Курсовая по педагогике.Тема: » Развитие у младших школьников навыков выразительного чтения при работе над басней»

Зака 1з8

Цена 500 рублей

СОДЕРЖАНИЕ

 

Вступление………………………………………………………………………….3

Раздел 1. Формирование навыков чтения как психолого-педагогическая проблема……………………………………………………………………………6

1.1 Психолого-педагогические особенности процесса формирования у детей навыков чтения……………………………………………………………………..6

1.2 Становление качественных признаков чтения как основная задача уроков в начальной школе………………………………………………………………….19

Раздел 2. Формирование навыка выразительного чтения у младших школьников при работе с басней………………………………………………………………29

2.1 Методика формирования навыка выразительного чтения в современной начальной школе………………………………………………………………….29

2.2 Отбор упражнений для улучшения навыка выразительного чтения басни и эффективность их применения……………………………………………………37

Выводы……………………………………………………………………………..45

Список использованной литературы……………………………………………..46

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вступление

Речь является средством общения между людьми. Письменная речь стала дополнительным средством человеческих отношений. После того как люди изобрели печатный станок, то открытия, все достижения человеческого разума стали быстрее распространяться, чем раньше, когда книги переписывали от руки. Если бы в руках людей не было книг, общество не могло бы так быстро развиваться, как это мы наблюдаем сейчас.

Из книги грамотный человек получает знания, созданные человечеством на протяжении долгого его предыдущей истории. Обобщая многогранный опыт своей производственной и культурной деятельности, человек с помощью книги передает этот опыт следующим поколениям. Из книг человек узнает о великих открытиях и изобретениях, о борьбе человека с природой и завоевания власти над ней. Книга дает не только знания, но и способствует воспитанию полноценного, всесторонне развитого человека.

В процессе обучения происходит становление читателя, который способен к самостоятельной читательской, творческой деятельности, осуществляется его речевое, литературное, интеллектуальное развитие, формируются морально — эстетические представления и понятия  обогащаются чувства, воспитывается потребность в систематическом чтении.

Эффективный процесс чтения невозможен без выработки у учащихся навыков правильного, выразительного, быстрого и сознательного чтения, которые формируются на уроках классного и внеклассного чтения.

Проблема формирования навыка чтения всегда была и является актуальной, подробно исследованной как в психолого-педагогическом так и в методическом плане.

Психолого-педагогические основы проблемы были установлены               Т. Егоровым, А. Леонтьевым, Н. Жинкин.

Однако процесс формирования навыка выразительного чтения оставался без внимания исследования ученых и методистов как в XIX — XX , так и в XXI веке. Это обусловливает актуальность исследуемой нами проблемы, тема которой «Развитие у младших школьников навыков выразительного чтения при работе с басней». Поэтому цель работы — подобрать и систематизировать упражнения, направленные на формирование эффективного навыка выразительного чтения, обоснование условий для их внедрения, разработка методических подходов и путей успешного формирования и совершенствования навыков чтения.

Задачи работы:

—     проанализировать и обобщить исследуемую проблему в психолого — педагогической литературе;

—     выяснить методологическую основу процесса формирования навыка выразительного чтения;

—     обосновать и отобрать упражнения, способствующие успешной выработке данного навыка на примере басни.

На современном уроке чтения учитель должен формировать у учащихся правильное, сознательное, выразительное чтение с подходящей для каждого возраста скоростью. В процессе обработки текста надлежащий уровень сформированности этих умений у детей обеспечивать трудно.

Всем давно известно, что знание, фантазия, логика мысли и рассуждений, любовь к родному языку, умение связно, логично и образно рассказывать воспитываются чтением. Детская художественная книга — это особый мир, который юный читатель постигает и умом, и сердцем.

Очень важно, чтобы книга вошла в его жизнь как можно раньше, так как она является незаменимой в выработке внимания, сосредоточенности, в воспитании душевности, нравственности и т.д.

От учителя начальных классов в значительной степени зависит, полюбят дети чтения или останутся равнодушными к литературе, станут ли они друзьями книги и постоянными ее читателям, таким образом приобретая широту кругозора, прочные знания, или «найдут» самих себя, станут человеком в сегодняшней сложной и многогранной жизни.

 

Выводы

Во-первых, разграничение чтения вслух и чтения молча — не только важное, нужное и достаточно сложное дело. Это еще и увлекательное занятие. Оно оживляет уроки чтения, делает их интересными и для учеников, и для учителя.

Критериями сформированности навыка выразительного чтения является осознанное восприятие содержания учениками и умение передать это содержание, используя при этом средства логико-эмоциональной выразительности.

Качества чтения взаимосвязаны и взаимообусловлены. Совершенствование одного из них ведет к улучшению другого. Недостатки какого-то из признаков чтения влияют на качественную характеристику иной черты умение читать. Так, осознанно можно читать только при правильном чтении, что обеспечивается, в свою очередь, пониманием слов, предложений. От правильного чтения зависит его скорость. Основой выразительного чтения становится сознательное восприятие текста, что диктует нахождение пауз, логических ударений, учащенное или замедленное чтение произведения. Вместе с этим успех выразительного чтения зависит и от правильного и быстрого чтения.

Учитель русского языка и литературы в процессе своей кропотливой работы по выразительному чтению постоянно находится в творческом поиске, а непосред­ственное общение с учениками создает ту атмосферу психического напряжения, которая наполняет и обога­щает обе стороны этого живого речевого взаимодействия, вызывая радость сопереживания и сотворчества. Это есть своеобразная работа души, которая является нравственным и эстетическим двигателем нашей жизни. Она никогда не кончается. Развитие и совершенст­вование ее бесконечны.

Список использованной литературы:

  1. Арустамов И.Н. О выразительном чтении в школе // Литература в школе. – 1940. — №3. – С. 37-46.
  2. Буссе Ф.И. Упражнения в декламации (для детей 8-10 лет). Спб.: Владос, 2001. – 130с.
  3. Буяльский Б.А. Искусство выразительного чтения: Кн. для учителя. —  М.: Просвещение, 1986. – 176 с.
  4. Горбушина Л.А. Выразительное чтение и рассказывание. — М.: Просвещение, 1965. – 160 с.
  5. Горбушина Л.А. Обучение выразительному чтению младших школьников: Пособие для учителей. – М.: Просвещение, 1981. – 160 с.
  6. Завадская Т.Ф. Выразительное чтение в начальной школе. — М.: Просвещение, 1956. – 228 с.
  7. Корепина Л. Работа над звуковой культурой речи: Развитие речи шестилеток-первоклассников // Нач. шк. – 1987. — №4. – С. 22-26.
  8. Кубасова О.В. Выразительное чтение. – М.: Просвещение, 2001. – 240 с.
  9. Никольская С.Т. и др. Выразительное чтение: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов/С.Т. Никольская, А.В. Майорова, В.В. Осокин; Под ред. Н.М. Шанского. – Л.: Просвещение. Ленингр. отд-ние, 1990. – 208 с.
  10. Острогорский В.П. Выразительное чтение: пособие для учащих и учащихся/В.П. Острогорский. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Тип. Волчанинова, 1886. – 136 с.
  11. Павлова Л.А. Тренажер по выразительному чтению для учащихся 1-4 классов. – М.: ЮВЕНТА, 2009. – 63 с.
  12.  Руднева Е.Е. Выразительное чтение в 5-7 классах средней школы. — — М.: Просвещение, 1954. – 144с.
  13. Соловьева Н.М., Завадская Т.Ф. Выразительное чтение в 4-8 классах: Книга для учителя. – М.: Просвещение, 1983. – 111 с.
  14. Шелестова З.А. Выразительное чтение басен / Шелестова З.А., Шелестов О.С. // Лит. в шк. – 2002. — №1. – С. 26-29.