Курсовая по литературе. Тема: Особенности стилистических приемов и семантических особенностей произведений М. А. Шолохова

Заказ 123

Цена: 700 рублей

Содержание:

Введение…………………………………………………………………………2

Глава 1. Специфика синтаксических стилистических приемов и семантические особенности художественных произведений…………………..7

1.1 Особенности стиля художественной литературы………………………7

1.2 Семантические особенности художественных произведений ………9

1.3 Стилистические средства в художественном тексте ………………..12

Выводы по главе 1…………………………………………………………….18

Глава 2. Особенности стилистических приемов и семантических особенностей произведений М. А. Шолохова……………………………………20

2.1 Значение творчества М. А. Шолохова для отечественной и мировой литературы …………………………………………………………………………20

2.2 Анализ стилистических приемов и семантических особенностей  произведений М. А. Шолохова……………………………………………………22

Выводы по главе 2…………………………………………………………….28

Заключение…………………………………………………………………….29

Список использованной литературы…………………………………….33


 

Введение

Личность и творчество  М. А. Шолохова даже через столько лет продолжают привлекать внимание исследователей-лингвистов.  Важной областью шолоховедения является изучение языка художественных произведений писателя. Первые работы по изучению языка М.А. Шолохова появились в 40-50-х годах XX века[1].

В монографиях 60-70-х годов XX века большое внимание уделяется стилю писателя, своеобразию речевых изобразительных средств (И.Г. Лежнев, 1958; А.Ф. Бритиков, 1975; Ф.Г. Бирюков, 1976; Л.Г. Якименко, 1977; В.М. Литвинов, 1980).

Новый этап в изучении языка писателя наметился в конце XX – начале XXI века. В современном шолоховедении прослеживается тенденция рассмотрения языка писателя в мифопоэтическом ключе в соответствии с архетипическим бессознательным, когда лексика «отражает в праслове – праобразе коллективное бессознательное в его архетипическом представлении»[2]. Свои тексты М.А. Шолохов создает на базе глубокого знания казачьей жизни, быта, миропонимания, обрядов, устоев, что, безусловно, ведет нас к истокам народной мифологии и, как следствие, к архетипическим образам. С этих позиций ведется исследование различных пластов лексики произведений, например зооморфной лексики (И.И. Хаврук, 2001; О.А. Давыдова, 2004; Т.С. Печеницына, 2004; М.О. Францева, 2004), лексики обоняния (А.В. Дроботун, 2006), сравнений (Г.С. Ермолаев, 2000; Д.И. Александрова, 2004) и др.

Значительным шагом в исследовании языка писателя явилось создание в2005 г. Словаря языка Михаила Шолохова под редакцией Е.И. Дибровой, в котором на основе смысловых и функционально-стилистических характеристик выявляются особенности шолоховского языка.

Данная работа является логичным продолжением указанной тематики исследований.

Актуальность, выполненной в русле лингвостилистики,  работы состоит в том, что мы будем исследовать не только особенности передачи семантических значений слов в произведениях, но и рассмотрим их в тесной связи с стилистическими приемами, используемыми писателем. А также попытаемся выявить роль и функции данных приемов в произведении.

В качестве объекта исследования выступают стилистические приемы и способы передачи семантического значения слова в художественном произведении; предметом исследования выступают указанные приемы в произведениях М. А. Шолохова.

Разработка данной проблемы имеет целью выявление особенностей раскрытия авторского замысла в тексте произведения, а также передача философских понятий при помощи средств языкового представления и разнообразных стилистических приемов.

Поставленная цель конкретизируется в виде следующих задач:

— выявление особенностей наиболее распространенных стилистических приемов в художественных произведениях;

— выявление роли и функций стилистических приемов в текстах произведений;

— исследоватьсемантические особенности художественных произведений;

— определить значение творчества М. А. Шолохова в отечественной и мировой литературе;

— исследовать закономерности смыслового воплощения  и выявление типичных стилистических приемов в  произведениях М. А. Шолохова.

Научная новизна работы заключается в том, что в ней даётся описание способов выражения различных семантических понятийпри помощи различных языковых выражений и стилистических приемов.  Кроме того, данное исследование является попыткой изучения особенностей индивидуальной художественной системы М. А. Шолохова с лингвистических позиций.

Теоретическую базу исследования составили работы отечественных и зарубежных ученых в области стилистики и лингвистики текста (И.В. Арнольд, И.Р. Гальперин, К.А. Долинин, В.А. Кухаренко, Л.А. Исаева, Т.И. Сильман, И.А. Солодилова, Е.Н. Чебаевская, И.А. Щирова, В. Изер, Ц. Тодоров, Л. Шпитцер), литературоведческой и философской эстетики и семиотики (М.М. Бахтин, В.В. Виноградов, Ю.М. Лотман, Р. Барт, У. Эко), лингвистической семантики (М.Н.Никитин, А.А. Масленникова).

Основными методами исследования являются методы контекстуального, сопоставительного, компонентного анализа, методы стилистики декодирования. Постижение идейного содержания изучаемых произведений осуществляется на основании универсального принципа герменевтического круга, основанного на взаимосвязи частей и целого.

На защиту выносятся следующие положения:

  1. В XX веке возросла многозначность художественного текста, что стало причиной того, что исследованию семантики художественных текстов придается огромное значение в современной лингвистике.
  2. Стилистические приемы позволяют сделать речь автора более доступной, образной, полнее передать главную идею произведения.
  3. Каждому автору присуще употребление тех или иных излюбленных стилистических приемов, являющихся неотъемлемым компонентов его идиостиля. Анализ наиболее часто употребляемых автором стилистических фигур позволяет выявить особенности индивидуального стиля автора.
  4. Семантические понятия, с одной стороны, принадлежат области сознания (реализуются как концепты), а с другой стороны, актуализируются в материальной составляющей текста — языковых единицах и способах их соединения и взаимодействия.
  5. Художественное слово является основным средством выражения  семантики лексемы в художественном тексте, реализуясь в виде словесных образов, возникающих при выходе слова на уровень текста в целом.
  6. Существенной особенностью индивидуального стиля М. А. Шолохова  является обилие  самых различных способов репрезентации скрытых смыслов и эмоций, а также случаев игры смыслами, отражающих специфику авторской картины мира.

Материалом исследования послужили произведения М. А. Шолохова.

Теоретическая значимость курсовой работы заключается в дальнейшей разработке проблемы языкового представления семантики слова и стилистических фигур   в художественном тексте и вопросов, связанных с особенностями реализации семантических понятий в индивидуальном стиле М. А. Шолохова. Результаты проведённого исследования могут оказаться полезными для исследования особенностей авторской картины мира с опорой на выделенные единицы.

Практическая значимость работы определяется представленным в ней анализом особенностей языкового выражения  семантики слова и стилистических приемов как одной из существенных характеристик мира художественных произведений М. А. Шолохова  и возможностью использования материала анализа и теоретических выводов в вузовской практике на лекциях, спецкурсах и семинарах по стилистике художественной речи, интерпретации текста, а также в курсе русской  литературы.

Цели и задачи  курсовой работы обусловили ее структуру. Работа состоит из вступительной части,   двух содержательных разделов (теоретического и практического) и заключения.

Во введении обосновывается актуальность темы, выделяются объект и предмет исследования, определяются цель и задачи работы, перечисляются методы исследования, обосновывается научная новизна, определяются теоретическая и практическая значимость работы, формулируются положения, выносимые на защиту, приводятся сведения об апробации, излагается краткое содержание и структура исследования.

В работе   имеется теоретический раздел, в котором  последовательно высветлены основные стилистические приемы, способы передачи семантического значения слова в художественной литературе.

В практической части на материале произведений М. А. Шолохова проведен детальных  анализ языковых способов выражения семантики слова и основные стилистические приемы  в словесно-образной системе названного автора.Вторая глава представляет собой исследовательскую часть работы, включающую анализ наиболее типичных для данного автора языковых средств представления скрытых смыслов. На основе данного анализа выявляются основные характеристики словесно-образной системы данного автора и определяются закономерности его художественного стиля.

В заключение в обобщённой форме представляются основные результаты исследования и намечаются дальнейшие пути изучения поставленной проблемы.

 

 

Заключение

В ходе выполнения данной курсовой работы были достигнуты цели, поставленные в начале работы: изучено современное  понимание стилистических приемов и семантических особенностей художественного текста,  изучены основные взгляды на проблему выделения художественного стиля в отдельный функциональный стиль языка. В ходе исследования были проанализированы основные стилистические приемы, которые использовал М. А. Шолохов в своих произведениях, кроме того, была выявлена значение творчества писателя для отечественной и мировой литературы, рассмотрены его инновационные подходы к изображению и реконструкции быта донских казаков на материале его произведения «Тихий Дон».

Обращение к анализу именно этого  романа именно этого писателя не случайно, поскольку, именно  на материале этого произведения можно исследовать все возможные способы реконструкции быта исторического периода отдельно выбранного территориального пространства путем употребления стилистических приемов при полном сохранении семантических особенностей художественного текста,  а поскольку данный вопрос отечественном языкознании исследован фрагментно, проблема еще долгое время будет представлять интерес, как для отечественных, так и  зарубежных исследователей.

В результате проведенного анализа выделены основные подходы к определению художественного стиля, его основных особенностей. Кроме того, нами были изучены основные семантические особенности художественных текстов, выделены наиболее часто употребляемые стилистические приемы М. А. Шолохова, являющиеся неотъемлемым компонентом его идиостиля.   С целью достижения поставленных целей была проанализирована литература, освещающая такие проблемы, как семантические особенности художественного стиля, выделение функциональных стилей современного русского языка, роль и функции стилистических приемов для создания образности, экспрессивности, объемности художественных образов. Были рассмотрены и решены следующие   задачи:

1)                выявлены особенности наиболее распространенных стилистических приемов в художественных произведениях;

2)                выявлены роли и функций стилистических приемов в текстах произведений;

3)                исследованы семантические особенности художественных произведений;

4)                определено значение творчества М. А. Шолохова в отечественной и мировой литературе;

5)                исследованы закономерности смыслового воплощения  и выявление типичных стилистических приемов в  произведениях М. А. Шолохова.

Цели и задачи  курсовой работы обусловили ее структуру. Работа состоит из вступительной части,   двух содержательных разделов (теоретического и практического) и заключения.

Во введении обосновывается актуальность темы, выделяются объект и предмет исследования, определяются цель и задачи работы, перечисляются методы исследования, обосновывается научная новизна, определяются теоретическая и практическая значимость работы, формулируются положения, выносимые на защиту, приводятся сведения об апробации, излагается краткое содержание и структура исследования.

В работе   имеется теоретический раздел, в котором  последовательно высветлены основные стилистические приемы, способы передачи семантического значения слова в художественной литературе.

В практической части на материале произведений М. А. Шолохова проведен детальных  анализ языковых способов выражения семантики слова и основные стилистические приемы  в словесно-образной системе названного автора. Вторая глава представляет собой исследовательскую часть работы, включающую анализ наиболее типичных для данного автора языковых средств представления скрытых смыслов. На основе данного анализа выявляются основные характеристики словесно-образной системы данного автора и определяются закономерности его художественного стиля.

В заключение в обобщённой форме представляются основные результаты исследования и намечаются дальнейшие пути изучения поставленной проблемы.

В результате исследования были сделаны следующие выводы:

  1. В XX веке возросла многозначность художественного текста, что стало причиной того, что исследованию семантики художественных текстов придается огромное значение в современной лингвистике.
  2. Стилистические приемы позволяют сделать речь автора более доступной, образной, полнее передать главную идею произведения.
  3. Каждому автору присуще употребление тех или иных излюбленных стилистических приемов, являющихся неотъемлемым компонентов его идиостиля. Анализ наиболее часто употребляемых автором стилистических фигур позволяет выявить особенности индивидуального стиля автора.
  4. Семантические понятия, с одной стороны, принадлежат области сознания (реализуются как концепты), а с другой стороны, актуализируются в материальной составляющей текста — языковых единицах и способах их соединения и взаимодействия.
  5.  Художественное слово является основным средством выражения  семантики лексемы в художественном тексте, реализуясь в виде словесных образов, возникающих при выходе слова на уровень текста в целом.
  6. Существенной особенностью индивидуального стиля М. А. Шолохова  является обилие  самых различных способов репрезентации скрытых смыслов и эмоций, а также случаев игры смыслами, отражающих специфику авторской картины мира.

Практическая ценность работы состоит в получении новых знаний и практических навыков исследования для всех заинтересованных в обсуждаемой тематике, проблемах лингвистической стилистики и возможности использования их в будущей работе по профессии.

Теоретическая значимость   курсовой работы заключается в дальнейшей разработке проблемы языкового представления семантики слова и стилистических фигур   в художественном тексте и вопросов, связанных с особенностями реализации семантических понятий в индивидуальном стиле М. А. Шолохова. Результаты проведённого исследования могут оказаться полезными для исследования особенностей авторской картины мира с опорой на выделенные единицы.

 


Список литературы:

  1. Абрамов Ф. Из заметок о Михаиле Шолохове // Россияне. 1995. № 4-6.
  2. Адамович Г. Шолохов // Адамович Г. Критическая проза. М., 1996.
  3. Алпатов М.А. Истоки «Тихого Дона» // Огонек. 1975.
  4. Андреев А.Н. Самый русский роман // Творчество писателя в национальной культуре России. Ростов-на-Дону, 2000.
  5. Андреев Ю.А. Изучение творчества Шолохова (к вопросу о мировом значении «Тихого Дона») // Русская литература. 1967. №3.
  6. Астахова A.M. Исследования советского времени о роли фольклора в русской литературе // Вопросы советской литературы. М.-Л., 1956. Изд.4.
  7. Баранов В. От истоков «Тихого Дона» // Вопросы литературы. М., 1975. №4.
  8. Бардин А.В. «Поднятая целина» М.Шолохова. Оренбург, 1958.
  9. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М., 1979.
  10. Бекедин П.В. Древнерусские мотивы в «Тихом Доне» М.А.Шолохова // Русская литература. Л., 1980. №2.
  11. Бекедин П.В. Проверяйте литературу жизнью (о некоторых эстетических принципах М.А.Шолохова) // Творческие взгляды советских писателей. Л., 1981.
  12. Бирюков Ф.Г. Постигая тайны художественности. Заметки о стиле М.Шолохова // Писатель и жизнь. Сб. ист.-лит. и критич.статей. М., 1987.
  13. Бирюков Ф.Г. Художественные открытия Михаила Шолохова. М., 1976.
  14. Благой Д.Д. «Судьба человека» М.Шолохова // Благой Д.Д. От Кантемира до наших дней. М., 1973. т.2.