КУРСОВАЯ РАБОТА по педагогике на тему:«Вертикальные педагогические конфликты и способы их предупреждения»

Заказ 101

Цена 900 рублей

 

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………………………………3

ГЛАВА I. Общее понятие педагогического конфликта……………………..5

1.1. Определение педагогического конфликта……………………………………..5

1.2. Уровни педагогических конфликтов………………………………………………8

Выводы по первой главе…………………………………………………………………….10

ГЛАВА II. Педагогический конфликт между учителем и учеником……..11

2.1. Причины педагогических конфликтов на уровне «учитель – ученик»……..………………………………………………………………….11

2.2. Способы предупреждения педагогических конфликтов на уровне «учитель – ученик»…………………………………………………..………..14

Выводы по второй главе………………………………..………………….14

ГЛАВА III. Педагогический конфликт между учителем и классом………19

3.1. Причины возникновения педагогических конфликтов на уровне «учитель – класс»…………………………………………………………….19

3.2. Способы предупреждения педагогических конфликтов на уровне «учитель – класс»……………………………………………………………..20

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………………………22

БИБЛИОГРАФИЯ………………………………………………………………………………….23

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Актуальность. Конфликтология – это наука о закономерностях возникновения, развития, завершения конфликтов, а также о принципах, способах и приемах их конструктивного регулирования.
Следует отметить, что конфликты пронизывают все наше общество – и это не нуждается в доказательствах. Не миновала эта участь и такой социальный институт, как школа. Конфликты разной интенсивности характерны для большинства российских школ. Поскольку педагогическая сфера представляет собой совокупность всех видов целенаправленной социализации личности, а ее суть состоит в деятельности по передаче и освоению социального опыта, то именно здесь необходимы благоприятные социально-психологические условия, обеспечивающие душевный комфорт педагогу, ученику и родителям.
Важно подчеркнуть, что, в отличие от конфликтных событий в среде взрослых, конфликтогенные события в школьной деятельности переживаются острее. И дело не только в существовании извечной истины – «конфликта отцов и детей». Столкновения школьников и педагогов происходят на фоне учебно-воспитательных ситуаций и выступают как фактор формирования специфических компонентов социального опыта воспитанников.
Таким образом, на фоне решения трудных задач обучения и воспитания ярко проявляется конфликтогенность педагогического социума.

Объект исследования: педагогический конфликт.

Предмет: педагогический  «вертикальный» конфликт («ученик – учитель» и «учитель – класс»).

Цель: выявить причины «вертикальных» педагогических конфликтов и поиск путей их преодоления.

Методологической основой нашего исследования являются труды отечественных психологов и педагогов.

Научной разработкой проблемы конфликтов занимались отечественные психологи и педагоги: Л. С. Выготский, А. С. Залужский, Б. Т. Лихачев, Л. А. Петровская, О. Н. Лукашенок, Н. Е. Щуркова, Н. И. Шевандрин, В. М. Афонькова, Е. А. Тимоховец, Г. М. Болтунова, Р. Л. Кричевский, Е. М. Дубовская, Т. В. Драгунова, Е. В. Первышева, Л. С. Славина, В. И. Журавлев, О. Н. Громова, Г. М. Андреева, А. Я. Анцупов., А. И. Шипилов и др.

В настоящее время основное внимание в психологии и педагогике уделяется изучению следующих направлений: конфликты в коллективе школьников (В. М. Афонькова, Е. А. Тимоховец); сущность конфликтов, их причины в подростковых коллективах (Б. С. Алишев, Т. А. Чистякова); исследованию подготовки будущих учителей к разрешению конфликтов (Г. М. Болтунова); конфликты между учениками и учителем (О. Н. Лукашенок, Н. Е. Щуркова).

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Нужно помнить, что всякая ошибка учителя при разрешении ситуаций и конфликтов тиражируется в восприятии учащихся, сохраняется в их памяти и долго влияет на характер взаимоотношений. 
Конечно, нет двух одинаковых школ, одинаковых учеников и учителей и поэтому невозможно предвидеть каждую ситуацию или разработать универсальный прием ее разрешения. 
Конфликты возникают, когда ученики находятся наедине с учителем (в присутствии посторонних или администрации школы конфликтов не бывает), поэтому администрации трудно оказать ему помощь в их предупреждении и разрешении. 
Каждая педагогическая ситуация имеет воспитательное воздействие на ее участников: ученик включается в ситуацию с одними установками, а выходит из нее с иной оценкой собственного поступка, изменяется оценка себя и у взрослых участников ситуации.
При разговоре с детьми учителю надо четко знать, что следует сказать (отбор содержания в диалоге), как сказать (эмоциональное сопровождение разговора), когда сказать, чтобы достигнуть цели обращенной к ребенку речи (время и место), при ком сказать и зачем сказать (уверенность в результате). 
Учителя и школьники часто сталкиваются в конфликтных ситуациях. Однако надо стремиться к тому, чтобы конфликт происходил в деловой сфере и не перетекал в личностную.
Конфликт может также послужить стимулом к переменам и толчком к прогрессу.
Разрешение противоречий приводит к качественным изменениям. Для этого необходимо знать причины, условия возникновения конфликтов, их природу, способы предупреждения и разрешения. 
Частота и характер конфликтов зависят от уровня развития классного коллектива: чем выше этот уровень, тем реже в нем создаются конфликтные ситуации. В сплоченном коллективе всегда имеется общая, поддерживаемая всеми его членами цель, а в ходе совместной деятельности формируются общие ценности и нормы.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Анцупов А.Я. Профилактика конфликтов в школьном коллективе. М., 2004.
  2. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология: Учебник для вузов. –  2-е изд. перераб. и доп. – М.: ЮНИТА-ДАНА, 2002. – 591с.
  3. Бабосов Е.М. Конфликтология: Учеб. пособие для студентов. – Мн.: ТетраСистемс, 2000. – 464с.
  4. Вердербер Р., Вердербер К. Психология общения. СПб., 2005.
  5. Воронин Г.Л. Конфликты в школе // Социс. 1994. № 3. – С.94-98.
  6. Выготский Л.С. Педагогическая психология. — М., 1999.
  7. Гришина В.Н. Психология конфликта. – СПб.: Издательство «Питер», 2000. – 464с.: ил. – (Серия «Мастера Психологии»).
  8. Журавлев В.И. Основы педагогической конфликтологии. Учебник. – М.: Российское педагогическое агентство, 1995. – 184с.
  9. Данакин Н.С., Дятченко Л.Я., Сперанский В.И. социальная регуляция в системе управления конфликтом // Социально-политический журнал. 1998. № 2. – С.171-178.
  10. Зимняя И.А. Педагогическая психология. Учебное пособие для студентов вузов. Ростов: Феликс, 1997.
  11. КанКалик В. А. Педагогическое общение. М., 1988.
  12. Левитан К.М. Культура педагогического общения. — Иркутск: Изд. Иркутского университета, 1985.
  13. Козырев Г.И. Конфликтология. Конфликты в социально- педагогическом процессе // Социально-гуманитарное издание. 2000. № 2. – С.118-135.
  14. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь: Для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. — М.: И; М.: Издательский центр «Академия», 2000. 176 с.
  15.  Краткий психологический словарь / Под ред. А. В. Петровского, М. Ярошевского. — М., 1986. — С. 153.
  16. Леонтьев А.А. Педагогическое общение. — М., 1979.
  17. Леонтьев А.А. Психология общения. — М.: Смысл, 1995.
  18. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М.: Изд. МГУ, 1972.
  19. Ломов Б.Ф. Проблема общения в психологии // Сборник статей. М.: Наука, 1981.
  20. Лотман Ю.М. Общение. Текст. Высказывание. — М.,1989.
  21. Меняев А. Конфликты в обучении и воспитании. // Прикладная психология и психоанализ. 2000. № 3.
  22. Митина Л.М. Учитель на рубеже веков: психологические проблемы // Основы конструктивного общения. Хрестоматия / Сост. Т. Г. Григорьева, Т. П. Усольцева. Новосиб., 1997.
  23. Психологическая наука и образование. 1999.
  24. Психология общения. Энциклопедический словарь Под общ. ред. А.А. Бодалева. — М. Изд-во «Когито-Центр», 2011 г.
  25. Перовская Л.А. Компетентность в общении: социально-психологический тренинг. М.: Изд. МГУ, 1989.
  26. Рыбакова М.М. Конфликт и взаимодействие в педагогическом процессе. — М.: Просвещение, 1991.
  27. Рыдалова И.И. Педагогические конфликты: пути преодоления. – Минск, 1998.
  28. Рыдалова И.И. Основы педагогики общения. — Минск, 1998.
  29. Скотт Дж. Г. Конфликты. Пути их преодоления. Киев, 1991.
  30. Словарь психолога-практика / Сост. С.Ю. Головин. – 2-е изд., перераб. и доп. – Мн.: Харвест, М.: АСТ, 2001. – 976с. – (Библиотека практической психологии).
  31. Сулимова Т.С. Социальная работа и конструктивное разрешение конфликтов. Учебное пособие для студентов. – М.: Институт практической психологии. – 171с.
  32. Сухомлинский В.А. Методика воспитания коллектива. – М.: Просвещение, 1981. – 365с.
  33. Темина С.Ю. Конфликты школы или школа конфликтов. Введение в конфликтологию образования. Воронеж, 2002.
  34. Хохлов С. И. Учитель-ученик: Искусство взаимодействия. Учеб. пособие. М., 2008.
  35. Чистякова Т.А. Педагогический конфликт и способы его преодоления. — Л., 1987.
  36. Чумиков А.Н. Управление конфликтом и конфликтное управление как новые парадигмы мышления и действия // Социс. 1995. № 3. – С.52-57.
  37. Шакуров Р.Х. Психологические основы педагогического сотрудничества. — Казань, 1994.