Курсовая работа по психологии 011.Тема: Взаимосвязь тревожности и интеллектуального развития среди подростков

Заказ 011

цена 900 рублей

КУРСОВАЯ РАБОТА

Тема: Взаимосвязь тревожности и интеллектуального развития среди подростков

 

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………………………3

 

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ПОДРОСТКОВ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ И ЗАРУБЕЖНОЙ ПСИХОЛОГИИ ……………………………………………….6

1.1 История развития и современное представление об интеллектуальном развитии личности в психологической науке ……………………………………..6

1.2 Характеристика интеллектуального развития подростков …………………11

1.3 Тревожность как фактор, влияющий на интеллектуальное развитие в подростковом возрасте ………14

Краткие выводы по главе 1 ……………………………………………………….21

ГЛАВА II. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ ТРЕВОЖНОСТИ И УРОВНЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ СРЕДИ ПОДРОСТКОВ …………………………………………………………………….22

2.1. Организация и методы исследования ………………………………………..22

2.2. Анализ и результаты проведенного исследования ………………………….25

Краткие выводы по главе 2 ……………………………………………………….33

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………………….34

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ……………………………….36

ПРИЛОЖЕНИЯ ……………………………………………………………………39


ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования. В последнее время происходит усовершенствование системы современного школьного образования, специфика которого состоит в изучении психологических факторов повышения эффективности интеллектуального развития подростков, а также создания инновационных систем и обучающих программ с учетом индивидуально-типологических особенностей личности. Проблемы, касающиеся интеллектуального развития подростков давно привлекают внимание психологов и педагогов, поскольку современный уровень развития общества требует постоянного поиска необходимых условий, способствующих развитию интеллекта детей различных возрастов.

Чаще всего интеллектуальное развитие личности можно определить через его достижения, которые непосредственно связаны не только с функционированием интеллекта, но и с действием личностных факторов, в числе которых важную роль играет уровень тревожности. Выявление личностных особенностей, значимо влияющих на интеллектуальное развитие в подростковом возрасте, может способствовать выстраиванию эффективного образовательного процесса с целью повышения интеллектуального потенциала.

Методологической основой исследования интеллектуального развития является идея о развитии личности путем присвоения материальной и духовной культуры общества, утвердившаяся в отечественной науке. В отечественной психологии проводились исследования, посвященные изучению взаимосвязи между уровнем тревожности детей различного возраста и развитием их интеллекта, успешностью в учебной деятельности (Н.Б. Пасынкова, А.Н. Лебедева, А.М. Прихожан, Б.И. Кочубей, Е.В. Новикова, В.Н. Дружинин и др.). Однако эти исследования имеют противоречивый характер.

Целью нашей работы явилось выявление взаимосвязи тревожности и интеллектуального развития среди подростков.

Объект исследования — интеллектуальное развитие и тревожность подростков.

Предмет исследования — взаимосвязь тревожности и интеллектуального развития подростков.

Гипотезы исследования:

  1. Подростки, обладающие высоким уровнем тревожности, имеют более низкий уровень интеллектуального развития.
  2. Подростки, обладающие низким уровнем тревожности, имеют более высокий уровень интеллектуального развития.

В соответствии с поставленной целью нами были сформулированы следующие задачи:

1. Определить основные подходы к изучению проблемы интеллектуального развития личности в отечественной и зарубежной психологии

2. Охарактеризовать особенности интеллектуального развития у подростков.

3. Рассмотреть тревожность в качестве фактора, влияющего на интеллектуальное развитие в подростковом возрасте.

4. Экспериментально изучить взаимосвязь между уровнем тревожности и уровнем интеллектуального развития подростков.

Методы исследования. Для решения поставленных задач и проверки выдвинутых гипотез применялись следующие методы исследования:

— Для диагностики интеллектуальных способностей: стандартные прогрессивные матрицы (Дж. Равен).

— Для диагностики уровня тревожности: методика «Определение уровня тревожности» (Ч.Д. Спилберг, Ю.Л. Ханин).

— Методы статистической обработки данных: ранговый коэффициент корреляции Спирмена.

Эмпирическая база исследования. В выборку вошла группа испытуемых: старшие школьники в возрасте 15-16 лет ГОУ № 1661 г. Москвы (20 человек).

Структура курсовой работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии и приложений.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Изучение и анализ литературы по теме исследования позволил сделать следующие выводы:

  1. В подростковом возрасте происходит наиболее интенсивное формирование интеллекта и личности в целом. На интеллектуальное развитие в данном возрасте оказывают влияние многочисленные внутренние и внешние факторы, среди которым наиболее важным является фактор обучения. В подростковом возрасте происходят существенные сдвиги в развитии мыслительной деятельности учащихся, главным образом в процессе обучения. Учебная деятельность должна обеспечить условия для самооценки и самораскрытия подростка, должна быть значимой для уважаемых подростком людей, для общества.
  2. На сегодняшний день существует множество исследований, посвященных изучению влияния тревожности на интеллектуальное развитие подростков. Однако полученные данные довольно противоречивы и не дают однозначного ответа на вопрос: «Каким образом соотносятся уровень тревожности и уровень интеллектуального развития у подростков?». В связи с этим нами было проведено экспериментальное исследование, направленное на исследование взаимосвязи тревожности и интеллектуального развития у детей подросткового возраста.

На основании проведенного исследования были сделаны следующие выводы:

  1. В ходе изучения особенностей интеллекта, было выяснено, что большинство испытуемых подростков в возрасте 15-16 лет имеют средний уровень интеллектуального развития, выражающегося в показателе IQ.
  2. При изучении уровня личностной и реактивной тревожности показано, что большинство подростков имеют высокий уровень реактивной тревожности и средний уровень личностной тревожности. С помощью коэффициента корреляции Спирмена была выявлена тесная обратная корреляция между уровнем тревожности и интеллектуальным развитием подростков.

Гипотеза о том, что чем выше тревожность, тем ниже уровень интеллектуального развития, и наоборот, чем ниже тревожность, тем выше уровень развития интеллекта – подтвердилась.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Агафонова И.Н. и др. Методики изучения интеллекта / Агафонова И.Н., Колеченко А.К., Погорелов Г.А., Шеховцова Л.Ф. — Часть 1. — СПб., 1991
  2. Амасьянц Р.А. Интеллектуальные нарушения. — М., 2003.
  3. Артюхова Т.Ю. Психологические механизмы коррекции состояния тревожности личности: Дисс. … к. пс. наук. — Новосибирск, 2000.
  4. Астапов В.М. Функциональный подход к изучению состояния тревоги // Тревога и тревожность. СПб.: Питер, 2001. С. 156-165.
  5. Божович Л.И. Проблемы формирования личности / Под ред. Д. И. Фельдштейна. — М.: Институт практической психологии; Воронеж, 1995.
  6. Вейтен У., Ллойд М. Стресс и его эффекты / Общая психология. Тексты / под ред. В.В. Петухова. М.: УМК «Психология»; Генезис, 2002. Т. 2, кн. 1. С. 501-542.
  7. Возрастная психология: полный жизненный цикл развития человека / Под. ред. И. Ю. Кулагина, В. Н. Калюцкого. — М.: Cфера, 2001.
  8. Выготский Л. С. Психология развития человека. — М.: Смысл; Эксмо, 2004.
  9. Гамезо, М.В. Возрастная и педагогическая психология. / М.В. Гамезо. -М.: Педагогическое общество России, 2004.- 512 с.
  10. Глейтман Г., Фридлунд А., Райсберг Д. Основы психологии / под ред. В.Ю. Большакова, В.Н. Дружинина. СПб.: Речь, 2001. 1247 с.
  11. Дарвиш О.Б. Возрастная психология. – М.: Изд-во
  12. Изард К.Э. Психология эмоций. СПб.: Питер, 1999. 464 с.
  13. Измайлов Ч.А., Черноризов А.М. Психофизиологические основы эмоций. М.: Моск. психол.-соц. ин-т, 2004.72 с.
  14. Ильин Е.П. Дифференциальная психофизиология (возможности человека и свойства нервной системы). Челябинск, 1999. 324 с.
  15. Ильин Е.П. Психофизиология состояний человека. СПб: Питер, 2005. 412 с.
  16. Климанова Н.Г. Динамика интеллектуальных (общих и специальных) способностей у старшеклассников и студентов: Автореф. дис. … канд. психол. наук. — Казань: Казан.гос.ун-т, 2000. — 19 с.
  17. Когнитивная психология / под ред. В.Н. Дружинина, Д.В. Ушакова. М.: ПЕР СЭ, 2002. 480 с.
  18. Крылов А. А., Маничев С. А. Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии. — СПб.: Питер, 2000.-528 с
  19. Левитов Н.Д. Психическое состояние беспокойства, тревоги // Вопр. психологии. 1969. № 1. С. 131-137.
  20. Лурия А.Р. Лекции по общей психологии. СПб.: Питер, 2004. 320 с.
  21. Мерлин В.С. Очерк интегрального исследования индивидуальности. М.: Педагогика, 1986. 263 с.
  22. Лютова Е. К., Монина Г. Б. Шпаргалка для родителей. — СПб.: Изд. «Речь», 2007.
  23. Микляева А.В., Румянцева П.В. Школьная тревожность:диагностика, профилактика, коррекция. СПб.: Речь, 2007.248с.
  24. Мэй Р. Краткое изложение и синтез теорий тревожности // Тревога и тревожность. — СПб.: Питер, 2001.
  25. Пасынкова Н.Б. Связь уровня тревожности подростков с эффективностью их интеллектуальной деятельности // Психол. журн. 1996. Т. 17, № 1. С. 169-174.
  26. Перлз Ф. [Понимание тревоги в гештальтерапии]. Превращение тревожности в возбуждение / Общая психология. Тексты / под ред. В.В. Петухова. М.: УМК «Психология»; Генезис, 2002. Т. 2, кн. 1. С. 548-560.
  27. Пиаже Ж. Психология интеллекта. — СПб.: Питер, 2003. — 192 с
  28. Прихожан А.М. Психология тревожности: дошкольный и школьный возраст. СПб.: Питер, 2007. 192 с.
  29. Прихожан А.М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика. М.: Воронеж, 2000.
  30. Ремшмидт Х. Подростковый и юношеский возраст: проблемы становления личности. — М.: Мир, 1994.
  31. Сидоров К.Р. , Крохина И.Г. Исследование причин тревожности учащихся // Новое образование. 2013. № 1. С. 3-5.
  32. Спилбергер Ч. Концептуальные и методологические проблемы исследования тревоги. — М., 1983.
  33. Сушкова Ф. Уровень тревожности школьников растет // Воспитание школьников. 2006. № 9. С. 26–35.
  34. Холодная М.А. Психология интеллекта. Парадоксы исследования. — 2-е изд., перераб.и доп. — СПб.: Питер, 2002. — 264 с
  35. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. СПб.: Питер Ком, 1998. 608 с.
  36. Ader R., Cohen N. Psychoneuroimmunology: conditioning and stress // Annual review of psychology. 1993. Vol. 44. P. 53-85.
  37. Spielberger C.D. Anxiety: Current trends in theory and research. N.Y., 1972. Vol. 1. P. 24-55.
  38. Zinbarg R.E., Barlow D.H., Hertz R.M. Cognitive-behavioral approaches to the nature and treatment of anxiety disorders // Annual Review of Psychology. 1992. Vol. 43. P. 235-267