КУРСОВАЯ РАБОТА 009 по дисциплине: теория социальной работы на тему: Современная неполная семья и ее социальная защита

Заказ 009

Цена 1200 рублей

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине: теория социальной работы

не тему:

Современная неполная семья и ее социальная защита

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ                                                                                                         3-5

РАЗДЕЛ 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ПРОБЛЕМ НЕПОЛНОЙ СЕМЬИ

1.1 Особенности определения понятия «неполной семьи»  в научной
литературе                                                                                                           6-11

1.2. Причины возникновения неполных семей                                             11-16

1.3. Проблемы неполной семьи на современном этапе                                16-24

Выводы к разделу                                                                                             24-25

РАЗДЕЛ 2 ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НЕПОЛНОЙ СЕМЬИ

2.1. Основы социальной защиты неполных семей                                        26-31

2.2 Методы и формы социальной работы с неполной
семьей                                                                                                               31-39

2.3. Анализ и интерпретация данных                                                            40-46

Выводы к разделу                                                                                             47-48

ЗАКЛЮЧЕНИЕ                                                                                              49-51

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ                                                                           52-54

ПРИЛОЖЕНИЯ                                                                                            

 

ВВЕДЕНИЕ

Семья является чрезвычайно важным социальным институтом в государстве. Именно от этого института в значительной мере зависит перспектива развития всего общества. Роль семьи в обществе ни с чем не сравнить, потому что именно в ней формируется и развивается личность человека, происходит овладение социальными ролями, необходимыми для безболезненной адаптации индивида в обществе. Семья выступает как первый воспитательный институт, связь с которым человек чувствует в течение всей своей жизни. Именно в семье закладываются основы нравственности человека, формируются нормы поведения, раскрываются внутренний мир и индивидуальные качества личности.

В ней формируется модель семьи, основанная на взаимопонимании, взаимопомощи, оптимизации семейного микроклимата. Социальный риск для воспитания детей может реализоваться в неблагоприятных экономических и психологических условиях, конфликтах, пьянстве, алкогольной и наркотической зависимости ее членов, жестоком отношении внутри семьи.

К сожалению, сегодня семья очутилась в кризисном положении. В течение последних десятилетий произошло определенное обесценивание моральных и духовных идеалов у значительной части общества.

Но, прежде всего, речь идет о неполной семье. Один из признаков нашего времени – появление большого числа детей, которые растут без одного родителя. В современном обществе неполная семья уже давно перестала считаться феноменом, чем-то отличающимся от нормы. «Неполная семья» все чаще слышим мы понятие, потому что неполная семья уже стала одной из моделей современной семьи.

В настоящее время очень остро стоит вопрос: как вырастить из ребенка духовно богатую и творчески активную личность, тратя при этом усилие одного родителя. Поэтому, как никогда важно обнаружить проблемы неполной семьи, продумать пути их решения, определить основные направления и специфику работы с неполными семьями, для того, чтобы оптимизировать внутрисемейные отношения между матерью и ребенком и помочь детям из рассмотренной категории семей успешно социализировать в общество.

Часто поводом для развода является неготовность молодых супругов для самостоятельной жизни. Сначала они проживают с родителями, а когда начинают жить отдельно, бытовые проблемы «захлестывают» их и супруги уже не могут контролировать ситуацию и в результате расстаются.

На преодоление проблем современной семьи поставлены главные акценты в деятельности социальных работников. Социальная работа включает у себя множество направлений, в том числе и социально-педагогическую деятельность, которую организовывает социальный работник. Специалист по социальной работе оказывает помощь в воспитании детей, помогает установить микроклимат в семье, предоставляет помощь в решении ряда проблем, с которыми столкнулась неполная семья.

Неполная семья – это социальная группа, которая нуждается в постоянном научном изучении, что дает представление о реально происходящих процессах внутрисемейной жизнедеятельности. Анализ социально — педагогической и психологической литературы свидетельствует о настойчивых поисках необходимых механизмов социальной работы с неполными семьями.

Невзирая на широкий научный интерес к проблеме социальной работы с неполными семьями, она и сегодня остается чрезвычайно актуальной и малоисследованной, поскольку изменяются условия, в которых функционирует неполная семья, совершенствуются технологии решения ее проблем. Именно это и обусловило выбор темы курсовой работы — «Современная неполная семья и ее социальная защита».

Объект исследования социальная работа с семьей.

Предмет исследования – особенности социальной защиты неполной семьи.

Цель исследования – дать общую характеристику социальной работе с неполными семьями, рассмотреть уровень ее социальной защиты.

Задачи исследования:

1. Проанализировать понятие «неполная семья» в научной литературе.

2. Определить причины возникновения неполных семей.

3. Проанализировать проблемы неполной семьи на современном этапе.

4. Показать основы социальной защиты неполных семей.

5. Определить формы и методы работы социального работника с неполными семьями.

6. Проанализировать эффективность полученных данных.

Для решения поставленных задач был использован комплекс методов исследования: теоретические: анализ философской, социологической, психологической, педагогической и социально-педагогической литературы; раскрытие основных дефиниций и определение категориального аппарата исследования; синтез, систематизация, сравнение; эмпирические: анкетирование, тестирования, беседа; статистические: методы математической статистики для обработки и интерпретации полученных результатов исследования.

Работа состоит из введения, двух разделов, выводов к разделам, заключения, списка литературы и приложений.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Семья является чрезвычайно важным социальным институтом в государстве. Именно от этого института в значительной мере зависит перспектива развития всего общества. Семья – это социальная группа, которая состоит из соединенных браком мужчины и женщины, их детей (собственных или усыновленных), других лиц, связанных с супругами семейными связями, биологических или кровных родственников. Неполная семья – это семья, которая состоит лишь из одного родителей с одним несовершеннолетним (или несколькими несовершеннолетними) ребенком. Различают такие разновидности неполных семей: «материнская» семья; «родительская» семья; семья, которая образовалась после развода родителей; семья, которая возникла в результате смерти одного из членов семьи; семья, которая образовалась при официальном усыновлении (удочерении) ребенка; неполная расширенная семья; семья, где супруги юридически находятся в браке, а фактически проживает отдельно; «гражданский» брак. Неполные семьи являются особенной категорией семей, которые нуждаются в социальной защите со стороны государства, поскольку в них возникают много социальных проблем (материальных, социально-психологических, воспитательных) и прослеживаются определены негативные явления, связанные с низким доходом, нарушением традиций распределения семейных ролей, воспитанием детей.

Социальная работа с неполной семьей – это система взаимодействия социальных органов государства и общества семьи, направленная на улучшение материально-бытовых условий жизнедеятельности семьи, расширения ее возможностей в осуществлении прав и свобод, определенных международными и государственными документами, обеспечение полноценного физического, морального и духовного развития всех ее членов, привлечения к трудовому, общественно творческому процессу. Целью социальной работы с неполной семьей является обеспечение нормальных условий для функционирования неполной семьи, ее развития и удовлетворения потребностей ее членов. Основными принципами социальной работы с неполной семьей является: индивидуальный подход, постоянный контакт с семьей в течение длительного периода времени, доверительные отношения между работниками службы и членами семьи, необвинения (вместо него реальная помощь, защита), уважение, деловое сотрудничество, ориентация на развитие на основе позитивного потенциала семьи, ее способности к самопомощи, гибкость в выборе методов, подходов и средств влияния. В работе с неполной семьей реализуются все важнейшие функции деятельности социального работника: диагностическая, прогностическая, превентивная, правозащитная, социально-педагогическая, социально-бытовая, коммуникативная, морально гуманистическая, организационная.

Этапы социальной работы с неполной семьей: знакомство с семьей, определение необходимости и возможностей работы с данной семьей, оценка реальной ситуации в семье; вхождение в семью; изучение семьи, создание необходимой информационной базы для последующего обеспечения необходимых изменений; анализ информации, выбор соответствующих направлений, способов и средств работы; коррекционная работа; выход из семьи в результате достижения цели работы; контроль за семьей в течение определенного периода. Содержание социальной работы с неполными семьями заключается в сборе информации о положении неполных семей, выполнение взаимных обязанностей, выхода из конфликтных состояний, кризисных ситуаций.

Основные направления работы: социальная помощь, социальное обслуживание, социальная защита, социальная поддержка, социальное обеспечение, социальное посредничество, адаптация, диагностика, профилактика, коррекция, социальная реабилитация. Основными видами социальной помощи неполной семье есть: социальное сопровождение, социальное консультирование, социальная терапия. Особенности социальной работы с неполной семьей определяются особенностями ее жизнедеятельности и предусматривают: повышение уровня психолого-педагогического образования родителей; формирование умений саморегуляции, создания условий для самостоятельного решения жизненных проблем и налаживания социального взаимодействия в семье. Самой оптимальной формой налаживания социального взаимодействия является групповая работа.

Одним из направлений государственной деятельности является социальная политика. Под социальной политикой подразумевается действия правительства, направленные на распределение и перераспределение доходов разных членов и групп общества. Социальная политика призвана обеспечить социальную стабильность общества и создать, насколько это возможно, одинаковые «стартовые условия» для граждан страны.

В данной курсовой работе было разработано и проведено несколько анкет, которые помогли нам установить психологическую картину неполных семей и был проведен тренинг, который благодаря своей расширенности дал возможность родителям наладить отношения со своими детьми.

Существует множество методик работы социального работника с неполной семьей. В курсовой работе были рассмотрены некоторые методы и приемы организации работы социального работника с неполной семьей. Но главное, на что необходимо обратить внимание – это необходимость индивидуального подхода к каждому человеку из неполной семьи, который нуждается в социальной помощи. Нельзя произвести одну методику и с ее помощью осуществлять социальную работу со всеми членами семьи из неполных семей, так как каждая неполная семья имеет свои особенности, предопределенные рядом факторов, таких как наличие бабушек и дедушек, пол родителей, доходы семьи, уровень культурного развития членов семьи и много другого.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Андреева Т. В. Психология современной семьи. Монография /
    Т. В. Андреева. – СПб. : Речь, 2005. – 129 с.
  2. Антонов А. И. Социология семьи / А. И. Антонов, В. А. Борисов – М. : Наука, 2003.
  3. Арнаутова Е. П. Педагогическая коррекция детско-родительских отношений в условиях повторного брака матери : автореф. дис… канд. пед. наук / Е. П. Арнаутова. – М., 1995.
  4. Бурилкина С. А. Современная российская семья : противоречия функционирования и развития: монография / С. А. Бурилкина, Б. Т. Ищанова, А. В. Меренков, Ф. А. Мустаева, О. Л. Потрикеева, Г. А. Супруненко; под. ред. Ф.А. Мустаевой. – Магнитогорск : МаГУ, 2013. – 292 с.
  5. Буянов М. И. Ребенок из неблагополучной семьи / М. И. Буянов. – М. : Просвещение, 1988. – 176 с.
  6. Деметьева И. Ф. Негативние факторы воспитания детей в неполной семье. Социологические исследования / И. Ф. Деметьева. – М., 2001.
  7. Дружинин В. Н. Психология семьи / В. Н. Дружинин. – Екатеринбург: Деловая книга, 2000.
  8. Жукова В. И. Психология и педагогика. Учебное пособие /  В. И. Жукова, Л. Г. Лаптева, А. И. Подольский, В. А. Сластенина – М. : Изд-во Института психотерапии, 2004. – 585 с.
  9. Жукова В. И. Теория и методология социальной работы / В. И. Жукова. – М. : Союз, 1994.

10. Иванова Л. В. Ваша свадьба / Л. В. Иванова. – Смоленск:  Русич, 1999.

11. Кравченко А. И. Социальная работа: учебник / А. И. Кравченко. – М. : ТК Велби, Изд-во Проспект, 2008. – 146 с.

12. Краткий психологический словарь / Под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского; Ред.-сост. Л. А. Карпенко. – 2-е изд., расш., испр. и доп.- Ростов н/Д : Феникс, 1999. – 505 с.

13. Кузнецова Е. В. Социальная работа с детьми в семьях разведенных родителей. Учебное пособие. / Е. В. Кузнецова, Л. И. Савинов, Е. В. Камышова – М. : Дашков и Ко, 2005. – 262 с.

  1. 14.  Матейчик З. Некоторые психологические проблемы воспитания детей в неполной семье. Воспитание детей в неполной семье. / З. Матейчик,
    Н. М.  Ершова. – М., 1980.

15. Мустаева, Ф. А. Семья и дети как объект социальной работы : моногр. / Ф. А. Мустаева. – Магнитогорск : МаГУ, 2009.

16. О проекте федерального закона № 304472-5 «О внесении изменения в пункт первый статьи 80 Семейного кодекса Российской Федерации в целях уточнения структуры расходов на содержание детей» — [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.duma.gov.ru/representative/addresses/questions/

  1. 17.  Олиференко Л. Я. Социально-педагогическая поддержка детей группы риска: пособие для студентов Высших Педагогических учебных Заведений / Л. Я. Олиференко, Т. И. Шульга, И. Ф. Деметьева. – М. : Издательский центр «Академия», 2002. – 256с.

18. Семейный кодекс Российской Федерации – «Собрание законодательства РФ», 1 января 1996, № 1 — [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://zakon.scli.ru/ru/legal_texts/national_law/extended/index.php?do4=document&id4=7368a0bf-8291-4bfe-a615-d42bedba5478

19. Слабинский В. Ю. Семейная позитивная динамическая психотерапия. Практическое руководство / В.Ю. Слабинский. – СПб. : Наука и Техника, 2009.

20. Спиваковская А. С. Популярная психология для родителей / Ю. Е. Алешина, О. В. Баженова, Ю. В. Баскина и др. ; Ред. А. С. Спиваковская . – 2-е изд., испр. – СПб. : СОЮЗ, 1997. – 304 с.

21. Супруненко Г. А. Деятельность неправительственных организаций по социальной поддержке населения : учеб. пособие / Г. А. Супруненко. – Магнитогорск : МаГУ, 2009. – 96 с.

  1. 22.  Ушаков Г. К. Профилактика нервно-психических расстройств у детей / Г. К. Ушаков. – М., 1966.

23. Федеральный Закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» — [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://duma.gov.ru/

24. Фигдор Г. Дети разведенных родителей: между травмой и надеждой /
Г. Фигдор. – М. : Наука, 1995. – 384 с.

25. Философский энциклопедический словарь / [глав. ред. Л. Ф. Ильичев, П. Н. Федосеев и др.]. – М. : Сов. Энциклопедия, 1983. – 840 с.

  1. 26.  Холостова Е. И. Теория социальной работи / Е. И. Холостовой. – М. : Дашков, 2004.

27. Хрестоматия по истории зарубежной педагогики : Учеб пособие для студентов пед. ин — тов / Сост. и авт. вводных статей А. И. Пискунов. – 2-е изд., перераб.. – М. : Просвещение, 1981. – 528 с.

  1. 28.  Хрусталькова Н. А. Система комплексного сопровождения профессионально-замещающей среды / Н. А. Хрусталькова // Педагогика, 2007. – № 2. – С. 52-58.

29. Шапарь В. Б. Практическая психология. Психодиагностика отношений между родителями и детьми / В. Шапарь. – Ростов н/Д : Феникс, 2006. – 432 с. (Психологический факультет).

30. Шеляг Т. В. Современная семья и социальная работа / Т. В. Шеляг – М. : Социально-технический институт, 1999. – 274 с.

31. Шишковец Т. А. Справочник социального педагога / Т. А. Шишковец. – М. : ВАКО, 2005. – 208 с. – (Педагогика. Психология. Управление).

32. Щуркова Н. Е. Прикладная педагогика воспитания: Учебное пособие / Надежда Щуркова. – СПб. : Питер, 2005. – 366 с. : ил. – (Серия «Учебное пособие»).

33. Эйдемиллер Э. Г. Психология и психотерапия семьи / Э. Г. Эйдемиллер, В. В. Юстицкис. – СПб. : Питер, 1999. – 656 с.