КУРСОВАЯ РАБОТА ПО ПСИХОЛОГИИ на тему: ВЗАИМОСВЯЗЬ ЛИЧНОСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ И МОТИВАЦИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТАРШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Заказ 162

Цена 1200 рублей

КУРСОВАЯ РАБОТА

ВЗАИМОСВЯЗЬ ЛИЧНОСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ И МОТИВАЦИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТАРШИХ ШКОЛЬНИКОВ


ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ. 3

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ЛИЧНОСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ СТАРШЕКЛАССНИКОВ И ИХ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ   6

1.1 Понятие мотивации и мотивационной сферы в психолого-педагогической науке  6

1.2 Учебная мотивация и ее компоненты.. 11

1.3  Особенности развития личности детей старшего школьного возраста. 14

Выводы по главе 1. 17

 

ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ ЛИЧНОСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ И УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ СТАРШИХ ШКОЛЬНИКОВ   18

2.1 Организация и методы исследования. 18

2.2 Результаты изучения личностных особенностей старших школьников. 21

2.3 Результаты изучения уровня мотивации к учебной деятельности. 25

2.4 Корреляционный анализ взаимосвязи личностных особенностей старшеклассников и их мотивации к учебной деятельности. 27

Выводы по главе 2. 34

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 35

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ.. 37

ПРИЛОЖЕНИЯ.. 40

 


ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования. В современной отечественной и зарубежной психологии проблема учебной мотивации не теряет своей актуальности. Наиболее основными понятиями, используемыми для объяснения побудительных моментов в поведении человека, являются понятия мотивации и мотива. Термин «мотивация» в современной психологии, как правило, можно понимать двояко: как обозначающаяся система факторов, определяющих поведение (сюда входят потребности, мотивы, намерения, цели, стремления и многое другое), и как характеристика процесса, стимулирующего и поддерживающего поведенческую активность на том или ином уровне.

Особое значение в психологии мотивации принадлежит мотивации учебной деятельности школьников. Известно, что переход от младшего к старшему возрасту влечет за собой ломку сформировавшихся жизненных представлений. В результате этого возникают всевозможные конфликты эмоциональной и волевой сферы школьника, которые не могут не отразиться на учебном процессе в целом. Именно поэтому организация мотивации учебной деятельности должна быть направлена в большей мере на успех, самостоятельное преодоление трудностей и, что наиболее важно, одобрение.

Многие исследователи уделяли большое внимание изучению мотивов, так, например, Л.И. Божович, анализируя отношение школьников к обучению, показала, что наиболее важным моментом, раскрывающим психическую сущность этого отношения, является совокупность мотивов, определяющая учебную деятельность школьников. Своеобразное понимание мотивации характерно для гештальтской психологической школы. К. Левин разработавший методику экспериментального изучения мотивов, понимал их как нечто самостоятельное. В теории Д.К. Маккеланда говорится о том, что все без исключения мотивы и потребности человека приобретаются, формируются при его онтогенетическом развитии. А.Н. Леонтьевым и С.Л. Рубинштейном было разработано понятие «мотив», одно из ключевых понятий психологической теории. Вопросам мотивации посвящено большое количество монографий, как отечественных (В.Г. Асеев; В.К.  Вилюнас; Е.П. Ильин; В.И. Ковалев; М.Ш. Магомед-Эминов; В.С. Мерлин; П.В. Симонов; Д.Н. Узнадзе; А.А. Файзуллаев; П.М. Якобсон), так и зарубежных авторов (А. Адлер; Дж. Аткинсон; К. Мадсен; А. Маслоу и др.).

Объектом исследования является личность школьника старшего возраста.

Предметом исследования являются личностные особенности старшеклассников и их мотивация к учебной деятельности.

Цель исследования – определить взаимосвязь личностных особенностей старших школьников и их мотивации к учебной деятельности.

Задачи исследования:

  1. Провести теоретический анализ проблемы изучения личностных особенностей старшеклассников и мотивации учебной деятельности.
  2. Подобрать психодиагностические методики по изучению уровня мотивации учебной деятельности и личностных особенностей старшеклассников.
  3. Апробировать подобранные методики и с помощью методов математической обработки данных определить взаимосвязь между личностными особенностями страшеклассников и их мотивации к учебной деятельности.
  4. Разработать методические рекомендации для педагогов по повышению эффективности учебной деятельности старшеклассников с учетом их мотивационных особенностей.

Гипотеза исследования заключается в предположении о том, что личностные особенности старшеклассников влияют на уровень учебной мотивации.

Методы и методики: тестирование, анкетирование, методы математической статистики: коэффициент ранговой корреляции Спирмена.

База исследования. Исследование было проведено в СОШ №23.  В исследовании приняли участие 20 старшеклассников. Из них 11 девушек, 9 юношей, 10А класс.

Структура работы: Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.

Во введении определены основные параметры исследования: объект, предмет, цель, задачи, гипотеза.

В теоретической главе исследуются проблемы мотивации учебной деятельности и личностных особенностей старшеклассников.

В практической главе проводится анализ эмпирического исследования и формулируются выводы.

В заключении даются основные выводы по результатам проведенного исследования.

Список литературы состоит из 37 источника. Общее количество страниц без приложений — 39. В тексте курсовой работы содержится 2 рисунка, 11 таблиц.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Изучение и анализ литературы по теме исследования позволил сделать следующие выводы:

  1. В подростковом возрасте происходит наиболее интенсивное формирование личности, на что оказывают влияние многочисленные внутренние и внешние факторы, среди которым наиболее важным является фактор обучения. В подростковом возрасте происходят существенные сдвиги в развитии мыслительной деятельности учащихся, главным образом в процессе обучения. Учебная деятельность должна обеспечить условия для самооценки и самораскрытия старшеклассника, должна быть значимой для уважаемых подростком людей, для общества.
  2. Одним из ключевых компонентов формирования учебной деятельности является мотивация. В системе учебных мотивов внешние и внутренние мотивы переплетаются. При внутренней мотивации побуждающей силой является познавательный интерес, связанный с данным предметом. В этом случае получение знаний выступает не как средство достижения цели, а как сама цель деятельность учащегося.
  3. На сегодняшний день существуют исследования, посвященные изучению влияния личностных особенностей на уровень учебной мотивации школьников. Однако полученные данные довольно противоречивы и не дают однозначного ответа. В связи с этим нами было проведено экспериментальное исследование, направленное на исследование взаимосвязи личностных особенностей и уровня учебной мотивации старших школьников.

На основании проведенного исследования были сделаны следующие выводы:

  1. В ходе изучения личностных особенностей, было выяснено, что большинство учащихся в возрасте 15-16 лет имеют низкий уровень реактивной и личностной тревожности,  обладают высокой экстраверсией, пластичностью, высокой эмоциональной уравновешенностью, медленным темпом реакции и низкой активностью.
  2. При изучении учебной мотивации старшеклассников показано, что большинство подростков имеют средний уровень мотивации к учебной деятельности.
  3. С помощью коэффициента корреляции Спирмена была выявлена тесная обратная корреляция между уровнем личностной и реактивной тревожности и учебной мотивацией старшеклассников, а также прямая корреляция между темпом реакции и уровнем мотивации к учебной деятельности.

Гипотеза о том, что личностные особенности старшеклассников влияют на уровень учебной мотивации, подтвердилась.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Абульханова – Славская, К.А.  Жизненные перспективы личности  / К. А. Абульханова-Славская // Психология личности и образ жизни. — М.: Наука, 1987. — С.137-145.
  2. Аверин В. А. Психология детей и подростков: Учеб. пособие 2-е изд., перераб. — СПб.: Изд-во Михайлова В. А., 1998. — 379 с.
  3. Арестова, О.Н. Мотивация как негативный фактор мышления / О.Н. Арестова // под ред. Д.А.Леонтьева. — М.: Смысл, 2002. — С. 233-243.
  4. Асеев В. Г. Мотивация поведения и формирования личности. М.: Мысль, 1976.-160 с.
  5. Асмолов А. Г. Личность как предмет психологических исследований. — М., 1984.-103 с.
  6. Афанасьева, Н.В. Структура мотивации достижения: автореф. дисс. … канд. психол. наук / Н.В.Афанасьева. — М., 1999. — 23с.
  7. Божович Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте. – М.: Просвещение, 1968. – 464 с.
  8. Божович Л.И. Проблема развития мотивационной сферы ребёнка // Изучение мотивации поведения детей и подростков. — М , 1972. – С. 96-150.
  9. Васильев И.А. Мотивация и контроль за действием [Электронный ресурс]. – Электрон. текстовые дан. / И.А. Васильев, М.Ш. Магомед-Эминов. – М.: Изд. МГУ, 1991.
  10. Вилюнас В.К. Психологические механизмы мотивации человека/ В.К. Вилюнас. – М.: Изд-во МГУ, 1990. – 288с.
  11. Гордеева Т.О. Психология мотивации достижения/ Т.О. Гордеева. – М.: Смысл; Издательский центр «Академия», 2006. – 336 с.
  12. Додонов, Б.И. Структура  и динамика мотивов деятельности / Б.И. Додонов // Вопр. психологии.-1984.- № 4.- С. 126-130.
  13. Иванников В.А. Психологические механизмы волевой регуляции [Электронный ресурс]: Учебное пособие/ В.А. Иванников. – 3-е изд. – Электрон. текстовые дан. – Спб.: Питер, 2006. – 208с.
  14. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы [Электронный ресурс]. – Электрон. текстовые дан./ Е.П. Ильин. – СПб.: Питер, 2003.
  15. Ковалев, В.И. Мотивы поведения и деятельности / В.И. Ковалев. – М.: Наука, 1988. – 192 с.
  16. Кондратьева, М.В. Мотивация достижения успеха в структуре личности в современной психологии:  автореф. дисс. …  канд. психол.  наук / М.В. Кондратьева. — М., 2001. — 25с.
  17. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность [Электронный ресурс]/ А.Н. Леонтьев. – 2-е изд. – Электрон. текстовые дан. – М.: Политиздат, 1997.
  18. Леонтьев. А.Н. Лекции по общей психологии [Электронный ресурс]. – Электрон. текстовые дан. / А.Н. Леонтьев. – М., 2000.
  19. Леонтьев. А.Н. Потребности, мотивы и эмоции [Электронный ресурс]. – Электрон. текстовые дан./А.Н. Леонтьев. – М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1971. ― 40 с.
  20. Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. – М.: Наука, 1984. – 444 c.
  21. Маркова А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте. – М.: Просвещение, 1983. – 96 с.
  22. Маркова Л.К. Матис Т.А. Орлов Л.Б. Формирование  мотивации  учения. – М.:Просвещение,1990. – 192 с.
  23. Маркова Л.К. Формирование интереса к учению у школьников. – М.:    Просвещение,1986. – 96 с.
  24. Маслоу А. Мотивация и личность [Электронный ресурс]. – Электрон. текстовые дан./ А.Маслоу – СПб.: Евразия, 1999.
  25. Мильман В.Э. Внутреняя и внешняя мотивация учебной деятельности / В.Э. Мильман // Вопр. психологии. — 1987.- №5. — С. 129-139.
  26. Мотивация личности. Феноменология. Закономерности и механизмы формирования. Сборник науч. тр./ Под ред. А.А. Бодалева. – М.: Наука, 1982.
  27. Мотивации познавательной деятельности / Под ред. Ю. Н. Кулюткинаи Г. С. Сухобской. — Л.: НИИ 00В, 1972.
  28. Мухина, В.С. Детская психология / В.С. Мухина. — М.:Эксмо, 1985. – 352 с.
  29. Психология современного подростка / Под ред. Л.А.Регуш. — СПБ.: Речь, — 2005. — 400 с.
  30. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии – в 2 т. / С. Л. Рубинштейн. — М.: Педагогика, 1989. — 728с.
  31. Узнадзе, Д. Н. Психологические мотивации поведения человека / Д. Н. Узнадзе. – М.: Просвещение, 1969.
  32. Фельдштейн, Д.И. Психология современного подростка / Д.И. Фельдштейн. — М., 1987. — С. 6-36, 36-56,164-168, 176-232.
  33. Фрэнкин, Р. Мотивация поведения / Р. Фрэнкин. – СПб.: Питер, 2003. — 258 с.
  34. Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность [Электронный ресурс]/ Х. Хекхаузен. – 2-е изд. – Электрон. текстовые дан. – СПб.: Питер; М.: Смысл, 2003. – 860с.
  35. Хекхаузен, X. Психология мотивации достижения / X. Хекхаузен. Пер. с англ. СПб.: Речь, 2001.- 240 с.
  36. Эльконин, Д.Б. Введение в психологию развития. / Д.Б. Эльконин, М.,1994.
  37.  Якобсон, П. М. Психологические проблемы мотивации поведения / П. М. Якобсон. – М: Изд-во Ак. пед. наук, 1969. — 224с.