Курсовая работа по рекламе на тему : Роль композиции в создании рекламного плаката

Заказ 059

Цена 900 рублей

 

Курсовая работа на тему :

Роль композиции в создании рекламного плаката

 

Введение

Глава 1. Роль композиции в создании рекламного плаката

1.1 История рекламного плаката в России

1.2 Особенности рекламы, как  средство коммуникации

Глава 2. Композиция рекламного плаката ( на примере города Москвы)

2.1 Особенности композиционного решения плаката

2.2 Исследования композиционных особенностей российского рекламного плаката

Заключение

Литература

 

Введение

 

Задумывались ли Вы когда-нибудь, что делает нашу жизнь лучше, чище, добрее? Конечно, это безусловно, стабильная погода, ясная погода, хорошие новости, здоровая семья, и самое главное счастливые детские глаза, и несомненно, гордость за свою страну. Но каждый день мы закрываем глаза на факторы, которые портят нашу жизнь. Наркомания, проституция, аварии на дорогах, брошенные дети, грязь в подъездах- это все стало на столько обыденным, что мы не обращаем на это внимание.

Как же можно привлечь людей, к этим проблемам, заставить их задуматься о « простых вещах»? Естественно, одним из таких средств является реклама, понятие, которое только несколько лет назад вошло в нашу жизнь.

В последнее время в России много времени уделяется композиции рекламы и роли социальной рекламы в жизнь современного общества. Необходимость решения всех проблем современного общества состоит, прежде всего, в эффективной рекламе.

Таким образом, реклама становится областью всевозможных исследований, обсуждается на разных конференций. В данном направлении проводятся фестивали, конкурсы, конференции, где стремятся понять роль композиции в создании рекламы. Но вместе с этим, реклама, по- прежнему продолжает оставаться довольно слабой структурой.

Но тем, не менее, каждый рядовой потребитель уже знает, что- реклама- это, то что побуждает нас не к покупкам, а к поступкам. И это особенно важно, на сегодняшний день, когда Россия стоит на перепутье, реклама помогает понять гражданам, что основным фактором в процессе выбора должны быть и должны стать человечески ценности- семейные взаимоотношения, здоровье, социальное благополучие и многое другое.
Таким образом, вышеуказанные аспекты, несомненно, определяют актуальность выбранной мною темы- роль композиции в создании рекламного плаката.

Объект исследования-  реклама появившаяся в России начиная с 1994 по 2013 год.

Основная цель работы- определение сущности композиции в создании рекламного плаката. Для достижения данной темы, были поставлены следующие задачи:
1. Проанализировать роль композиции в создании рекламного плаката.
2. Проследить историю развития рекламы в России.

3. Выявить особенность рекламы, как средство коммуникации.

4. Сравнить особенности композиции рекламного плаката.

5. Проанализировать исследования композиционных особенностей российского рекламного плаката.

 

Глава 1. Роль композиции в создании рекламного плаката

 

1.1История рекламного плаката в России

В процессе культурного развития, культурных инноваций возможно проследить ориентирование рекламы на расширение своих возможностей не только лишь учитывая прибавления разного рода аудитории, но благодаря новым знакомым, логическим, материальным, техническим приемам и средств. Таким образом, и появляется стремление и ориентирование создателей рекламы либо сознательно, либо бессознательно внедрить в свою деятельность результаты остальных областей культуры (а позже и научной), её жизни, цивилизации, в общем, с целью обеспечения и совершенствования разнообразных «рекламных имиджей». [1]

В обществе примеры плакатов известны населению с древнейших времен. Древний Египт, Греция и Рим активно его использовали для с целью популяризации театральных постановок и сделок коммерсантов . Плакаты с иллюстрациями появляются в 1830 г. и в самом начале был исполнен в черно-белых цветах. До 1860-х годов плакат был совершенно монохромный и вовсе не было различий с другими видами иллюстраций. В конце концов, в последующие годы XIX века начинают использовать  плакаты, которые отличны от других видов иллюстраций.

Полагают, что первейший в истории рекламный плакат был напечатан торговцем Батдольдом в 1482 г. для рекламирования нового издания «Геометрии» Эвклида. Издание не сохранено. Но до нас дошел плакат 1491 г., предлагающий общественной публике рыцарский роман под названием «Прекрасная Мелузина». Этот рекламный лист был интересен , что, в первую очередь, тем, что здесь используются мотивы эротики.

Сызнова жизнь плаката, в том числе рекламного, реализуется в ХIХ веке. Сначала же тогда появляется и само это слово. В русском варианте – это калька, в немецком же «das Plakat». Название «poster» использовали  в Англии и США, оно сходно со словом «почта», сродни ему. Полагают, что эти страны подобные вывешивали чаще всего рядом с станциями, с большим количеством людей. Французское слово «affich» – афиша тоже приживается и становится известным.[2]

От молодого средневековья России к нам не доходят источники, где был собран весь «крик улиц». И этот факт не мешает предположению, о звуковом фоне жизни российских городов, которая была разноголосна. В ХV век было обыкновением оглашение указов правительства, которые делали в Москве на Красном крыльце кремлевских палат, на Ивановской площади, (так и появилась поговорка «кричать на всю Ивановскую»). Но, параллельно этому ещё раздавались крики торговцев лавок у кремлевских стен.

В конце  ХVI века, наравне с книгопечатанием на Руси, в районе Спасской башни появляется место где постоянно распростроняют печатные и рукописные книги, летучие листки, лубочные картинки, и там всегда собираются люди, чтобы обмениваться новостями. Вся информационная ситуация, складывающаяся в России ХV – XVII вв. характеризуется отсутствием постоянного массового информирования. Протогазета «Куранты», в России, которая бытовала на протяжении XVII в. при дворе царя, была рассчитана на крайне узкий круг лиц: самой царственной особы и тех, кто был приближен. Научные исследователи полагают, что «тираж» этого информационного бюллетеня не был более двух экземпляров. В содержании «Курантов» было в преимуществе своем пересказ актуальных сообщений западноевропейских периодических изданий, которые подготавливали по приказу Посольства и дополняют сведениями, которые владеют дипломаты.

Ограниченный тираж и отсутствие периодичности в появлении «Курантов» приводят к основанию полагать, что это издание всего предтеча настоящей прессы. О том, что появилась последняя заявляют петровские «Ведомости», берут свое начало выхода в 1703 году.

По большей мере, вакуум информационных пространств, среди средневековых русских городов полнится молвой, переносимой странниками, «божьими людьми», юродивыми, и, в том числе сказители, которые исполняли былины, исторические песни и духовные стихи.

Что же по поводу юродивых, то среди шума и суматохи на городских улицах и площадях они всюду заметны и повсеместны. В заметках иностранцев о Руси в начале XVI века упоминается о них как о повсеместном явлении.

Касательно мнения определенных исследователей, способом для распространения религиозных, нравственных, и политических идей через институт юродивых, можно приблизиться к традициям Востока– в том числе, к пророчествам обличителей из Ветхого завета и прорицателей, о которых повествовала Библия. Для этого вида устного информирования стиль и концентрация смысла высказываний несколько сходно с рекламой. Очень часто юродивые играют роль бродячих проповедников, а сами способы психологического воздействия максимально своеобразны. Часто это всего лишь шокирующее, и вызывает максимальное воздействие всем своим обликом, поведением, имиджем:
«Они ходили совершенно голые, даже зимою при сильных морозах, кроме того, что посередине тела перевязаны они лохмотьями, обладают длинными волосами, которые распущены по плечи ». Так освещался их образ в сообщении английского путешественника, который посещал Россию при правлении Ивана Грозного, в ХVI веке. В этих же записках, возможно узнать, что столь известный храм Покрова Пресвятой Богородицы, который возвели на Красной площади, и который был назван народом храмом Василия Блаженного в честь похороненного в нем юродивого, который «решился упрекать покойного царя в его жестокости и во всех угнетения, каким он подвергал народ».[3]

Следовательно, и в русской культурологии мог вырабатываться богатейший арсенал в средствах идейного и эмоционального воздействия, взаимодействие которых необходимо для продвижения рекламы.

Большой вклад вносят для этого развития народные картинки – лубки.  В первых упоминаниях о них около начала XVII в., в то время, когда в царских палатах уже имеется около нескольких десятков подобных потешных листов. Царю Алексейю Михайловичу нравится забавляться данными картинками и передавать свою склонность своим детишкам.

Лубки называли раньше «фряжскими» –  т.е. итальянскими и иноземными, потому что вся техника перенималась европейцами. В их основы входит ксилография, искусство для создания гравюр на дереве. Согласно образцу Запада, все эти русские народные картинки посвящались как серьезным темам –  религия и политика, так и популярным, «потешным» темам. Часто встречаются и эпизоды из басен и сказочные элементы, батальные сцены, сатирические сюжеты на злобу дня.

Сами «потешные» листы со временем обогащаются надписями, с развернутой и основательной структурой. Лубки входят в каждый дом – от палат царей до страшных изб крестьян. Это один из самых первых прорывов культуры печати в массы повседневного русского быта. Лубки в простой форме доносят до широкой аудитории разную информацию и все идеи, которые воплощались в ярких изображениях. Было неудивительным, что реклама занимает в лубочной продукции далеко не последнее время. Российская экономика рынка начинает максимально успешно использоваться для коммерческой рекламы.

Помимо доходчивости «потешных» листов существует и овнешняя сторона: грубоватость определенных рисунков, текстов, есть внешняя и содержательная. Власти пытаются препятствовать в распространении плохого вкуса, который насаждал цензуру идеологии.

Но, тем не менее, мастерство лубка продолжает свое развитие. Очень много стрел сатиры «потешные» картинки, и журналистика в XVIII веке, выпускает по следующим моде мужчинам и женщинам. Хотя вместе с этим существовали и листы, которые рекламировали моду иноземцев.

По велению монарха лубочные мастера начинают максимальное внедрение в русскую самобытность табака. У первого царя династии Романовых, Михаиле Федоровиче, раскуривание табака было запрещено под страхом казни смети; при отце Петра I, при царе Алексее Михайловиче, к любому курильщику применяют телесные наказания. Петр же сразу решает догнать Европу. Сообразно тому, как в Англии в XVII в. В прессе рекламируют чай, кофе и шоколад, а в России лубки XVIII в. делают все более популярным потребление табака.

Полный характер рекламы имеет подборку лубочных картинок, которая призывает снизить опасность в эпидемии оспы. Эти листки занимались пропагандой необходимости прививания и большое количество рекламных средств.

Большая часть лубков посвящана теме религии, в свою очередь и борьба с раскольниками (был разъяснено смысловое значение крестного знамения в сложении трех, нескольких, а не двух старообрядческих перстов; необходимость сбривать бороды и т.п.). Ведя размышления о функциях религиозных лубков, Д. А. Ровинский отмечает: «Виды монастырей служили в то же время и рекламами для сбора на монастырское строение и посылались в подарок от архимандрита или строителя тороватому купечеству с такими, например, надписями: «Не благоугодно ли что-либо пожертвовать на украшение обители?» или: «Господи! Источи из очей моих неиссякаемый источник слез о моем окаянстве (…), да искуплю добром грехи мои! »

Покаяние во имя спасения душ – это призыв, существующий в культуре России XVII–XVIII веков. По традиции необходимо было предоставить право покаяния и закоренелым разбойникам, преступникам и убийцам. Обряд для покаяния часто был ак массовое зрелище с целью, в назидание и устрашение. Лубок повествует и рассказывает про один из таковых случаев, которые распространились в мае 1767 г. , благодаря покаянию двух убийц – четы Жуковых. На листке изображались преступники, которых заковали в кандалы, с горящими свечами на фоне Успенского собора и колокольни Ивана Великого. Дальше был текст, который объявлял порядк для проведения акции. В нем, в свою очередь, говорили: «Повестить за сутки во всем городе от полиции, в который день, какого часа и в которой церкви сеи злодеи исповедать будут всенародное свое покаяние».

Так, соответственно происходио взаимодействие разных средств в рекламе: объявление оглашали, и тут же его суть изображали на «картинке» и тиражировали максимальным пояснением того , что происходило. Авторстве лубков многие активно использовали убеждение с контрастом и как противопоставление: здоровье – болезнь, святость – греховность, красота – уродство. Эти альтернативные качества, которые были воплощены в броских образах, могли побудить реципиентов к выбору определенной модели поведения.

Вместе с прогрессом ремесленного художества, а именно этим было изготовление картинок – «простовиков», становилась все лучше и лучше профессиональная гравюра.

«В конце XVII столетия фряжский стан для печатания эстампов по меди заведен был в царском дворце при Верхней, т.е. Придворной, типографии». С продукции данного стана в русской культуре начинается жанр конклюзии. Из многих разновидностей интересна та, которая была представлена соединением гравированного (часто аллегорического) изображения вместе с текстом приглашения на академический диспут или праздник при дворе. Многие конклюзии представляли программу намеченного события. Одна из последних разновидностей представлена как единство двух, в результате разрозненных рекламных жанров: зрелищной (цирковой, театральной, концертной) афиши и программы театров.

С украшениями гравюры «объяснительные листы» были сопровождением фейерверков и триумфальных шествий. К примеру, «Изъявление фейерверка» с гравюрой на первых страницах было популярно в Санкт-Петербурге для праздника Нового 1712 года. Все подобные летучие листки, посвященные аудитории масс, могли совмещать в себе просветительские, рекламные функции.

К началу XVIII века царская мастерская по гравюрам переезжает в Петербург. Первое произведение нового места изображало бога коммерции Меркурия, который трубил в рог –это был символ процветания торговли – на фоне строений новой столицы, которая рождается. Именно при Петре I типографии широко входили в быт России, увеличивается загруженность рекламой разного рода печатных текстов. Многие серии изображений, которые прославляли боевые победы, Петр I давал заказы талантливейшим граверам – для братьев Ивана и Алексея Зубова. Большинство из данных гравюр были преподнесены послам – иностранцам, будучи напоминанием о могуществе оружия России. С общей точке зрения, похожие листы могли выполнить, вместе с обще эстетической и мемориальной, в том числе и функции рекламы политики и обычных плакатов.

Только лишь истинное рождение плаката происходит намного позже – в XIX веке.

В 1796 г. история разработки плаката продолжается– немец Алоиз Зенефельдер изобретает новейший способ печати изображений. На особенный камень химическим составом наносили изображение, после чего камень покрывали краской, специально разработанной для состава. С этого камня печатали примерный небольшой тираж на бумаге, и эта технология делала тиражирование плакатов гораздо дешевле. Плакаты очень быстро становятся крупноформатными, но до 1860 г. они существуют ещё как одноцветные: печать была черным по белому или в цветном фоне.

Дальнейшей ведущей вехой в истории разработки плаката можно считать открытие метода хромолитографии. Это новейшую технику часто относят на заслугу парижанина Годфруа Энгельману, который получил за него в 1838 г. премию в 2000 франков. Только лишь это совершенно это не так. Один из русских художников, Корнилий Яковлевич Тромонин уже в 1832 г. отпечатывает этим же способом иллюстрацию к книге о князе Святославе с тиражем 600 экземпляров. Он начинал первым издаание альбомов с цветными иллюстрациями, репродукциями произведений культуры.

Еще одни этапом истории развития плаката был 1865 г., год упрощения технологического процесса. Барон из Австрии фон Рансонет был основателем метода фотохромолитографии, который основывался на применении фотографического изображения и который позволял получать совершенно разные цвета, благодаря трем цветам– синей, красной и желтой. Была возможность по изготовлению совершенно дешевых, но которые не передают натуральные краски цветных изображений массовым тиражом.

Начало истории рекламного плаката можно считать 1866, в то время, как француз Жюль Шере, график и декоратор сцены, основывает маленькую литографию в Париже. Этим человеком и были сформулированы ведущие принципы плаката современности– броскость (в первую очередь, благодаря контрастности и яркости цветов), восприятие самого изображения, текста «на ходу», стремление к лаконичности и концентрации внимания на основной фигуре. Шере было создано около тысячи рекламных плакатов, в первую очередь это сама рекламная компания кафешантанов, маскарадов, выставок.

Если говорить о развитии плаката, нельзя забывать про великого Анри де Тулуз-Лотрека. Рекламные компании кабаре в Париже, которые были созданы им в 90-х годы в XIX веке, которые вознесли искусство рекламы плаката на недостижимую высоту. Помимо этого, в первую очередь благодаря плакатным объявлениям на афишных тумбах, которые появлялись в те годы на тротуарах Парижа, Тулуз-Лотрек стал известен широкой публике. Первый же из них – плакат начинающегося в 1889 г. «Мулен Руж» с танцовщицей, известной всему миру, Ла Гулю («Ненасытная») – произвел фурор.

В конце XIX века рекламный плакат, получает официальное признание факта культуры, а организатор и инициатор данного важного в истории плаката определенного события стала Россия. К концу 1897 года в Санкт-Петербурге была открыта общемировая выставка плакатов и афиш, собравшая большое количество талантливых рекламных художников. Они брали с собой одни из лучших произведений и давали рекламу для широкой публики. Выставка получает ошеломительный успех и получает всеобщее признание.

В сложный период в начале XX столетия и в первую мировую войну огромную популярность получал плакат для агитаций. Его использовали с целью агитации для призыва в армию, подписки на военные займы, реализации помощи раненым и для других целей. С этого начинается история плаката, в том числе и социального.

Плакат сыграл огромную роль в событиях 1917 года. Вместо рекламной роли плакаты стали выполнять пропагандистскую функцию. Таким образом, началась история политического плаката. Художники того времени, такие как Казимир Малевич, Александр Родченко, братья Штенберги и Эль Лиссицкий, пытались воплотить в своих произведениях те социальные перемены, которые происходили в обществе.

Бурное развитие рекламы началось во время НЭПа.

Много энергии и таланта отдал рекламе В. В. Маяковс­кий, который своими меткими стихами привлекал внимание покупателей к тем или иным проблемам, либо к качеству товаров или рекламе торговых предприятий.

В 1925 г. в Париже на Международной художественно-промышленной выставке были представлены работы мас­теров рекламы. За цикл плакатов В. В. Маяковский и ху­дожник А. М. Родченко были награждены серебряными медалями. Особый вклад В. В. Маяковского в развитие рек­ламы был сделан им в период работы в Моссельпроме, Резинотресте, ГУМе. Выразительность и гиперболичность рек­ламных образов, целенаправленность текстов, облеченных в поэтическую форму, способствовали решению конкретных рекламных задач.

Многие рекламные тексты В. В. Маяковского содержат в себе сведения о полезности или выгодности продуктов.

Поэт, будучи рекламистом-психологом, умел находить особый стиль для каждого вида рекламы в зависимости от того, кто является его адресатом. Так, для крестьян пред­назначались рисунки, выполненные в стиле лубка, для го­родских жителей – оригинальные фотомонтажи А. М. Родченко. Соответственно этим рисункам выбирались и поэти­ческая форма текста.

В. В. Маяковский, А. М. Родченко, В. Рындин, Кукрыниксы и другие художники сделали немало для подъема ху­дожественно-выразительного уровня рекламы. Композитор С. Прокофьев даже написал «Сладкую песенку» для шоко­ладной обертки. Принципом творчества этих художников был лозунг «Товар – лицом». Введение фотографии в рекламные плакаты только усиливало этот принцип. Фото и шрифт ста­ли главным средством в печатных рекламных изданиях. Изоб­ражение товара не просто сопровождалось надписью  –  они взаимодействовали: шрифт своим внешним видом включал­ся в изображение, становился элементом графической фор­мы. Нельзя не отметить, что наряду с художественными сред­ствами выразительности, в рекламе тех лет основным при­емом был натурализм. Художники изображали на конфетных обертках цветы, ягоды, фрукты, воспроизведенные с бо­танической точностью. Много делалось рисунков с птицами, амурами, томными, слащавыми красавицами.

Однако в дальнейшем с улучшением экономического по­ложения страны рекламное дело развивается по пути со­вершенствования организационных форм и технических средств рекламы.

Плакаты времен Великой Отечественной войны:

Великая отечественная война потребовала от Советского государства мобилизации всех доступных ресурсов, и одним из средств достижения этой цели стал плакат.

История советского плаката началась с работ группы художников, работавших в рамках проекта «Окна ТАСС». Такие изображения тиражировались с помощью трафаретов и, как правило, вывешивались на специальных стендах в Москве и других городах.

Кукрыниксы были авторами самого первого плаката Великой Отечественной – «Беспощадно разгромим и уничтожим врага». Красноармеец поражает штыком похожего на крысу Гитлера, разорвавшего договор о ненападении. Спустя неделю после начала войны появился один из самых известных плакатов военных лет «Родина-Мать зовет!» И.Тоидзе. Он был издан миллионными тиражами на всех языках народов СССР. Художник талантливо представил исполненный романтики обобщенный образ Отчизны. Основная сила воздействия этого плаката заключена в психологическом содержании самого образа – в выражении взволнованного лица простой русской женщины, в её призывающем жесте.

Советский социальный плакат:

Помимо военной темы, в истории советского плаката большое значение уделялось социальному плакату. Эти плакаты преследовали множество различных целей. Так, одной из основных тем в социальном плакате времен Советского Союза стала борьба с пьянством. Впрочем, антиалкогольная тема в истории социального плаката Советского периода была не единственной. Ей сопутствовали такие темы, как антикапиталистическая пропаганда, прославление социализма и пролетариата, службы в ВС и «честного» труда. Кроме этого, часто советские плакаты использовались для насаждения культа личности Сталина и других.

Рекламные плакаты:

Рассказывая об истории развития плаката, нельзя не упомянуть рекламные плакаты. В отличие от социальных плакатов, рекламные плакаты не получили большого распространения. Однако неверно было бы думать, что история рекламного плаката началась в нашей стране недавно. Впервые подобная реклама появилась в 1925 году, и призывала население покупать акции акционерного общества «Добролет. Реклама того времени отличалась агрессивностью: «Тот не гражданин СССР, кто не Добролета акционер», и она принесла свои плоды  – капитал общества за год вырос с 2 до 5 миллионов рублей.

Однако Добролет (и в дальнейшем Аеэрофлот) был не единственным объектом советской рекламы. Помимо этой кампании, так же в разное время рекламировались различные продукты питания, банковские услуги и даже кукуруза.

Итак, история рекламного плаката начала свое развитие в средние века с момента изобретения печатного станка и развивается до наших дней. Она отражает все изменения, которые происходили в обществе и, по-видимому, плакат будет еще долго сопровождать жизнь человека.



[1] Маркетинг: Общий курс: Учебное пособие /Под ред. Н. Я. Калюжниковой, А. Я. Якобсона. – 2-е изд., испр. – М.: Омега-Л, 2007. – 795 с.

 

[2] Аниськина Н.В. Языковые особенности и структура текста в радиорекламе/Н.В. Аниськина//Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. – 2010. – Т. 16. – № 1. – С. 69-73.

 

[3] Ученова В. Реклама: палитра жанров/В. Ученова. – М.: Инфра-М, 2012. – С. 150.

 

 

Заключение

В результате проведенных исследований, были выполнены поставленные задачи.

Гипотеза данного исследования подтверждена, и с уверенностью можно сказать, что правильное, гармоничное композиционное решение плаката положительно влияет на восприятие зрителем рекламной информации.

История плакатного искусства наглядно показывает: один хороший плакат по своей действенности и долговечности стоит десятков и сотен посредственных. Эта историческая реальность лишний раз подтверждает, насколько важно, и в то же время непросто, воплотить в плакате впечатляющую гармонию идейной глубины, художественного совершенства и конкретности психологического воздействия.

Богатство тематики, многообразие изобразительных приемов и возможность прямого обращения к широчайшей массе зрителей делают искусство плаката особенно притягательным для творческой молодежи, всегда стремящейся к новаторству. Лучшей формой реализации таких стремлений должна, видимо, стать регулярная организация конкурсов плаката с широким привлечением молодых художников. Столь же остро ощущается потребность в расширении и углублении социологических и психологических исследований, нацеленных на анализ механизмов воздействия плаката на зрителя и эффективности такого воздействия.

Нельзя, наконец, не сказать о той ответственной роли, которую призван сыграть плакат при решении актуальных задач современного градостроительства и организации всей среды обитания человека. Насущная потребность наших дней в синтезе архитектуры с изобразительным искусством, несомненно, предполагает органическое включение плаката (во всем многообразии его типов) в городской пейзаж, в интерьеры общественных зданий, в оформление автострад и т.д.

На этом пока еще мало испытанном пути перед художником-дизайнером открываются новые горизонты и неограниченные возможности для приложения творческих сил.

 

                               Литература:

 

  1. Федеральный закон от 13.03.2006 N 38-ФЗ (ред. от 18.07.2011) «О рекламе»  [Электронный ресурс] URL http://www.consultant.ru/online/base/?req=doc;base=LAW;n=116655
  2. Амблер, Т. Практический маркетинг / Т. Амблер. – СПб.: Питер, 2000. – 213 с.
  3. Багиев, Г.Л.  Маркетинг: Учебник для вузов. 3-е изд. / Г. Л. Багиев, В. М. Тарасевич, Х. Анн.  – СПб.: Питер, 2007. – 736с.
  4. Беляев, В.И. Маркетинг: основы теории и практики: учеб. / В.И. Беляев. – М. : КНОРУС, 2005. – 456 с.
  5. Бендина, Н.В. Маркетинг (конспект лекций). / Н. В. Бендина. – М.: «Приор-издат», 2005. – 215 с.
  6. Головлева, Е.Л. Основы рекламы / Е.Л. Головлева. – М.: ОАО «Московские учебники», 2006. – 271 с.
  7. Голубков, Е.П. Основы маркетинга / Е. П. Голубков. – М.: Фин-Пресс, 2003. – 688 с.
  8. Евстафьев, В.А. Введение в медиапланирование / В.А. Евстафьев, В.Н. Яссонов. – М.: Рой, 1998. – 260 с.
  9. Котлер, Ф. Маркетинг в третьем тысячелетии: Как создать, завоевать и удержать рынок. / Ф. Котлер; Пер.с англ. В. А. Гольдича и А. И. Оганесовой. – М.: ООО «Издательство АСТ», 2001. – 272 с.
  10. Котлер, Ф. Основы маркетинга / Ф. Котлер, Г. Амстронг, Д. Сондерс, В. Вонг. – Пер. с англ. – 2-е европ. изд. – М.; СПб.: Издательский дом «Вильямс», 2002. – 944с.
  11. Маркетинг: Общий курс: Учебное пособие /Под ред. Н. Я. Калюжниковой, А. Я. Якобсона. – 2-е изд., испр. – М.: Омега-Л, 2007. – 795 с.
  12. Маркетинг: Учебник. / Под ред. Проф. Т. Н. Парамоновой. – 5-е изд., стер. – М.: КНОРУС, 2008. –  360 с.
  13. Медведева, Е.В. Рекламная коммуникация / Е.В. Медведева. – М.: Едиториал  УРСС, 2003. – 280 с.
  14. Мильнер, Б.З. Теория организации: учебник. / Б.З. Мильнер. – М.: ИНФРА-М, 2002. – 558 с.
  15. Минько, Э.В. Маркетинг: учеб. пособие / Э. В. Минько, Н. В. Карпова. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. – 415 с.
  16. Морозова, Н.С. Этапы планирования рекламной кампании. / Н.С. Морозова // Социально-гуманитарные знания. – 2010. – № 6 – С 34-39
  17. Ноздрева, Р.Б. Маркетинг: как побеждать на рынке / Р.Б. Ноздрева, Л.И. Цыгичко. – М.: Финансы и статистика, 2006. – 345 с.
  18. Океанова, З. К. Маркетинг: учебник. / З. К. Океанова. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007. – 424 с.
  19. Панкрухин, А.П. Маркетинг: учеб. / А. П. Панкрухин. – М.: Омега-Л, 2007. – 518 с.
  20. Пименов, П.А. Основы рекламы / П.А. Пименов. – М.: Гардарики, 2006. – 399 с.
  21. Ромат, Е.В. Реклама. / Е.В. Ромат. – СПб. : Питер, 2003. – 556 с.
  22. Соловьев, Б.А. Маркетинг: Учебник. / Б. А. Соловьев. – М.: ИНФРА-М, 2007. – 340с.
  23. Сулягин, Ю.А. Реклама. Учебное пособие. / Ю. А. Сулягин, В. В. Петров  –  М., 2006. – 532 с.
  24. Уэллс, У. Реклама: принципы и практика / У. Уэллс, Д. Бернет, С. Мориарти. – СПб, 1999. – 270 с.
  25. Аниськина Н.В. Языковые особенности и структура текста в радиорекламе/Н.В. Аниськина//Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. – 2010. – Т. 16. – № 1. – С. 69-73.
  26. Антонов Л.В. Особенности предпринимательской деятельности на рынке рекламы/Л.В. Антонов //Социально-экономические явления и процессы/Л.В. Антонов. – 2011. – № 8. – С. 9-12.
  27. Гордеева Н.В. Основы создания хорошего текста в радиорекламе/Н.В. Гордеева//Социально-экономические и технические системы: Исследование, проектирование, оптимизация. – 2007. – № 2. – С. 1.
  28. Полукаров, В. Л. Телевизионная радиовещательная реклама / В. Л. Полукаров. – М.: Полипресс, 2010. – 124 с.
  29. Ружников В.Н. От «Радиовестников» РОСТА до информационной программы «Маяк» // Ярошенко В. Н. Информационные жанры журналистики. М.: Знание, 2010. – С. 4­5
  30. Смирнов В.В. Реклама на радио/В.В. Смирнов. – СПб.: Питер, 2012. – С. 13
  31. Статкевич Е.А. Речевые стратегии и тактики современной радиорекламы//Е.А. Статкевич Омский научный вестник. – 2011. – № 95. – С. 212-215.
  32. Ученова В. Реклама: палитра жанров/В. Ученова. – М.: Инфра-М, 2012. – С. 150.
  33. Щепилова Г.Г. Критерии классификации радиорекламы/Г.Г. Щепилова //Медиаскоп. – 2010. – № 1.-  С. 2-20.