Дипломная на тему-РОЛЬ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ В СФЕРЕ РЕШЕНИЯ МОЛОДЕЖНОЙ БЕЗРАБОТИЦЫ.

Заказ 076

Цена 2000 рублей

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………………………. 3

ГЛАВА 1. БЕЗРАБОТИЦА  КАК  СОЦИАЛЬНОЕ  ЯВЛЕНИЕ………… 6

1.1.  Понятие безработицы………………………………………………………………….. 6

1.2.  Особенности безработицы среди молодежи…………………………………. 12

ГЛАВА 2.  РОЛЬ  СОЦИАЛЬНОЙ  РАБОТЫ  В  СФЕРЕ  РЕШЕНИЯ  МОЛОДЕЖНОЙ  БЕЗРАБОТИЦЫ………………………………………………… 16

2.1.  Адаптация в социальной работе и методика ее регулирования……… 16

2.2.  Безработная молодежь как объект социальной работы…………………. 20

ГЛАВА 3.  ИССЛЕДОВАНИЕ  ПРОБЛЕМЫ  АДАПТАЦИИ  БЕЗРАБОТНОЙ МОЛОДЕЖИ  НА  ПРИМЕРЕ  НИЖЕГОРОДСКОЙ  ОБЛАСТИ……………………………………………………………………….27

3.1.  Изучение основных направлений деятельности Нижегородской областной службы занятости населения………………………………………………………………………….. 27

3.2.  Разработка социально-психологического тренинга как технологии социальной работы с безработной молодежью……………………………………………………… 33

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………………. 39

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ  ЛИТЕРАТУРЫ…………………………. 42

ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………………………………………. 43

 

ВВЕДЕНИЕ

 

         Актуальность темы исследования определяется тем, что проблема безработицы является одной из важнейших проблем современной экономики. В настоящее время наше общество испытывает серьезную и глубокую трансформацию системы ценностей, в том числе в сфере отношений занятости. Появились новые социальные, нравственные ценности, связанные с утверждением в обществе многообразия форм собственности, права частной собственности, свободы предпринимательской деятельности, юридическим запрещением принуждения к труду. В этой ситуации ценность занятости в огромном и сложном мире ценностей приобретает особую актуальность. Ведь безработица как социальная проблема несет с собой не только бедность значительным слоям населения, но и духовную, моральную, нравственную деградацию людей. Поэтому решение проблемы занятости населения стоит в числе наиважнейших, первоочередных задач в любой цивилизованной стране.

По данным Министерства здравоохранения и социального развития РФ, численность безработных граждан, зарегистрированных в органах службы занятости по состоянию на 7 сентября 2011 г. составила 1 млн. 318 тыс. 805 человек.[1]  При этом численность безработной молодежи (в возрасте 15-24 лет) в мире достигла 77,7 млн. в 2010 году. Глобальный уровень безработицы среди молодежи в 2010 году составил 12,6%.[2]

Настоящее состояние российского общества характеризуется сложным и противоречивым процессом формирования рыночных отношений, одним из реальных результатов которого стал системный кризис, затронувший практически все сферы производства и услуг. Наиболее существенным моментом формирования рыночных отношений стало повышение динамичности и неопределенности сферы трудовой деятельности на фоне сокращения производства, высвобождения рабочей силы, уменьшения инвестиций в реальный сектор экономики. Если динамичность характеризует изменение пространства профессиональной деятельности по структуре и качеству рабочих мест, форм занятости, соотношения спроса и предложения рабочей силы, то неопределенность характеризует степень устойчивости работника на рынке труда, его профессиональные перспективы.

Негарантированная занятость становится ведущим фактором, определяющим особенности поведения человека не только в трудовой сфере, но и в широко понимаемой системе сфер социальной и культурной жизни.

Данная тема достаточно подробно освещена в различных трудах. Так, Е. М. Авраамова, Н. Н. Абакумов, Н. М. Воловская, Л. К. Плюснина, А. В. Русина описывают безработицу как неизбежное явление любого общества, виды и причины безработицы с экономической точки зрения. И. С. Березин, Ю. А. Болотков рассматривают пути снижения безработицы. Е. Е. Евстратова в своей работе акцентирует внимание на женской безработице. И. А. Кузнецова, К. Р. Леана, В. О. Никифоров анализируют процесс трудовой адаптации, прослеживают влияние изменений рынка труда на поведение личности, его экономическую активность. И. Г. Зайнышева, П. Д. Павленок, В. Н. Иванов характеризуют формы и методы социальной работы с безработными. М. В. Ромм, Л. Росс, Р. Нисбетт пишут о процессе адаптации личности в социуме. Проблема безработицы рассматривается и в работах таких авторов, как К. Н. Савин, А. Булатов, Т. С. Бандюкова, Т. Я. Четвернина, В. А. Павленков, Б. Д. Бреев, Р. Эренберг, Н. А. Волгин, Р. И. Капелюжников, Ю. Г. Одегов, А. А. Никифорова, Г. Э. Слезингер, Л. С. Чижова и др.

Вместе с тем, необходимо отметить, что осуществление эффективной и продуманной социальной политики на рынке труда требует дальнейших исследований в этой области, которые все еще отстают от запросов практики. Таким образом, актуальность выбранной темы не вызывает сомнений.

Цель исследования: изучить проблему безработицы и выявить особенности адаптации безработной молодежи в Нижегородской области.

Объект исследования: безработица как социальный феномен.

Предмет исследования: особенности адаптации безработной молодежи в Нижегородской области.

Задачи:

  1. Рассмотреть понятие безработицы.
  2. Определить особенности безработицы среди молодежи.
  3. Раскрыть понятие и методику регулирования адаптации в социальной работе.
  4. Охарактеризовать безработную молодежь как объект социальной работы.
  5. Изучить основные направления деятельности Нижегородской областной службы занятости.
  6. Разработать социально-психологический тренинг как технологию социальной работы с безработной молодежью.

Теоретическая и практическая значимость работы состоит в описании опыта социальной работы с безработной молодежью Нижегородской области, способствующей повышению эффективности социально-психологической помощи безработным гражданам служб занятости. Материалы могут быть использованы для дальнейшей разработки программ по адаптации и психологической помощи безработным.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

         В ходе теоретического анализа литературных источников по проблеме исследования мы пришли к следующим выводам:

  1. Безработица – это социально-экономическая ситуация, при которой часть активного, работоспособного населения не может найти работу, которую эти люди способны выполнить. Существуют различные классификации безработицы: добровольная и вынужденная, естественная и циклическая, каждый из этих видов имеют свои подвиды. Для всех типов экономики характерны одни и те же виды безработицы: фрикционная (или текучая), циклическая, структурная.
  2. Безработная молодежь – это особенная социальная группа, которая в определенный период времени не имеет такой ценности, как работа, связанного с ней престижа, материального достатка и общественного признания. К основным причинам безработицы среди молодежи относят: первое появление на рынке труда, низкую конкурентоспособность, завышенную самооценку, неумение грамотно «подать» себя, психологический дискомфорт от длительной безработицы.
  3. Социальная   адаптация  безработных  граждан  и  незанятого населения – это групповая работа, направленная на повышение мотивации трудоустройства, расширение вариантов занятости, формирование позиции, ориентированной на максимальную эффективность самостоятельного поиска работы, преодоление негативных последствий состояния безработицы. Социально-экономическая адаптация молодежи включает в себя формирование стремления к качественному труду, положительное отношение к изменениям на производстве, умение работать в коллективе, инициативность и ответственность, развитие предпринимательских способностей.
  4. Конкретные разнообразные социальные проблемы на всех уровнях требуют от социальных служб оказания необходимой помощи для достижения социальной адаптации отдельных лиц, групп, социальных слоев населения. Отсюда возрастает роль социальных работников, различных служб помощи населению, призванных отрегулировать механизмы взаимоотношений человека с социальной средой благодаря своей профессиональной компетенции.
  5. Молодежь рассматривается как наиболее динамичная, но недостаточно опытная и стабильная социально-демографическая группа общества, от которой непосредственно зависит будущее страны. Она требует особого внимания и заботы со стороны государства по целенаправленному формированию ее социального, психического и физического здоровья, по воспитанию истинных патриотов и граждан России, уважающих традиции предков, верящих в добро и справедливость, любящих свою Родину и стремящихся обеспечить ее благополучие и процветание.

         В практической части дипломной работы нами были проанализированы основные направления деятельности Нижегородской областной службы занятости населения. Было установлено, что службой занятости населения Нижегородской области реализуется Ведомственная целевая программа «Содействие занятости населения Нижегородской области на 2011-2013 годы» (далее – Программа), которая направлена на реализацию прав граждан на труд и социальную защиту от безработицы, а также создание благоприятных условий для обеспечения занятости населения и социальной поддержки безработных граждан.

Анализ результатов выполнения основных показателей ведомственной целевой программы «Содействие занятости населения Нижегородской области на 2011-2013 годы» в части адаптации безработной молодежи Нижегородской области показал, что данная Программа характеризуется высокой степенью социальной значимости. Реализация мероприятий Программы позволит снизить напряженность на рынке труда Нижегородской области.

Далее мы выяснили, что социальная работа с безработной молодежью особенно эффективна в форме тренинга. Наиболее эффективными формами работы являются социально-психологические тренинги «Психологические аспекты успешного трудоустройства», трехдневные тренинги-семинары с тематикой «Технология трудоустройства», «Технология карьеры», «Новый старт», «Варианты поиска работы», «Оказание психологической помощи безработным», «Тренинг уверенности в себе», «Психология успеха», «Основы эффективного общения», «Достижение целей при поиске работы», «Как найти работу?» и др.

В ходе теоретического анализа литературных источников по проблеме исследования мы пришли к выводу, что одной из основных причин незанятости молодежи является неумение грамотно «подать» себя, отсутствие навыков самопрезентации. Поэтому в практической части дипломной работы нами был разработан тренинг «Успешная самопрезентация», направленный на освоение безработными молодыми людьми навыков самопрезентации.

Итак, задача социальной работы с безработными гражданами – способствовать включению механизма саморегуляции каждого из индивидов, оказавшихся в кризисной ситуации потери работы, и ориентирование людей на адаптивные стратегии поведения на рынке труда. Тренинговая форма занятий помогает более глубокому усвоению и эффективной отработке необходимых навыков и приемов общения, взаимодействия с людьми, а также поиска работы.

 

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ  ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Абакумова Н. Н., Н. М. Воловская, Плюснина Л. К., Русина А. В. Безработица и самозанятость / отв. ред. М. В. Удальцова. – Новосибирск: НГАЭиУ, 1997. – 197 c.
  2. Бурлацкий Ф. М. Новое мышление: Диалоги и суждения о технологической революции и наших реформах. – 2-е изд., доп. – М.: Политиздат, 1989. – 431 с.
  3. Вачков И. В. Основы технологии группового тренинга. Психотехники. – М. Изд-во «Ось-89», 2001. – 256 с.
  4. Ганич Я. В., Огий О. Г. Рынок труда: учебное пособие. – Петропавловск-Камчатский: КамчатГТУ, 2006. – 210 с.
  5. Гильдингерш М. Г. Безработица в России: сущность, формы, социальные последствия в условиях перехода к рынку. – СПб.: Изд-во СПбУЭФ, 2005. – 163 с.
  6. Глобальные тенденции занятости – 2011 г. Вызов, связанный с восстановлением рабочих мест: Сводное резюме // http://www.ilo.org/public/russian/region/eurpro/moscow/news/2011/es_get_2011_ru.pdf
  7. Глуханюк Н. С., Колобкова А. И., Печеркина А. А. Психология безработицы: введение в проблему. – М.: Изд-во Мос. психол.-соц. ин-та, 2003. – 84 с.
  8. Гулина М. А. Психология социальной работы: учебник для вузов. – СПб.: Питер, 2009. – 384 с.
  9. Демин А. Н., Попова И. П. Способы адаптации безработных в трудной жизненной ситуации // Социологические исследования. – 2000. – № 5. – С. 35-36.
  10. Джиоев С. Х. О роли трудоустройства при помощи государственной службы занятости в содействии трудовой занятости граждан // Право и государство: теория и практика. – 2007. – № 1. – С. 52-56.
  11. За 2 недели число зарегистрированных безработных в РФ снизилось на 2,1%. – 15.09.2011 // http://www.rbc.ru/rbcfreenews/20110915103248.shtml
  12. Закон РФ от 19 апреля1991 г. № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» (с изм. и доп. от 11 июля2011 г.) // СПС Гарант.
  13. Заяц О. В. Занятость населения и ее регулирование: учебное пособие. – Владивосток: ТИДОТ ДВГУ, 2003. – 340 с.
  14. Зибарев Д. Б. Занятость и рынок труда в рыночной экономике // Научные труды Московского гуманитарного университета. – 2006. – № 72. – C.141-152.
  15. Капелюшников Р. И. Общая и регистрируемая безработица: в чем причины разрыва? – М.: ГУВШЭ, 2007. – 48 с.
  16. Кейнс Дж. М. Общая теория занятости, процента и денег / пер. с англ. – М.: Прогресс, 1978. – 495 с.
  17. Костыря А. В. Классификация безработицы как фактор эффективного механизма регулирования рынка труда // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: История. Политология. Экономика. Информатика. – 2008. — № 10 (50). – С. 219-243.
  18. Кривошеев В. Т. Социально-профессиональная адаптация безработных: учебное пособие. – Саратов: ПМУЦ, 2002. – 139 с.
  19. Кудрявцева Л. А. Некоторые аспекты социальной помощи безработным: учебное пособие. – М.: НИЭИ, 2002. – 28 с.
  20. Никитина Н. И., Глухова М. Ф. Методика и технология работы социального педагога: учебное пособие. – М.: ВЛАДОС, 2005. – 399 с.
  21. Новый экономический словарь / под ред. П. Я. Юрского. – 3-е изд. – Р-н/Д: Феникс, 2008. – 430 с.
  22. Об основных итогах деятельности Нижегородской областной службы занятости населения // http://www.czn.nnov.ru/
  23. Остапенко Ю. М. От традиционной «социалки» к современной модели социальной политики // Человек и труд. – 2002. – № 4. – С. 60-61.
  24. Осухова Н. Г. Социально-психологическая адаптация кадровых военнослужащих, уволенных в запас или отставку: теория и практика. – М.: Логос, 1999. – 136 с.
  25. Пикулева О. А. Тендерные, возрастные и профессиональные особенности тактик самопрезентации: автореф. дисс. … канд. психол. наук. – СПб., 2004. – 26 с.
  26. Плюснин Ю. М., Пошевнев Г. С. Социальная психология безработных. – Новосибирск: НГИ, 2007. – 84 с.
  27. Поляков И. Занятость / И. Поляков // Российская газета. – 2007. – № 60. – С. 5.
  28. Социология: энциклопедия / сост. А. А. Грицанов, В. Л. Абушенко, Г. М. Евелькин, Г. Н. Соколова, О. В. Терещенко. – М.: Книжный дом, 2003. – 1312 с.
  29. Спиридонова Г. В. Проблемы адаптации выпускников начального и среднего профессионального образования к рынку труда // Российская наука: тенденции и перспективы: Аналитический вестник Совета Федерации ФС РФ. – 2002. – № 21 (177) . – С. 72.
  30. Сторожук Д. А. Пособие по безработице как основная форма материальной поддержки безработных граждан // Вестник Омского университета. Серия: Право. – 2009. — № 2. – С. 111-121.
  31. Технология социальной работы: учебное пособие / под ред. И. Г. Зайнышева. – М.: ВЛАДОС, 2002. – 240 с.
  32. Челюбеева Ю. В. Молодежный рынок труда как объект теоретико-методологического исследования // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. – 2008. –  № 12. – С. 479-483.
  33. Черевко А. В., Сначов Н. П. Социально-трудовая адаптация молодежи в условиях мирового экономического кризиса // Вестник Днепропетровского национального университета железнодорожного транспорта. – 2009. – Вып. 28. – С. 279-284.
  34. Четверник Т. Я. Социальная защита от безработицы и ее институциональное обеспечение: дисс. … д-ра экон. наук. – М., 2002. – 324 c.
  35. Шевцова И. В. Тренинг личностного роста. – СПб.: Речь, 2003. – 160 с.
  36. Шевцова И. В. Тренинг тренеров: 9 дней личностного роста. – СПб.: Речь, 2008. – 128 с.
  37. 18 программ тренингов: Руководство для профессионалов / под ред. В. А. Чикер. – СПб.: Речь, 2007. – 368 с.