Курсовая по лингвистике. Тема — ОСОБЕННОСТИ ОБРАЗОВАНИЯ СУБСТАНТИВНЫХ СЛОЖНЫХ СЛОВ

Заказ 082

Цена 700 рублей

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..…3

1ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ИЗУЧЕНИЯ ВОПРОСА…………………5

1.1.   Основные понятия словообразования………………………………………..5

1.2.   Морфологические способы словообразования…………………………..…8

1.3.   Понятие сложного слова…………………………………………………….14

1.4.   Проблема отграничения сложных слов от словосочетаний………………..17

2 ОСОБЕННОСТИ ОБРАЗОВАНИЯ СУБСТАНТИВНЫХ СЛОЖНЫХ СЛОВ………………………………………………………………………………..19

2.1 Способы образования субстантивных сложных слов во французском языке……………………………………………………………………………..….19

2.2 Продуктивные словообразовательные модели сложных существительных……………………………………………………………………21

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..29

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………………31

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

         Сложные слова дают возможность полнее выразить новые понятия и составляют существенную часть словарного состава современных языков. Особенно широкое применение сложные слова находят в терминологии. Необходимость точнее и полнее назвать новые явления в науке, технике, производстве, общественной деятельности человека и отразить их наиболее существенные признаки вызывает появление большого количества сложных слов. Помимо экономии средств языка, на основе абстрагирующих факторов создается новая качественная единица языка, отличающаяся цельнооформленностью, а иногда и новой семантикой. В этом русле данное рассмотрение проблемы представляется актуальным и своевременным.

Изучением словообразовательного процесса вот французском языке занимались как французские лингвисты, так и российские учёные. Большой вклад в изучение данной проблемы внесли работы таких исследователей как: Ж. Марузо, Ш. Балли, О Соважо, Р. А. Будагова, Д. В. Комарев, З. Н. Левит, Э.А. Халифман, Н. Н. Лопатниково     й, Е. Б. Карасёва и др.

Цель данного исследования — изучить и выявить особенности образования субстантивных сложных слов во французском языке.

Исходя из поставленной цели, можно выделить следующие задачи:

  1. изучить и проанализировать  научную  литературу по теме исследования;
  2. ознакомиться с основными понятиями словообразования;
  3. изучить способы образования сложных существительных  и выявить наиболее продуктивные из них;

Объект исследования – словообразовательная система французского языка.

Предмет – субстантивные сложные слова.

В процессе исследовании использовались такие лингвистические методы работы как:

—       метод сплошной выборки;

—       метод статистического анализа;

—       дистрибутивный метод.

В ходе работы нами было проанализировано более 400 примеров субстантивных сложных слов, выделенных из «Нового французско-русского словаря».

Цель и конкретизирующие её задачи обусловили структуру курсовой работы, которая включает в себя: введение, две главы, заключение, список использованной литературы.

Введение содержит обоснование актуальности темы работы с изложением её цели, задач и структуры.

Первая глава посвящена изучению теоретических положений словообразования и проблемы определения сложного слова, его отграничения от словосочетания.

Во второй главе отражены результаты анализа фактического материала.

В заключительной части подводятся итоги исследования по данной теме в соответствии с поставленными целями и задачами.

Список использованных источников содержит  22 наименования.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Проведенное исследование по изучению словообразовательной продуктивности сложных  субстантивных существительных в современном французском языке показывает, что словообразовательная система является единой.

Лексика любого живого языка широко отражает общественную жизнь человека, его материальную и духовную культуру и поэтому находится в состоянии непрерывного изменения. С новыми техническими достижениями, с многочисленными научными открытиями, с постоянным усложнением и углублением наших знаний об окружающем мире возникает настоятельная потребность в сложных номинациях.

В зависимости от поставленных в нашем исследовании задач, приходим к следующим выводам:

  1. Изучив специальную литературу по проблеме исследования, констатируем, что мнения лингвистов относительно способов словообразования не совпадают.
  2. Основными морфологическими способами словообразования являются: аффиксальная деривация, парасинтетическая, регрессивная, несобственная деривация, словосложение. В данной работе мы рассмотрели слово- и основосложение, а также способ деривации находящийся между аффиксацией и основосложением – использование аффиксоидов.
  3. В большинстве лингвистических работ сложное слово рассматривается, как самостоятельная цельнооформленная лексическая единица, состоящая из двух основ. Именно цельнооформленность отличает сложное слово от словосочетания.
  4. По мнению лингвистов, наиболее продуктивными моделями образования сложных субстантивных слов во французском языке являются модели: существительное + существительное, а также глагол + существительное, важное значение приобретает модель существительное + существительное + существительное. Помимо этого, значительной тенденцией следует считать использование латинских и греческих терминоэлементов в субстантивных композитах и возрастающая роль англо-американских аффиксоидов.
  5. Результаты анализа, проведенного в рамках данной работы, подтверждают основные тенденции, а именно: продуктивность модели глагол + существительное и использование латинских и греческих формантов.
  6. Не подтвердилось мнение о продуктивности моделей существительное + существительное, существительное + существительное + существительное и значительной роли англо-американских аффиксоидов.
  7. Нами была выделена достаточно продуктивная модель, не упомянутая в лингвистических исследованиях на эту тему: наречие + существительное.
  8. Выводы № 6 и № 7 объясняются, скорее всего, ограниченностью выборки примеров в данной работе. В масштабах всего словарного состава французского языка итоги продуктивности образования субстантивных композитов могут быть несколько иными.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

  1. Арнольд,  И. В. Лексикология современного английского языка / И. В. Арнольд, — М., 1986.
  2. Бобунова М. И. Единицы фольклорной лексикографии (в словаре языка были) / М. И. Бобунова. – Курск: Изд – во Курского гос. пед. ун-та, 2001. – 152 с.
  3. Большой энциклопедический словарь. Языкознание / Гл. ред. В.Н. Ярцева. -М.: Большая Российская энциклопедия, 1998.
  4. Гак, В. Г. Введение во французскую филологию: учеб. пособие для студентов I курса пед. ин-тов по спец. № 2103 «Иностр. яз» / В. Г. Гак. – М.: Просвещение, 1986. – 184 с.
  5. Карасева, Е. Б. Аббревиация, как один из способов словообразования современного французского языка / Е. Б. Карасева // Вологдинские чтения. – 2008. — № 66. – с. 92 – 97. Режим доступа: http: // elibrary.ru/item.asp.?id=13040630. – 20.02.2011.
  6. Катагощина, Н. А. Как образуются слова во французском языке: пособие для учителей / Н. А. Катагощина. – М.: Просвещение, 1980. – 316 с.
  7. Кубрякова, Е. С. Словосложение как процесс номинации и его отличительные и содержательные признаки // Теоретические основы словосложения и вопросы создания сложных лексических единиц. Сб. ст. Пятигорск: Пятигорский пед. университет, 1988. – 157 с.
  8. Кузнецова, И. Н. Пособие по французской лексикологии / И. Н. Кузнецова; МГУ им. М. В. Ломоносова, филологический факультет, кафедра французского языка. – М.: Изд – во МГУ, 1991. – 168 с.
  9. Левит, З. Н. Лексикология французского языка: учеб. пособие для вузов / З. Н. Левит. – М.: Высшая школа, 1979. – 160 с.
  10. Лопатникова, Н. Н. Лексикология современного французского языка: учеб. / Н. Н. Лопатникова. – 5-е изд., испр. и доп. – М.: Высшая школа, 2006. – 335 с.
  11. Луговой, В. С. Некоторые тенденции безаффиксального словообразования в лексике французского языка (язык прессы) / В. С. Луговой // Актуальные проблемы французской филологии: сб. научн. тр. / МПГУ, кафедра лексики и фонетики фр. яз., кафедра грамматики фр.яз. – М., 2001. – С. 50-54.
  12. Мешков, О. Д. Словосложение в современном английском языке / О. Д. Мешков.- М.: Высшая школа, 1985. – 187 с.
  13. Муругова, Е.В. Взаимодействие частей речи и способов их образования в лингвокреативной деятельности человека / Е. В. Муругова. – Ростов-на-Дону: СКНЦ, 2007. —  114 с.
  14. Новый французско-русский словарь / В. Г. Гак, К. А. Ганьшина. – 7-е изд., стереотип. – М.: Рус. яз., 2002. – 1195 с.
  15. Реформатский, А. А. Введение в языкознание / А. А. Реформатский. – М., 1967.
  16. Смирницкий, А.И. Лексикология английского языка / А. И. Смирницкий.-. М, 1956.
  17. Халифман, Э. А. Словообразование в современном французском языке: для ин-тов и фак. иностр. язык: учеб. пособие / Э. А. Халифман, Т. С. Макеева, О. В. Раевская. – М.: Высшая школа, 1983. – 128 с.
  18. Шанский, Н. М. Очерки по русскому словообразованию / Н. М. Шанский. – М.: Изд – во МГУ, 1968. – 310 с.
  19. Brochard, Marie-José. Etonnants doublets, surprenants triplés / Marie-José Brochard // Le français dans le monde. – 2008. — № 360. – P. 16-17.
  20. Cerquiglini, Bernard. Dites-moi, Professeur… / Bernard Cerquiglini // Le français dans le monde. – 2010. — № 368. – P. 22-23.
  21. Cerquiglini, Bernard. Dites-moi, Professeur… / Bernard Cerquiglini // Le français dans le monde. – 2010. — № 371. – P. 22-23.
  22. Cerquiglini, Bernard. Dites-moi, Professeur… / Bernard Cerquiglini // Le français dans le monde. – 2010. — № 372. – P. 22-23.