Курсовая по педагогике. тема: функциональный подход к изучению многозначных слов на уроках русского языка.

Заказ 136

Цена 700 рублей

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

Введение. 3

1.   ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОГО ПОДХОДА НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА.. 5

1.1. Современные методики преподавания русского языка. 5

1.3. Функциональный подход к изучению лексического материала. 10

2. ОСОБЕННОСТИ ИЗУЧЕНИЯ МНОГОЗНАЧНЫХ СЛОВ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА.. 11

2.1. Особенности работы над многозначными словами на уроках русского языка: функциональный подход. 12

2.2. Лексика русского языка: Однозначные и многозначные слова. 17

2.3. Разработка урока русского языка по теме «Многозначные слова». 18

Заключение. 31

Список использованной литературы.. 33

 

Введение

 

Актуальность темы. С течением времени меняется не только содержание школьного курса русского языка, но и структура программы: дается перечень как знаний,  подлежащих усвоению, так и формируемых учебно-языковых и речевых умений и навыков.

Ныне действующие программы по русскому языку опираются на достижения программ прошлых лет и отражают современное состояние лингвистической и психолого-педагогической науки.

Системообразующим достижением современной методики преподавания русского языка является стратегия личностно ориентированного обучения, конечная цель которого – формирование языковой личности, способной при структурировании и воплощенииактуального содержания целесообразно использовать средства языка всех его уровней для достижения запланированной коммуникативной установки.

Формирование языковой личности – длительный процесс, который протекает до тех пор, пока ее языковой потенциал претерпевает изменения.

Реализация личностно ориентированной стратегии обучения стала реальностью вследствие того, что теоретическую основу современной методики преподавания русского языка составили достижения базисных для нее наук – педагогики, педагогической и когнитивной психологии, психолингвистики

Неоценимый вклад в методику преподавания русского языка вносит психолингвистика, исследующая процессы прогнозирования, формирования и порождения собственной речи, восприятия и понимания речи других.

Еще одним важным достижением современной методической системы является ключевое общенаучное понятие подход. Подход, как реализация социальной установки, – величина переменная. Содержание понятия формируется в зависимости от социально-экономических условий, сложившихся в обществе, от реализуемой на определенном этапе его развития образовательной политики. В Основной формой организации учебной деятельности младших школьников традиционно остается урок. Однако, в зависимости от задач, которые он призван реализовать, урок меняет свои цели, содержание, структуру, методы, приемы и средства обучения.

Функциональный подход к школьного языкового курса требует, чтобы современный урок русского языка обеспечивал не только для овладения учащимися программным объемом знаний о языке и речи, но и формирование умений применять полученные знания в речевой практике.

Объект исследования – современные методики преподавания русского языка, функциональный подход.

Предмет исследования – изучение многозначных слов на уроках русского языка.

Цель исследования – рассмотреть особенности функционального подхода к изучению многозначных слов на уроках русского языка.

Данная цель предполагает решение следующих задач:

  • Рассмотреть теоретические аспекты использования функционального аспекта на уроках русского языка:
  • Проанализировать особенности изучения многозначных слов на уроках русского языка и применения функционального подхода.

Методы исследования – теоретические (анализ и синтез, сравнение, классификация, обобщение) и эмпирические (наблюдение, изучение научной литературы по теме исследования, разработка урока).

Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.

 

Заключение

 

Наблюдение за процессом обучения русскому языку в начальных классах свидетельствуют о том, что значительное количество уроков русского языка имеет ряд существенных недостатков. В частности:

а) отсутствует системный взаимосвязь уроков одной учебной темы;

б) преобладают задания, направленные на усвоение грамматики;

в) недостаточное количество упражнений для формирования и развития речевых умений и навыков;

г) отсутствие подчинения всех задач и достижению цели урока;

д) непродуманность отдельных этапов урока (чаще всего итоге урока, установка домашнего задания, минутки каллиграфии).

С целью избежания указанных недостатков и повышение результативности современного урока русского языка необходимо определить критерии его эффективности. Учета их учителем будет способствовать обеспечению высокого уровня усвоения младшими школьниками знаний о языке и речи и овладения речевых умений и навыков.

На основе изучения научно-методической литературы и передового педагогического опыта мы определили следующие критерии современного урока русского языка:

— каждый урок должен существовать не в отрыве, а в тесной связи с другими уроками определенной теме;

— учебная, развивающая и воспитательная цели урока имеют быть определены конкретно и четко;

— все виды работы, приемы и средства обучения подчиняются поставленным целям;

— современный урок призван обеспечивать реализацию четырех смысловых линий Государственного стандарта начального общего образования: коммуникативной, лингвистической, лингвокраевеческой и деятельностной;

— все этапы урока должны быть взаимосвязаны;

— на уроках должны использоваться только эффективные методы и приемы обучения.

Современный урок русского языка призван способствовать выработке у учащихся мотивации обучения русского языка, формированию коммуникативных умений, гармоничному развитию четырех видов речевой деятельности аудирование, говорение, чтение и письма, ознакомлению с важнейшими функциональными составляющими языковой системы, общем развитии личности.

Как показали результаты экспериментального обучения функциональный подход к изучению материала обучения многозначным словам является наиболее эффективным, в частности, на начальном этапе, поскольку обеспечивает практическую направленность школьного языкового курса, сознательное овладение языком как средством общения, служит надежной основой для формирования и усовершенствования  речевых умений учащихся.

 

Список использованной литературы

 

  1. Аврорин В.А. Проблемы изучения функциональной стороны языка (К вопросу о предмете социолингвистики) / В.А. Аврорин. – Л.: Наука, 1975. – 276с.
  2. Алексеева О.В. Лингвостилистический анализ текста при подготовке к изложению: Учебно-методическое пособие. – Воронеж, 2004.
  3. Алексеева О.В. Проектируем исследовательскую деятельность студентов в методике функционального подхода к изучению языка: Учебно-методическое пособие. – Воронеж, ВГПУ, 2009.
  4. Алексеева О.В. Путь «от текста к тексту» (Функциональный подход при изучении грамматики) // Журнал «Русский язык в школе». – 2008. – №8. – С.15-18.
  5. Алексеева О.В. Современный урок морфологии (К проблеме приоритетных подходов к обучению). // Журнал «Русский язык в школе». – 2010. – №4. – С.3-9.
  6. Алексеева О.В. Функциональный подход к изучению глагола в школе: Научно-методическое пособие. – Воронеж, 2004.
  7. Вагнер В. Н. Синтаксис русского языка как иностранного и его преподавание  / В. Н. Вагнер. – М. : ФЛИНТА, Наука, 2005. – 198 с.
  8. Величко Л.И. Работа над текстом на уроках русского языка. – М., 1983.
  9. Десяева Н.Д., Арефьева С.А. Стилистика современного русского языка:: учеб пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.,2008
  10. Земская Е. А. Лингвистический анализ и проблемы обучения  / Е. А. Земская. – М. : ФЛИНТА, Наука, 2004. – 58 с.
  11. Золотова  Г. А. Очерк функционального синтаксиса русского языка  / Г. А. Зо-лотова. – М. : Наука, 1973. – 233 с.
  12. Концепция образования по родному (русскому) языку в 12-летней школе (Основное и среднее (полное) общее образование) // журнал «Русский язык в школе». – 2000. – №2 – С.3-12.
  13. Ларионова Л.Г.  Методика преподавания русского языка. – М.: Просвещение, 2010
  14. Нечаева О.А. Функционально-смысловые типы речи: (Описание, повествование, рассуждение). – Улан-Удэ, 1974.
  15. Пахнова Т.М. Слово. Текст. Речевая среда (Работа с текстом при изучении русского языка). – М., 2009.
  16. Шатова Е.Г. Урок русского языка в современной школе: учеб. Пособие для студентов педагогических вузов. – М., 2007
  17. Шмелев Д. Н. Русский язык в его функциональных разновидностях  / Д. Н. Шмелев. – М., 2005. – 140 с.