Курсовая по психологии.Тема- Влияние типа мышления на иерархию потребностей в подростковом возрасте

Заказ 141

Цена 500 рублей

Кафедра психологии

Психолого-педагогического направления профиль «Психология образования»

 

Оглавление

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ВЛИЯНИЯ ТИПА МЫШЛЕНИЯ НА ИЕРАРХИЮ ПОТРЕБНОСТЕЙ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ. 6

1.1 Характеристика особенности подросткового возраста. 6

1.2. Иерархия потребностей подросткового возраста. 14

ГЛАВА 2 ОСОБЕННОСТИ ДИАГНОСТИКИ ВЛИЯНИЯ ТИПА МЫШЛЕНИЯ НА ИЕРАРХИЮ ПОТРЕБНОСТЕЙ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ. 21

2.1. Организация и методика эмпирического исследования. 21

2.2. Анализ результатов диагностики. 24

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 28

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.. 30

ПРИЛОЖЕНИЕ. 32

 

ВВЕДЕНИЕ

 

 

Актуальность. Способность к мышлению постепенно формируется в процессе развития ребенка, развитие его познавательной деятельности. Познание начинается с отражения мозгом реальной действительности в ощущениях и восприятиях, которые составляют чувственную основу мышления.

Изучением развития мышления занимались такие ученые как Л. М. Веккер, Л. С. Выготский, С. Л. Рубинштейн, Д. Б. Эльконин, Р. С. Немов, П. П. Блонский, П. Я. Гальперин, Б. С. Волков, В. С. Мухина и мн. другие. Мышление является деятельностью, опирающейся на систему понятий, направленной на решение задач, подчиненной цели, учитывающей условия, в которых задача осуществляется.20

Традиционно признается, как в отечественной, так и зарубежной психологии, особое значение семейной среды в психическом развитии ребенка (Л.С. Выготский, Л.И. Божович, И.В. Дубровина, М.И. Лисина, А.С. Макаренко, Д.Б. Эльконин, А.Н. Леонтьев, К. Хорни, В. Юстицкий, Э. Эйдемиллер и др.).

Понятие «подростковый возраст» возникло достаточно недавно. Ученые обо­значают его по-разному. Например, Э. Шпрангер, Ф. Ариес, С.В. Кривцова, П.П. Блонский, Б.Г. Ананьев, Л.И. Божович, Ст. Холл в своих трудах использу­ют упомянутое нами определение — подростковый; Л.С. Выготский называет этот возраст переходным; Ш. Бюлер, Г. Гецер — пубертатным; Д.Б. Эльконин, Д.И. Фельдштейн — подростничеством. Ученые связывают появление подрос­ткового возраста с с усложнением жизни общества. 10

Французский этнограф и историк Ф. Ариес предположил, что подростковый возраст возник в XIX в., когда контроль родителей за развитием ребенка продолжался вплоть до брака. В настоящее время в развитых странах мира этот период жизни имеет тенден­цию к постепенному увеличению. По современным данным, он охватывает почти десятилетие — от 11 до 20 лет.

Анализируя потребности подростков под которыми понимаются адекватная самооценка, высокая степень самоуважения, социальная активность, социальная адаптированность, можно установить между ними связь и сделать вывод, что в целом потребности подро­стков сводятся к одной более общей — стать социально успешным.

Объект:  иерархия потребностей в подростковом возрасте.

Предмет: влияние типа мышления на иерархию потребностей в подростковом возрасте

Цель исследования:  рассмотреть  иерархию потребностей подростков и изучить процесс влияние типа мышления на иерархию потребностей в подростковом возрасте.

Гипотеза исследования: лежит в том, на процесс формирования потребностей  в подростковом возрасте влияет типы мышления детей подросткового возраста.

Задачи исследования:

1.      Проанализировать психологические особенности подросткового возраста

2.      Изучить потребности и типы мышления подростков

3.        Исследовать влияние типа мышления на иерархию потребностей в подростковом возрасте

Методы исследования. В соответствии с задачами исследования на различных его этапах использовались методы: анализ психолого-педагогической, методы теоретического обобщения, системного анализа изучаемых явлений, наблюдение, беседа, опрос, анкета- опросник и 2 методики.

Характеристика выборки: в ходе анкетирования было опрошено 25 подростков. Опрос проводился в возрастной категории  от 13 до15 лет

Теоретико-методологические основы исследования.



20 Эльконин Д. Психология игры . –– М.: Владос, 2001 г. — 360 с

 

10 Головей Л. А. Практикум по возрастной психологии. // Питер, 2001

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

 

В наше время, когда так много беспорядка и хаоса, напряженности, комплексное педагогическое и воспитательное влияние жизненно необходимо подросткам для формирования у них приоритета общечеловеческих ценностей для глубокого наслаждения здоровой и уравновешенной жизнью, богатой красотой и ведущей к гармонии всех живых существ, даже в наши сложные времена.

Мышление — это социально обусловленный, неразрывно связанный с речью познавательный психический процесс, характеризующийся обобщенным и опосредствованным отражением связей и отношений между объектами в окружающей действительности. Процессом, обеспечивающим построение всестороннего образа мира, связывающим разрозненные впечатления в целостную картину, прошлое с настоящим и будущим, является память. Память нельзя оторвать от других психических процессов, в том числе и от мышления, с которым она тесно связана, т.к. в большинстве случаев при хорошем интеллекте мы имеем хорошую память.

Подросток — это еще недостаточно зрелый и недостаточно социально возмужалый человек, это личность, находящаяся на особой стадии формирования ее важнейших черт и качеств. Стадия эта пограничная между детством и взрослостью. Личность еще недостаточно развита, чтобы считаться взрослой, и в то же время настолько развита, что в состоянии сознательно вступить в отношения с окружающими и следовать в своих поступках и действиях требованиям общественных норм и правил. Выделяют следующие характерные особенности подросткового возраста: эмоциональная незрелость, недостаточно развитое умение контролировать собственное поведение, соразмерять желания и возможности в удовлетворении своих потребностей, повышенная внушаемость, желание самоутвердиться и стать взрослым.

Все это в связано с вхождением ребенка в социальный мир , мир проблем и тревожности , где ребенок чувствует себя чуть ли не одиноким . Но этому можно помочь , если обьединить силы семьи , школы , окружающего мира . Ребенок развивается в соответствии с окружающей обстановкой, друзьями.

Очень важно поддерживать и повышать самооценку ребенка, не допуская формирования негативного отношения к самому себе. Взрослым необходимо помнить, что ребенок нарушает правила не намеренно, а из-за неверного понимания ситуации. Нужно стремиться к тому, чтобы ребенок и сам поверил в то, что его поступки неправильны не потому, что он плохой, а потому, что он еще не знает всех правил поведения.

Поскольку потребность всегда создает определенное напряжение, тинейджер  чрезвычайно активен, он открыт, постоянно принимает любую новую информацию, гибок и готов к восприятию всего нового. А типу мышления свойственно создавать иерархический путь потребностей подростка, что выводит его на более осознанный уровень и полноценно сформировывает как  зрелого человека.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

 

  1. Абрамова Г.С. Возрастная психология. // М.: Просвещение, 2000.
  2. Андреева Г.М. Социальная психология. Учебник для высших учебных заведений — 5-е изд. // М.: Аспект Пресс, 2002.
  3. Аракелов Г.Г. О психологии подростка. // М., 1990.
  4. Абраменкова В.В. Социальная психология детства в контексте развития отношений ребенка в мире// Вопросы психологии-2002.-№1.-с.З-16
  5. Акутина С.П. Воспитание нравственных ценностей у старшеклассников как направление деятельности в условиях целостного учебно-воспитательного процесса//: Дис.канд.пед. наук. Нижний Новгород -2003- 228с.
  6. Волков Б.С. Психология подростка. //М.: изд. Педагогическое общество России, 2001.
  7. Венгер А. Л. Психологическое консультирование и диагностика. Практическое руководство. М.: Генезис, 2001. Ч. 1. Ч. 2.
  8. Венгер А. Л., Цукерман Г. А. Психологическое обследование школьников — (Б-ка школьного психолога). М.: Изд-во Владос-Пресс, 2001.
  9. Выготский Л. С. Педология подростка. // Собр. соч.: В 6 т. М., 1982. Т. 4. С. 6 – 242
  10. Головей Л. А. Практикум по возрастной психологии. // Питер, 2001.
  11. Кулагина И.Ю. Возрастная психология: от рождения до 17 лет.: Учеб. пособие — 3 е изд. // М.: Изд-во УРАО, 1997.
  12. Маклаков А. Г. Общая психология. // Питер.: СПб, 2001.
  13. Мухина В.С., Венгер Л.А. .Психология. // М.: «Просвещение», 2006
  14. Мудрик А.В.Социальная педагогика// М., 2002.
  15. Немов Р.С. Психология книга-2. // М.: издательство «Владос» 2004.
  16. Практикум по возрастной психологии. Под ред. Головей Л.А. // СПб, 2001
  17. Психология развития. Под ред. А. К. Болотовой и О. Н. Молчановой. // М.: Че.Ро., 2005.
  18. Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. 8-е издание. //М.: С. — П., 2000.
  19. Рубинштейн С.Л. «Основы общей психологии», — Сп.б: изд. «Питер», 2000г., 712 стр
  20. Эльконин Д. Психология игры . –– М.: Владос, 2001 г. — 360 с
  21. Энциклопедия психологических тестов: I-III том, 2000г