Курсовая по экономике-Олигополистическая конкуренция и её особенности в российской экономике

Заказ 134

Цена 900 рублей

 

Содержание

 

Введение…………………………………………………………………………2

ГЛАВА 1 Характеристика олигополии и олигополистической конкуренции …………………………………………………………………………………………. 4

1.1 Причины возникновения и характеристика олигополистической конкуренции……………………………………………………………………..4

1.2 Модели олигополистической равновесия и ценообразования…………..9

ГЛАВА 2 Анализ олигополистических рынков развитых стран мира …………………………………………………………………………………………………….. 18

2.1 Экономический анализ рынка олигополии в России…………………….18

2.2 Анализ олигополии стандартизированного продукта на экономическом рынке США……………………………………………………………………..22

ГЛАВА 3 Анализ олигополистической конкуренции на рынках России………………………………………………………………………………………………….25

3.1. Характеристика олигополистической конкуренции на рынках России……………………………………………………………………………25

3.2. Определение закономерностей поведения товаропроизводителей на олигополистических рынках России…………………………………………..29

Заключение………………………………………………………………………32

Список использованной литературы ……………………………………………… … …. 34

 

Введение

 

В основе рыночной экономики лежит конкуренция между субъектами хозяйствования. Экономическая теория и практика знает различные виды организации конкурентных отношений на рынке, в связи с чем выделяют два типа рыночных структур — совершенную и несовершенную конкуренцию. В свою очередь несовершенная конкуренция делится на чистую монополию, олигополию и монополистическую конкуренцию.

Олигополия — особый тип рыночной структуры, который является распространенным в современных условиях, и который достаточно трудно поддается формальному моделированию, поскольку он предполагает множество вариантов поведения фирм в отношении определения цены товара и установления объема производства. Поскольку данный рынок характеризуется небольшим количеством фирм, то при условии их согласованного поведения на таком рынке он превращается по существу в монопольный рынок со всеми вытекающими последствиями монопольного рынка для общества и экономики. Поэтому данная рыночная структура требует пристального внимания со стороны государственных органов, призванных регулировать и контролировать конкурентные отношения. Достаточно распространенной такая рыночная структура и на современных рынках России.

Исходя из этого тема нашей работы «Олигополистическая конкуренция и ее проявления на современном рынке России» является актуальной для современных экономических условий страны.

Для раскрытия данной темы мы рассмотрим экономическую сущность олигополистического рынка, дадим характеристику основным моделям установления равновесия на олигопольном рынке, и моделям, которые описывают процесс ценообразования на таких рынках, а также проанализируем особенности развития олигополистических рынков в России.

Целью работы является углубленное изучение и исследование олигополии и олигополистической конкуренции путем детального рассмотрения теоретического материала и реальных примеров, как в экономике России, так и в экономике других стран.

Для того, чтобы наиболее полно раскрыть содержание работы исследователь разбил ее на три раздела. Первый раздел называется «Характеристика олигополии и олигополистической конкуренции». Он состоит из двух подразделений: «Причины возникновения и характеристика олигополистической конкуренции», «Модели олигополистического равновесия и ценообразования». Этот раздел носит теоретический характер, потому что в нем указана теория в историческом аспекте. Второй раздел называется «Анализ олигополистических рынков развитых стран мира». Он состоит из двух подразделений: «Экономический анализ рынка олигополии в России» и «Анализ олигополии стандартизированного продукта на экономическом рынке США». В этом разделе рассматривается зарубежный опыт и реализация экономической теории в мировой практике. Третий раздел называется «Анализ олигополистических рынков России» и состоит из двух подразделений: «Характеристика олигополистических рынков России», «Определение закономерностей поведения товаропроизводителей на олигополистических рынках России». Этот раздел освещает анализ соответствующего аспекта в российской экономике.

Заключение

 

Итак, в данной работе была исследована тема олигополии а олигополистической конкуренции. Были рассмотрены следующие вопросы:

1. Причины возникновения и характеристика олигополистической конкуренции.

2. Особенности поведения фирмы в условиях олигополии.

3. Модели олигополистической равновесия и ценообразования.

В первом вопросе раскрывается базис олигополистической конкуренции, а именно основы ее возникновения. Второй вопрос описывает характерные особенности поведения фирм в условиях олигополии. А именно уделяется внимание тому, что на олигополистическом рынке действуют две противоположно направленные силы: заинтересованность фирм в максимизации совокупной массы прибыли для всей отрасли, которая порождает тягу к заговору и совместных действий, и эгоистическая заинтересованность каждой фирмы в максимизации своих собственных прибылей путем снижения цены на продукцию толкает фирмы к нарушению соглашений. Третий вопрос освещает многогранность моделей ценообразования и равновесия на рынке олигополии, характеризует взаимодействие и взаимозависимость фирм по этим вопросам. Материал дает достоверную и обширную информацию о олигополистических рынках России с приведением примеров во многих отраслях. Дает представление об отдельном виде олигополии, а именно олигополии стандартизированного продукта. Это подробно изложено на примере олигополистического рынка алюминия в США. Изложены общие характеристики олигополистических рынков России и условия их существования. Данное исследование сужает и конкретизирует поведения товаропроизводителей на олигополистических рынках России, формируя при этом закономерность. В работе приведены конкретные примеры олигополии в России, на котором можно проследить весь теоретический материал, изложенный в первой главе.

Итак, среди перспективных направлений исследований можно выделить следующие: рассмотрение существующих барьеров вхождения на российские олигополистические рынки новых игроков; согласования поведения субъектов рынка олигополии и направлений ее регулирования; теоретического обоснования направлений повышения эффективности функционирования отдельных отраслевых олигополистических рынков России, в том числе, что касается введения инновационных технологий, научных разработок и изобретений; разработка предложений и инструментария по регулированию экономических процессов развития олигополистических рынков.

 

Список использованной литературы

 

1. Борисенко С. М. Основы конкурентной политики. — М.: Таксон, 2004 — 704 с

2. Видоменко И.А. Задача отраслевой конкурентной политики и организационно-экономический механизм реализации стратегии конкуренции // Экономика: пробл. Теории и практики.- 2004. №196., Т. IV.- с. 932-937.

3. Гончар Т.И. Конкуренция: современная экономическая характеристика и особенности // Проблемы экономики.- 2004. №2.- с. 130-145.

4. Задоя А.А. микроэкономика: Купс лекций: Учеб. пособие. М .: Т-во «Знание», КОО, 2000 — 176 с.

5. Конкуренция на потребительском рынке России и проблемы ее развития: Монография / И.Р. Лошенюк  нац. торг.-экон. ун-т. / М.: КНТЭУ, 2006 — 312 с.

6. Конкуренция: благо или зло Специфика и тенденции развития / Елена Александрова, Олег Зубчик; Центр исслед. пробл. конкуренции. -Наука. вид. М.: Горизонты, 2006 — 143 с.

7. Базилевич В. Д. .. Экономическая теория: Политэкономия: Учебник. / Под ред.- М .:-Пресс, 2001 — 581 с.

8. Базилевич В.Д. Формирование конкурентной среды в транзитивной экономике: проблемы, тенденции, противоречия // Конкуренция. — 2003. — №2. — 26 с.

9. Беляев А. А., Бебель А. С. Политическая экономия: Учеб. пособие. — М .: МНЭУ, 2001 -328с.

10. Борисов Е. Ф. Экономическая теория: вопросы — ответы. — М .: Инфра-М, 2000. — 196 с.

11. Бутук А. И. Экономическая теория. — М .: Викар, 2000 — 301 с.