сборник статей. – М.: РГДБ, 2003. – С. 103-109. (Этот сборник и другие издания Российской государственной детской библиотеки, посвященные исследованиях детского чтения, также как библиографическая информация о деском чтении, представлены на сайте РГДБ: www.rgdb.ru)

18.  Решение проблемы метода как аспект совершенствования системы обучения чтению // Глава  в  монографии:   Совершенствование  обучения младших школьников. — М.: Педагогика, 1984. — С. 56-74

19. Рыжкова Т.В. Литературное развитие младших школьников: Учебное пособие. — СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И.Герцена, 2006

20.  Самостоятельное чтение младших школьников:   Теоретико-экспериментальное   исследование. — М.: Педагогика, 1980. — 160 с.

21.  Светловская Н.Н. Самостоятельное чтение младших школьников: Теоретико-экспериментальное исследование.- М., 1980, 135 с.

22.  Светловская Н.Н. Самостоятельное чтение младших школьников. — М: Педагогика, 1982. — 159 с.

23. Светловская Н.Н. Обучение чтению и законы формирования читателя// Начальная школа, 2003 № 1, с. 11-18

24. Сметанникова Н.Н. Учиться читать, чтобы учиться, читая.

25. Статьи в профессионально значимых журналах:   Советская   педагогика.  —   1971.  — №2; 1976. — № 1; 1980. — № 2; Начальная школа (всего более 60 статей, начиная с № 7 за 1965 год); особо -значимые №№:  1970. — № 3;  1972. — №6; 1978. — № 1; 1982. — №4, 5; 1983. — № 10, 11; 1988. -№8; 1989.—№7; 1990. —№5,9; 1991.— № 2; 1992. — № 3 и др.; Детская литература (всего 23 статьи):  1968. — № 7-12;   1969. — №  1-12; 1970. —№ 1-5.

26.  Теория методики обучения чтению. — М., 1998. — 174с
27. В.П. Чудинова    Поддержка детского чтения – наша общая задача

// http://teacher.fio.ru/news.php?n=28228&c=1441

 

www.RRRA-org.narod.ru

www.fio.ru

 

            Приложения         

Таблица № 1

Количество детей -11 человек

1 задание — процесс самостоятельного восприятия живописного произведения

Высокий уровень – 4 чел

Средний уровень – 7 чел

Низкий уровень  — 0

2 задание — приглашение к совместному посещению процесс художественного восприятия, и речевые коммуникации  детей.

Высокий уровень – 4 чел

Средний уровень – 7 чел.

Низкий  уровень — 0

3 задание — речевые коммуникации ребенка и взрослого как в момент приглашения к совместному художественному восприятию произведения, так и в процессе общения с ним

Высокий уровень – 5 чел

Средний уровень – 6 чел.

Низкий уровень   — о

 

4 задание – особенности  самостоятельного художественного восприятия взаимодействующих искусств и возможных речевых коммуникаций старшего дошкольника

Высокий уровень — 10 чел

Средний уровень —  1 чел.

Низкий уровень  —   0

 

                                                                                               Таблица 2

                                            Анкета

                   вопросы К-во ответов

 

Да           нет

% к общемк-ву учеников

Да               нет

1.Есть ли у вас дома книги?
2.Записаны ли вы в библиотеку?
3.Любите ли вы читать рассказы и сказки?
4.Любите ли вы читать стихи?
5.Помните ли вы какие-нибудь стихи наизусть?
6.Читали ли вы былины о русских богатырях?
7.Как вы думаете, учат ли сказки добру?
8.Есть ли у вас дома книги об истории нашей Родины?
9.Помните ли вы каких-нибудь царей, богатырей?
10. Помните ли вы какие-нибудь войны?
11. Помните ли вы каких-нибудь полководцев?
Читаете ли вы дома книги о  царях, богатырях?
 

 

 11   0  100   0
 11   0  100   0
       
 10  1  90,9   9,1
       
   9   2  81,8   18,2
  11   0  100   0
       
  10   1  90,9  9,1
       
 11   0   100   0
       
 10

 

 

9

 

 

9

 

 

10

 1

 

2

 

2

 

1

 90,9

 

81,8

 

81,8

 

90,9

 9,1

 

18,2

 

18,2

 

9,1

 

В ходе работы было проведено анкетирование детей в виде беседы о любимых книжках сказках, рассказах, былинах, историях нашей Родины. Дети охотно и с большим интересом отвечали на вопросы анкеты. При анкетировании  было выявлено следующее (Приложение 1).

 

1.        У всех дома есть книги;

2.        В библиотеку записаны все;

3.        Сказки, рассказы любят все, а стихи не все;

4.        О богатырях, князьях, царях и истории нашей Родины читали все;

5.         Произведения о богатырях, князьях, царях и историю нашей Родины читали на уроках, но не у всех есть эти книги дома;

6.        Богатырей, князей и царей называют самых известных;

7.        Войны помнят самые известные и полководцев только этих войн.

 

 

Таблица 3

Уровень развития

выразительности

Количество

баллов

 Количество

учащихся

Количество

учащихся  %

 Высокий  28-21      10     83,3
Средний  20-13       2     16,7
Низкий  12 и ниже      0       0

 

 

Таблица 4

Уровень развития

выразительности

Количество

баллов

 Количество

учащихся

Количество

учащихся  %

 Высокий  28-21      10     83,3
Средний  20-13       2     16,7
Низкий  12 и ниже      0       0

 

Приложение 5

В качестве примера  урока-диалога

прилагаю сказку «Растрепанный воробей»  К.Г.Паустовского

 

Тема: «Паустовский К.Г. Сказка «Растрепанный  воробей».  «От  маленькой радости  смеются,  а   от   большой   плачут»».

Цели:   породить   чувство благодарности за чудесную сказку;

оставить в душе след; привести  к  попытке ответить на вопрос «Что такое  счастье?»;  настроить  учащихся  на  изучение творчества  КГ.  Паустовского;  помочь  в   постановке   проблем.

Средства обучения: учебник М.Н. Головановой, В.Г. Горецкого, Л.Ф. Климановой  «Родная речь»; балет «Золушка» С.С. Прокофьева.

ХОД УРОКА

1.  Подготовить детей к восприятию.

На доске в классе  развешаны рисунки с изображением воробьев.

— Зачем воробьи прилетели к нам?

— Как вы предполагаете, все ли птицы одинаково пропоют фразу:  «О  чем  поют

воробышки в последний день зимы? — Мы  дожили,  мы  выжили,  мы  живы,  живы

мы!»? Продемонстрируйте, как они это могут сделать.

— Ребята,  на  вопрос:  «Что  же такое счастье?»поможет нам ответить  один из воробьев. Он  герой сказки К.Г. Паустовского «Растрепанный воробей».

Давайте выберем, какой же это  из  воробьев?  (Дети  выбирают  и  помещают  птичку  под названием сказки.)

— О чем нам расскажет сказка, как вы думаете? А почему вы так решили?

2.   Чтение  первой  части  (остановиться на   эпизоде  «Кража   стеклянного букетика»).

3.  Прочтение  первой части, диалог.

— Какие чувства пробудила в вас эта часть сказки? Почему?

— А как герои относятся друг к другу?

Ученики записывают героев:

Маша Пашка мама папа Петровна ворона Милиционер

Записывают названия  чувств:  доброта   нежность привязанность забота   любовь грусть  печаль отзывчивость  счастье  память ответственность воспоминание   стремление помочь.

— Почему эти чувства? Что значит любить? (Осчастливить другого.)

— Посмотрим, как поведут себя герои дальше? Почему?

4.  Чтение второй части под   музыку.

5.   Диалог-обобщение:

— Скажите, ребята, оправдались ли наши предположения? Почему?

В чем смогла убедить вас сказка? Какую  мысль  хотел  передать автор  читателю?  (Счастье   —   осчастливить другого… И маленький способен подарить большую радость.)

— Вспомните, когда вы счастливы, вы смеетесь или плачете? Почему  возник  такой вопрос? (Плачет мама: «От маленькой радости смеются, а от большой  плачут».)

Как сможете  вы это объяснить?

— Как вы думаете,  человек,  написавший  эту сказку, какой?

(Он способен подарить чудо…)

6.  Рассказ учителя о К.Г. Паустовском.

7.   Домашнее задание: по желанию ребята  могут  перечитать  сказку. Предлагаю подумать над вопросом: кому из героев сказки они хотели  бы  сделать  что-то приятное и почему?