По дисциплине: Общая теория права. Тема: «Разделение властей как принцип правового государства»

Заказ 108

Цена 1200 рублей

Факультет экономики и права

                                Кафедра теории государства и права

КУРСОВАЯ РАБОТА (КУРСОВОЙ ПРОЕКТ)

По дисциплине Общая теория права

Тема: «Разделение властей как принцип правового государства»

РЕФЕРАТ

 

Курсовая работа: 39 с., 16 источников.

Ключевые слова: ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО, РАЗДЕЛЕНИЕ ВЛАСТЕЙ, ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ, ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ, СУДЕБНАЯ ВЛАСТЬ, ПАРЛАМЕНТ, СУД, ПРАВИТЕЛЬСТВО.

Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие в процессе разделения властей, как принципа правового государства.

Предметом исследования являются теоретические разработки правовой науки по вопросам теории разделения властей, правового государства, мнения и точки зрения ученых-правоведов.

Цель работы – обобщение информации о разделении властей как принципа правового государства.

При выполнении работы использованы методы: метод сравнительного правоведения; метод исторического правоведения; метод анализа и синтеза.

В     процессе    работы     проведены      следующие      исследования      и разработки: раскрыта сущность правового государства; выделены основные особенности каждой из трёх ветвей власти; раскрыты принципы взаимодействия трёх ветвей власти.

Областью возможного практического применения является: юридическая практика.

Значимость работы определяется тем, что проблема разделения властей весьма актуальна в наше время, так как это основной принцип строительства правового государства.

Автор подтверждает, что приведенный в работе расчетно-аналитический материал правильно и объективно отражает состояние исследуемого процесса, а все заимствованные из литературных и других источников теоретические, методологические и методические положения и концепции сопровождаются ссылками на их авторов.

  ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ. 4

ГЛАВА 1 ПОНЯТИЕ ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ  6

ГЛАВА 2 ПОНЯТИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЙ, ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ И СУДЕБНОЙ ВЛАСТЕЙ.. 15

2.1 Понятие теории разделения властей, её зарождение. 15

2.2 Понятие законодательной власти. 17

2.3 Понятие исполнительной власти. 22

2.4 Понятие судебной власти. 26

ГЛАВА 3 ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ И НЕЗАВИСИМОСТЬ ВЕТВЕЙ ВЛАСТИ   31

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 36

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ.. 38

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Тема “Разделение властей как принцип правового государства” является достаточно актуальной на современном этапе, так же и для Республики Беларусь.

Связано  это  в  первую  очередь  с  тем,  что  в советское время, на  протяжении  длительного  исторического  периода  данная тема не находила отражения в правовой  концепции,  более  того сам факт разделения властей отрицался  как  идеологически  несоответствующий общей  стратегической  цели  социалистического   государства.

С коренной реконструкцией  государства  и  соответствующих  государственных   структур, начавшийся на рубеже 80–90-х годов ХХ века в Республике Беларусь, с выдвижением, в  связи с этим, общегосударственной цели  — создания правового  государства,  вопрос места и  роли  принципа  разделения  властей  в  правовом  государстве,  его проблематика, приобретает  пристальное  внимание  со  стороны теоретиков  права.

Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие в процессе разделения властей, как принципа правового государства.

Предметом исследования являются теоретические разработки правовой науки по вопросам теории разделения властей, правового государства, мнения и точки зрения ученых-правоведов.

Цель работы – обобщение информации о разделении властей как принципа правового государства.

Задачи работы: рассмотреть понятие и становление правового государства; раскрыть сущность законодательной, исполнительной, судебной властей, а также раскрыть особенности взаимодействия и независимости ветвей трёх ветвей власти.

Методы исследования: метод исторического правоведения; метод сравнительного правоведения; метод анализа и синтеза.

В ходе написания данной работы были проанализированы научные статьи, учебные пособия и иные источники таких авторов, как: В.В. Лазарева, В.Е. Чиркина, Е.И. Жильцова, В.С. Нерсесянц, В.Н. Хропанюк, А.Н. Соколов, К.С. Бельский, В.А. Мельник и др.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Рассмотрев ряд вопросов, касающихся темы разделения властей как принципа правового государства, а именно: понятие правового государства; понятие законодательной, исполнительной и судебной властей; взаимодействие и независимость ветвей власти,  можно сделать вывод о том, что:

1) Правовое государство — это такой тип государства, в котором функционирует режим конституционного правления, существует развитая правовая система вместе с реальным разделением властей, с развитым социальным контролем политики и власти.

2) Принципами правового государства являются: верховенство права (закона) в обществе во всех сферах (закон обладает высшей юридической силой, все иные акты должны соответствовать закону, закон обязателен для всех и так далее); незыблемость свободы личности, её прав и свобод, чести и достоинства, их охрана и гарантированность; наличие эффективных форм контроля и надзора за соблюдением прав и свобод граждан, реализацией законов, других нормативных актов; принцип разделения властей; взаимная ответственность личности и государства; наличие гражданского общества; политически плюрализм; многообразие форм собственности; соответствие внутреннего законодательства общепризнанным нормам и принципам международного права.

3) Разделение власти — неизбежное условие и основной механизм функционирования всех видов власти (политической, неполитической).

4) Разделение властей – это конституционный принцип, лежащий в основе организации власти любого демократического государства.

5) Существует три ветви власти: законодательная, исполнительная и судебная.

6) Законодательная власть – это ветвь государственной власти, которая занимается разработкой и принятием законов и других нормативных актов, регулирующих общественную жизнь, принимает и контролирует бюджет страны.

7) Исполнительная власть – это совокупность государственно-властных полномочий, реализуемых специально учреждаемыми органами, важнейшей функцией которых является исполнение законов и иных нормативно-правовых актов.

8) Судебная власть — один из основных видов государственной власти, самостоятельно осуществляющий правосудие. Правосудие — вид правоохранительной и правоприменительной государственной деятельности, в результате которой реализуется судебная власть.

9) Государственные органы в пределах своих полномочий самостоятельны: они взаимодействуют между собой, сдерживают и уравновешивают друг друга. В пределах своей компетенции государственные органы самостоятельны и независимы, но при этом они не могут не взаимодействовать. Таким образом, каждая ветвь следит за тем, чтобы другая не превышала пределы отведенных ей полномочий.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

1 Алексеев, С.С. Государство и право. Начальный курс / С.С. Алексеев. — М.: Юридическая литература, 1993. — 176 с.

2 Бельский, К.С. О функциях исполнительной власти / К.С. Бельский // Государство и право, 1997. — № 3. — С.17-18.

3 Венгеров, А.Б. Теория государства и права: учебник для юридических вузов /  А.Б. Венгеров. — 3-е изд. — М., 2010. — 528 с.

4 Волков, В.Д. Основы права: учебное пособие / В.Д. Волков. — Донецк: ДонНУ, 2001. — 254 с.

5 Жильцова, Е.И. Современная цивилизация и политическая жизнь / Е.И. Жильцова // Политическое и духовное развитие современного общества. / Е.И. Жильцова.  — № 5. — 1993. — С. 3-44.

6 Конституционный статус Беларуси, как суверенного правового государства  (разделение и взаимодействие властей  в демократическом государстве). Сохранение общественной стабильности  и гражданского согласия – важнейшие функции органов власти: информационный материал / Институт социально-политических исследований при Администрации Президента Республики Беларусь. — № 5 (18). — Минск, 2005. — 50 с.

7 Конституция Республики Беларусь: с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996 г. и 17 октября 2004 г. — Минск: Право и экономика, 2006. — 56 с.

8 Корельский, В.М., Превалов, В.Д. Теория государства и права / В.М, Корельский, В.Д. Превалов. — М.: Издательская группа НОРМА-ИИФРА-М,
1997. — 570 с.

9 Локк, Дж. Избранные философские произведения в 2 т. / Дж. Локк. Т. 2. — М.: Мысль, 1960. — 532 с.

10 Мельник, В.А. Государственная идеология Республики Беларусь. Концептуальные основы / В.А. Мельник. — 2-е изд., испр. и доп. — Минск: Тесей, 2003. — 240 с.

11 Нерсесянц, В.С. Общая теория права и государства: учебник для вузов / В.С. Нерсесянц. – М.: НОРМА-ИНФРА-М, 1999. — 552 с.

12 Основы государства и права: учебное пособие для поступающих в вузы / О.Е. Кутафин [и др.]; под ред. академика О.Е. Кутафина. — 7-е изд., перераб. и доп. — М.: Юристъ, 2000. — 416 с.

13 Соколов, А.Н. Правовое государство: от идеи до её материализации / А.Н. Соколов. — Калининград: Янтарный сказ, 2002. — 456 с.

14 Теория права и государства: учебник / В.В. Лазарев [и др.]; под ред. проф. В.В. Лазарева. — М.: Новый Юрист, 1997. — 432 с.

15 Хропанюк, В. Н. Теория государства и права: хрестоматия / Под ред. проф. Т. Н. Радько. — М.: Интерстиль, 1998. — 944 с.

16 Чиркин, В.Е. Конституционное право зарубежных стран / В.Е. Чиркин. — М.: Юристъ, 1997. — 565 с.