Курсовая по литературе.Тема: «Изучение повестей И.С. Тургенева»

Заказ 168

Цена: 1500 рублей

 

Цель курсовой работы:

Выделить проблему «непрочитанности» повестей И.С. Тургенева, показать актуальность и важность включения в школьную программу повестей И.С.Тургенева. По достоинству оценить мастерство писателя, долгое время изучение творчества которого сводилось к выбору социально и политически значимым, идейным произведениям с «действующими» героями.

Задачи курсовой работы: обобщить и проанализировать программы изучения повестей, создать свою программу.

Предмет исследования: повести И.С. Тургенева

 

Содержание

I.Введение

1.1. Слово об И.С.Тургеневе. Проблематика важности значения повестей И.С.Тургенева.

II. Основная часть

1.2. Разработки по повести «Ася»

1.3. Анализ программ по повести «Ася»

1.4. Изучение творчества И.С.Тургенева в школе. Жанр повести

1.5. Предложение своей программы изучения. «После смерти» (Клара Милич), «Ася», «Первая любовь»

1.6. Обзорные повести И.С.Тургенева «Вешние воды», «Фауст»

1.7. Предпочтительные виды работ с повестям.

III. Заключение

 

VI. Список использованной литературы

 

I. Введение

 

1.1. Слово об И.С.Тургеневе. Проблематика важности значения и актуальности повестей И.С.Тургенева.

Великий русский писатель Иван Сергеевич Тургенев сказал свое деликатное,  джентльменское слово, оказавшее, тем не менее, сильнейшее влияние на русскую и мировую литературу. Европейские интеллигенты восторгались Тургеневым, его психологическим мастерством и чарующими пейзажами, в то время как, российские радикалы сетовали на безвольность героев, но высоко чтили его литературный дар, открывающий миру Россию.

Актуальность произведений Тургенева неоспорима, так как он пишет о том, что витает в воздухе, о чем думают и чем дышат его и наши современники.

Иван Сергеевич, благовоспитанный дворянин, росший в усадьбе полновластной маменьки, с детства ненавидел насилие помещиков и сочувствовал крепостным, способствуя облегчению их участи. В своих произведениях он показывал глубокую духовность крестьян (рассказы «Записки охотника»). В романах отразил завершающую свою историю дворянскую культуру и появление новых героев-демократов («Отцы и дети», «Дворянское гнездо»). О жизни русских за границей писал в «Дыме» и «Нови». «Стихотворения в прозе» отображают философские размышления автора.

Благодаря повестям Тургенева, возник образ  «тургеневской девушки» («Ася», «Первая любовь», «Вешние воды», «Клара Милич»). И это далеко не «кисейные» барышни, которых мы привыкли представлять. Они растворяются в своем всепоглощающем чувстве, пугающем необузданностью и смелостью. Они жертвенны, решительны, но сдержанны, и, как прекрасная пушкинская Татьяна, ожидают идеального избранника, готового позвать их на край света.

Повести Тургенева отличаются своей краткостью, он не любил писать объемные сочинения, считая, что внимание нужно уделять главному; неоднозначностью, автор не дает оценок поступкам персонажей;  автобиографичностью, многие герои и события жизни угадываются в самих произведениях. Так, Ася в одноименной повести — это Пелагея, дочь писателя и крепостной, рожденная вне брака.

Разрабатывая уроки для школьников восьмого класса, следует обратить внимание на художественный вкус, душевность и музыкальность тургеневской прозы, погружающей в умиротворенное, медитативное состояние покоя и гармонии. Тонкий психологизм писателя раскрывает переживания, сомнения, порывы персонажей, их ожидание прекрасного далёка, которые близки каждому мыслящему и чувствующему человеку.

Для школьников, вступающих в особенную пору расцвета своей души, возникает потребность в понимании своих эмоций, их истоков и умении разобраться в нахлынувших чувствах, если это, конечно, возможно, ведь первая любовь сродни светлому безумию. Повести о любви помогают настроиться душе на лирический лад в ожидании рассветной любви, угадать ее приход, когда она вдруг «проснется и глаза свои откроет», сохранить,  и, не расплескивая,  пронести через всю жизнь.

Учителю литературы необходимо проявлять талант в умении показать важность произведений для внутреннего мира детей, научить анализировать текст, сравнивать, понимать поступки и нравы героев, учиться формировать собственное мнение, высказывать его красивым тактичным родным языком. Задачей учителя также является развитие таких понятий, как жанр, изобразительно-выразительные средства, сюжет, психологизм повестей, умение делать выводы, выделять главное. Воспитывать в учениках настоящего, думающего, интересующегося читателя.

 

Обращаясь к поэтической повести Тургенева «Ася», необходимо выделить два урока (первый — лекционного типа, второй — практическое занятие).

III. Заключение

 

            В завершении курсовой работы мы можем утверждать, что цели и задачи выполнены: проблема малоизученности именно жанра повестей обозначена, важность включения их в школьную программу определена.

Анализ программ изучения повестей в школе выполнен. Предложена собственная программа изучения с включением в неё неизученных повестей, таких как «После смерти»(Клара Милич», «Вешние воды», «Фауст». Прописаны предпочтительные виды работ по изучению повестей.

Теоретическое значение работы определяется тем, что проведенное исследование расширило общее представление о творчестве И.С.Тургенева.

Практическое значение работы в том, что возможно её использование при создании своей программы изучения в школе, при разработке уроков по данной теме.

 

VI. Список использованной литературы

 

            1. Т.Ф. Курдюмова Учебники для 5-6-7-8-9-10 классов. Программы изучения

2. В.Я. Коровина Учебники для школьников. Программы изучения

3. Г.С. Меркин Учебники для школьников. Программы изучени

4. Топоров В. Н. Странный Тургенев. М., 1998.

5. Е.В. Харитонов «Эти странные истории»(Фантастика в творчестве И. С. Тургенева)           Библиография фантастики Русская словесность, 1994.

         6. Р.И. Альбеткова  Р. И.  Активные  формы  преподавания  литературы :  лекции  и           семинары  на  уроках в  старших классах. — М.: Просвещение. -1991.

7. Научная статья Ж.И. Стрижекуровой Методика изучения произведений          И.С.Тургенева с учетом их жанра в 5-8 классах средней школы, М., 1999г.

8. Разработка учителя русского языка и литературы Л.А.Красиной МОУ СОШ № 69, г. Воронеж) по теме:»И.С.Тургенев «Ася». «Тургеневская» девушка в повести. Образ Аси». Ознакомиться с ней предоставляется возможным на http://festival.1september.ru/articles/521962/