КУРСОВОЙ ПРОЕКТ по АФХД на тему: «Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности железной дороги (на примере ОАО «РЖД»)»

Заказ 063

Цена 1200 рублей

Содержание

 

Введение. 2

Глава 1. Основы финансового менеджмента в компании. 5

1.1 Понятие финансового менеджмента на предприятии. 5

1. 2. Финансовый анализ для целей финансового менеджмента. 10

Глава 2. Анализ объемов перевозок качественных и количественных показателей эксплуатационной работы.. 14

2.1. Анализ объемов перевозок и качества эксплуатационной работы.. 22

2.2. Анализ эксплуатационных расходов. 28

2.3 Анализ финансовых результатов. 33

2.3.1 Расчетная формула результативного показателя. 33

2.3.2. Расчетные формулы субфакторов. 33

2.3.3 Расчет дохода на основе исходных данных. 35

2.3.4. Рассчитываем влияние на изменение дохода отдельных факторов. 37

Глава 3. Анализ изменения рентабельности перевозок. 40

Литература. 41

 


Введение

 

Целью работы является изучение системы взаимосвязи показателей железной дороги, приобретение практических навыков в выполнении аналитических расчетов по оценке влияния различных факторов (показателей) на итоги производственной деятельности, в частности на финансовые результаты, экономическая интерпретация полученных в результате анализа данных и определение направления поиска резервов, улучшения экономической деятельности дороги.

Анализ выполняется по данным о работе железной дороги компании  ОАО «РЖД» за год.

По каждому разделу курсовой работы анализ выполняется в следующем порядке:

  • Построится взаимосвязанная система результативного показателя, группы факторов и субфакторов в виде графической системы и аналитических формул.
  • Формируется информационная база для факторного анализа результативного показателя.
  • Определяются абсолютные и относительные изменения результативного показателя, обосновывается его выбор, исходя из конкретной ситуации (выбор способа расчетов, формализация задачи в виде ряда аналитических формул зависимости).
  • Определяются абсолютные и относительные изменения результативного показателя от влияния каждого технико-экономического фактора.
  • Выполняется проверка полученных результатов, используя для этого специальные приемы (баланс отклонений).
  • Интерпретируются результаты анализа с подсчетом доли (степени) влияния на отклонение отчетного уровня результативного показателя от плана, (как каждого фактора, так и некоторых их групп, например, оказавших положительное и отрицательное влияние, экстенсивных и интенсивных, внутренних и внешних для дороги и т. д.).
  • Делается вывод.

Процесс хозяйствования и его результаты складываются подвоздействием многочисленных объективных и субъективных факторов(причин). Планирование деятельности любой организации,проведение подготовительных организационно-технических работ,осуществление хозяйственной деятельности и достижениеопределенных ее результатов характеризуются комплексом показателей,в совокупности составляющих содержание экономическойинформации о предмете и объектах анализа, динамике, факторахи причинах их изменения.

Содержательная сторона анализа как науки представлена системойспециальных знаний, связанных с исследованием экономическихявлений и процессов, результатов хозяйственной деятельности,тенденций ее развития, обоснованием оценок и методиквыявления положительных и отрицательных факторов, сумением выбрать эффективное решение в условиях неопределенностии риска. Научные знания по экономическому анализустановятся базовыми для разработки и принятия обоснованныхуправленческих решений.

Актуальность работы.В рыночных условиях хозяйствования значительно повысилась ответственность организаций за результаты своей деятельности. В конкурентной борьбе, как известно, выживает тот,кто лучше ориентируется в запросах потребителей, способен быстро и качественно наладитьпроизводство нужной продукции, обеспечивая для себя приемлемый уровень прибыли, а дляпокупателя . необходимые потребительские свойства продукта.В новой ситуации значительно возросла и роль экономического анализа. Знание реального положения дел необходимо не только тем, кто обеспечивает выпуск продукцииили оказывает те или иные услуги, но и для их потребителей, а также для тех, кто вкладывает(или намерен размещать) инвестиции в производство того или иного товара.

Целями и задачами данной работы является изучение процесса организации финансового менеджмента на предприятии. В процессе анализа будет проведен расчет безубыточности, раскрыта сущность операционного рычага и рассмотрены основные методы финансового анализа деятельности предприятия.


Глава 1. Основы финансового менеджмента в компании

1.1 Понятие финансового менеджмента на предприятии

 

Финансовый менеджмент – это наука, которая только зарождается одновременно с формированием рыночной экономики и развитием предпринимательства. Финансовый менеджмент привносит в экономику предприятия новую систему ценностей, изменяет приоритеты и тенденции развития. С ним связаны принципиально новые формы и методы финансовой работы, воздействия на эффективность хозяйствования.

Необходимыми условиями функционирования финансового менеджмента являются:

частная собственность на средства производства и землю;

самофинансирование предпринимательской деятельности;

рыночное ценообразование;

рынок труда, товаров и капитала;

чёткая регламентация государственного вмешательства в деятельность предприятий, подкреплённая системой рыночного законодательства.

Финансовый менеджмент основывается на основных понятиях теории рыночной стоимости – маржинализме, то есть предельной полезности, на методах прогнозирования, анализа финансовых рынков и рынков товаров (услуг), и опирается на механизм кредитования, лизинга, ипотеки, страхования, фондовых операций. Он предусматривает использование определённых стратегий формирования портфеля инвестиций, правил составления финансовой отчётности и проведения финансово-отчётных операций. Финансовый менеджмент основывается на данных бухгалтерского учёта и отчётности, оперирует крупными, однородными финансовыми потоками.

В последнее время в связи с развитием рыночных отношений все больший интерес вызывает анализ прибыли по системе «директ-кост», которая была рассмотрена в предыдущем параграфе. В отличие от методики анализа прибыли, которая применяется в основном на отечественных предприятиях, система «директ-кост» позволяет более полно учитывать взаимосвязи между показателями и точнее измерять влияние факторов.

«Финансовый менеджмент — это наука о критериях принятия важнейших финансовых решений» [4,с.11]. Объектом управления в финансовом менеджменте является совокупность условий осуществления денежного оборота, кругооборота стоимости, движения финансовых ресурсов и финансовых отношении, между хозяйствующими субъектами и их подразделениями в хозяйственном процессе.

Финансовый менеджер постоянно сталкивается с проблемой выбора источников финансирования. Под внутренними и внешними источниками финансирования в финансовом менеджменте понимают соответственно собственные и привлеченные (заемные) средства. Известны различные классификации источников средств. Одна из возможных и наиболее общих группировок представлена на следующем рисунке (рисунок 1):

 

Рисунок 1. Источники финансовых средств предприятия

Источниками собственных средств являются уставный капитал; резервы, накопленные предприятием; прочие взносы юридических и физических лиц (целевое финансирование, пожертвования, благотворительные взносы и т.д.)

К основным источникам привлеченных средств относятся: ссуды банков; заемные средства; средства от продажи облигаций и других ценных бумаг; кредиторская задолженность. [5, с.231]

Финансовый механизм — система действия финансовых рычагов, выражающаяся в организации, планировании и стимулировании использования финансовых ресурсов. Структура финансового механизма представлена на следующем рисунке (рисунок 2):

 

Рисунок 2. Структура финансового механизма

Искусство финансового управления заключается в сочетании действий и решений по обеспечению устойчивого текущего финансового положения предприятия, его платежеспособности и ликвидности, а также перспектив развития, подкрепленных долгосрочными источниками финансирования, формирующими структуру активов. Оперативное реагирование на изменение внешних и внутренних факторов, особенно в условиях становления рынка, — обязательное требование для эффективного финансового управления. Таким образом, финансовый менеджмент как наука представляет собой систему знаний по эффективному управлению денежными фондами и финансовыми ресурсами предприятий для достижения стратегических целей и решения тактических задач; Как система управления финансовый менеджмент организует взаимоотношения внутри предприятия и за его пределами. Внутри предприятия формируется соответствующая мотивация сотрудников, соединяющая цели предприятия и субъекта управления — финансового менеджера на основе личной заинтересованности в увеличении доходности, а также возможности карьерного роста.

Финансовый менеджмент реализует себя в присущих ему функциях. Являясь составной частью общей системы управления, он призван решать те же задачи по организации, планированию, мотивации и контролю. Вместе с тем финансовый менеджмент имеет выраженную специфику — управление денежными потоками, поэтому его функции в значительной мере предопределены задачами финансов предприятий. Использование распределительной функции финансов обеспечивает эффективную структуру капитала предприятия, а также формирование фондов финансовых ресурсов. Являясь приоритетной структурой в общей системе управления, финансовый менеджмент призван таким образом организовать финансовые потоки, чтобы обеспечить эффективный и бесперебойный воспроизводственный процесс на предприятии. Обеспечение достаточности денежных средств для нормального функционирования предприятия, сбалансированность материальных и финансовых ресурсов на всех стадиях кругооборота достигаются благодаря воспроизводственной функции финансового менеджмента.

Вторая функция финансового менеджмента — организационная обеспечивает системный подход в организации управления денежными потоками и фондами, взаимодействие функциональных структур

Литература

 

1. Анализ хозяйственной деятельности железных дорог. Учебник для ВУЗов изд. 2. Под ред. д.э.н. профессора Н.Г. Винниченко.-М.: Транспорт, 1982. -335с.

2. Анализ хозяйственной деятельности предприятий железнодолрожного транспорта. Учебник для техникумов ж.-д. транспорта. Под ред. к.э.н. Н.Я. Клеща. – М.: Транспорт, 1987. -232с.

3. Теория экономического анализа. М.И. Баканов, А.Д. Шеремет. – М.: Финансы и статистика, 1993. -288с.

4. Экономика железнодорожного транспорта. Учебник для ВУЗов. Под ред. д.э.н., профессора М.Ф. Трихункова. – М.: Транспорт, 2000.