Диплом по педагогике на тему-«Формирование духовности младших школьников»

Заказ 080

Цена 2000 рублей

содержание

 

 

ВВЕДЕНИЕ. 3

ГЛАВА I. ДУХОВНОСТЬ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА КАК ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА.. 9

1.1. Понятие духовность в онтогенезе личности ребенка. 9

1.2. Характеристика младших школьников. 14

1.3 Способы воспитания духовности у младших школьников. 20

Выводы по главе 1: 39

ГЛАВА II. ПРАКТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ УРОВНЯ ДУХОВНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ.. 41

2.1 Цели, задачи, методология исследования. 41

2.2 Констатирующий этап эксперимента. 44

2.3 Формирующий этап эксперимента. 47

2.4 Контрольный этап эксперимента. Выводы.. 53

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 58

Методические рекомендации по развитию духовности младших школьников  60

БИБЛИОГРАФИЯ.. 65

ПРИЛОЖЕНИЕ  1. 68

ПРИЛОЖЕНИЕ  2. 74

ПРИЛОЖЕНИЕ  3. 77

ПРИЛОЖЕНИЕ  4. 79

ПРИЛОЖЕНИЕ  5. 81

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

 

Духовность — в самом общем смысле — это совокупность проявлений духа в мире и человеке. В социологии, культурологии, а ещё чаще в публицистике «духовностью» часто называют объединяющие начала общества, выражаемые в виде моральных ценностей и традиций, сконцентрированные, как правило, в религиозных учениях и практиках, а также в художественных образах искусства.

Вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одной из ключевых проблем, стоящих перед каждым родителем, обществом и государством в целом. В обществе сложилась отрицательная ситуация в вопросе духовно-нравственного воспитания молодого поколения. Характерными причинами данной ситуации явились: отсутствие четких положительных жизненных ориентиров для молодого поколения, резкое ухудшение морально-нравственной обстановки в обществе, спад культурно-досуговой работы с детьми и молодежью; резкое снижение физической подготовки молодежи, подмена физического воспитания и заботы о здоровом физическом развитии детей псевдонаукой “валеология”, идеями “безопасного секса” и “планирования семьи”, резкие, не продуманные изменения в образовательной системе, вымывающие многолетний положительный опыт отечественной педагогики, ориентированной на формирование нравственной, всесторонне развитой личности.

Все это происходит на фоне беспрецедентной для России, направленной на детей пропаганды разврата, порнографии, жестокости и насилия, агрессивной рекламы алкогольной продукции и табачных изделий. Это приводит к формированию вредных привычек у детей. Детство всегда с надеждой обращено в будущее, как бы ни было беспощадно настоящее. И дети, как правило, ждут, чтобы взрослые показали им путь, который определит им жизнь. Призовем ли мы их к Свету или оставим во тьме неведения? От этого зависит наш завтрашний день. Проблема духовно-нравственного воспитания личности всегда была одной из актуальных, а в современных условиях она приобретает особое значение.

Актуальность темы курсовой работы обуславливается тем, что сегодня, в век глобальных изменений, политического, экономического и социального преобразования, проблема «Каким быть современному человеку?» стала крайне актуальной. Кардинально меняются установки на нравственные ценности, которые, к большому сожалению, коснулись наших детей и их родителей, первых воспитателей, закладывающих в них эти нормы поведения.  Сегодня, в век глобальных изменений, политического, экономического и социального преобразования, проблема «Каким быть современному человеку?» стала крайне актуальной. Кардинально меняются установки на нравственные ценности, которые, к большому сожалению, коснулись детей и их родителей.

В 1985 году российские специалисты проводили исследования установки родителей, отражающие цели и содержание нравственного воспитания детей. Исследование четко выявило, что в нравственном идеале своего ребенка родители на первое место выдвигали такие качества, как доброта, скромность, вежливость, отзывчивость, самостоятельность. Около 70% родителей считали их основными нравственными свойствами личности. Что же показали исследования в новом тысячелетии? Шкала моральных ценностей, определяющих развитие личности детей, просматривается в следующих установках родителей: указывают на необходимость воспитывать доброту у девочек 9% родителей, у мальчиков — 6%, скромность у девочек — 1,5%, а у мальчиков — 0,5%, вежливость у девочек — 1 упоминание, у мальчиков — 0, самостоятельность у девочек -1%, у мальчиков- 3%.

К сожалению, сегодня на первое место выступает совсем другое: «гибкость», «рассудительность», «верность», «целеустремленность», «умение добиваться своего» и др[1]. Таким образом, коренные изменения в социокультурных условиях жизни России на рубеже веков актуализируют важность воспитания подрастающих поколений, уточнения целей и задач воспитания в школе и семье, формирования нравственного общественного идеала.

Мыслители разных веков трактовали понятие нравственности и духовности по-разному. Еще в древней Греции в трудах Аристотеля о нравственном человеке говорилось: «Нравственно прекрасным называют человека совершенного достоинства … Ведь о нравственной красоте говорят по поводу добродетели: нравственно прекрасным зовут справедливого, мужественного, благоразумного и вообще обладающего всеми добродетелями человека»[2].

В формировании личности младшего школьника, с точки зрения С. Л. Рубинштейна, особое место занимает вопрос развития духовности и нравственных качеств, составляющих основу поведения. В этом возрасте ребенок не только познает сущность нравственных категорий, но и учится оценивать их знание в поступках и действиях окружающих, собственных поступках. Н. И. Болдырев отмечает, что специфической особенностью духовного воспитания является то, что он длителен и непрерывен, а результаты его отсрочены во времени, его нельзя обособить в какой-то специальный воспитательный процесс[3]. Развитие духовности детей, начиная с младшего школьного возраста – важный и ответственный этап. Уроки духовности – это эпизоды жизни ребёнка, которые станут предметом его переживаний. Это побуждение к поступкам, самопроявлению, духовному общению, взаимотворению. Ребёнок должен постигать урок волнением чувств. Воспитание духовности создает условия для рождения в младшем школьнике личности, они способствуют пробуждению души.

В связи с вышеизложенным, мы избрали следующую тему нашего исследования: «Духовное развитие младших школьников».

Актуальность проблемы определяется не только ее малой разработанностью, но и большой теоретической и практической значимостью для духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения.

Проблемой исследования является выявление  условий для  духовно – нравственного воспитания младших школьников.

Целью работы является анализ сущности духовности младших школьников, разработка форм и методов духовно-нравственного воспитания младших школьников.

В ходе работы следует выполнить ряд задач:

  1. Представить трактовки понятия «духовность» в психолого- педагогической литературе.
  2. Рассмотреть особенности воспитания духовности у младших школьников.
  3. Разработать пути совершенствования форм и методов воспитания и развития духовности у младших школьников.

Объектом работы являются дети младшего школьного возраста. Предметом — система методов и мероприятий воспитания духовности у младших школьников.

Источником исследования послужили учебные пособия по педагогике, социологии, психологии, материалы печатных СМИ, а также собственные разработки автора.

Социально-психологические аспекты становления самосознания ребенка, его значение, признаки развития, показатели уровней исследованы в работах М.В. Анкудиновой, Ю.А. Афонькиной, Э.В. Ильенкова, И.С. Кона, Л.И. Липкиной, B.C. Магун, Л.А. Йеменской. Вопросам соотношения самосознания и воспитания ребенка было уделено большое внимание в исследованиях психологов Б.Г. Ананьева, Л.И. Божович, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, А.Г. Спиркина, В.В. Столина, И.И. Чесноковой. В работах Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна, А.И. Липкиной, П.Ф. Чаматы и др. в общетеоретическом и методологическом аспектах проанализирован вопрос о духовности и нравственности в контексте общей проблемы развития личности.

Использованию прогрессивных идей прошлого, развитию теории и практики нравственного воспитания посвящены труды педагогов В.Г. Белинского, А.И. Герцена, И.А. Добролюбова, A.C. Макаренко, Н.И. Новикова, Н.И. Пирогова, А.Н. Радищева, В.А. Сухомлинского, СТ. Шацкого, а позже О.С. Богдановой, Е.В. Бондаревской, Н.И. Болдырева, Л.Ю. Гордина, Б.Т.Лихачева, И.С. Марьенко, И.Ф. Свадковского, И.Ф. Харламова, Н.Е.Щуриковой и др.  В психолого-педагогических исследованиях последних лет (Е.П. Белозерцев, Е.В. Бондаревская, А.П, Валицкая, Г.Н. Волков, В.П. Зинченко, Н.Д. Никандров) отмечается низкий уровень нравственного развития у юного поколения, слабая обеспеченность условий для духовного развития. Особое беспокойство вызывает отсутствие у подростков желания к освоению нравственных норм.

В соответствии с целью формируется наша рабочая гипотеза: если педагог включает в учебно-воспитательный процесс произведения малых фольклорных жанров и религиозные тексты российского народа, то это способствует нравственному развитию детей младшего школьного возраста, так, у них:

  1. повышается нравственная ориентация;
  2. формируется толерантность, нравственная ответственность, целостное мировосприятие, гуманистическое мировоззрение, ценностные ориентации;
  3. формируется личная значимости понятий, необходимых в жизни каждого человека.
  4. Повышается уровень понимания сущности основных нравственных категорий.

Методологической основой исследования являются положение философии о взаимосвязи причины и следствия, теории и практики,  труды педагогов по данной проблеме (Аникин В. П., Василенко В. А.,  Волков Г. Н., Соколов  Ю. М. и др.), теории личностно-деятельного, системного подходов к изучению педагогических явлений; теоретические основы систем воспитательной работы по формированию духовно-нравственных качеств подростков.

Для решения поставленных задач и проверки исходных предположений нами применялись следующие методы исследования: анализ психолого-педагогической и методической литературы; организация целенаправленной опытно-экспериментальной работы.

В исследовании нами использовались следующие методики:

1. Методика незаконченных предложений;

2. «Метод ранжирования»;

3. Методика «Пословицы»;

4. Тест «Диагностика отношения к нравственным ценностям»

Базой исследования является школа № 115, 4 «А» класс, г. Москва.

Данное исследование проводилось в три этапа, каждый из которых преследовал определённые цели.

I этап (сентябрь 2009 г. – ноябрь 2009 г.) — изучение и анализ литературы по проблеме, разработка концепции и методики исследования.

II этап (ноябрь 2009 г. – февраль 2010 г.) — проведение опытно-экспериментальной работы, включающей констатирующий, формирующий, проверочный варианты эксперимента.

III этап (февраль 2010 г.) — анализ результатов исследования, их обобщение, формулирование основных выводов.

Дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы и приложения.

 

 

 

 

 

ГЛАВА I. ДУХОВНОСТЬ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА КАК ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА

1.1. Понятие духовность в онтогенезе личности ребенка

 

 

Духовность и нравственность являются важнейшими, базисными характеристиками личности. Духовность определяется как устремленность личности к избранным целям, ценностная характеристика сознания. Нравственность представляет собой совокупность общих принципов поведения людей по отношению друг к другу и обществу. В сочетании они составляют основу личности, где духовность – вектор ее движения (самовоспитания, самообразования, саморазвития), она является основой нравственности[4].

Л.Н.Толстой видит источник духовного развития человека в преодолении противоречий между “плотью” и “духом”, вследствие чего духовность им понимается как концентрация эмоциональных и интеллектуальных возможностей человека.

Различные аспекты духовности нашли своё отражение в трудах Эразма Роттердамского (1469 – 1536), И.В.Киреевского (1806 – 1856), П.Я. Чаадаева (1794 – 1856), В.С.Соловьёва (1853 – 1900), Альбера Камю (1913 – 1960), Н.А.Бердяева (1874 – 1948), С.Л.Франка (1877 – 1950), Н.К. и Е.И. Рерих и многих других.

Великие мыслители годами и веками в этом двухтысячелетием творческом котле выкристаллизовали и сформировали само содержание духовности. Первое начало – познавательное, интеллектуальное, это мышление, мудрость. Важнейшим признаком духовности является наличие большого ума, дальновидности, знания жизни, накопленного огромного жизненного опыта.

Продуктом научной деятельности человеческого духа выступает знание. По форме наука есть истина. Наука — это истинное знание, системное самосознание жизни, её адекватное знание о самой себе; это интеллектуальная святыня народа; это разум нации. Творческим началом науки является образование, предметом которого выступает учебно-воспитательная деятельность духа, направленная на создание самого источника науки — человека. Смысл человеческой жизни есть непрерывный процесс образования как раскрытие человеческим духом своей божественной сущности. Образование – это духовное воспроизводство индивидуальной и общественной жизни.

Духовно-нравственное воспитание направлено на «возвышение сердца» ребенка как центра духовной жизни. Оно представляет собой процесс организованного, целенаправленного как внешнего, так и внутреннего (эмоционально-сердечного) воздействия педагога на духовно-нравственную сферу личности, являющуюся системообразующей ее внутреннего мира. Это воздействие носит комплексный, интегрированный характер относительно чувств, желаний, мнений личности. Оно опирается на определенную систему ценностей, заложенную в содержании образования и актуализируемую определенной позицией педагога.

Осуществление духовно-нравственного воспитания в условиях общеобразовательной школы возможно на основе гуманистических ценностей содержания образования, внеклассной работы, системы дополнительного образования.

Гуманизм воспитания – это поворот к ребенку, уважение к его личности, достоинству, принятие его личностных целей, запросов и интересов. В. Г. Маранцман пишет: «Идея гуманизации образования побуждает считаться с потребностями ребенка, его возрастными и индивидуальными особенностями, своеобразием его мировосприятия и деятельности в каждый период развития»[5].

Гуманизация воспитания – важнейшее психолого – педагогическое влияние, направленное на развитие личности ребенка как активного субъекта творческого труда, познания и общения. Она выступает как условие гармонического развития личности.

Задача такого воспитания является основной в плане нравственного прогресса, который неотделим от совершенствования духовного мира, складывания новой структуры морального осознания человека.

Нравственное воспитание предполагает целенаправленное формирование высоких нравственных качеств, основанных на глубоком знании моральных норм, принципов и идеалов, на уверенности в их истинности и исторической правоте, и, наконец, на потребности неуклонно следовать им в своем поведении.

В нравственном воспитании можно выделить такие последовательно проходящие процессы: 1) восприятие и запоминание чего-либо; 2) осознание и переживания этого, выработка положительной или отрицательной его оценки; 3) возникновение чувства личной причастности к этому, его личной значимости. Нравственная культура человека выражается в том, что он действует в соответствии с принятыми в обществе правилами поведения не для того, чтобы выглядеть нравственным человеком в глазах других, но, прежде всего, для того, чтобы самому испытывать удовлетворение от своего поведения. М. Монтень писал: «Кто порядочен только ради того, чтобы об этом узнали другие и, узнав, стали бы питать к нему большее уважение, кто творит добрые дела лишь при условии, чтобы его добродетели стали известны, – от того нельзя ожидать слишком многого…»[6]. 4) формирование потребности действовать в определенном соответствии с этим личностно значимым; 5) невозможность поступать иначе.

Добиться этого можно только при условии активности личности воспитуемого. С. Л. Рубинштейн отмечал, что «всякая попытка воспитателя «внести» в ребенка познание и нравственные нормы, минуя собственную деятельность ребенка по овладению ими, подрывает … самые основы здорового умственного и нравственного развития ребенка, воспитания его личностных свойств и качеств»[7]. При таком подходе у воспитуемых с трудом формируется (если формируется вообще) высокое чувство ответственности за свое поведение, появляются инфантилизм, иждивенческое отношение к людям, создается представление, что за любые их поступки должны отвечать семья, школа, трудовой коллектив, а то и все общество, которое якобы недостаточно хорошо воспитывает их.

Между тем признание ответственности за свои действия непосредственно вытекает из самой сути понимания человека, согласно которому он является существом активным и относительно свободным в выборе путей своего развития. Практика также показывает, что такие социальные институты, как семья, школа, трудовой коллектив лишь помогают человеку определять свой жизненный путь, но окончательное решение и ответственность за собственное поведение принимает на себя сам конкретный человек, который является хозяином своей судьбы.

Процесс воспитания, начинающийся с первых дней жизни ребенка, подготавливает его к тому, что он сам со временем должен контролировать свои поступки, стараться не совершать плохих дел, ориентироваться на положительные образцы поведения.

Нравственными  поступками  человека руководят моральные мотивы, которые к тому же  побуждают его размышлять  над  соответствующим  проявлением  образа  действий.  Чтобы  добиться  от  детей учащихся  глубоко  осознанного поведения воспитатель ведет  целенаправленную  работу  над  формированием  мотивов,  их  дальнейшим  развитием.  В  данном  процессе  педагог  исходит  из  общественных  требований  времени.  А  поэтому  моральные  мотивы  не  только  основа  нравственного  поведения,  но  и  довольно  показательный  результат  воспитания.

По данным исследований, зарождение чувства долга наблюдается у детей в старшем дошкольном возрасте. Дети в этом возрасте способны переживать стыд, недовольство собой без всякого влияния взрослых. Аналогично, совершая поступок согласно требованиям чувства долга, ребенок переживает радость, гордость. Именно эти эмоции побуждают ребенка совершать нравственные поступки[8]. Задача воспитателей состоит в том, чтобы создать условия для упражнений ребенка в нравственном поведении. Посте­пенно такое поведение приобретает характер привычки. На следующем мотивацион­ном уровне у человека возникает потребность совершать нравственные поступки.

Нравственность есть не что иное, как деятельность, обусловленная идеей добра. Это жизнь на основе добра, справедливости, искренности, совести, бескорыстия, самых лучших, идеальных качеств. Но эти качества не падают как манна небесная, нужно приложить много усилий, чтобы наполнить ими себя. С древнейших времен люди понимали, что труднее всего человечеству дается не добыча пищи, не технический прогресс, а нравственное совершенствование. Поэтому не случайно, что во всех священных книгах подробно раскрывается, каким должен быть человек в этом мире. Нравственное совершенствование человека с тех пор стало важнейшей заботой религии и духовных деятелей. На этой основе они строили свои обращения к мирянам, создавали целые циклы различных назиданий, поучений и наставлений (“Измарагд” (греч. “изумруд”, осколок которого служит увеличительным стеклом, чтобы увидеть пороки и добродетели); “Поучение” Владимира Мономаха; “Домострой”; “Устав Благочиния, или Полицейский” Екатерины II и другие).

Воспитание нравственных качеств личности основывается на
понимании и освоении нравственных ценностей, составляющих современную общечеловеческую мораль. Ценности эти – свобода, демократизм, достоинство, честь, ответственность, совесть, стыд, любовь, доброта, истина, красота, экологическая культура, космическое сознание, вера, воля, добродетель[9].

Эстетическое воспитание – воспитание чувства красоты, способности видеть и понимать прекрасное в окружающей жизни. Важнейшие его формы – приобщение к различным видам искусства: литературе, музыке, изобразительному искусству, танцу, театру, кино. По мнению В.А.Сухомлинского, развитие духовности происходит через усвоение нравственных, интеллектуальных и эстетических потребностей в процессе активной деятельности человека.

Таким образом, духовность — это система интеллектуальных, нравственных и эстетических ценностей, реализующаяся в творческой созидательной деятельности, моральных принципах, нормах поведения[10].

 

 

 

 

1.2. Характеристика младших школьников……

………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………….

 

В заключение дипломной работы следует сделать выводы.

Духовность – это творческий интеграл человеческого бытия, высшая созидательная сила общества, универсальный критерий его исторической развитости. Проблема духовности нашла отражение в различных аспектах научного знания, но до сих пор в науке нет однозначной трактовки понятия духовности[1].

Вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одной из ключевых проблем, стоящих перед каждым родителем, обществом и государством в целом.

В обществе сложилась отрицательная ситуация в вопросе духовно-нравственного воспитания молодого поколения. Характерными причинами данной ситуации явились: отсутствие четких положительных жизненных ориентиров для молодого поколения, резкое ухудшение морально-нравственной обстановки в обществе, спад культурно-досуговой работы с детьми и молодежью; резкое снижение физической подготовки молодежи, подмена физического воспитания и заботы о здоровом физическом развитии детей псевдонаукой “валеология”, идеями “безопасного секса” и “планирования семьи”, резкие, не продуманные изменения в образовательной системе, вымывающие многолетний положительный опыт отечественной педагогики, ориентированной на формирование нравственной, всесторонне развитой личности.

Все это происходит на фоне беспрецедентной для России, направленной на детей пропаганды разврата, порнографии, жестокости и насилия, агрессивной рекламы алкогольной продукции и табачных изделий. Это приводит к формированию вредных привычек у детей. Детство всегда с надеждой обращено в будущее, как бы ни было беспощадно настоящее. И дети, как правило, ждут, чтобы взрослые показали им путь, который определит им жизнь. Призовем ли мы их к Свету или оставим во тьме неведения? От этого зависит наш завтрашний день.

Проблема духовно-нравственного воспитания личности всегда была одной из актуальных, а в современных условиях она приобретает особое значение. Анализ психолого-педагогической литературы свидетельствует о том, что воспитанию духовности было уделено немало внимания.

Многие из этих исследований были выполнены давно, что свидетельствует о том, что эта проблема всегда считалась важной при воспитании каждого гражданина.

Качественное образование – это, прежде всего, становление человека, обретение им себя, своего образа, неповторимой индивидуальности, духовности, творческого начала. Качественно образовать человека – значит помочь ему жить в мире и согласии с людьми, Богом, природой, культурой, цивилизацией.

 

 


Методические рекомендации по развитию духовности младших школьников

 

 

Занятия по формированию духовности и нравственности школьников являются очень эффективными. Главное, чтобы воспитание проводилось комплексно, с учетом возрастных особенностей детей. Дети с удовольствием слушают истории, рассказы, стихи, особенно нравится ребятам наглядные формы подачи материала. В связи с этим следует разработать и предложить пути совершенствования воспитания духовности у школьников.

Можно предложить некоторые практические занятия по воспитанию духовности у школьников. Учитель может спросить  детей, могут ли они увидеть невооруженным глазом или собрать руками крошечные частицы железа, находящиеся в песке. Спросить, какой инструмент мог бы помочь нам сделать это. Возьмите магнит и покажите ребятам, как он притягивает к себе частички железа.

Учитель:  «Блюдце с песком (или солью) символизирует нашу повседневную жизнь, а магнит это наше благодарное сердце. Благодарное сердце чутко всматривается в каждый день нашей жизни, стремясь обнаружить как можно больше благословенных мгновений. Такое сердце подобно магниту, притягивающему к себе железные пылинки.

А неблагодарное сердце подобно нашим пальцам. Как наши пальцы тщетно стараются найти крупицы железа в блюдце с песком (или солью), так и неблагодарное сердце не может найти ничего достойного похвалы. То сердце, которое исполнено благодарности и похвалы, найдет благословенные минуты в каждом часе нашей жизни».

Следует предложить детям по очереди провести по песку магнитом, наблюдая, как тот притягивает к себе частички железа. Сказать ребятам, что эти частички — те благословенные мгновенья счастья, которые им пришлось пережить в течение часа. Такими благословенными моментами могут быть воспоминания о встречах с друзьями, нечто увиденное или услышанное, вкусный завтрак или красивая одежда.

Когда первое упражнение будет выполнено, следует предложить  ребятам снова провести магнитом по песку, чтобы припомнить те счастливые мгновения, которые они пережили в течение предыдущего часа. К примеру, это может быть похвала, услышанная от кого-либо, общение с членами семьи, игры с друзьями или с домашними животными. Проводя магнитом по песку, ребята могут также вспомнить счастливые эпизоды, которые произошли в течение последних нескольких часов или же в течение всего дня.

Можно объяснить детям, что всякий раз, когда мы выражаем благодарность за то, что происходит в нашей жизни, эта благодарность, подобно магниту, притягивает к нам все хорошее. Эту благодарность не обязательно выражать словами. Иногда это может быть просто тихое, молчаливое признание тех прекрасных качеств, которые мы видим в других людях. Магнетическая сила этой благодарности будет притягивать к нам лучшие качества окружающих. И тогда жизнь принесет нам еще больше счастливых моментов, достойных нашей благодарности.

Эта аналогия вполне применима и к родителям, если в данный момент ребенок подвергается душевным и физическим жизненным испытаниям, например, если родителям вместе с ним предстоит переезд в другой город или же если у него сломана нога. Блюдце песка — это ситуация, магнит — это разум, который ищет хорошее в сложившейся ситуации, а частички железа —это счастливые моменты, которые может обнаружить ребенок.

Можно предложить еще одно упражнение. Следует взять один или два надутых воздушных шара и три либо четыре ненадутых.

Учитель: «Невидимое придает форму видимому» —вот еще одно название этого урока.

Следует предложить детям представить себе, что каждый воздушный шар — это человек. Каждый из людей наполнен дыханием жизни, словно надутый шар. Предложите детям надуть шары, наполняя их дыханием жизни. Объяснить ребятам, что так же, как воздух присутствует во всех шарах, так и жизнь присутствует во всех людях.

Учитель: «Мы видим только внешнюю сторону воздушного шара или внешний облик людей. Нам кажется, что именно эта, внешняя сторона и есть самая главная. Однако на самом деле намного важнее то, что находится внутри нас. Потому что именно внутреннее содержание определяет нашу внешность. Именно внутреннее содержание придает форму воздушному шару. Если бы не это внутреннее содержание, наш ненадутый шар так бы и остался бесполезным лоскутом мягкой резины».

Следует показать детям ненадутые воздушные шары.

Учитель:

«Помните, что внутреннее содержание важнее внешнего вида. Воздух внутри нас важен, поскольку он дает нам жизнь. Так же важен наш внутренний мир наши мысли и чувства.  Именно они формируют наше сознание и наш жизненный опыт. Но самым главным является Дух, который присутствует в нас».

Нужно продолжать проводить аналогию с воздушным шаром: «Почему воздух так необходим воздушному шару? Что происходит с воздухом, когда мы выпускаем его из шара?» Дети поймут, что воздух, выходящий из шара, воссоединяется с окружающим воздухом.

Учитель и дети смогут сравнить освобождение воздуха (или жизни) со смертью человеческого тела. Нужно помочь детям понять, что фактически смерти нет, поскольку жизненная сила воссоединяется с ее источником, так же как воздух из шара, и продолжает существовать уже в новой форме. Этот урок будет особенно полезен тому ребенку, семья которого недавно пережила смерть кого-либо из своих близких.

Предлагаемая установка

Я помню, что внутреннее содержание человека важнее его внешности.  Человек – это видимая форма Духа.

Необходимым условием формирования духовной сферы ребенка становится организация совместной деятельности детей, способствующая развитию общения и взаимоотношений детей друг с другом, в процессе которых ребенок усваивает социально-исторический опыт, получает представления о другом человеке и о самом себе, о своих возможностях и способностях.

Воспитательный процесс планируется и строится во взаимосвязи духовного и светского направлений, а внеклассная деятельность является логическим продолжением начатой на уроке работы. Ведущим направлением является духовное воспитание, причем при разработке планов, содержания воспитательной работы учитывается возраст учащихся, прослеживается последовательность в развитии личности ребенка.

Государство, семья и общественные институты должны работать над решением следующих стратегических задач в системе воспитания подрастающего поколения:

  • воспитание духовности, гражданственности, патриотизма, трудолюбия через включение учащихся в систему гражданско-патриотического и духовно-нравственного воспитания;
  • организация и развитие детского коллектива на принципах духовности и нравственности;
  • организация интеллектуально-познавательной деятельности;
  • организация начальной профориентации и изучение профессиональных интересов и склонностей;
  • создание условий для формирования у детей здорового образа жизни как залога духовно-нравственного воспитания;
  • укрепление взаимодействия семьи, школы, государства через систему совместных мероприятий, индивидуальных встреч и собраний как условия духовно-нравственного воспитания детей.

Таким образом, формирование и воспитание личности не совершается в одном акте, а протекает процессуально, как движение, вызываемое причинами, проходящие свои этапы, имеющие свои темпы, свою историю.

 


БИБЛИОГРАФИЯ

 

 

  1. Авраменко Н. В. Психологическая диагностика в школе – М., 2008
  2. Аникин В. П. Садовников Д. Н. и его сборник загадок. – В кн.: Загадки русского народа. М., 1959
  3. Беленький М.Г. Подросток в семье и школе, — М.: Олма-пресс, 2003
  4. Бессонова Т. А. Методы психологической диагностики личности школьника – М., 2008
  5. Болдырев Н. И. Воспитание, — М.: Энциклопедия, 2004
  6. Буслаев Ф. И. Исторические очерки русской народной словесности и искусства. Спб, 1861, т. 1
  7. Виноградов Г. С. Народная педагогика. – В кн.: Сибирская живая старина. Иркутск. 1926, вып. 2
  8. Возрастная и педагогическая психология. / Под. редакцией Гамезо М. В., Матюхиной М. В., Михальчик Т. С. – М., 1984
  9. Волков Б. С. Психология младшего школьника. – М., 2002
  10. Волков Г. Н. Этнопедагогика. – Москва: Академия, 2000
  11. Выготский Л. С. Собрание сочинений. М., 1982-84 гг
  12. Горький М. Собр. соч. В 30-ти т. М., 1955, т.29
  13. Гурова Р. Г. Социологические проблемы воспитания. — М.: ИНФРА-М, 2003
  14. Далгат У. Б. Литература и фольклор: Теоретические аспекты. М.. 1981
  15. Даль  В. И. Пословицы русского народа. М., 1957
  16. Даль В. И. Толковый словарь живого русского языка. Т. 1
  17. Добролюбов Н. А. Собр. соч. В 9-ти т. М.- Л., 1961, т.1
  18. Ермолаев О.Ю. Внимание школьника М.: Знание , 1987
  19. Закревская О.Н. Поговорим о воспитании, — М.: Инфра-М, 2003
  20. Кенгэс – Маранда Э. Логика загадок. – В кн.: Паремиологический сборник: Половица загадка (смысл текст). М.. 1978
  21. Коменский Я.А. О воспитании: Золотой фонд педагогики / Сост. Н.М. Матвеева, — М.: Школьная пресса, 2006.
  22. Кравцов Н. И. Проблемы славянского фольклора. М. .1972
  23. Ластовская Л.А. Нравственно-правовое воспитание в школе, — М.: Гардарика, 2005
  24. Максименко А.В. Педагогика, — М.: Гардарика, 2008
  25. Малые жанры русского фольклора: Хрестоматии: учеб. пособие для филол. спец. вузов/Сост. ВА. Н. Морохин. – 2 изд. испр. и доп. – М., Высш. шк., 1986
  26. Мельников М. Н. Русский детский фольклор Сибири. Новосибирск, 1970
  27. Методология, теория и практика воспитательных систем: поиск продолжается/Под ред. Л. И. Новиковой Р. Б., Вендровской, В. А., Караковского. – М.: НИИ Теории образования и педагогики РАО 1996
  28. Миллер В. Ф. Лекции оп русской народной словесности (читаны на высших женских курсах в 1910 – 1911 гг.) М. .1911
  29. Немов Р. Психология. М., 2001
  30. Победоносцев Г. А.. Совершенствуем систему воспитания. М.: 1989
  31. Поляков С. Д. Технологии воспитания. – М.: Гуманитарный издательский центр Владос, 2000
  32. Потебня А. А. Задонщина. – В кн.: Слово о полку Игореве. Харьков, 1914
  33. Рожков М. И., Байбородова Л. В. Организация воспитательного процесса в школе. М., 2000
  34. Рубинштейн С.Л. Психолого-педагогические проблемы  нравственного    школьников. — М.: Просвещение, 1981
  35. Рыбникова М. А. Загадки. М. – Л., 1932
  36. Семенов В. Д. Взаимодействие школы и социальной среды. — М.: ЮНИТИ, 2001
  37. Созонов В.П. Организация воспитательной работы в классе. Методическое пособие для классного руководителя. –М.: Центр «Педагогический поиск», 2000 – с. 100
  38. Соколов  Ю. М. Русский фольклор. М., 1938
    1. Степанов В.Г. Психология трудных подростков:Учебное пособие. — М.: Издательский центр «Академия», 2006
    2. Сультеев Д.В. Духовное развитие личности в школе//Из сборника «Школа и семья: проблемы воспитания», — М.: Олма-пресс, 2007
    3. Шацкий С.Т. Педагогика воспитания, — М.: Олма-пресс, 2001
    4. Яловецкая Т.И. Нравственное воспитание школьников, — Мн.: Аверсэв, 2002
    5. Ярикова Р.А. Социальная психология, — М.: Олма-пресс, 2006

 

ПРИЛОЖЕНИЕ  1

 

Тест Шурковой

 

Цель: выявить духовно-нравственную воспитанность учащихся.

Ход проведения. Для успешного проведения теста необходима абсолютная тишина, анонимность (возможно лишь указать половую принадлежность, поставив в углу листа букву «ю» – юноша, «д» – девушка).

Предварительно подготавливаются листы бумаги для более удобного подсчета результатов.

Номер вопроса Буква ответа
а б в
1
2
3
*
*

*

Важно проследить за тем, чтобы во время тестирования атмосфера содействовала сосредоточенности, искренности, откровенности.

Вопросы теста должны быть прочитаны поочередно ровным монотонным голосом, чтобы интонационная насыщенность не влияла на выбор ответа.

Учащимся предлагается выбрать один из трех предложенных ответов и обозначить его в графе (а, б, в) знаком *.

  1. На пути стоит человек. Вам надо пройти. Что делаете?
  • а) обойду, не потревожив;
  • б) отодвину и пройду;
  • в) смотря какое будет настроение.
  1. Вы замечаете среди гостей невзрачную девушку (или малоприметного юношу), которая (который) одиноко сидит в стороне. Что делаете?
  • а) ничего, какое мое дело;
  • б) не знаю заранее, как сложатся обстоятельства;
  • в) подойду и непременно заговорю.
  1. Вы опаздываете в школу. Видите, что кому-то стало плохо. Что делаете?
  • а) тороплюсь в школу;
  • б) если кто-то бросится на помощь, я тоже пойду;
  • в) звоню по телефону 03, останавливаю прохожих…
  1. Ваши знакомые переезжают на новую квартиру. Они старые. Что делаете?
  • а) предложу свою помощь;
  • б) я не вмешиваюсь в чужую жизнь;
  • в) если попросят, я, конечно, помогу.
  1. Вы покупаете клубнику. Вам взвешивают последний оставшийся килограмм. Сзади слышите голос, сожалеющий о том, что не хватило клубники для сына в больницу. Как реагируете на голос?
  • а) сочувствую, конечно, но что поделаешь в наше трудное время;
  • б) оборачиваюсь и предлагаю половину;
  • в) не знаю, может быть, мне тоже будет очень нужно.
  1. Вы узнаете, что несправедливо наказан один из ваших знакомых. Что делаете в этом случае?
  • а) очень сержусь и ругаю обидчика последними словами;
  • б) ничего: жизнь вообще несправедлива;
  • в) вступаюсь за обиженного.
  1. Вы дежурный. Подметая пол, Вы находите деньги. Что делаете?
  • а) они мои, раз я их нашел;
  • б) завтра спрошу, кто их потерял;
  • в) может быть, возьму себе.
  1. Сдаете экзамен. На что рассчитываете?
  • а) на шпаргалки, конечно: экзамен — это лотерея;
  • б) на усталость экзаменатора: авось, пропустит;
  • в) на свои знания.
  1. Вам предстоит выбрать профессию. Как будете это делать?
  • а) найду что-нибудь рядом с домом;
  • б) поищу высокооплачиваемую работу;
  • в) хочу создавать нечто ценное на земле.
  1. Какой из трех предложенных видов путешествия Вы выберете?
  • а) по России;
  • б) по экзотическим странам;
  • в) по одной из ведущих развитых стран.
  1. Вы пришли на субботник и видите, что все орудия труда разобраны. Что предпримете Вы?
  • а) поболтаюсь немного, потом видно будет;
  • б) ухожу немедленно домой, если не будут отмечать присутствующих;
  • в) присоединюсь к кому-нибудь, стану работать с ним.
  1. Некий волшебник предлагает Вам устроить Вашу жизнь обеспеченной без необходимости работать. Что Вы ответите этому волшебнику?
  • а) соглашусь с благодарностью;
  • б) сначала узнаю, скольким он обеспечил, таким образом, существование;
  • в) отказываюсь решительно.
  1. Вам дают общественное поручение. Выполнять его не хочется. Как Вы поступите?
  • а) забываю про него, вспомню, когда потребуют отчет;
  • б) выполняю, конечно;
  • в) увиливаю, отыскиваю причины, чтобы не вспоминать.
  1. Вы побывали на экскурсии в замечательном, но малоизвестном музее. Сообщите ли кому-нибудь об этом?
  • а) да, непременно скажу и постараюсь сводить их в музей;
  • б) не знаю, как придется;
  • в) зачем говорить, пусть каждый решает, что ему надо.
  1. Решается вопрос, кто бы мог выполнить полезную для коллектива работу. Вы знаете, что способны это сделать.11о что Вы делаете в данный момент?
  • а) поднимаю руку и сообщаю о своем желании сделать работу;
  • б) сижу и жду, когда кто-то назовет мою фамилию;
  • в) я слишком дорожу своим личным временем, чтобы соглашаться.
  1. Вы с товарищами собрались ехать на дачу в солнечный теплый день. Вдруг Вам звонят и просят отложить поездку ради важного общего дела. Что делаете?
  • а) еду на дачу согласно плану;
  • б) не еду, остаюсь, конечно;
  • в) жду, что скажет мой товарищ.
  1. Вы решили завести собаку. Какой из трех вариантов Вас устроит?
  • а) бездомный щенок;
  • б) взрослый пес с известным Вам нравом;
  • в) дорогой щенок редкой породы.
  1. Вы собрались отдыхать после работы (учебы). И вот говорят: «Есть важное дело. Надо». Как реагируете?
  • а) напомню о праве на отдых;
  • б) делаю, раз надо;
  • в) посмотрю, что скажут остальные.
  1. С Вами разговаривают оскорбительным тоном. Как к этому относитесь?
  • а) отвечаю тем же;
  • б) не замечаю, это не имеет значения;
  • в) разрываю связь.
  1. Вы плохо играете на скрипке (или на любом другом музыкальном инструменте). Ваши родители Вас непременно хвалят и просят сыграть для гостей. Что делаете?
  • а) играю, конечно;
  • б) разумеется, не играю;
  • в) когда хвалят, всегда приятно, но ищу повод увильнуть от игры.
  1. Вы задумали принять гостей. Какой вариант Вы предпочтете?
  • а) самому (самой) приготовить все блюда;
  • б) закупить полуфабрикаты в магазине «Кулинария»;
  • в) пригласить гостей на кофе.
  1. Вдруг узнаете, что школу закрыли по каким-то особым обстоятельствам. Как встречаете такое сообщение?
  • а) бесконечно рад, гуляю, наслаждаюсь жизнью;
  • б) обеспокоен, строю планы самообразования;
  • в) буду ожидать новых сообщений.
  1. Что Вы чувствуете, когда на Ваших глазах хвалят кого-то из Ваших товарищей?
  • а) ужасно завидую, мне неудобно;
  • б) я рад, потому что и у меня есть свои достоинства;
  • в) я, как все, аплодирую.
  1. Вам подарили красивую необычной формы авторучку. На улице к Вам подходят два парня и требуют отдать им подарок. Что делаете?
  • а) отдаю – здоровье дороже;
  • б) постараюсь убежать от них, говорю, что ручки у меня нет;
  • в) подарков не отдаю, вступаю в борьбу.
  1. Когда наступает Новый год, о чем чаще всего думаете?
  • а) о новогодних подарках;
  • б) о каникулах и свободе;
  • в) о том, как жил и как собираюсь жить в новом году.
  1. Какова роль музыки в Вашей жизни?
  • а) она мне нужна для танцев;
  • б) она доставляет мне наслаждение духовного плана;
  • в) она мне просто не нужна.
  1. Уезжая надолго из дома, как Вы себя чувствуете вдали?
  • а) снятся родные места;
  • б) хорошо себя чувствую, лучше, чем дома;
  • в) не замечал (не замечала).
  1. При просмотре информационных телепрограмм портится ли иногда Ваше настроение?
  • а) нет, если мои дела идут хорошо;
  • б) да, в настоящее время довольно часто;
  • в) не замечал (не замечала).
  1. Вам предлагают послать книги в далекое горное село. Что делаете?
  • а) отбираю интересное и приношу;
  • б) ненужных мне книг у меня нет;
  • в) если все принесут, я тоже кое-что отберу.
  1. Можете ли Вы назвать пять дорогих Вам мест на Земле пять дорогих Вам исторических событий, пять дорогих Вам имен великих людей?
  • а) да, безусловно, могу;
  • б) нет, на свете много интересного;
  • в) не задумывался (не задумывалась), надо бы посчитать.
  1. Когда Вы слышите о подвиге человека, что чаще всего приходит Вам в голову?
  • а) у этого человека был, конечно, свой личный интерес;
  • б) человеку просто повезло прославиться;
  • в) глубоко удовлетворен и не перестаю удивляться.

Большое спасибо за ответы!

Обработка полученных данных. Количество выборов, сделанных школьниками в каждом случае, необходимо подсчитать и выразить в процентном отношении к общему числу учащихся.

Ответы под номерами 10, 17, 21, 25, 26 из подсчета исключаются.

Показателем, свидетельствующим о достаточной нравственной воспитанности учащихся и сформированности ориентации на «другого человека», является количество выборов от 13 и более в следующих вариантах:

Графа а. Сосчитать * на вопросы 1, 4, 14, 15, 27, 29, 30.

Графа б. Сосчитать * на вопросы 5, 7, 13, 16, 18, 20, 22, 23, 28.

Графа в. Сосчитать * на вопросы 2, 3, 6, 8, 9, 11, 12, 19, 24, 31.

Показателем, свидетельствующим о некоторой безнравственной ориентации, эгоистической позиции, является количество выборов от 13 и более в следующих вариантах:

Графа а. Сосчитать * на вопросы 2, 3, 5, 7, 8, 12, 13, 16, 18, 20, 22, 23, 24, 31.

Графа б. Сосчитать * на вопросы 1, 4, 6, 9, 11, 19, 27, 29, 30.

Графа в. Сосчитать * на вопросы 14, 15.

Показателем, свидетельствующим о несформированности нравственных отношений, неустойчивом, импульсивном поведении, является оставшееся количество выборов, где предпочтение явно не обнаруживается.

 

Таблица 1 Уровень воспитанности учащихся, констатирующих этап

Дети

Баллы высокой нравств.ориентации

Баллы эгоистической позиции

Тимур А. 5 16
Вася Н. 7 14
Антон М. 10 11
Денис В. 6 15
Олег Б. 8 13
Мсаша Г. 12 9
Юра Т. 9 12
Коля В. 4 17
Игнат З. 5 16
Максим У. 3 18
Средний балл (мальчики) 6,9  14,1 
Ольга С. 14 7
Марина В. 9 12
Таня У. 11 10
Алиса Е. 10 11
Люда О. 12 9
Юля К. 16 5
Лена Ш. 8 13
Лера Г. 11 10
Маша К. 5 16
Света Ч. 10 11
Средний балл (девочки)  10,6 10,4 
Средний балл по группе 8,75 12,25

 

Таблица 2 Уровень воспитанности школьников экспериментальной группы, контрольный этап

Дети

Баллы высокой нравств.ориентации

Баллы эгоистической позиции

Олег С. 17 4
Максим А. 15 6
Артем В. 12 9
Денис П. 14 7
Саша Р. 14 7
Андрей В. 15 6
Сергей Л. 18 3
Кирилл Л. 16 5
Дима Н. 17 4
Иван У. 16 5
Средний балл (мальчики) 15,4 5,6
Софья Т. 19 2
Таня Е. 17 4
Ира А. 12 9
Лиза Г. 14 7
Лена П. 17 4
Оля У. 16 5
Юля Я. 10 11
Оксана Г. 18 3
Света Д. 13 8
Марина Л. 14 7
Средний балл (девочки) 15 6
Средний балл по группе 15,2 5,8

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ  2

Диагностика отношения к жизненным ценностям

Инструкция:

 

«Представьте, что у вас есть волшебная палочка и список 10-ти желаний, выбрать из которых можно только 5».

 

Список желаний:

1.      Быть человеком, которого любят

2.      Иметь много денег

3.      Иметь самый современный компьютер

4.      Иметь верного друга

5.      Мне важно здоровье родителей

6.      Иметь возможность многими командовать

7.      Иметь много слуг и ими распоряжаться

8.      Иметь доброе сердце

9.      Уметь сочувствовать и помогать другим людям

10.  Иметь то, чего у других никогда не будет

 

Интерпретация:

  • Номера отрицательных ответов: № 2, 3, 6, 7, 10.
  • Пять положительных ответов — высокий уровень.
  • 4-е, 3-и — средний уровень.
  • 2-а — ниже среднего уровня.
  • 0-1 — низкий уровень.

 

Таблица 3 Результаты отношения к жизненным ценностям, констатирующий этап

Дети

Кол-во положительных ответов

Тимур А.

2

Вася Н.

3

Антон М.

0

Денис В.

5

Олег Б.

2

Мсаша Г.

3

Юра Т.

0

Коля В.

3

Игнат З.

2

Максим У.

4

Ольга С.

0

Марина В.

3

Таня У.

1

Алиса Е.

3

Люда О.

4

Юля К.

1

Лена Ш.

1

Лера Г.

3

Маша К.

3

Света Ч.

1

Средний балл

2,2

 

Таблица 4 Результаты отношения к жизненным ценностям, контрольный этап

Дети

Кол-во положительных ответов

Софья Т.

3

Артем В.

4

Андрей В.

4

Таня Е.

4

Ира А.

4

Лиза Г.

4

Лена П.

4

Марина Л.

4

Олег С.

5

Максим А.

5

Денис П.

5

Саша Р.

5

Сергей Л.

5

Кирилл Л.

5

Дима Н.

5

Иван У.

5

Оля У.

5

Юля Я.

5

Оксана Г.

5

Света Д.

5

Средний балл

4,6

ПРИЛОЖЕНИЕ  3

Таблица 5. Статистика ответов учащихся по методике незаконченных предложений, констатирующий этап

Категория Объяснили понятие Не объяснили понятие
Количество % Количество %
1. добро 25 100 0 0
2. зло 25 100 0 0
3. любовь 23 92 3 8
4.ненависть 10 40 15 60
5.дружба 23 92 2 8
6.враждебность 9 36 16 64
7. честность 17 68 8 32
8. хитрость 16 64 9 36
9. открытость 7 28 18 72
10. подлость 14 56 11 44
11. совесть 5 20 20 80
12. наглость 15 60 10 40
13. порядочность 5 20 20 80
Среднее значение группы   59,7   40,3

 

 

Таблица 6 Результаты методики незаконченных предложений

(контрольный этап).

Категория

Объяснили понятие

Не объяснили понятие

Количество % Количество %
1. добро 25 100 0 0
2. зло 25 100 0 0
3. любовь 25 100 0 0
4.ненависть 20 80 5 20
5.дружба 25 100 0 0
6.враждебность 21 84 4 16
7. честность 24 96 1 4
8. хитрость 21 84 4 16
9. открытость 17 68 8 32
10. подлость 19 76 6 24
11. совесть 16 64 9 36
12. наглость 20 80 5 20
13. порядочность 17 68 8 32
Среднее значение группы 21,15 84,6 3,85 15,4

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ  4

Таблица 7. Результаты методики «Ранжирование понятий», констатирующий этап

№ п/п

Понятия

Место по ранжиру

1 Друзья

2,8

2 Слава

5,8

3 Семья

2

4 Богатство

3,2

5 Здоровье

9,2

6 Общение

4,8

7 Родина

9,6

8 Квартира

8

9 Любовь

4

10           Талант

6,2

 

Таблица 8. Результаты методики «Ранжирование понятий», контрольный этап

№ п/п

Понятия

Место по ранжиру

1 Друзья

2,3

2 Слава

8,8

3 Семья

1,7

4 Богатство

9,2

5 Здоровье

3,5

6 Общение

4,8

7 Родина

5,8

8 Квартира

9,8

9 Любовь

6,2

10

          Талант

7,8

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ  5

Урок духовности и нравственности

Цели:

  1. Способствовать успешному протеканию процесса самосознания личностей учащихся, принятию личностью нравственно – ценных идей.
  2. Вызвать эмоциональный сдвиг в отношении к человеку на основе принципов гуманизма, прививать нравственные человеческие ценности.
  3. Развитие духовности.

Форма проведения: урок развития духовности и нравственности.

Ход классного часа:

Ведущий:

Прощай, ХХ век,
Ты стал великой былью.
Мы верили в тебя,
Когда ты был неправ.
Прощай, ХХ век, ведь мы тебя лю6или.
Прости своих детей за их нелегкий нрав.
Прости нас всех за наш неверный шаг.

Наш классный час мы посвящаем человеческим ценностям.

Звучит музыка.

Ведущий. Когда Всевышний решил создать человека, между духами небесными произошел раскол. Один говорил: “Сотвори человека”.

У1: Другие говорили: “Не твори его”.

Ведущий. “Сотвори его”, — говорил дух Милосердия, — “он будет верить милость на Земле”.

У1: “Не твори его”, — говорил дух Правды, — “он ложью осквернит душу свою”.

Ведущий. “Сотвори его”, — говорил дух справедливости, — “добрыми делами он жизнь украсит”.

У1: “Не твори его”, — говорил дух Мира, — “землю враждою заполнит он”.

Ведущий. Поверг Господь Правду на Землю. И взмолились Ангелы Служения, говоря: “Владыка миров! Зачем пятнаешь ты Правду, печать величия твоего? Подними её с Земли, Господи!”

У1: И пока духи вели спор между собою, осуществилось дело божественного творчества. Ведущий. “Для чего”, — сказал Господь, — “пререкания ваши? Сотворение человека уже свершилось”.

Что же такое человек? Можно ли считать его уникальным созданием на Земле? Какова природа человека? Каков его внутренний мир? Каковы человеческие ценности? Что приносит человек в этот мир? Эти вопросы интересовали наших далеких предков, они интересуют и нас. Философы разных эпох размышляли на “вечные темы” о смысле жизни, о человеческих ценностях . Я предлагаю вам вместе со мной продолжить разговор о том, как вы представляете себе высоконравственного человека? Какими он должен обладать качествами? Что должен уметь?

1 ученик. Прежде всего — это человек благородный.

2 ученик. Честный и добрый.

З ученик. Никогда не предающий и умеющий жертвовать собой ради других.

4 ученик. Он тактичный и культурный.

5 ученик. Терпимый по отношению к людям.

6 ученик. Доброжелательный.

7 ученик. Отзывчивый и внимательный.

8 ученик. Заботливый и понимающий.

Ведущий: Именно эти слова позволяют охарактеризовать понятие “человеческие ценности”. А человек, ребята, обладающий такими ценностями, является толерантной личностью.

У1:

Человек! Это высокое звание.
Человек, как звезда, рождается
Средь неясной, туманной млечности,
В бесконечности начинается.
И кончается в бесконечности…
Поколеньями созидается век за веком земля нетленная.
Человек, как звезда, рождается
Чтоб светлее стала Вселенная.

Звучит песня о человеке.

Ведущий. Дорогие ребята, вы перечислили много хороших качеств, которые присущи нравственному человеку. И я очень рада, что вы хотите, чтобы вас окружали добрые и заботливые люди, которые бы вам помогали, понимали, принимали вас такими, какие вы есть. Чтобы вам было интересно и легко.

Вставка стиха.

Естественно, и окружающие вас люди хотят того же самого, чтобы вы воспринимали их такими, какие они есть, со своими традициями, обычаями. Да, людям следует помогать, это наш долг перед совестью. Но как стать современным, культурным, образованным, ответственным. Ведь есть ответственность за труд, за поведение, за любовь и ненависть, за слова, которые ты произносишь, за друга и т.д.

Один из учеников читает стихотворение (на фоне музыки).

Зачем любить и ненавидеть?
Зачем терять, зачем искать?
Зачем былое вспоминать?
Зачем живые все живут?
В чем смысл жизни заключен?
Возможно ли другого изменить?
Открыть, сломать и вновь свинтить,
Судьбу без колебаний предсказать,
Потом туда дорогу смело указать
И не давать с дороги сбиться,
Толкать и осуждать, мешая ошибиться?
А кто нам дал такое право?
Того и я не знаю, ох, не знаю, право…
В чем заключен ее закон?
И не дает покоя мне,
Моей недетской голове
Один единственный вопрос:
Зачем родился я и рос?

Ведущий. Очень хорошо, если вы задаете себе такой вопрос. Ведь в жизни должен быть смысл. В нашей стране очень печальная статистика, свидетельствующая о росте преступлений, о переполненных тюрьмах, массовых насилиях, заказных убийствах и террористических актах. Невероятной жестокостью пронизаны многие фильмы. Почему из-за рубежа мы берем не положительное, а отрицательное? Один американский политолог написал: “Вы хотите подражать нам, но, вместо того, чтобы перенять лучшее, вы, перепутав краны, включаете вместо водопровода канализацию”. В самом деле, мы не стараемся перенять усердную учебу, добросовестный труд, умение держать слово, любовь к чистоте своего тела, жилища, улицы, города, гордость за свою страну, уважение к государственным символам, доброе и заботливое отношение к старикам и инвалидам. Мы не думаем о том, что у них там ограничено время показа эротики, в отличие от нас. А наши дети хотят получать как можно больше удовольствия при минимальном труде и ответственности, а лучше и вообще без них. Волны самочувствия, ткань общения — сплошная стихия, в которой мы барахтаемся, топя себя и друг друга.

А между тем существует другое. Можно видеть, понимать, совершенствовать себя. Можно видеть и можно ведать. И как можно скорее надо это увидеть, уведать скорее. И ты сможешь реализовать себя очень красиво и полезно. Не надо будет спрашивать: “А как же доброта и сочувствие, где любовь и справедливость, участие и забота о других? Неужели они умерли?”

Послушайте стихотворение, которое написала девочка.

Мы смотрим сквозь красивые зеркала
И видим жизнь как сгусток темноты.
Совсем не различая ни тепла,
Ни счастья, ни любви, ни красоты.
И доброта в тех зеркалах — обман,
Притворство и губительное зло…
Так почему же мы так смотрим сквозь туман
На лживое, продажное стекло?
Зачем плохое в людях замечать
И о чужих ошибках говорить?
Зачем от черной зависти страдать,
На всех потоки ненависти лить?
Мы просто перестали уважать,
Ценить добро, смеяться и любить.
Мы постепенно стал и забывать,
Что значит в полном смысле слова – жить.

Ведущий. Сейчас вы услышите одну историю, которая называется “Госпитализм”.

У2: В больнице умерла девочка, умница и любимица всего персонала. Несчастное “отказное” дитя, которому было три года, скончалось от болезни: “госпитализм”. И она не первая и, наверное, не последняя. Эта болезнь развивается оттого, что ребенка просто некому приласкать, спеть песенку, поцеловать на ночь. При всей любви к ней санитарок, им было не до ребенка, когда столько забот: главное, чтобы он был накормленный и сухой. Но весь персонал был в шоке. Умереть от невнимания! Разве это не страшно?

Ведущий. Я еще раз хочу спросить почему умерла маленькая (Ответ: от недостатка любви и ласки). А вот еще один случай.

У3: К девушке на улице пристали хулиганы. Было еще светло, много людей вокруг. Все проходили мимо и делали вид, что ничего не замечают. Только один юноша подошел и попытался утихомирить хулиганов. Завязалась драка. Когда один из хулиганов вынул нож, девушка закричала. В ответ на крик никто не подошел. Юношу хулиганы ранили ножом и убежали. Скорая приехать не успела. Равнодушие и страх окружающих убили молодого человека.

Ведущий. Таких историй очень много. Но неужели всё так плохо? Вы можете мне возразить, привести свои положительные примеры. Вам слово.

У4: Я знаю девушку, которая бескорыстно ухаживает за больной старушкой. Она приходит к ней каждый день и делает всё необходимое. Это пример нравственной добродетели.

Ведущий. Ещё один пример нравственности.

У5: Валя и Митя — ровесники, они выросли в одном доме и вот уже шестой год подряд вместе ходят в школу.

Однажды с нами произошла такая история. Было самое обыкновенное утро, и на улице лежал снег, а они самым обыкновенным образом шли в школу. Недалеко от школы им повстречался незнакомый человек. Широкоплечий, загорелый, в лихой фуражке моряка дальнего плавания, он сразу направился к Вале и Мите.

Так бывает! Видимо, и моряк обратил на них внимание, потому что сначала замедлил шаг, потом дружески улыбнулся а, наконец, сказал: “Извините меня, миледи! Прошу прощеная, сэр! Мне кажется, у дамы замерзли руки. Если позволите, я донесу портфель”. И прежде чем ребята сообразили, что к чему, загадочный моряк взял из Валиных рук портфель и зашагал рядом. Весь оставшийся путь до школы моряк болтал с ребятами весело и непринужденно. А перед самой дверью он вручил Валин портфель Мите, козырнул им и исчез. Вероятно, на этом бы всё и кончилось, но на другой день в такое же обыкновенное утро Валя остановилась и сказала Мите: Сэр, у миледи замерзли руки. Возьмите-ка ее портфель. И Митя взял портфель. Но вот перед самой школьной дверью ребята столкнулись с Витькой и Андреем: “Ха, — закричал Витька, — Вы только посмотрите на эту парочку! Ты что, Митька, ишак? Ила она больная? Или ты нанялся?”.

“Покраснел! Покраснел! Покраснел! — закричал на всю улицу Андрей. — Витька, ты только погляди, какой он красный!” Митя смутился, он действительно покраснел. Но тут на помощь пришла Валя. Как ни в чем не бывало она сказала: “Прошу, сэр, не обращайте внимания, мы опаздываем”. И Митька вспомнил тут веселого моряка. Нет, моряк ни за что не отдал в такой момент портфель Вале. И в Мите заговорила гордость. Он решительно шагнул вперед, распахнул школьные двери, пропустил Валю и помог ей снять пальто. “Благодарю, сэр”, — сказала Валя и направилась в класс. С тех пор Митя носит Валин портфель в школу и помогает ей снимать пальто.

Ведущий. А кто, ребята, “вдохнул” в Митю вот этот глоток мужества, смелости, доброты, ответственности? (Ответ: моряк).

У6: Своим ненавязчивым мужским нравственным примером он как бы показал Мите, что такое мужчина. И как правильно отреагировал Митя, да и Валя оказалась не из робкого десятка.

Чтение стихотворения “Чтобы стать мужчиной…”

Чтобы стать мужчиной,
Мало им родиться.
Чтоб стать железом,
Мало быть рудой.
Ты должен переплавиться,
Разбиться и, как руда,
Пожертвовать собой.

Ведущий. У человека всегда есть выбор, но основное назначение человека — творить добро, а для этого требуются усилия. Всё высокое и доброе имеет корни в хороших поступках (пример про царя, который отменил жестокий закон – отрубать руки за воровство). Я хочу привести пример, где очень тесно переплетаются два очень важных человеческих качества: любовь и добро.

В одной стране был очень жестокий обычай отрубать руки за кражу. Вельможа, любимец царя, был уличен в краже. Царь издал указ отрубать ему руку, несмотря на то, что он очень сильно любил этого вельможу. У вельможи была дочь. Она узнала о наказании и пришла к царю. Она протянула царю свои маленькие хрупкие ручки и попросила: Отрубите мои руки, я всё выдержу, только не трогайте руки моего отца, они ему нужнее, чем мне, пожалуйста, прошу Вас”. “Хорошо, — сказал царь. — Мы отрубим твои руки”. Царю очень понравилась эта маленькая девочка, которая так любит своего отца. И царь вспомнил в эту минуту свою дочь и подумал: “А любит ли меня так моя дочь, пошла бы она на такой поступок?”

И вот девочку повела на казнь, она вытянула свои ручки, в эту минуту она думала об отце, который находился в тюрьме. Сверкнул меч и опустился, не задев даже кончиков ее маленьких пальчиков. “Царь прощает отца за великую любовь твою!” — объявил посланец царя.

На другой день царь окончательно отменил этот жестокий указ навсегда. А на дворе казни поставил столб с надписью, где описал подвиг девочки. В конце надписи крупными буквами было написано: “Счастливы отцы, у которых такие дети!”

У7:

Добро и зло творить
Всегда во власти всех людей,
Но зло творится без труда,
Добро творить трудней.
Рождает зверя зверь.
Рождает птица птицу.
От доброго — добро,
От злого — зло родится.

Ведущий. Всё нужно делать с добрым сердцем. Ничему ты не сможешь научиться, если в сердце твоем живет зло. Подумайте, ребята, способны ли вы:

  • простить обиду,
  • поделиться последним с другом,
  • уступить слабому,
  • заботиться о старших,
  • помочь, утешить,
  • пожертвовать.

Это высокие качества, и им нужно учиться. Думаю, каждый приложит усилия, чтобы быть достойным человеком. “Тому, кто не постиг науки добра, всякая иная наука приносит лишь вред” (М.Монтень).

Возможно кто-то хочет задать мне вопрос: зачем быть нравственным человеком? Ведь это гораздо сложнее, чем жить для себя, ни о чем не задумываясь. Кто ответит, для чего нужны человеческие ценности?

У8: Я думаю, что равнодушие и неучастие приведут к тому, что к тебе будут относиться так же.

У9: Мы все живем среди людей, зачем жить бесполезно, ведь жизнь складывается из хороших поступков, и в старости тебе будет о чем жалеть или не жалеть.

У10:

И если лаской, состраданьем
Смягчил ты долю сироты
То перед строгим истязаньем
Избавлен будешь от нужды.

Звучит медленная музыка.

У11:

О, если ты покоен, не растерян,
Когда теряют головы вокруг.
И если ты себе остался верен,
Когда в тебя не верит лучший друг,
И если ждать умеешь без волненья,
Не станешь ложью отвечать на ложь,
Не будешь злобен, став для всех мишенью,
Но и святым тебя не назовешь.

Ведущий.

И если ты своей владеешь страстью,
А не тобою властвует она,
И будешь тверд в удаче и несчастье,
Которым, в сущности, цена одна.
И если ты готов к тому, что слово
Живое в ловушку превращает плут,
И, потерпев крушенье, можешь снова
Без прежних сил — возобновить свой труд.

У11:

И если ты способен все, что стало
Тебе привычным выложить на стол,
Всё проиграть и вновь начать сначала,
Не пожалев того, что приобрел,
И если можешь сердце, нервы, жилы,
Так завести, чтобы вперед нестись,
Когда с годами изменяют силы,
И только воля говорит: “Держись”.

Ведущий.

И если можешь быть в толпе собою,
При короле с народом связь хранить,
И, уважая мнение любое,
Главы перед молвою не клонить,
И если будешь мерить расстоянья
Секундами, пускаясь в дальний бег,
Земля, — твоё, мой мальчик, достоянье!
И, более того, ты — Человек!

Мне остается пожелать, чтобы вы стали настоящими, высоконравственными людьми, и чтобы на вашем пути встречались достойные люди. Пусть трудно быть Человеком с большой буквы, но в этом и есть смысл жизни. Закончить наш урок нравственности хочу словами Иоанна Златоуста о назначении человека: “Не для того Бог ввел нас в настоящую жизнь и дал нам душу, чтоб мы пользовались только настоящим, но для того, чтобы все делали для жизни будущей”.

 

 

 

Устное народное творчество. Пословицы и поговорки.

 

Образовательные и воспитательные цели:

  1. пополнить активный словарный запас учащихся пословицами и поговорками, уточнить по мере необходимости их значения.
  2. создать условия для развития одаренности учащихся.
  3. воспитывать чувство ответственности за свою часть работы в проекте.
  4. совершенствовать коммуникативные навыки детей в процессе поиска информации из различных источников, во время работы в группах.
  5. учить выражать, обосновывать, отстаивать свою точку зрения.
  6. развивать умение анализировать и оценивать собственные творческие и деловые возможности.

Ход урока:

I. Организационный момент

На этом этапе учитель психологически настраивает детей на урок.

Вот книжки на столе, а вот тетрадки.

Не хочется играть сегодня в прятки.

И не досуг дуть на корабль бумажный –

Сегодня у ребят урок уж больно важный.

Он просит улыбнуться и повторить свой девиз:

«Не стыдно не знать, стыдно не учиться».

Затем обращает внимание учащихся на эпиграф урока:

«Сила речи состоит в умении выразить многое в немногих словах».

Плутарх

Учитель задает следующие вопросы:

— О чем мы сегодня будем говорить на уроке?

— К какому разделу относятся пословицы и поговорки?

II. Знакомство с группами

Группы знакомят одноклассников с целями и задачами, которые они ставили перед работой над проектом.

«Теоретики»:

  1. Рассказать о пословицах и поговорках, о сборнике пословиц Даля.
  2. Проверить теоретические знания о пословицах и поговорках.

«Затейники»:

  1. Повести викторину.
  2. Провести игровую минутку.

«Аналитики»:

  1. Рассказать о пословицах разных народов.
  2. Проверить знания русских пословиц.

«Сочинители»:

  1. Почитать свои рассказы, поясняющие смысл пословиц
  2. Проверить умение ребят делать выводы.

III. Представление жюри

Учитель представляет экспертную группу, целью которой является заслушать все проекты, оценить их, выделить отдельных детей, способных в будущем заниматься индивидуальными проектами.

IV. Выступление группы «Теоретики»

На втором этапе «Знания « и «Понимания» учитель предоставляет слово группе «Теоретики». Они делают сообщения о пословицах и поговорках, знакомят со сборником В. И. Даля.

Первое сообщение:

Трудно сказать, с каких пор в народе начали ходить пословицы и поговорки.

Они возникли в древности и сопровождали жизнь народа на всем протяжении его истории. Отношение к ним  выразилось во многих изречениях: «Пословица недаром молвится» или «Пословица в век не сломится».

Народные пословицы содержат мораль приобщают к человеческой мудрости. Пословица советует, поучает, наставляет, предупреждает. Например: «Не спеши языком  — торопись делом»; «Нет друга – ищи, а нашел – береги».

Второе сообщение:

В отличие от пословицы у поговорки нет поучительного смысла. Народные поговорки – это выражения, метко определяющие какое – либо жизненное явление.

Одно дело сказать о ком–то что он причиняет нам неудобство своим постоянным присутствием, другое – сказать, что он надоел, как горькая редька, одно дело сказать, что кто–то пришел неожиданно, другое – что он свалился, как снег на голову. Поэтому говорят «Поговорка – цветочек пословица – ягодка».

Это сообщение сопровождается письменным заданием остальным группам, целью которого является подобрать слова, заменяющие поговорки.

  1. Мчаться со всех ног, лететь, сломя голову — …
  2. и след простыл, только его и видели — …
  3. работать в поте лица, не покладая рук — …

слова: быстро бежать, усердно трудиться, исчезнуть.

Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл.

Третье сообщение:

Пословицами интересовались многие писатели: Александр Пушкин, Иван Крылов.

Михаил Шолохов назвал пословицы «крылатой мудростью». Владимир Иванович Даль писал, что пословицы – это «цвет народного ума».

Даль родился 10 ноября 1801 года в городе Луганске. Сын датчанина и немки, моряк, врач и чиновник.

До него еще никто не составлял словарей. Словарь Даля – исторический словарь. Его можно читать как книгу, составляя точное представление о жизни людей.

В 1862 году вышел сборник Даля, куда вошло свыше 30000 пословиц.

V. Выступление группы «Затейники»

На следующем этапе — «Применения» — свой проект продолжает защищать группа»Затейники». Они проводят небольшую викторину:

Целью задания является: вставить подходящее по смыслу слово в пословицы (запись в тетрадях). За каждый правильный ответ получают по 1 баллу.

  1. Дареному … в зубы не смотрят.
  2. Не плюй в … — пригодится воды напиться.
  3. Большому … — большое плавание.

Ответы: конь, колодец, корабль.

Цель второго задания — продолжить пословицы. Эта работа выполняется в рабочих тетрадях. Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл.

  1. Сколько волка не корми — …
  2. Век живи — …
  3. Лучше поздно …

Следующее задание – игра: передавая друг другу мячик, дети подбирают пословицы к иллюстрациям.

Возможные варианты ответов:

Хлеб – всему голова.

Любишь кататься, люби и саночки возить.

Семь раз отмерь – один раз отрежь.

Труд кормит, а лень портит.

Земля красна плодами, а человек делами.

VI. Выступление группы «Аналитики»

На четвертом этапе — «Анализ» — слово предоставляется группе «Аналитики». Они рассказывают о пословицах разных народов мира, находят сходства, определяют различия.

Первое выступление:

«Оглядывайся на себя по три раза в день». Эта японская пословица учит следить за своим поведением. Казахская учит: «Достоинство человека проверяется и нуждой и достатком»

Найдите русский аналог этих пословиц.

Второе выступление:

Русские говорят: «Не рой яму другому – сам в нее попадешь». А осетины: «Не бросай камнями из стеклянного дома».

В чем смысл этих пословиц?

Третье выступление:

Когда индийцы не берегут дружбу, им говорят: «Не прерывай грубо нить дружбы, ибо если придется ее связать, то останется узел». Русские скажут: «Разбитую чашку не склеишь»

Завершите русскую пословицу на эту же тему: «Одежда хороша новая, а друг — …».

По окончании задания дети высказывают свое понимание данных пословиц, пытаются их проанализировать.

За каждый правильный ответ получают по 2 балла.

VII. Выступление группы «Сочинители»

На четвертом этапе — «Синтез» — учитель приглашает выступить группу «Сочинители». Они читают свои сочинения, поясняющие смысл выбранных пословиц.

Первый рассказ:

Было жаркое воскресенье. Мама ушла на базар, а папа на работу. Я дома остался один и мне тало скучно. Тут я увидел на полке книгу. Это были сказки. Я открыл ее и начал читать. И я не заметил, как быстро прошло время, и вернулась мама. Правильно говорится в пословице: «Возьми книгу в руки и не будет скуки».

Второй рассказ:

«Наташа и Алена были подружками. Однажды осенью они отправились собирать рябину. Когда пришли в лес, Алена начала быстро собирать ягоды, а Наташа сказала: «Ой. Еще успею собрать», — и пошла петь и танцевать. Уже было поздно. Алена наполнила корзинку и позвала Наташу. Наташа попросила ее подождать и стала собирать ягоды,  но не нашла. Алена пришла домой и родители ее похвалили, а Наташу поругали. Вот пословица и говорит: «Без труда не выловишь и рыбку из пруда».

Третий рассказ:

Жил на свете мальчик Федя. Он был очень избалованным. Однажды дома он разбил вазу. Мама его за это поругала. Федя дал маме слово, что больше никогда не будет баловаться. Но потом он забыл про слово, данное маме, и сломал домашний телефон.  Мама очень огорчилась и казала: «Федя, ты нарушил свое слово».

Есть пословица: «Слово не воробей – вылетит, не поймаешь».

Эти рассказы сопровождаются заданием, цель которого сгруппировать пословицы, подходящие к этим рассказам по смыслу. За правильно выполненное задание получают 10 баллов.

Длинная нитка – ленивая швея.

Слово – серебро, а молчание – золото.

Ученье – свет, неученье – тьма.

Труд кормит, а лень портит.

Человека ценят не по словам, а по делам.

Книги читать – много знать.

Какова пряха – такова рубаха.

Красна птица перьем, а человек уменьем.

Не спеши языком, торопись делом.

Задание выполняется в тетрадях.

  1. VIII.     Рефлексия

Экспертная группа подводит итог урока рефлексией, отмечает работы всех групп.

Особенностью оценочного этапа данного урока является  то, что кроме оценки проектов экспертной группой, учитель помогает детям провести оценку своей деятельности за весь урок с помощью заранее приготовленных «Оценочных листов учащихся» по проставленными баллами за каждый вид работы. В оценивании четко прослеживается зависимость от сложности задания, которая в свою очередь зависит от уровня сложности целей преследуемых учителем и достигаемых каждым учеником в силу своих компетентностей.

Ученики подсчитывают свои баллы и по шкале переводят их в оценку по пятибалльной системе.

От 6 до 12 баллов – «3».

От 13 до 20 баллов – «4».

От 2 до 42 баллов – «5».

  1. IX.            Итог  урока.

Дети пишут небольшое эссе на тему «Чему меня научили пословицы и поговорки», за которые могут получить от 10 до 12 баллов.

  1. X.               Домашнее задание.

Необходимо создать дома «Книжку – малышку», в  которую нужно поместить свое эссе,  а также пословицы  и поговорки о мире, труде, дружбе, Родине.