Курсовая по литературе. Тема: интерпретацию образа бабочки в произведениях поэтов 60-х годов ХХ века.

Заказ 164

Цена 900 рублей

Содержание:

Введение

Глава 1. Общая характеристика поэзии 60-х годов ХХ века

Глава 1.1. Шестидесятники

Глава 1.2. Основные черты поэзии шестидесятников

Глава 2. Мифологическая основа образа бабочки

Глава 3. Образ бабочки в поэзии

Глава 4. Образ бабочки в поэзии 60-х годов ХХ века

Глава 4.1. «Октябрь, шестнадцатое, вторник – и Воскресенье бабочки моей»: бабочка Беллы Ахмадулиной

Глава 4.2. «Летняя бабочка вдруг закружилась над лампой…»: бабочка  Булата Окуджавы

Глава 4.3. Образ бабочки в творчестве Йосифа Бродского

Глава 4.4. Образ бабочки в позии Арсения Тарковского

Заключение

Литература

 

 

Введение

60–е годы, преисполненные жизнерадостностью исканий и открытий, наделяли многих художников слова невиданными ранее возможностями описания и осмысления происходящего. Заметным явлением в разных работах тех лет был энергичный герой, шло обновление и обогащение классического стихотворения новой рифмой, стихи стали различаться большей независимостью лирического высказывания, формировалась поэзия яркой публицистичности.

К середине 60–х годов критики начали говорить о обозначившемся тяготении многих поэтов к лирическим размышлениям, к разработке жанра философской поэзии (темы жизни и смерти, добра и зла, нравственного и духовного обновления личности).

Актуальность исследования образа бабочки в поэзии 60-х годов ХХ века обусловлена тем, что в нынешнее время мир опять переживает сложный период, который отображается в литературе. Литературные образы переосмысляются и усложняются. Для поэтов, переживавших подобный период, особенно интересным становились мотивы поиска себя и счастья, полет воображения и души, поиск смысла жизни. Именно поэтому одним из популярных образов стал образ бабочки, которую либо наделяли антропоморфными свойствами, либо придавали ей некую мистическую глубину, как символу запредельного. На данный момент этот образ в литературе в целом и в поэзии 60-х годов в частности, мало исследован, что послужило одной из причин написания курсовой работы по данной теме.

Основным материалом исследования являются стихотворения поэтов 60-х годов ХХ века.

Предмет исследования — такие составные художественного образа, как поэтическое видение и художественная концепция, реконструируемые на основе художественных текстов. Целостный художественный мир заключается в реалиях бытия и созданного на них мыслимого автором мира.

Всестороннее описание семантики литературного текста требует построения такой модели художественного произведения, которая могла бы выявить смысловую нагрузку текста и механизм его порождения, что предполагает также анализ индивидуального стиля.

Цель работы: проследить интерпретацию образа бабочки в произведениях поэтов 60-х годов ХХ века.

Данная цель обусловливает следующие задачи исследования:

  • рассмотреть характерные особенности поэзии 60-х годов ХХ века в связи с поэтическим процессами: в личных и творческих взаимоотношениях поэтов с литературным окружением;
  • раскрыть значение образа бабочки в мифологиях прошлого и творчестве поэтов в целом;
  • проанализировать философско-эстетические характеристики образа в поэзии 60-х годов ХХ века;
  • выявить принципы художественного воплощения авторской позиции.

Курсовая работа состоит из введения, трех глав и заключения.

 

Заключение

Обратившись к исследованию образа бабочки в творчестве разных поэтов можно отнести его к категории топосов — образов, которые, неоднократно варьируясь, завоевывают общенациональную характерность и распространенность.

В результате проведенной работы была проведен анализ того, как по-разному можно описывать одно и то же существо. Для Арсения Тарковского бабочка – и черная, и белая, и тень, и свет, у Булата Окуджавы – ангел небесный, Беллы Ахмадулиной и Йрсифа Бродского – прекрасное и волшебное воплощение Бога. Работа показала, что процесс медленного и вдумчивого изучения деталей по­зволяет проникнуть в сложный мир ассоциаций, иносказаний и аллюзий, которые очень часто ус­кользают от невнимательного читателя и попробовать дешифровать символику художествен­ного образа бабочки.

Белла Ахмадулина, Булат Окуджава, Арсений Тарковский, Йосиф Бродский – разные поэты, хоть и творили в один период времени: знаменитые шестидесятые, но в этой курсовой работе их объединяет нечто неуловимое и высокое  – бабочка.

Если сосредоточить внимание на рифме, то можно сделать вывод, что эти авторы в большинстве употребляли перекрёстную рифму, чтобы воссоздать в своих стихотворениях наиболее полный облик бабочки и предать тем самым движение своему произведению. За счёт открытых рифм, заканчивающихся на гласные, возникает мелодичность и напевность у стихотворений, а благодаря женскойх арактеристике они становятся плавными, воздушными, как бабочки, такие же нежные и хрупкие.

А если обратиться к глаголам, которые были использованы авторами, то мы увидим, сколько чувства, жизни и любви в этих небесных воздушных созданиях, у которых крылья трепещут настолько непринужденно и легко, что многих это так увлекает и в стихотворениях мы начинаем слышать это трепетанье.

Интересно, что большинство авторов предпочитает использовать перифразу для более точного и полного описания бабочки, ведь одними эпитетами невозможно дать более красивого и точного описания.

В целом в поэзии 60-х годов ХХ века дается представление о бабочке как об обобщенном воплощении гармонии окружающего мира и мировой красоты. Вместе с тем можно допустить, что ху­дожественный образ бабочки показывает многоплановость, заключает в себе различные смыс­лы в зависимости от специфики авторского мировосприятия. В работе предпринята попытка проследить взаимосвязь между традиционными способами толкования символической образности такого объекта действительности как бабочкаи индивидуальными особенностями реализации этого образа в творчестве различных авторов.

Перечисленные примеры дают представление о важности энтомологических моти­вов в работах разных авторов. К сожалению, в рамкахработы невозможно подробно рассмотреть все многочисленные произведения, связанные с образом бабочки, однако уже сейчас можно сделать вывод, что этот образ в их творчестве интерпретируется многопланово. Было установлено, что в большинстве случаев образ бабочки служит воплощением красоты и гармонии окружающего мира, однако этот образ может также наделяться индивидуальными способами интерпретации.

Исследование показало, что процесс медленного и вдумчивого изучения деталей по­зволяет проникнуть в сложный мир ассоциаций, иносказанийи аллюзий, которые часто ус­кользают от невнимательного читателя и попытаться расшифровать символику художествен­ного образа бабочки.

Настоящая курсовая работа является попыткой целостного анализа образа бабочки в поэзии 60-х годов ХХ века. Однако каждый из затронутых здесь аспектов требует дальнейшей разработки. В частности, особого внимания заслуживает проблема выявления творческих связей. Задачей дальнейшей работы должно стать решение важного вопроса: какое влияние оказали и оказывают художественные поиски данного автора на других поэтов.

 

 

Литература

  1. Аведова И. Жанровая система поэзии Б. Ахмадулиной: Дисс. соиск. уч. степени к.ф.н. — Тверь, 1999. — 189 с.
  2. Айзенштейн Е. «Я из людей и больно мне людское…». Белла Ахмадулина:избранные страницы // Звезда. — 1989. — № 2. — С. 215-222.
  3. Аксенов В. Прогулка в Калашный ряд // Грани. — 1984. — № 133. — С. 165-189.
  4. Амирэджиби Ч. Красота и духовность // Лит. Грузия. — 1987. — № 5. — С. 223-234.
  5. Аннинский Л. Беззащитное всеоружье//Московский комсомолец. — 1962. — № 27. — С. 3.
  6. Аннинский Л. Пальмы на айсберге: Легенды шестидесятников и реалии шестидесятых // Вайль П., Генис А. 60-е. Мир советского человека. — М.: Новое лит. обозрение, 1996. — с.388.
  7. Аннинский Л. Переходящие экватор. Венок критических сонетов // День поэзии. — М., 1980. — С. 85-89.
  8. Аннинский Л. Реальность сказки и призрачность были // Дон. — 1965. — № 3.-С. 166-168.
  9. Аннинский Л. Шестидесятники, семидесятники, восьмидесятники… К диалектике поколений в русской культуре // Лит. обозрение. — 1991. — № 4 — С. 10-14.
  10. Антокольский П. Белла Ахмадулина // Ахмадулина Б.А. Стихи. — М.: Сов. писатель, 1975. — С. 3-12.
  11. Антокольский П. Дарование сильное, доброе // Коме, правда. — 1970. — № 179.-С. 4.
  12. Арутюнова Н.Д. Метафора и дискурс // Теория метафоры. — М.: Прогресс, 1990. — С. 5-32.
  13. Арутюнова Н.Д. Язык и мир человека. — М.: Языки русской культуры, 1999.-896 с.
  14. Арутюнова Н.Д. Языковая метафора (Синтаксис и лексика) // Лингвистика и поэтика. — М., 1979. — С. 147-173.
  15. Архангельский А. «Все уходящее уходит в будущее» // Литературное обозрение. — 1987. — № 3. — С. 11-16.
  16. Бахтин М.М. Литературно-критические статьи. — М.: Худож. лит., 1986. -543 с.
  17. Белинский В.Г. Разделение поэзии на роды и виды // Белинский В.Г. Собр. Соч.: В 9 т. Т.З. — М., 1978. — С. 294-350.
  18. Березин В. Тяжелый подвиг — быть пылким и возвышенным // Лит. газ. -1997.-№24.-С. 11.
  19. Бетаки В. «Тайна» Беллы Ахмадулиной // Стрелец. — 1985. — № 1. — С. 23-24.
  20. Битов А. Мужество цветка // Книжное обозрение. — 1997. — № 3 . — С. 12-14.
  21. Битов А. «Поэзия, явленная в одном лице…» // Ахмадулина Б.А. Миг бытия. — М.: Аграф, 1997. — С. 261-262.
  22. Бройтман С.Н. Три концепции лирики (проблема субъективной структуры) // Изв. РАН. Сер. лит. и яз. — Т. 54. — 1995. — № 1. — С. 18-29. 91.Вадимович Н.П., Авалиани Ю.Ю. К образно-символической функции слова в художественном тексте (на материале русской поэзии) // Искусство слова (о мастерстве писателя и критика). — Ташкент, 1983. — С. 113-116.
  23. Вайль П., Генис А. Тост за своих. К юбилею Б. Ахмадулиной // Панорама — 1987.-№312.-С. 18-20.
  24. Вайль П., Генис А. 60-е: Мир советского человека. — М.: Новое лит. обозрение, 1996. — 368 с.
  25. Вегин П. «Все — лишь ему…!» // Лит. Россия. — 1967. — № 34. — С. 10.
  26. Винник Л. Талант всегда найдет себе неприятности // Аргументы и факты.- 1994.-№21.-С. 8.
  27. Виноградов В.В. Поэтика русской литературы. Избранные труды. — М.: Наука, 1976.-508 с.
  28. Виноградов В.В. Проблемы русской стилистики. — М.: Высш. шк., 1981. — 320 с.
  29. Виноградов В.В. Стилистика. Теория поэтической речи. Поэтика. — М.: Изд-во АН СССР, 1963. — 337 с.
  30. Владимиров Ю. Спиритический сеанс в поэзии // Октябрь — 1964. — № 1. -С. 190-191.
  31. Вознесенский А.А. На виртуальном ветру. — М.: Вагриус, 1998. — 451 с.
  32. Гинзбург Л.Я. О литературном герое. — Л.: Сов. писатель, 1979. — 224 с.
  33. Гинзбург Л.Я. О психологической прозе. — Л.: Худож. лит., 1976. — 448 с.
  34. Григорьева А.Д., Иванова Н.Н. Язык поэзии ХІХ-ХХ вв. Фет. Современная лирика. — М.: Наука, 1985. — 229 с.
  35. Гусев В.И. В предчувствии нового. О некоторых чертах литературы шестидесятых годов. — М.: Сов. писатель, 1974. — 230 с.
  36. Гусев В.И. Музыка, жизнь, поэзия // Подъем. — 1971. — № 3. — С. 136-137.
  37. Евтушенко Е.А. Анкета // Киреев А.Б. Классики пишут сегодня: Разговор о поэзии. — М.: Сов. писатель, 1989. — с. 39-48
  38. Евтушенко Е. А. Волчий Паспорт. — М.: Вагриус, 1998. — 573 с.
  39. Евтушенко Е.А. «Любви и печали порыв центробежный…» // Дружба народов. — 1970. — № 6. — С. 279-282.
  40. Евтушенко Е.А. Мы — наследники великой поэзии // Молодой коммунист. — 1962. — № Ю. — С. 56-57.
  41. Евтушенко Е.А. Пегас спотыкается // Лит. газета. — 1971.-20 окт. — С. 4-5.
  42. Егиазарян А. Критерий — индивидуальность // Дружба народов. — 1974. -№10.-С. 263-264.
  43. Елигулашвили Э. Долгий путь стиха // Лит. Грузия. — 1966. — № 6. — С. 43-51.
  44. Ермилова Е. «Причина для стихосложенья» // Лит. газ. — 1976. — № 4. -С.7.
  45. Ефремов О., Крымова Н. Уроки Художественного // Лит. газ. — 1978, -30 авг. — С. 8.
  46. Жирмунский В.М. Введение в литературоведение: Курс лекций. — Спб.: Изд-во С-Петербург. ун-та, 1996. 440 с.
  47. Зубова Л.В. Современная поэзия в контексте истории языка. — М.: Новое лит. обозрение, 2000. — 432 с.
  48. Каган М.С. Морфология искусства: Историко-теоретические исследования внутреннего мира искусства. — Л.: Искусство, 1972. — 440 с.
  49. Каландадзе А. «Дорогое имя» // Лит. Грузия. — 1987. — № 5. — С. 218-221.
  50. Кар дин В. Дети пятьдесят шестого // Кардин В. Где зарыта собака? Полемические статьи бО-80-x. — М.: Сов. писатель, 1991. — С. 132-167.
  51. Колмановский С. Трудно быть поэтом // Звезда. — 1976. — № 8. — С. 210-212.
  52. Клепикова Е. Праздный стих // Лит. обозрение. — 1976. — № 7. — С. 59-63.
  53. Коваленков А. До первой книги // Знамя. — 1957. — № 8. — С. 179-180.
  54. Кубатьян Г. «И ляжет на душу добро…» // Лит. обозрение. — 1976. — № 7.
  55. — С. 59-63.
  56. Кузовлева Т. «Нежный вкус родимой речи…» // Лит. газ. — 1978. — № 25. -С. 5.
  57. Кушнер А. Она есть… // Лит. обозрение. — 1997. — № 3. — С. 11.
  58. Лавлинский Л. «Этим и интересны…» // Молод, гвард. — 1961. — № 11.-С. 290-297
  59. Лакшин В.Я. «Новый мир» во времена Хрущева: Дневник и попутное (1953-1964). — М.: Кн. палата, 1991. — 269 с.
  60. Лейдерман Н.Л., Липовецкий М.Н. Современная русская литература: 1950-1990-е годы: Учеб пособие для студентов высш. учеб. заведений: В 2 т.
  61. — М.: Издательский центр «Академика», 2003. — Т. 1: 1953-1968. — 416 с.
  62. Лейдерман Н.Л. и Липовецкий М.Н. Современная русская литература: 1950-1990-е годы: Учеб пособие для студ. высш. учеб. заведений: В 2т. — М.: Издательский центр «Академика», 2003. — Т.2: 1968-1990. — 688 с.
  63. Лесневский Ст. «Не зря слова поэтов осеняют…» // Лит. газета. — 1962. -№ 106. — С .3.
  64. Лиснянская И. Имя // Ахмадулина Б.А. Миг бытия. — М.: Аграф, 1997. -С. 263-264.
  65. Лихачев Д.С. Внутренний мир художественного произведения // Вопр. лит. — 1968.-№8.-С. 33-51.
  66. Лотман Ю.М. Структура художественного текста. — М.: Искусство, 1970. — 384 с.
  67. МакКормак Э. Когнитивная теория метафоры // Теория метафоры. — М.: Прогресс, 1990. — С. 358-386.
  68. Марченко А. Время искать себя // Новый мир. — 1972. — № 10. — С. 222-223.
  69. Марченко А. Ностальгия по настоящему. Заметки о поэтике А. Вознесенского // Вопр. лит. — 1978. — № 7. — С. 15-42.
  70. Марченко А. Романтики острова Гель-Гью // Лит. Россия. — 1965. — 22 окт.-С. 8-9.
  71. Марченко А. «Струна» // День поэзии. — М., 1962. — С. 143-144.
  72. Межиров А. Стезею правды // Коме, правда. — 1965. — 17 февр. — С. 3.
  73. Михайлов А. «И голосом ломавшимся моим…» Евгений Евтушенко. // Портрет. — М.: Сов. Россия, 1983. — С. 342-382.
  74. Михайлов А.А. Открытие Пушкина // Михайлов А.А. Ритмы времени (Этюды о русской
  75. Огнев В. Литературные поколения и движение времени // Вопр. лит. -1970.-№ 11.-С. 42-43.
  76. Огнев В. Струна // Лит. Россия. — 1963. — 8 марта. — С. 14-16.
  77. Ортега-и-Гасет X. Две великие метафоры // Теория метафоры. — М.: Прогресс, 1990.-С. 5-32.
  78. Осетров Е. «…Капроновые два крыла» // Коме, правда. — 1970. — № 179. -С. 4.
  79. Паперный 3. Под надзором природы // Октябрь. — 1984. — № 10. — С. 204-206.
  80. Пустовойт П. Образное слово // Дон. — 1986. — № 5. — С. 156159.
  81. Пьяных М.Ф. Вначале были мастера // Нева. — 1978. -№ 10. — С. 27-31
  82. Пьяных М.Ф. «Покой нам только снится…» (Русская советская поэзия 1965-1985 годов). — Л.: Знание, 1985. — 32 с.
  83. Рейн Е. Достойное восхождение… // Лит. обозрение. — 1997. — № 3. — С. 11.
  84. Сидоров Е. Силуэты // Сидоров Е. Теченье стихотворных дней: Статьи. Портреты. Диалоги. — М.: Сов. Писатель, 1988. — С. 189-248
  85. Москва. — 1962. — № 12. -С. 218-219.
  86. Соловьев Б. Поэзия и ее критики // Октябрь. — 1963. — № 7. — С. 195-196.
  87. Тарощина С. Судьбу не выбирают // Лит. газ. — 1987. — 1 янв. — С. 7.
  88. Тимофеев Л. Феномен Вознесенского // Новый мир. — 1989. № 2. С. 15-21.
  89. Тимофеева И. Безукоризненность жеста // Моск. новости. — 1994. — № 22.- С. 63.
  90. Томашевский Б.В. Теория литературы. Поэтика: Учеб. пособие. — М.: Аспект-Пресс, 2001. — 334 с.
  91. Филлипов Г.В. Русская советская философская поэзия: Человек и природа. — Л.: Изд-во ЛГУ, 1984. — 207 с.
  92. себе кумира // Лит. обозрение. — 1978. — №10. -С. 47-49.
  93. Хализев В.Е. Наследие М.М. Бахтина и классическое видение мира // Филол. науки. -1991.
  94. Хализев В.Е. Теория литературы. Учебник — М.: Высш. шк., 2000. — 398 с.
  95. Цурикова Г. Поэзия, игра, жизнь // Лит. газ. — 1964. — № 33. — С. 3.
  96. Чеботарева А. «Пи, направленное в бесконечность». Приметы НТР с современной поэзии // Лит. учеба. -1981-№5.-С. 122.
  97. Чупринин С. Белла Ахмадулина: я воспою любовь // Чупринин С. Крупным планом. — М., 1983 С. 176-185.
  98. Чупринин СИ. Оттепель: Хроника важнейших событий // Оттепель: 1957-1959. — М.: Моск. рабочий, 1990. — С. 366-428.
  99. Чупринин СИ. Прямая речь (Заметки о гражданственности поэзии наших дней) — М.:
  100. совести // Лит. обозрение. — 1978. — № 10. — С. 49-53.
  101. Шагинян М. Читая «Уроки музыки» // Лит. Россия. — 1970. — 26 июня. -С. 17.