Курсовая по экономике на тему: КУРСОВАЯ РАБОТА Теоретико-экономический анализ и обоснование внедрения интеллектуальных транспортных систем в РФ

Заказ 116

Цена 900 рублей

Кафедра экономики и государственного регулирования рыночного хозяйства 

КУРСОВАЯ РАБОТА

Теоретико-экономический анализ и обоснование внедрения интеллектуальных транспортных систем в РФ

Содержание

Введение                                                                                                           3

1 Зарубежная практика внедрения интеллектуальных транспортных систем       5

2 Анализ отечественного опыта и перспективы развития интеллектуальных транспортных систем в России                       13

Заключение                                                                                                     28

Список использованных источников                                                             31

 


Введение

 

Рост автомобилизации современного общества, повышая уровень транспортных услуг, порождает ряд существенных проблем, Их обострение, как правило, проявляется в местах с высокой плотностью сети автомобильных дорог с интенсивными транспортными потоками.

К таким проблемам в первую очередь следует отнести: рост количества  ДТП, токсичные выбросы, низкие скорости движения, заторы в часы «пик», большие потери времени для участников движения, перепробеги, высокий расход топлива и т.п.

Одной из основных причин сложившейся ситуации, является низкий уровень развития средств и методов организации и управления дорожным движением.

При разработке существующих алгоритмов управления дорожным движением принято считать, что маршруты индивидуальных автомобилей определяются свободным желанием водителей и, что управление движением осуществляется только с помощью сигналов светофоров, дорожных знаков и указателей. Однако существует возможность предотвратить заторы, рекомендуя водителям или даже вынуждая их изменять маршруты движения, поскольку в принципе возможны наиболее эффективные варианты использования пропускной способности дорожной сети   путем исследования и анализа распределения транспортных потоков и своевременного информирования участников движения о наиболее приемлемых маршрутах.

До недавнего времени сбор в реальном масштабе времени информации о транспортном спросе и назначение  точных маршрутов отдельным транспортным средствам не представлялся возможным в силу отсутствия  материально-технической, экономической и научной базы. Однако в последние годы, с одной стороны активно развиваются научные исследования в области моделирования и оптимизации распределения транспортных потоков. С другой стороны, резкий, качественный скачок в разработке и выпуске мощных информационных компьютерных систем, развитие различных, современных видов связи, технических средств сбора и обработки информации о характеристиках транспортных потоков и дорожной сети, позволяют ставить вопрос о решении проблем организации перевозок и управления движением, как для отдельных автомобилей, так и транспортных потоков на дорожной сети в целом, на качественно новом, более высоком уровне.

Начиная с 90х годов XX века, развитые страны мира решают проблемы организации и управления движением и перевозками на сети автомобильных дорог с использованием  технологий “Интеллектуальных транспортных систем” (далее ИТС).  В отечественной практике, ввиду нестабильной политико-экономической ситуации того времени необходимость внедрения ИТС была практически полностью проигнорирована. Тем не менее, отдельные элементы ИТС были реализованы, продолжается работа по их развитию, внедрению, систематизации.

Цель настоящей работы – обосновать необходимость ускорения внедрения ИТС в РФ. На основании цели в работе ставятся следующие задачи:

  • проанализировать практику внедрения ИТС за рубежом;
  • проанализировать опыт и перспективы внедрения ИТС в отечественной практике;
  • сопоставить темпы развития ИТС в РФ и за рубежом.

Работа включает в себя введение, две главы и заключение.

Заключение

 

В связи с растущей интенсивностью транспортных сообщений, роста грузооборота и увеличивающейся мобильностью населения, вследствие роста количества транспортных средств и скоростей движения, необходимостью обеспечения безопасности (предотвращения терроризма и морского пиратства) остро ощущается потребность эффективного управления транспортными потоками.

Для обеспечения высокого уровня функционирования транспортного сектора используются Интеллектуальные Транспортные Системы , которые уже долгое время успешно функционируют во всем мире. Интеллектуальные транспортные системы  – это интеграция информационно-коммуникационных технологий между ключевыми составляющими транспортных процессов: человек – транспортные средства – транспортная инфраструктура.

В создании и развитии ИТС в России заинтересованы участники как государственного, так и общественного сектора: Министерство транспорта, связи, Роскосмос, МЧС, МВД, Министерство обороны и другие федеральные агентства и службы, разработчики электронных систем, ведущие российские дорожно-транспортные организации.

Модернизация транспортной отрасли в нашей стране регулируется «Стратегией развития транспортной инфраструктуры России до 2030 года..» и Федеральной целевой программой «Развитие транспортной системы России (2010 — 2015 годы)». В ней, в частности, упоминается, что «развитие транспортной системы страны становится в настоящее время необходимым условием реализации инновационной модели  экономического роста Российской Федерации и улучшения качества жизни населения.  Несмотря на благоприятные тенденции в работе отдельных видов транспорта, транспортная система не в полной мере отвечает существующим потребностям и перспективам развития Российской Федерации».

В настоящее время навигационно-информационные системы регионального уровня внедрены и успешно функционируют более чем в 50 регионах и городах России: Хабаровском крае, Московской области, Москве, Астрахани, Вологде, Калуге, Красноярске, Норильске, Саранске, Саратове, Тюмени и др.

Развитие технологий позволяет начать переход от внедрения отдельных разрозненных навигационно-информационных систем к интеллектуальным транспортным системам, обеспечивающим единое комплексное решение транспортных задач региона (муниципального образования).

При дальнейшем внедрении навигационных систем на транспорте нельзя не учитывать опыт ведущих зарубежных стран. Сегодня в международной практике существенная роль отводится общественным организациям. Самыми приоритетными из них являются

—        ЭРТИКО – ИТС Европы,

—        ИТС-Америка (Сев. и Южная Америка),

—        ИТС-Япония (Азиатско-Тихоокеанский регион).

Эффект от внедрения ИТС:

1. Экономический эффект – снижение текущих издержек и повышение экономической эффективности эксплуатации транспортного комплекса, повышение эффективности бюджетных расходов на финансирование дотационных предприятий.

2. Организационный эффект – создание целостной системы управления транспортным комплексом, координации деятельности различных служб, предприятий и организаций.

3. Социальный эффект – повышение качества транспортного обслуживания населения, повышение безопасности перевозок.

4. Обеспечение безопасности – создание централизованной системы информационного обеспечения безопасной эксплуатации транспорта с использованием системы ГЛОНАСС.

5. Коммерческий эффект – получение дохода от коммерческой эксплуатации ИТС в интересах частных организаций и граждан.

Ожидаемый социально-экономический эффект от внедрения систем информационного обеспечения транспортного комплекса России по аналогии с эффектом от внедрения в Западной Европе и США оценочно составит не менее 10% прироста ВВП, сокращению ДТП не менее 30%, снижению потребления топлива порядка 20%.


Список использованных источников

 

1. Nutall I. In search of harmonious exchange. «Traffic technology international». Feb/Mar, 1997, p.p. 41 — 43.

2. Ojala T., Decker P. Fulfilling traveller’s PROMISE. «Traffic technology inter-national». Annual Review. 1998, p.p. 219 — 222.

3. Kulmala R., Noukka M. Raiting the objectives.Finland’s ITS strategy to 2010. «Traffic technology international». Feb/Mar., 1998, p.p. 62 — 66.

4. Smith S., Habbard S. America’s heartland. «Traffic technology international». June/July, 1996, p.p. 56 — 60.

5. Fenzi A., Bolelli A., Sacca G. IFOTEN Italia. Multimodal passenger informa-tion services. «Traffic technology international». Feb/Mar., 1998, p.p. 47 — 51.

6. NuttalI.Open for business. «Traffic technology international». Dec98/Jan99, p.p. 32 — 36.

7. Важенин Н., Диканский Н., Ляпин А. Интегрированная информационная система ФДС России: создание и развитие // Connect! Мир связи, 1999, №5. – С. 106-108.

8. Важенин Н., Шигаров В., Смирнов О., Макеев В., Ляпин А. Принципы построения информационно-телекоммуникационных систем обеспечения безопасности дорожного движения // Connect! Мир связи, 1999, №5. – С. 120-123.

9. Скворцов О., Важенин Н., Волковский А.  ФДС России: информатизация и связь в дорожной отрасли. // Connect! Мир связи, 1999, №5. – С. 102-105.

10. Урманов И., Секачева Н., Ткаченко А., Шигаров В., Анисименко В. Система оперативного управления состоянием автодорог ФДС России // Connect! Мир связи, 1999, №5. – С. 114-116.

11. Министерство транспорта Российской Федерации. В рамках «Транспортной недели-2010» состоялся первый Международный конгресс ROAD TRAFFIC RUSSIA «Организация дорожного движения в Российской Федерации» [Электронный ресурс] – Режим доступа:  http://www.mintrans.ru/news/

12. Ирина Пуля, Виктор Васенин Дорогу осилит умный // Российская газета — Федеральный выпуск №5387 (11) от 21 января2011 г.

13. Татьяна Шадрина  ГЛОНАСС, ДЖИБАС и другие // Российская газета — Экономика «Транспорт» №5363 (284) от 16 декабря2010 г.

14. ГЛОНАСС в регионах [Электронный ресурс] – Режим доступа:  http://www.nis-glonass.ru/

15. Александр Кондратьев  Интеллектуальные транспортные системы – будущее транспортной инфраструктуры России // Советник Президента №79 2010.

16. Государственное учреждение города Москвы — Центр организации дорожного движения Правительства Москвы, 2010 [Электронный ресурс] – Режим доступа:  http://www.gucodd.ru/

17.  Владимир Клименко  «Надо забыть о больших прибылях»  [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.finansmag.ru/

18. ГЛОНАСС – технологическая основа интеллектуальных транспортных систем [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://aggf.ru/

19. Евгения Ливеровская  11 января 2011 года Сергей Собянин одобрил постановление о создании интеллектуальной транспортной системы (ИТС) города Москвы [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://maps.mail.ru/