Курсовая работа по экономике.Тема-Цикличность как всеобщая форма макроэкономической динамики рыночного хозяйства

Заказ 158

Цена 800 рублей

Тема-  Цикличность как всеобщая форма макроэкономической динамики рыночного хозяйства


СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение ………………………………………………………………………

3

1. Причины цикличности экономики и виды экономических циклов……

5

1.1. Сущность и фазы экономических циклов……………………….

5

1.2. Цикличность как одна из составляющих кризисных явлений в экономике ……………………………………………………………………

7

2. Антициклическая политика государства ………………………………..

11

2.1. Причины и необходимость антициклического регулирования экономических процессов …………………………………………………..

11

2.2. Цели и инструменты государственного антициклического регулирования экономики ………………………………………………….

15

3. Особенности трансформационного кризиса экономики России………..

18

3.1. Влияние цикличности на экономику России …………………

18

3.2. Объекты и содержание антициклической политики в России .

21

Заключение …………………………………………………………………..

26

Список литературы ………………………………………………………….

29

Приложение ………………………………………………………………….

30

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Развитие любой большой системы происходит циклически. Причем, не имеет значение какой природы эта система – физическая, органическая, техническая или экономическая.

Это объективный закон в различных отраслях имеющий разное название – кривая износа, жизненный цикл или длинные волны Кондратьева.

Кривые, которыми описывается данная закономерность, наглядно показывают, что в любом процессе выделяются фазы.

В частности, для экономического цикла это — кризис, де­прессия, оживление и подъем.

В соответствии с данным законом, в экономике любого государства периодически возникают кризисы, а в условиях интеграции данные кризисы могут приобретать общемировой характер. Например, начавшись в Азии кризис 1997 года, привел к дефолту в России в 1998 году. Циклическую составляющую имеет и глобальный мировой экономический кризис, который начался в 2008 году и продолжается в настоящее время.

Однако, любое явление, при наличии определенных ресурсов можно регулировать и как показывает практика управления экономическими процессами в развитых странах, регулированию поддаются и экономические циклы. Для  любой экономической системы важна роль государства. Оно на протяжении всей истории своего существования наряду с задачами поддержания порядка, законности, организации национальной обороны и т. п. выполняло определенные функции в сфере экономики. В современных условиях любая развитая рыночная экономика является по сути экономикой смешанной, т. е. состоящей из частного и государственного секторов, взаимно дополняющих друг друга.

Государственное регулирование экономики в условиях рыночного хозяйства представляет собой систему типовых мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, осуществляемых правомочными государственными учреждениями и общественными организациями в целях стабилизации и приспособления существующей социально-экономической системы к изменяющимся условиям экономического цикла.

По мере развития рыночного хозяйства возникали и обострялись экономические и социальные проблемы, которые не могли быть решены автоматически на базе частной собственности. Появилась необходимость значительных инвестиций, малорентабельных или нерентабельных с точки зрения частного капитала, но необходимых для продолжения воспроизводства в национальных масштабах. Отраслевые и общехозяйственные кризисы, массовая безработица, инфляция, нарушения в денежном обращении, обострившаяся конкуренция на мировых рынках требовали государственного антициклическоговмешательства в экономические процессы. Надо заметить, что вопрос государственного регулирования рыночной экономики является актуальной проблемой и на сегодняшний день.

Цель данной работы заключается в рассмотрении современных подходов к цикличности как всеобщей форме экономической динамики и основе обновления экономических систем.

Достижение указанной цели предполагает постановку и решение следующих задач:

— рассмотрение причин цикличности экономики и видов экономических циклов;

— анализ содержания антициклической политики государства;

— оценку особенностей трансформационного кризиса экономики России.

Теоретической и методологической основой работы являются монографии, учебные пособия и материалы периодической печати, посвященные исследуемой проблеме.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Итак, проведенный анализ показал, что в движении общественного производства есть годы, когда рост общего объема производства происходит очень быстро, в другие годы — медленнее, иногда происходит даже спад. Регулярно повторяющиеся за определенный промежуток времени колебания в движении обществен­ного производства означают «циклический» характер его развития. Диапазон единичного цикла охватывает движение экономики от одного кризиса к другому, или, считая иначе, от одной точки взлета («бума») к другой.

В соответствии с теорией длинных волн, начало 90-х годов объективно совпало для России с фазой кризиса. Кроме того, конец двадцатого века ознаменовался для экономики России резким переходом от жесткого государственного регулирования экономики к свободным рыночным отношениям. Естественно, что данный процесс, как и любое революционное преобразование, был связан с рядом проблем и ошибок, таких как:

—                     отсутствие рациональной законодательной базы;

—                     ослабление исполнительных и контролирующих государственных структур;

—                     косность существующей социально-экономической системы и неприспособленность ее к изменяющимся условиям;

—                     разрыв сложившихся хозяйственных связей;

—                     глубокий политический и экономический кризис;

—                     а также рядом других.

Следствием этого явилось крайнее обострение экономических и социальных проблем в государстве, которые не могут быть решены автоматически на базе частной собственности и свободных рыночных отношений. В связи с этим возникла необходимость в создании эффективной системы государственного регулирования экономики, базирующейся на современных теоретических разработках в данной области, учитывающей опыт антициклическогорегулирования экономики развитых стран и индивидуальные особенности России.

Из выше проделанной работы можно сделать ряд выводов:

1. Минимально необходимые границы регулирования  реального  рынка определяются организацией  денежного обращения,  производством общественных товаров и устранения внешних эффектов.  Максимально  допустимые границы вмешательства государства в экономику определяются перераспределением доходов,  обеспечением некоторого уровня занятости,  противодействием монополизму и инфляции, развитием фундаментальных исследований, проведением региональной политики, реализацией национальных интересов в мировой экономике.

2. Государство выполняет свои функции,  применяя экономические  и административные методы. Они взаимосвязаны и вместе с тем противоположны. Существуют области, где применение административных методов эффективно и не противоречит рыночному механизму, однако преимущественно государственное антициклическоерегулирование должно осуществляться экономическими методами.

Бесспорно, что повышение научного уровня государственного регулирования экономики России является одной из главнейших задач правительства.

Очевидно, что целевые направления ГРЭ заключаются в следующем.

Создание производственной инвестиционной активности предприятий и реализации комплекса мер по защите отечественного товаропроизводителя (мировая практика показывает, что несмотря на свободу экспорта и импорта закрепленную в международных договорах, развитые страны вводят меры государственного протекционизма при малейшей угрозе собственному производителю).

Комплексное стимулирование агропромышленного комплекса.

Государственное дотирование основных видов транспорта и др.

Также необходимо отметить, что эффективная реализация ГРЭ невозможна без высокопрофессиональных специалистов в области финансов и экономики, владеющих широкими знаниями и практическими навыками в области прогнозирования и программирования антициклического ГРЭ, а также современными методами анализа и синтеза. Таким образом, антициклическое регулирование экономики является необходимым условием процветания Российского государства и обеспечения достойной жизни его граждан, но его реализация должна осуществляться с учетом научных положений, опыта государственного антициклического регулирования зарубежных стран и особенностей российской экономики.

В заключение необходимо подчеркнуть, что на современном этапе задачи антициклического регулирования осложняются за счет нарастания политического кризиса, прежде всего, обусловленного ситуацией на Украине.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Иванов М.М., Колупаева С.Р., Кочетков Г.В. США: управ­ление наукой и нововведениями. — М.: Проспект, 2012. —  277 с.
  2. Каракчиев А. Инвестициям – режим наибольшего благоприятствования. // Рынок ценных бумаг. —  2014. — № 3. – С. 19-24.
  3. Куликов В. М. Нынешняя модель глобализации и Россия. // Российский экономический журнал. – 2013. — № 10. – С. 28-30.
  4. Ламперт Х. Рыночная экономика. Германский путь.- М.: Приор, 2011. – 306 с.
  5. Латов Ю. Экономика развития – для развивающейся России. // Вопросы экономики. – 2012. — № 3.– С. 8-9.
  6. Ломакин В.К. Мировая экономика. М.: Юнити-Дана, 2010.- 319 с.
  7. Лузан П.П. Был ли триумф советской экономики. //ЭКО. – 2012. — № 5.– С. 32-34.
  8. Львов Д. Какая экономика нужна России. //ЭКО. – 2013. — № 11,12.– С. 38-41.
  9. Маглакелидзе Т. Некоторые проблемы экономической безопасности. //Финансы. – 2014. — № 7.– С. 16-18.
  10. Мамедов О.Ю.  Современная экономика.- М..: Феникс, 2011. – 512 с.
  11. Николаева И.П. Мировая экономика. М.: Юнити-Дана, 2012. – 327 с.
  12. Нуреев Р. Россия: неизбежна ли деприватизация. //Вопросы экономики. —  2013. — № 6.– С. 36-37.
  13. Пороховский А. Феномен «новой экономики» и функции государства. //ЭКО – 2014. — № 2.– С. 7-11.
  14. России надо быть сильной и конкурентоспособной. Послание Президента РФ Федеральному собранию РФ. /Российская газета 2014, 19 апреля.
  15. Симачев Ю. и др. Стали ли федеральные целевые программы инструментом государственной промышленной политики. //ЭКО, 2014, № 6.– С. 28-29.
  16. Сорос Дж. Кризис мирового капитализма. Открытое общество в опас­ности. Пер. с англ. — М.: ИНФРА-М, 2010. – 382 с.
  17. Чепурин М.Н.,  Киселева Е.А. Курс экономической теории, Киров, АСА, 2007. – 541 с.
  18. Черковец О. Экономика и политика федеративного государства. //ЭКО. – 2013. — №7.– С. 29-31.
  19.  Ясин Е. Проблемы российской экономики: проблемы и факторы роста. Вопросы экономики. – 2014. — № 4. – С. 35-37.
  20. ria.ruЭкономика20140109/988414738.html
  21. денег-да.рфblog/inflation-2013
  22. top.rbc.ruЭкономика31/12/2013/897885.shtml