Курсовая работа. Тема: Специфика (особенности) проявления и реализации этических и этикетных норм на российских предприятиях сферы социально-культурного сервиса и туризма на примере Бюро международного туризма «СПУТНИК»

Заказ 067

Цена 900 рублей

Тема: Специфика (особенности) проявления и реализации этических и этикетных норм на российских предприятиях сферы социально-культурного сервиса и туризма на примере Бюро международного туризма «СПУТНИК»

Оглавление

Введение. 2

Глава 1.  Понятие этики в менеджменте. 4

1.1  Этические кодексы в практике управления. 4

1.2  Виды и функциональные особенности этических кодексов. 8

1.3  Перспективы развития этических кодексов в российских условиях. 12

2. Кодекс профессиональной этики туристических организаций. 14

2.1  Профессиональная этика в туризме. 14

2.2  Технология обслуживания клиентов турфирмы на примере Бюро международного туризма «СПУТНИК». 18

Заключение. 23

Список использованной литературы…………………………….………….26

 

Введение

 

Анализ причин и последствий банкротств ряда корпораций, потрясших мировые фондовые рынки, со всей актуальностью ставит вопрос о наличии корреляции между социальными, этическими и экономическими принципами. Падение таких крупных компаний как “Пармалат” и “Энрон” сегодня стали классическим примером скандальных разорений в сфере бизнеса. Преуспевающие бизнесмены, руководители компаний, научное сообщество приходят к осознанию того факта, что все сферы жизнедеятельности, будь то вопросы экономики, социологии или политики, тесно переплетаются с представлениями о нравственности.

Конкурентная борьба за предоставление качественных товаров и услуг, вопросы защиты информации от конкурентов, построение имиджа и репутации благонадежного партнера – эти и многие другие проблемы актуализируют вопросы целесообразности применения корпоративных этических кодексов в практике управления коммерческих организаций. Этические кодексы, позволяющие реализовывать наиболее эффективным способом партнерские соглашения по выполнению своих обязательств, являются связующим звеном в сложной цепи взаимоотношений компаний и стейкхолдеров, содержат принципы, которыми призваны руководствоваться сотрудники компании на всех уровнях.

Применение этических кодексов в управлении организациями становится международным стандартом. Выход российских компаний на мировые рынки требует соблюдения общепринятых норм, нарушение которых неизбежно приведет к падению инвестиционной привлекательности компаний, высоким транзакционным издержкам, падению репутации, ограничению экспансии на внешние рынки, текучести кадров, падению лояльности сотрудников и, как следствие, к снижению роста доходов. Однако одной из основных проблем, связанных с эффективностью применения этого социального инструмента управления коммерческой организацией в России является отсутствие необходимого опыта в данной сфере.

Объект исследования – внедрение этических норм в  сфере социально- культурного сервиса и туризма.

Предмет исследования — этика и социальная ответственность специалиста в сфере социально-культурного сервиса и туризма.

Цель работы — рассмотреть этику и социальную ответственность в деятельности специалиста в сфере социально-культурного сервиса и туризма, выявить их влияние на деятельность организации в целом.

Задачи работы:

· проанализировать теоретический материал на тему: «этика и социальная ответственность специалиста в сфере социально — культурного сервиса и туризма»;

· Изучить литературу по данной теме;

· Рассмотреть этические нормы и принципы в деятельности специалиста;

· Рассмотреть кодекс профессиональной этики работников;

· Рассмотреть принципы этики делового общения;

· Определить особенности понятия «социальная ответственность»;

· Выявить основные принципы социальной ответственности специалиста;

· рассмотреть  работу компании Бюро международного туризма «СПУТНИК» с точки зрения этики.

 


Глава 1.  Понятие этики в менеджменте

1.1  Этические кодексы в практике управления

 

 

Первые попытки оценить моральный уровень бизнеса относятся к началу XX в., когда в 1924 г. Комитет по этике бизнеса при Торговой палате США впервые в истории разработал национальный этический кодекс “Принципы ведения бизнеса”. Однако, на тот момент, в нем доминировали воззрения “примитивной этики”, согласно которым моральное оправдание получает любой бизнес, в котором партнеры по сделке признают их обмен эквивалентным. Толчком к тому, чтобы обратить самое пристальное внимание на вопросы этики, послужил известный всему миру Уотергейтский скандал, разразившийся в 1972-1974 гг. в США и завершившийся отставкой президента Ричарда Никсона.

В России в начале XX в. также начали уделять внимание проблемами этики бизнеса. Так, например, в 1912 г. российскими предпринимателями было выработано семь принципов ведения дел в России. Данные принципы излагались в достаточно обобщенной форме [1] (“уважай власть”, “будь честен и правдив”, “будь верен своему слово”), не отражая специфику конкретной области или профессиональной деятельности. Современная бизнес-среда требует более развернутого и глубокого формулирования проблем, разработки инструментария по их решению. Данные задачи возлагаются в полной мере на этические кодексы и руководства, призванные разрешать этические дилеммы, возникающие в сфере бизнеса[2].

Профессиональные сообщества все чаще заявляют о своей ответственности перед обществом, а крупные компании развитых стран все больше внимания начинают уделять добросовестности взаимоотношений со своими партнерами, коллегами и сотрудниками внутри компании. Постепенно приходит осознание руководителями организаций того факта, что этичный бизнес экономически выгодней и психологически комфортней. Он не влечет за собой судебных преследований и всякого рода разбирательств, а повышает инвестиционную привлекательность, укрепляет репутацию, повышает мотивацию сотрудников и вызывает доверие со стороны внешних групп и работников внутри компании[3].

В 1990-х г.г. принимаются многочисленные акты, направленные на регулирование деятельности в области этики бизнеса на международном уровне (“Принципы международного бизнеса”, Закон Сарбейнса-Оксли, руководство ОЭСР (Организация экономического сотрудничества и развития) и другие).

В современных условиях одним из основных активов и ресурсов для успешного [4] развития компании является человеческий капитал. Правильно выстроенная корпоративная политика оказывает влияние не только на инвестиционную привлекательность, но и на корпоративную лояльность, желание штатных и потенциальных сотрудников работать в компании. Данный факт вызывает повышенный интерес менеджеров к внедрению этических кодексов в систему инструментов управления компанией.

Основными причинами разработки и внедрения дополнительного социального инструмента управления компанией в форме корпоративного этического кодекса являются: выход компаний на международный уровень, стремление соответствовать глобальным стандартам, конкуренция за привлечение новых инвесторов, борьба за репутацию компании как благонадежного партнера, проблема столкновения культур, борьба за человеческие ресурсы, стремительное развитие высоких технологий и проблемы защиты информации[5].

Заключение

Корпоративный этический кодекс как социальный инструмент управления организацией ориентирован на долгосрочное планирование и способен оказывать существенное влияние на мотивацию сотрудников и финансовые показатели организации. Форма этического кодекса и процесса его имплементации оказывает непосредственное влияние на эффективность деятельности компании.

Эффективность применения кодекса в организации зависит от его функциональной направленности. Корпоративный этический кодекс и другие локальные акты компании являются принципиально разными, но взаимодополняющими инструментами управления компанией. Деятельность компаний, улучшающих показатель CSP (показатель, отвечающий за корпоративную социальную ответственность), намного эффективней в сравнении с конкурентами, акцентирующими свое внимание исключительно на финансовых вопросах. В сфере социально-культурного сервиса важность этических норм ощущается не только во взаимодействии работников с потребителями, но и работников между собой. Исключительно важно создать в коллективе атмосферу взаимопомощи, умение работников трудиться совместно. Все это помогает общей цели: добиться эффективного обслуживания потребителей.

Несмотря на то, что социальная ответственность связана с дополнительными расходами, ведением открытой и прозрачной публичной отчетности и иных усложнений деятельности, быть социально ответственной организацией выгодно. Придерживаясь политики социальной ответственности, организация получает преимущества: формируется ее более привлекательный образ в обществе, возрастает доверие к организации со стороны широкого круга заинтересованных лиц, появляется возможность получать выгодные заказы. Демонстрация сотрудниками явной приверженности социальной политике снимает с них подозрение в том, что они могут действовать безнравственно или тем более — злонамеренно.

Специалист в сфере социально-культурного сервиса и туризма обязан быть образцом высоконравственного поведения, для него недопустимо пренебрежение нормами морали и этики ради увеличения своего престижа, профессионального уровня или благосостояния.

В работе было рассмотрено предприятие Бюро международного туризма «СПУТНИК». На его примере можно убедиться в справедливости мысли о том, что если специалист в сфере социально-культурного сервиса и туризма будет обладать принципами и нормами этики и социальной ответственности, то эффективность производства организации будет повышаться, возрастет её конкурентоспособность на рынке товаров и услуг.
Список использованной литературы:

 

  1. Аванесова Г.А. Сервисная деятельность: Историческая и современная практика, предпринимательство, менеджмент. – М.: Аспект Пресс. 2008. – 319с.
  2. Андреева И.В. Этика деловых отношений: Учебное пособие. – СПб: Вектор. 2005.
  3. Афоничкин А.И. Основы менеджмента. СПб.: Питер. 2007.
  4. Биржаков М.Б. Введение в туризм. СПб. 2003 . — 570с.
  5. Ботавина Р.Н. Этика деловых отношений: Учебное пособие. – М.: Финансы и статистика. 2002.-208с.
  6. Буйленко В.Ф. Туризм. – Краснодар. Феникс, Неоглори. – 2008.
  7. Вершигора Е.Е. Менеджмент. – М.: ИНФРА. 2006. — 125с.
  8. Гартман Н. Этика.- СПб.: Владимир Даль, 2002.-708с.
  9. Гусейнов А.А. Этика: Учебник для студ. вузов. – М.: Гардарика. 2008.– 470с.
  10. Загорская Л.М. Методичка: Профессиональная этика и этикет.
  11. Майкл Мескон, Майкл Альберт, Франклин Хедоури. Основы менеджмента
  12. Лавриненко В.Н. Психология и этика делового общения. – М.: ЮНИТИ. 1997.– 196с.
  13. Петрунин Ю.Б. Этика бизнеса: Учебное пособие. – М.: Дело. 2000. – 280с.
  14. Попов Л.А. Этика: Курс лекций.– М.: Центр. 2003. – 159с.
  15. Саак А.Э. Менеджмент в социально – культурном сервисе и туризме. – СПб.: Питер. 2007. – 512с.
  16. Салмон Р. Будущее менеджмента: Пер. с англ. — СПб: Питер. 2004.
  17. Свиткин М.З. Социально-психологические аспекты менеджмента организации // Стандарты и качество. – 2005. — №1. – с.74-79.
  18. Семенов А.К. Этика менеджмента: Учебное пособие. – 2 изд. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2007. – 272с.
  19. Солоницина А.А. Профессиональная этика и этикет. – Владивосток.– Изд-во Дальневосточ. Ун-та. 2005.- 200с.
  20. Спивак В.А. Современные бизнес-коммуникации. – СПб.: Питер. 2002. – 448с.
  21. Столяренко Л.Д. Психология делового общения и управления. Ростов-на-Дону: Феникс. 2005. – 408с.
  22. Уткин Э.А. Этика бизнеса. – М. 2004. – 252с.
  23. Глобальный этический кодекс туризма (одобрен на Генеральной ассамблее Всемирной Туристской Организацией (ВТО) в Сантьяго (Чили) 1 октября 1999г.).
  24. Корпоративная социальная ответственность // ИСО 9000 + ИСО 14000. – 2004.-№1.
  25. Руководство по социальной ответственности – ISO 26000.
  26. Стандарт социальной ответственности (ВОК КСО). 2007.
  27. http://ru.wikipedia.org/
  28. http://www.socioline.ru/