Диплом по юриспрюденции. Тема: Административно-правовой статус криминальной полиции

Заказ 072

Цена 2500 рублей

Административно-правовой статус криминальной полиции

С О Д Е Р Ж А Н И Е 

Введение. 3

Глава 1. Общие вопросы статуса и деятельности полиции в РФ

и роль криминальной полиции в ней. 5

1.1. История появления и развития полиции. 5

1.2. Полиция в Российской Федерации. 17

1.3. Правовая основа деятельности полиции. 24

Глава 2. Особенности реализации правоохранительной деятельности криминальной полицией. 32

2.1. Криминальная полиция в системе полиции РФ и ее     подчиненность  32

2.2. Основные задачи и функции криминальной полиции. 41

2.3. Структура криминальной полиции. Порядок создания, реорганизации и ликвидации криминальной полиции. 44

Глава 3. Права и обязанности криминальной полиции. 50

3.1. Права криминальной полиции. 50

   3.2. Обязанности криминальной полиции. 71

Заключение. 82

Список источников. 88

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

 

         Несмотря на определенную стабилизацию в последнее десятилетие экономической и политической обстановки в Российской Федерации, задача защиты общества и граждан от правонарушений и преступных посягательств остается весьма актуальной. Продолжающийся рост преступности, повышение ее уровня, присущие ей общественно опасные тенденции оказывают отрицательное влияние на все стороны жизнедеятельности государства и общества, серьезно тормозят социально-экономические и политические преобразования России, подрывают ее международный авторитет.

Дальнейшая криминализация общественных отношений может стать неодолимой преградой стабилизации общества. Чтобы не допустить этого и взять криминальную ситуацию под контроль, необходимо последовательно реализовывать взвешенную государственную политику борьбы с правонарушениями и преступлениями.

Таким образом, в силу своего предназначения криминальная милиция должна осуществлять свою подлинную роль инструмента, предназначенного для оптимизации характеристик области внутренних дел государства и способствовать обеспечению правопорядка.

Однако практика организации и осуществления деятельности органов внутренних дел в сфере борьбы с преступлениями страдает определенными недостатками. Кроме того, и сами нормы законодательства, как и практика их применения, требуют совершенствования.

Объект исследования – административно-правовой статус криминальной милиции в РФ.

Предмет – нормы законодательства и положения работ авторов по вопросам статуса и деятельности криминальной милиции.

Цель – проанализировать нормы законодательства о статусе и деятельности криминальной милиции, а также научную и учебную литературу в сфере регулирования деятельности милиции для выявления особенностей административно-правового статуса криминальной милиции.

Задачи работы:

— рассмотреть историю появления и развития милиции;

— изучить статус милиции в РФ;

— проанализировать правовую основу деятельности милиции;

— изучить положение криминальной милиции в системе милиции РФ;

— исследовать основные задачи и функции криминальной милиции, ее структуру, порядок создания, реорганизации и ликвидации;

— проанализировать права и обязанности криминальной милиции.

Методологическую основу исследования составили общие и частные средства изучения, основанные на материалистическом подходе изучения явлений общественной жизни в их взаимосвязи.

Практическая значимость работы заключается в том, что данное исследование и сделанные на его основе выводы могут быть использованы не только практическими работниками правоохранительных органов в процессе правоприменительной деятельности, но и в учебном процессе юридических факультетов.

Основой исследования стали труды авторов по административному праву и регулированию статуса и полномочий органов внутренних дел, а также нормы действующего законодательства.

Структура работы обусловлена логикой и результатами исследования. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников.

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Общие вопросы статуса и деятельности милиции в РФ

и роль криминальной милиции в ней

 

 

1.1. История появления и развития милиции

 

 

         Настоятельная необходимость обеспечения правоохранительной безопасности требует наличия в структурной организации государства определенных звеньев, которые должны организовывать охрану общественного порядка, гарантировать общественную безопасность и вести борьбу с преступностью.

Традиционно для структурного обеспечения внутренних функций государства, реализация которых направлена на обеспечение правоохранительной безопасности, формируются специфичные организационные единицы – органы государственного аппарата. Для их обозначения используются такие термины, как службы, учреждения, подразделения. В качестве родового термина при этом применяются слова «милиция» и «полиция». Принципиально важным является то, что включение в структурную организацию государства органов правопорядка обусловлено сложностью и многоплановостью проблем обеспечения правоохранительной безопасности.

Этимологически термин «полиция» восходит к древнегреческому «politeia», корни которого, в свою очередь, в слове «polis» — город. Таким образом, речь идет о государственном управлении применительно к городу-полису. В подобном смысле он перешел в латинский язык, а затем стал использоваться в лексиконе западноевропейских ученых. В конце XIV века термин «полиция» начали употреблять во Франции и Германии. Французским словом «police» и немецким «polizei» стали обозначать совокупность различных элементов общественного порядка, а затем и государственную деятельность, направленную на обеспечение так называемого «общественного благополучия»[1].

В XVII веке от полиции отпочковывается государственная деятельность в сфере военного, финансового управления, правосудия и международных отношений. Таким образом, к началу XVIII века полиция обозначала всю правительственную, административную деятельность, государственное управление в узком смысле, то есть «репрессию в области безопасности и регламентацию в области благосостояния»[2].

В таком виде данный термин вошел в официальный язык, а затем был введен в научный оборот. Вместе с тем с 20-х годы XVIII века более распространенным его содержанием становится система административных органов, предназначенных для борьбы с правонарушениями. Именно под этим названием соответствующие учреждения начали функционировать в Австрии, Германии, Великобритании, Испании, Франции, Швеции, и других странах Европы, а затем и всего мира[3].

Термин «милиции»» имеет иное происхождение. Таким словом еще в Древнем Риме обозначалась служба солдата-пехотинца (лат. miles происходит, в свою очередь, от mille (тысяча, легион)). С созданием в государствах Западной Европы постоянных, регулярных вооруженных сил в противоположность им милицией стало именоваться войско, создаваемое только на период войны, то есть ополчение, вооруженный народ. В подобной трактовке понятие «милиция» и сейчас используется в конституциях и законодательстве ряда развитых стран (например, США)[4].

Использование термина «милиция» взамен термина «полиция» после 1917 года в России было обусловлено идеологическими мотивами новой государственной власти. Этим подчеркивалось, что в условиях государства диктатуры пролетариата по своему наименованию ведущая правоохранительная вооруженная организация отличается от аналогичного элемента структурной организации буржуазного государства в виде полиции.

В качестве ключевого критерия разграничения стала использоваться та стратегическая цель, к достижению которой должна была стремиться советская милиция, — защита граждан, их прав и свобод, законных интересов советского общества и государства от преступных и иных противоправных посягательств. Тем самым признавалось, что полиция имела своей задачей охрану безопасности капиталистического общества и государства за счет методов прямого принуждения в отношении трудящихся, а советская милиция действует в интересах пролетариата и трудящихся масс[5]. Венцом концептуальных подходов в понимании милиции как специфичного органа советского государства был постулат о том, что по мере развития социализма и построения коммунистического общества, необходимость в милиции отпадет.

Процесс замены термина «полиция» термином «милиция» в отечественном официальном языке имеет под собой следующую историю. Созданное в ходе Февральской революции 1917 года Временное правительство пришло к осознанию того факта, что авторитет полиции и лиц, состоящих на полицейской службе, необычайно низок. Поэтому первым шагом по реформированию данной системы органов было изменение его словесного обозначения. К этому времени весьма широкую популярность приобрела ленинская идея так называемой народной милиции, заменяющей собой армию, полицию и вообще все чиновничество. 17 апреля 1917 года Временное правительство учредило вместо наружной полиции милицию, децентрализовав прежний аппарат, демократизировав службу в нем, но по сути оставив в стране профессиональную регулярную полицию.

В целях ослабления власти Временного правительства партия большевиков выдвинула лозунг ликвидации созданной им милиции и замены ее «всеобщим вооружением народа», то есть «действительно народной» милицией. В соответствии с Постановлением НКВД РСФСР от 28 октября (10 ноября) 1917 года «О рабочей милиции» первые месяцы рабочая милиция и Красная гвардия действовали как добровольческие отряды. Однако уже в июле 1918 года съезд председателей губернских Советов в своей резолюции записал: «Признавая невозможным всеобщее вооружение всего населения в настоящий момент крайнего обострения классовой борьбы как в городе, так и в деревне и ощущение общей нужды на местах в постоянном аппарате для поддержания революционного порядка, охраны Советской власти и отстояния дорогих завоеваний революции, съезд признает необходимым организацию Советской Рабоче-крестьянской милиции»[6].

НКВД и НКЮ РСФСР в октябре 1918 года по поручению Совнаркома издали Инструкцию об организации советской Рабоче-крестьянской милиции, закрепившую основы ее организации и деятельности. То есть милиции стал  придаваться статус государственной структуры, действующей на профессиональной основе.

Таким образом, милиция в собственном значении этого слова просуществовала в Советском государстве немногим более года, приобретая к концу 1918 года основные организационные и правовые признаки полиции. Разумеется, к прежнему названию возврата не было, так как это означало бы публичное признание несостоятельности одного из коренных положений ленинской теории социалистического государства[7].

При комплектовании кадров милиции, как и в армии, проводился классовый подход. В милицию не принимались также лица, опорочившие себя службой в царских карательных органах или совершившие преступления.

Основной задачей милиции была охрана революционного порядка, обеспечение соблюдения закона всеми гражданами. Милиция проводила дознание по уголовным делам, осуществляла в этих целях определенные процессуальные действия, выполняла поручения судебных и следственных органов, приводила в исполнение приговоры.

Уголовный розыск, созданный еще в начале 1918 года в системе Наркомюста, теперь был передан в ведение милиции.

Органы милиции строились на основе двойного подчинения. Центральным органом милиции стало ее Главное управление, организованное в составе НКВД. В губерниях и уездах создаются губернские и уездные управления Рабоче-крестьянской милиции, включаемые в состав соответствующих исполкомов. Территории уездов делятся на участки во главе с начальником милиции, в подчинении которого находятся милиционеры и старшие милиционеры. С самого начала при милиции комплектуются добровольные отряды, помогающие ей на общественных началах в охране порядка.

Круг деятельности милиции определялся насущными задачами, продиктованными условиями гражданской войны: участие в обеспечении продовольственной разверстки, трудовой повинности и т.д. Особо важным делом милиции была борьба с бандитизмом, носившим в основном политический характер. В этой области ее функции переплетались с функциями ВЧК, с которой милиция была связана и организационно. Представители ЧК входили в состав губернских управлений милиции, а в уездной милиции были созданы в 1919 году политические отделения, выполнявшие функции органов ЧК.

Всероссийская Чрезвычайная Комиссия и ее местные органы боролись с контрреволюционными преступлениями, спекуляцией и преступлениями по должности. Кроме того, она выполняла функции органа разведки.

В условиях гражданской войны органы ВЧК имели широкие права. Они вели следствие, выносили приговоры и приводили их в исполнение. В случаях вооруженных выступлений против Советской власти, бандитизма ВЧК могла применять непосредственную расправу к виновным на месте преступления.

Последующее развитие советской судебной системы и борьба за укрепление законности привели к некоторому ограничению компетенции ВЧК. Декретом ВЦИК в феврале 1919 года судебные функции органов ВЧК были переданы реорганизованным трибуналам, хотя в особых случаях (например, контрреволюционный мятеж) за ВЧК сохранялось право внесудебной репрессии. Список преступлений, по которым ВЧК могла применять такую репрессию, был расширен в разгар гражданской войны в июне 1919 года.

ВЧК подчинялась Совнаркому и контролировалась им. Ее местные органы находились в двойном подчинении, работая на правах отделов исполкомов местных Советов. В начале гражданской войны действовало около 40 губернских и много уездных чрезвычайных комиссий.

В конце 1918 года органы ВЧК начали создавать и в Красной Армии. На них возлагались борьба с контрреволюцией в армии и в прифронтовой полосе, борьба со шпионажем, разведка в тылу неприятеля. В августе 1918 года органы ВЧК были образованы на железнодорожном, а несколько позже и на водном транспорте. Были созданы также пограничные органы ВЧК.

В 1922 году борьба за укрепление законности нашла свое отражение и в реорганизации органов государственной безопасности. Надо было успокоить внутреннюю буржуазию, панически боявшуюся чекистов, и зарубежных предпринимателей, которых старались привлечь к восстановлению народного хозяйства страны. За рубежом прямо выдвигали как условие для возможных инвестиций создание гарантий от всякого рода чрезвычайщины, твердого порядка обеспечения имущественных отношений.

Дело в том, что за годы гражданской войны компетенция ВЧК сильно расширилась, далеко выйдя за пределы непосредственной охраны госбезопасности. И даже после окончания войны в начале 1921 года на ВЧК продолжали возлагать все новые дополнительные обязанности, не связанные с прямой защитой от контрреволюции. Например, к компетенции ВЧК была отнесена борьба с хищениями угля на транспорте, при этом ей давалось право самостоятельно применять наказания, в особо серьезных случаях даже расстрел[8]. ВЧК же поручили бороться и с незаконным проездом по железным дорогам.

Вопрос о реорганизации ВЧК был поставлен IX Всероссийским съездом Советов еще в декабре 1921 года. Внешне все выглядело очень решительно: в 1922 года ВЧК была просто упразднена. Однако вместо нее тут же в составе НКВД был создан новый орган – Государственное политическое управление. ГПУ приняло на себя все функции охраны госбезопасности, но оно было освобождено от пресечения общеуголовных преступлений.

Еще в 1921 году различные отряды ВЧК были сведены в специальные войска Всероссийской Чрезвычайной Комиссии. На них возлагалась охрана границ, железных дорог, пристаней и пр.

С образованием СССР органы государственной безопасности объединились во всесоюзном масштабе. Конституция 1924 года предусматривала создание Объединенного Государственного Политического Управления при СНК Союза ССР. ОГПУ руководило соответствующими органами в союзных республиках, выведенными в 1923 году из структуры НКВД. Во главе их стояли уполномоченные ОГПУ. Надзор за законностью действий ОГПУ был возложен на прокурора Верховного Суда СССР.

Органы государственной безопасности действовали при широкой поддержке населения. В частности, на Украине в борьбе с бандитизмом участвовало 730 отрядов крестьянской бедноты, объединявших свыше 56 тыс. бойцов.

С работой ВЧК и ГПУ была тесно связана и деятельность милиции. В 1921-1922 годах ей пришлось вести широкую борьбу с бандитизмом, для чего при Главном управлении милиции РСФСР была образована специальная комиссия, а также сформированы особые части. В 1924 году возникла идея передачи милиции в подчинение ОГПУ, правда, она не была реализована[9].

В мирных условиях несколько изменяются основные направления и формы работы советской милиции. По Положению о Народном комиссариате внутренних дел РСФСР 1922 года на милицию было возложено: поддержание порядка и спокойствия в стране, обеспечение проведения в жизнь законов Советского государства, охрана учреждений, предприятий и т.п.

Большую роль сыграла милиция в охране народного достояния и борьбе с хозяйственными и должностными преступлениями. В 1925-1926 годах ей вменили в обязанность оказание содействия органам государственного управления в охране лесов, сборе налогов, исполнении решений судов по гражданским делам и др. Вообще функции милиции со временем все больше расширялись, причем порой на нее возлагались обязанности, вовсе не свойственные этому органу. Так, в 1921 году ее обязали участвовать в обеспечении топливом железных дорог, в борьбе с трудовым дезертирством, оказывать содействие коммунальным отделам, комитетам труда, здравотделам и другим органам в области соблюдения санитарных правил. Этот перечень можно продолжить. Дело доходило до курьезов: на местах милиции поручали участвовать в борьбе с клопами и тараканами и даже освидетельствовать комсомолок «на предмет девственности». Все это, конечно, отвлекало милицию от ее основных задач – охраны общественного порядка и борьбы с преступностью.

Дело усугублялось тем, что штаты милиции систематически сокращали. В 1929 году они составляли лишь 40% численности бывшей царской полиции.

Милицию считали лишь вспомогательным органом государства. Поэтому наряду с сокращением штатов урезали и расходы на ее содержание. Поскольку милиция финансировалась по преимуществу из местных бюджетов, то власти стремились сэкономить на ней. Кое-где милицию поставили, по существу, даже на хозрасчет, выплачивая жалованье за счет штрафов, собираемых ею же.

Все трудности и явные несуразности приводили к тому, что текучесть кадров в органах милиции была весьма велика, а качество кадрового состава оставляло желать много лучшего. Вместе с тем предпринимались попытки организовать работу милиции по-новому. Рождаются своеобразные формы связи милиции с общественностью: шефство трудящихся над милицией, институт сельских исполнителей. Сельские исполнители, которыми могли быть все лица, не лишенные избирательных прав, являлись помощниками милиции на селе, где штатный аппарат ее органов был особенно мал.

Кроме общей была создана и ведомственная милиция для охраны государственных предприятий и учреждений, обеспечения общественного порядка и производства дознания на территории, занимаемой этими учреждениями. Ведомственная милиция разделялась на специальные виды в зависимости от характера охраняемых объектов: горно-приисковую, промысловую, фабрично-заводскую, ярмарочную, торгово-промышленную и так далее – и содержалась на средства обслуживаемых предприятий и учреждений.

В 1930 году были упразднены народные комиссариаты внутренних дел союзных и автономных республик, ведавшие весьма разнородными отраслями управления: коммунальным хозяйством, пожарной охраной, борьбой с преступностью и т.д. На базе их структурных подразделений были созданы отраслевые органы, непосредственно подчиненные совнаркомам республик, в том числе управления милиции и уголовного розыска[10]. В 1931 году было издано Положение о Рабоче-крестьянской милиции Союза ССР, в котором впервые регламентировались ее организация и деятельность в масштабе всего Союза. Положение предусматривало более полное подчинение органов милиции ее центральным органам. Централизация была усилена еще больше, когда в 1932 году было создано Главное управление Рабоче-крестьянской милиции при ОГПУ, подчинившее республиканские управления милиции. При образовании в 1934 году Наркомата внутренних дел СССР Главное управление милиции было включено в его состав. Централизация охраны общественного порядка, с одной стороны, позволяла более планомерно и масштабно организовывать борьбу с преступностью, но с другой – невольно сковывала инициативу местных работников, привыкших ожидать директив центра.

При создании НКВД Союза ему были подчинены и другие ведомства: Главное управление пограничных и внутренних войск, Главное управление пожарной охраны, Главное управление исправительно-трудовых лагерей и трудовых поселений, отдел актов гражданского состояния. Позже в него вошли также Главное управление шоссейных дорог, Главное управление геодезии и картографии, Главное архивное управление и др. НКВД очень разбух, к тому же ему приходилось руководить весьма разнородными сферами управления. Этим объясняют выделение из состава Наркомвнудела в начале 1941 года Главного управления государственной безопасности, которое стало самостоятельным наркоматом.

В данный период были реорганизованы и контрольные органы. По решению XVII съезда партии ЦКК-РКИ была упразднена. Вместо нее создавались самостоятельные Комиссия партийного контроля и Комиссия советского контроля при Совнаркоме СССР. Партийный контроль, таким образом, был вновь отделен от государственного.

Реорганизации подверглись и правоохранительные органы. В марте 1954 года за счет выведения из МВД СССР соответствующих подразделений был образован Комитет государственной безопасности при Совете Министров СССР. Спустя некоторое время была устранена чрезмерная централизация руководства органами внутренних дел. В октябре 1956 года управления Министерства внутренних дел и управления милиции в областях и краях были реорганизованы в единые управления внутренних дел исполнительных комитетов областных (краевых) Советов депутатов трудящихся. Органы милиции в районах, городах и рабочих поселках были преобразованы в отделы исполкомов районных, городских и поселковых Советов депутатов трудящихся. Вместе с изменениями в структуре милиции на местах были пересмотрены права органов милиции в союзных республиках. Начальник управления милиции стал одновременно заместителем министра внутренних дел союзной республики и назначался Советом Министров союзной республики.

Восстановление принципа двойного подчинения органов внутренних дел предполагало укрепление их связи с Советами депутатов трудящихся, усиление контроля Советов над органами МВД.

В 1960 году ликвидировали Министерство внутренних дел СССР. Однако, как показала практика, это было непродуманным шагом. Усложнилась координация работы республиканских органов охраны общественного порядка, ослаб межреспубликанский обмен опытом борьбы с преступностью, снизились возможности использования в этой борьбе новейших достижений науки и техники.

Определенная реорганизация была проведена в правоохранительных органах значительно позже. Она имела целью восстановление централизованного управления. В 1966 году было вновь создано Министерство охраны общественного порядка Союза ССР, подчинившее себе аналогичные республиканские министерства. Позже все они были вновь переименованы в министерства внутренних дел. Такое название больше отвечало содержанию работы МВД, поскольку к его компетенции относились не только охрана общественного порядка, но и некоторые другие важные функции, например пожарная охрана.

Централизация органов внутренних дел была, однако, не беспредельной. Указ Президиума Верховного Совета СССР от 8 июня 1973 года «Об основных обязанностях и правах советской милиции по охране общественного порядка и борьбе с преступностью» предусмотрел двойное подчинение органов милиции, как по вертикали – соответствующему министерству, так и по горизонтали – местным Советам.

Тот же Указ подчеркнул необходимость связи милиции с общественностью, в том числе с такими массовыми организациями, как добровольная народная дружина. Деятельность дружин регламентировалась на основе накопившегося опыта.

Это было сделано Указом Президиума Верховного Совета СССР от 20 мая 1974 года «Об основных обязанностях и правах добровольных народных дружин по охране общественного порядка». Указ предусматривал широкие функции народных дружин вплоть до помощи пограничникам и борьбы с браконьерством, предоставляя для их осуществления и определенные права, включая составление протоколов о правонарушениях и доставку нарушителей в органы милиции.

Дружины при всем их несовершенстве себя оправдали. Конечно, дружинники, вооруженные только красными повязками, не могли вступить в бой с опасными преступниками, однако само их присутствие на улицах, в общественных местах уже воздействовало на хулиганствующие элементы, заставляло помнить всякого рода неустойчивых лиц о том, что за противоправные деяния можно понести ответственность.

Усилению охраны общественного порядка способствовал и Указ Президиума Верховного Совета СССР от 26 июля 1966 года, возложивший на органы милиции административный надзор за лицами, освобожденными из мест лишения свободы. Указ не стеснял в правах основную массу населения, ибо касался только рецидивистов и некоторых тяжких преступников, отбывших наказание.

Таким образом, принимались определенные меры по борьбе с преступностью, и нельзя сказать, что они не давали результата. Преступность, конечно, продолжала расти, но медленно. В 60-х гг. этот рост составил всего 1,3%. В 70-х гг. показатели несколько выросли, достигнув 3,6%[11]. Однако население страны тоже увеличилось, следовательно, уровень преступности остался примерно прежним. Правда, не все преступления регистрировались, хотя с этим велась борьба.

Президиум Верховного Совета СССР в 1983 году потребовал от прокуратуры в ряду других и принятия мер по борьбе с сокрытием преступлений от регистрации. Дело в том, что органы милиции, да и прокуратуры – в случаях, когда они не надеялись раскрыть преступление, старались не открывать производство по делу, чтобы не ухудшать показатели своей работы. Даже по официальной статистике возрастал процент тяжких преступлений. 70-е годы знаменуются тем, что в нашей стране появляются первые ростки организованной преступности, связанной по преимуществу с теневой экономикой.

Как видится, именно эти факторы послужили причиной того, что в милиции были выделены два самостоятельных отдела – милиция общественной безопасности и криминальная милиция, с самостоятельными задачами, функциями и полномочиями.


 

Заключение

 

 

         Милиция как один из представителей правоохранительных органов появилась в нашем государстве почти сразу же после революция 1917 года (до этого существовала полиция, которая была ликвидирована полностью).

В числе прочих функция милиция проводила дознание по уголовным делам, осуществляла в этих целях определенные процессуальные действия, выполняла поручения судебных и следственных органов, приводила в исполнение приговоры.

Период перехода от СССР к России ознаменовался небывалом расцветом преступности, в том числе организованной преступности, связанной по преимуществу с теневой экономикой. Это послужило причиной того, что в милиции были выделены два самостоятельных подразделения – милиция общественной безопасности и криминальная милиция, с самостоятельными задачами, функциями и полномочиями.

Милиция в РФ – это система государственных органов исполнительной власти, призванных защищать жизнь, здоровье, права и свободы граждан, собственность, интересы общества и государства от преступных и иных противоправных посягательств и наделенных правом применения мер принуждения в пределах, установленных данным Законом и другими федеральными законами. Милиция входит в систему Министерства внутренних дел Российской Федерации.

Задачами милиции являются:

— обеспечение безопасности личности;

— предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений;

— выявление и раскрытие преступлений;

— охрана общественного порядка и обеспечение общественной безопасности;

— защита частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности;

— оказание помощи физическим и юридическим лицам в защите их прав и законных интересов в пределах, установленных законом.

В своей деятельности милиция руководствуется Конституцией Российской Федерации, Законом о милиции, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, конституциями, уставами, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, изданными в пределах их полномочий. В своей деятельности милиция также руководствуется законами и иными правовыми актами Союза ССР, действующими на территории Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Основными факторами, определяющими организационное построение милиции, являются возложенные на нее задачи и выполняемые функции, а также национально-государственное и административно-территориальное устройство Российской Федерации.

Закон впервые подразделил милицию на два вида: криминальную и милицию общественной безопасности.

В основу разделения милиции на криминальную и общественной безопасности положены несколько критериев:

— круг решаемых задач;

— объем реализуемых полномочий;

— подчиненность и подконтрольность;

— порядок назначения на должность и освобождения от должности руководителей;

— источники финансирования и содержания.

При этом криминальная милиция и милиция общественной безопасности не являются автономными структурами в системе органов внутренних дел. Они – часть единого милицейского аппарата.

Закон возлагает на криминальную милицию три основные задачи:

— выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, по делам о которых производство предварительного следствия обязательно (борьба с преступностью);

— организация и осуществление розыска скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от исполнения уголовного наказания, без вести пропавших и иных лиц в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации (розыск лиц);

— оказание содействия милиции общественной безопасности в исполнении возложенных на нее обязанностей.

Борьба с преступностью ведется путем предупреждения, пресечения, выявления и раскрытия тяжких и особо тяжких преступлений, то есть это та категория уголовных дел, которая расследуется следователями органов внутренних дел и следователями органов прокуратуры.

Подразделения криминальной милиции осуществляют борьбу с организованной преступностью, преступлениями против личности, собственности, порядка управления, правосудия, посягающими на общественный порядок и порядок управления, в сфере экономической деятельности, компьютерной информации

Розыскная функция криминальной милиции реализуется по двум направлениям: непосредственный розыск лиц соответствующих категорий и организация такого розыска.

Криминальная милиция изучает и оценивает состояние розыскной работы, подготавливает проекты управленческих решений по вопросам организации и осуществления розыска, осуществляет планирование розыскной работы, оказывает методическую и практическую помощь службам и подразделениям в постановке розыскной работы, распространяет положительный опыт, готовит информацию по розыску для направления в другие органы, поддерживает с ними взаимодействие.

Содействие милиции общественной безопасности в исполнении возложенных на нее обязанностей осуществляется криминальной милицией по различным направлениям. Силы и средства криминальной милиции привлекаются к охране общественного порядка при проведении массовых мероприятий, для пресечения групповых нарушений общественного порядка и массовых беспорядков, в целях спасения людей при чрезвычайных происшествиях. Оперативно-розыскные возможности подразделений криминальной милиции используются для проведения различных профилактических мероприятий, контроля за соблюдением установленных правил осуществления частной детективной и охранной деятельности, оборота служебного и гражданского оружия и для решения других задач, возложенных на милицию общественной безопасности.

Процессуальным статусом лица, производящего дознание (дознавателя), в криминальной милиции обладают специально выделенные сотрудники или сотрудники, уполномоченные на это в каждом конкретном случае.

Вместе с тем необходимо иметь в виду, что вся полнота процессуальных полномочий и ответственности возлагается на начальника криминальной милиции. В частности, подлежат утверждению начальником криминальной милиции (его заместителем) все постановления (решения), выносимые дознавателем, в тех случаях, когда УПК РФ говорит об органе дознания, иначе они теряют юридическую силу.

В криминальную милицию входят подразделения: уголовного розыска; по борьбе с экономическими преступлениями; по налоговым преступлениям; по противодействию экстремизму; оперативно-поисковые; специальных технических мероприятий; собственной безопасности; отряды милиции специального назначения; оперативно-розыскной информации; по обеспечению безопасности лиц, подлежащих государственной защите.
В криминальную милицию также входят Национальное центральное бюро Интерпола и его территориальные подразделения.

Закон однозначно решает вопрос о финансировании криминальной милиции. Она содержится только за счет средств федерального бюджета.

В настоящее время отсутствуют официально утвержденные нормативы штатной численности криминальной милиции в целом и ее отдельных служб. Фактическая численность конкретных подразделений криминальной милиции устанавливается исходя из состояния криминальной обстановки, социально-экономических, географических, демографических и иных особенностей обслуживаемой территории, других обстоятельств. Учитывается и нагрузка на отдельного сотрудника криминальной милиции по критериям выявления и раскрытия преступлений.

Анализ прав и обязанностей криминальной милиции позволяет сделать вывод о том, что использование криминальной милицией комплекса предоставленных ей многочисленных и обширных прав возможно только в целях исполнения обязанностей, возложенных Законом о милиции. Данное положение является подтверждением того, что имеющиеся права милиции корреспондируют с их обязанностями, выступающими границами дозволенного поведения.

Современное состояние правового регулирования об управлении в сфере органов внутренних дел наполнено рядом проблем.

Как было установлено в исследовании, важной проблемой теоретического и практического плана является разработка современной концепции ведомственного правотворчества, которая не имела бы ничего общего с командно-административным типом ведомственного правотворчества.

Кроме того, в рамках административной реформы приобретает особый смысл проблема нормативного урегулирования правотворчества в качестве единой нормообразующей деятельности. Особенно нуждается в упорядочении практика подзаконного правотворчества, требующая унифицированного подхода.

К сожалению, приходится констатировать, что до настоящего времени не приняты Федеральные законы «О нормативных правовых актах Российской Федерации», «О федеральных органах исполнительной власти Российской Федерации». Принятие этих Законов способствовало бы урегулированию нормотворческой деятельности всех федеральных органов исполнительной власти, унификации принимаемых ими нормативных правовых актов, улучшению их взаимодействия, четкому определению их правового статуса.

Кроме того, как видится, в Закон о милиции требуется внести такое важное изменение, как разделение прав и обязанностей милиции общественной безопасности и криминальной милиции. Каждое из данных подразделений наделено рядом собственных прав с целью осуществления возложенных на них обязанностей, их деятельность соприкасается, но в ряде случаев не совпадает. Необходимо отдельными статьями обозначить права и обязанности милиции общественной безопасности и криминальной милиции.

Как видится, предлагаемые выше законодательные изменения и мероприятия в какой-то степени должны помочь усовершенствовать правовые и организационные основы деятельности органов криминальной милиции.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список источников:

 

 

1. Нормативно-правовые акты:

 

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 года)//Собрание законодательства РФ. 26.01.2009. №4. Ст.445.

2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 года № 195-ФЗ//Собрание законодательства РФ. 07.01.2002. № 1 (ч.1). Ст.1.

3. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 года № 146-ФЗ//Собрание законодательства РФ. 03.08.1998. № 31. Ст.3824.

4. Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации от 08.01.1997 года № 1-ФЗ//Собрание законодательства РФ. 13.01.1997. № 2. Ст.198.

5. Уголовно-процессуальный кодекс РФ от 18.12.2001 года № 174-ФЗ//Собрание законодательства РФ. 24.12.2001. №52 (ч.I). Ст.4921.

6. Уголовный кодекс РФ от 13.06.1996 года № 63-ФЗ//Собрание законодательства РФ. 17.06.1996. № 25. Ст.2954.

7. Федеральный конституционный закон РФ от 30.05.2001 года № 3-ФКЗ «О чрезвычайном положении»//Собрание законодательства РФ. 04.06.2001. №23. Ст.2277.

8. Федеральный конституционный закон РФ от 21.07.1994 года № 1-ФКЗ «О Конституционном суде Российской Федерации»//Собрание законодательства РФ. 25.07.1994. № 13. Ст.1447.

9. Федеральный закон РФ от 29.12.2009 года № 383-ФЗ «О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации»//Собрание законодательства РФ. 04.01.2010. № 1. Ст.4.

10. Федеральный закон РФ от 06.03.2006 года № 35-ФЗ «О противодействии терроризму»//Собрание законодательства РФ. 13.03.2006. №11. Ст.1146.

11. Федеральный закон РФ от 27.07.2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»//Собрание законодательства РФ. 31.07.2006. № 31 (1 ч.). Ст.3448.

12. Федеральный закон РФ от 07.07.2003 года № 126-ФЗ «О связи»//Собрание законодательства РФ. 14.07.2003. № 28. Ст.2895.

13. Федеральный закон РФ от 25.07.2002 года № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности»//Собрание законодательства РФ. 29.07.2002. № 30. Ст.3031.

14. Федеральный закон РФ от 31.03.1999 года № 68-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР «О милиции»//Собрание законодательства РФ. 05.04.1999. № 14. Ст.1666.

15. Федеральный закон РФ от 25.07.1998 года № 128-ФЗ «О государственной дактилоскопической регистрации в Российской Федерации»//Собрание законодательства РФ. 03.08.1998. № 31. Ст.3806.

16. Федеральный закон РФ от 13.12.1996 года № 150-ФЗ «Об оружии»//Собрание законодательства РФ. 16.12.1996. №51. Ст.5681.

17. Федеральный закон РФ от 15.07.1995 года № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений»//Собрание законодательства РФ. 17.07.1995. № 29. Ст.2759.

18. Федеральный закон РФ от 12.08.1995 года № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности»//Собрание законодательства РФ. 1995. № 33. Ст.3349.

19. Закон РФ от 21.07.1993 года № 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы»//Ведомости СНД и ВС РФ. 19.08.1993. № 33. Ст.1316.

20. Закон РФ от 21.07.1993 года № 5485-1 «О государственной тайне»//Собрание законодательства РФ. 13.10.1997. № 41. Стр.8220-8235.

21. Закон РФ от 05.03.1992 года № 2446-1 «О безопасности»//Ведомости СНД и ВС РФ. 09.04.1992. № 15. Ст.769.

22. Закон РФ от 11.03.1992 года № 2487-1 «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации»//Ведомости СНД РФ и ВС РФ. 23.04.1992. № 17. Ст.888.

23. Закон РФ от 18.04.1991 года № 1026-1 «О милиции»//Ведомости СНД и ВС РСФСР. 18.04.1991. № 16. Ст.503.

24. Закон РФ от 27.12.1991 года № 2124-1 «О средствах массовой информации»//Ведомости СНД и ВС РФ. 13.02.1992. № 7. Ст.300.

25. Указ Президента РФ от 24.09.2007 года № 1274 «Вопросы структуры федеральных органов исполнительной власти»//Собрание законодательства РФ. 01.10.2007. № 40. Ст.4717.

26. Указ Президента РФ от 09.03.2004 года № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти»//Собрание законодательства РФ. 15.03.2004. № 11. Ст.945.

27. Указ Президента РФ от 19.07.2004 года № 927 «Вопросы Министерства внутренних дел Российской Федерации»//Собрание законодательства РФ. 26.07.2004. № 30. Ст.3149.

28. Указ Президента РФ от 04.06.2001 года № 644 «О некоторых вопросах Министерства внутренних дел Российской Федерации»//Собрание законодательства РФ. 11.06.2001. № 24. Ст.2416.

29. Постановление Правительства РФ от 07.12.2000 года № 925 «О подразделениях криминальной милиции»//Собрание законодательства РФ. 2000. № 50. Ст.4904.

30. Постановление Правительства РФ от 31.07.1998 года № 880 «О порядке проведения государственного технического осмотра транспортных средств, зарегистрированных в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации» (вместе с «Положением о проведении государственного технического осмотра автотранспортных средств и прицепов к ним Государственной инспекцией безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации», «Положением о проведении конкурса среди юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на участие в проверке технического состояния транспортных средств с использованием средств технического диагностирования при государственном техническом осмотре»)»/Собрание законодательства РФ. 10.08.1998. № 32. Ст.3916.

31. Постановление Правительства РФ от 22.09.1993 года № 959 «О мерах по усилению охраны общественного порядка на улицах городов и других населенных пунктов Российской Федерации»//Собрание актов Президента и Правительства РФ. 27.09.1993. № 39. Ст.3631.

32. Приказ Генеральной Прокуратуры РФ, МВД России, МЧС России, Минюстом России, ФСБ России, Минэкономразвития России и ФСКН России от 29 декабря 2005 года № 39/1070/1021/253/780/353/399 «О едином учете преступлений»//СПС «КонсультантПлюс».

33. Приказ МВД России от 21.06.2003 года № 438 «Об утверждении Инструкции о порядке осуществления привода»//СПС «КонсультантПлюс».

34. Приказ МВД России, Федеральной службы безопасности РФ, Федеральной службы охраны РФ, Федеральной таможенной службы, Службы внешней разведки РФ, Федеральной службы исполнения наказаний, Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков и Минобороны России от 17.04.2007 года №368/185/164/481/32/184/97/147 «Об утверждении Инструкции о порядке представления результатов оперативно-розыскной деятельности дознавателю, органу дознания, следователю, прокурору или в суд»//СПС «КонсультантПлюс».

35. Приказ МВД РФ № 76, МНС РФ № АС-3-06/37 от 22.01.2004 года «Об утверждении нормативных правовых актов о порядке взаимодействия органов внутренних дел и налоговых органов по предупреждению, выявлению и пресечению налоговых правонарушений и преступлений» (вместе с «Инструкцией о порядке взаимодействия органов внутренних дел и налоговых органов при осуществлении выездных налоговых проверок», «Инструкцией о порядке направления органами внутренних дел материалов в налоговые органы при выявлении обстоятельств, требующих совершения действий, отнесенных к полномочиям налоговых органов, для принятия по ним решения», «Инструкцией о порядке направления материалов налоговыми органами в органы внутренних дел при выявлении обстоятельств, позволяющих предполагать совершение нарушения законодательства о налогах и сборах, содержащего признаки преступления»)//Российская газета. 06.03.2004. № 46.

 

 

2. Литература:

 

1. Административное право России: Курс лекций/Под ред. Н.Ю.Хаманевой. – М.: ТК Велби, Изд-во «Проспект», 2007.

2. Административное право: Учебник (издание второе, переработанное и дополненное)/Под ред. Л.Л.Попова. – М.: Юристъ, 2005.

3. Андреева И.А. Очерки истории ОВД России: 1920-2000 гг. – Омск: 2000.

4. Арестова Е.Н. К вопросу о понятии и системе органов внутренних дел//Российский следователь. 2007. № 24.

5. Арзамасов Ю.Г. Ведомственное нормотворчество как тип юридической деятельности//Государство и право. 2006. № 9.

6. Афанасьев А.В., Галкин Ю.В. Российская милиция: краткая хроника (октябрь 1917 – 2000 гг.). – Саратов: 2001.

7. Бахрах Д.Н. Административное право: Учебник/Д.Н.Бахрах, Б.В.Россинский, Ю.Н.Старилов. – 3-е изд., пересмотр. и доп. – М.: Норма, 2008.

8. Бахрах Д.Н., Российский Б.В., Старилов Ю.Н. Административное право: Учебник для вузов. – 2-е изд., изм. и доп. – М.: Норма, 2005.

9. Бородин С.С., Громыко С.С. Административное право. Общая и Особенная часть: Курс лекций/С.С.Бородин, С.С.Громыко; ГУАП. – СПб.: 2007.

10. Босхамджиева Н.А. Роль милиции в обеспечении национальной безопасности Российской Федерации//Административное право и процесс. 2008. № 1.

11. Губанов А.В. Полиция зарубежных государств. Организационно-правовые основы, стратегия и тактика, кадровое обеспечение деятельности, международное полицейское сотрудничество: Монография. – М.: Московская академия МВД России, 2001.

12. Губанов А.В., Зубов И.Н. Полиция государств дальнего зарубежья. – М.: 1999.

13. Гуценко К.Ф., Ковалев М.А. Правоохранительные органы: Учебник для юридических вузов и факультетов. – М.: Издательство «Зерцало», 2007.

14. Дерюжинский В.Ф. Полицейское право. – 4-е изд. – Пг., 1917.

15. Дмитриев Ю.А., Полянский И.А., Трофимов Е.В. Административное право Российской Федерации: Учебник для юридических вузов. – М.: 2008.

16. Дмитриев Ю.А., Шапкин М.А. Правоохранительные органы Российской Федерации: Учеб. для вузов. 3-е изд., изм. и доп. – М.: Эксмо, 2006.

17. Звоненко Д.П., Малумов А.Ю., Малумов Г.Ю. Административное право: Учебник. – М.: ЗАО Юстицинформ, 2007.

18. История отечественного государства и права. Часть 2: Учебник (издание третье, переработанное и дополненное)/Под ред. О.И.Чистякова. – М.: Юристъ, 2002.

19. Калинина Н.С. Правоохранительная служба как отдельный вид государственной службы РФ. Критерии правоохранительной службы//Российский следователь. 2007. № 10.

20. Капитонов С.А. Ведущая функция милиции. – М.: Юриспруденция, 2002.

21. Кваша Л.Ф. Возможности реформирования российской милиции в переходный период//Административное право и процесс. 2006. № 1.

22. Кваша Л.Ф. Структурно-организационное обеспечение милицией охранительных функций государства в условиях переходного периода//Российский следователь. 2006. № 4.

23. Кисленко С.Л. Криминалистическая теория и практика взаимодействия участников уголовного судопроизводства//Уголовное судопроизводство. 2007. № 3.

24. Комментарий к Закону Российской Федерации «О милиции» (постатейный)/Под ред. Ю.Н.Мильшина, С.Е.Чаннова. – М.: 2007.

25. Кондрашов Б.П., Соловей Ю.П., Черников В.В. Российский закон о милиции. – М.: 1992.

26. Ленин и ВЧК. Сборник документов (1917-1922 гг.). – М.: 1987.

27. Малков В.Д. Теоретические, правовые и организационные проблемы деятельности органов внутренних дел по предупреждению и профилактике преступлений и иных правонарушений//Общество и право. 2008. № 3.

28. Малыгин А.Я. Органы внутренних дел в период проведения новой экономической политики (1921-1929 гг.)//Полиция и милиция России. Страницы истории. – М.: 1995.

29. Малыгин А.Я. Развитие системы органов внутренних дел в предвоенные годы//Полиция и милиция России: страницы истории. – М.: 1995.

30. Морозов В.М. Российские и зарубежные полицейские милицейские системы: происхождение и развитие. – Владивосток: 1999.

31. Мулукаев Р.С., Скимягин А.Т. История советской милиции: Хронологический справочник. – М.: 1976.

32. Назаренко И.А. Управление органами внутренних дел при возникновении чрезвычайных ситуаций//Административное право и процесс. 2007. № 2.

33. НКВД – МВД РФ/Сост. А.Я.Малыгин, Р.С.Мулукаев. – М.: 2000.

34. Овчинников Н.А. Совершенствование правового обеспечения сферы внутренних дел – актуальная задача дня//Российский следователь. 2006. № 7.

35. Полицейские постановления иностранных государств. – СПб.: 1866.

36. Преступность и правонарушения в СССР. 1990. Статистический сборник. – М.: 1991.

37. Рыжаков А.П. Постатейный комментарий к Закону от 18 апреля 1991 года № 1026 «О милиции». – М.: 2004.

38. Солдатов А.П. (Особенная часть), Мельников В.А. (Общая часть) Административное право Российской Федерации. – М.: 2006.

39. Соловей Ю.П., Черников В.В. Комментарий к Закону Российской Федерации «О милиции». – М.: Проспект, 2000.

40. Степин В.С., Семигин Г.Ю. Философская энциклопедия. Т.3. – М.: Мысль, 2001.

41. Урумов А.В. Законность в деятельности органов внутренних дел России: Учебное пособие. – Краснодар: 2006.

42. Четвериков B.C. Административное право. Серия «Высшее образование». – Ростов-на-Дону: Феникс, 2004.