Диплом на тему: Механизм формирования бюджета г.Хабаровск.

Заказ 039

Цена 2990 рублей

Тема: Механизм формирования бюджета г.Хабаровск.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ. 2

ГЛАВА 1. МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ АНАЛИЗА БЮДЖЕТА МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И МЕЖБЮДЖЕТНЫХ ОТНОШЕНИЙ.. 5

1.1 Миссия муниципального образования. 5

1.2 Анализ роли, значения и функций местного бюджета. 9

1.3 Анализ организационной структуры и системы управления муниципального образования. 21

1.4. Бюджетный процесс в РФ и межбюджетные отношения, новое в законодательстве МО   28

ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ИСПОЛНЕНИЯ ДОХОДНОЙ ЧАСТИ БЮДЖЕТА МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (НА ПРИМЕРЕ МО Г.ХАБАРОВСК) 35

2.1. Анализ динамики финансирования муниципального образования. 35

2.2. Анализ исполнения доходной части бюджета муниципального образования. 42

2.3 Оценка и проблемы эффективного использования финансовых ресурсов муниципального образования. 44

ГЛАВА  3. РАЗРАБОТКА ПРОГНОЗА РАЗВИТИЯ ПО ДОХОДНОЙ ЧАСТИ БЮДЖЕТА МО ПО ОСНОВНЫМ ЭКОНОМИЧЕСКИМ ПОКАЗАТЕЛЯМ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО РАЗВИТИЮ МО.. 49

3.1. Принципы и порядок разработки прогноза социально-экономического развития. Предложения по развитию. 49

3.2. Разработка доходной части бюджета с учетом межбюджетных отношений  52

3.3. Основные проблемы межбюджетных отношений и пути их решения. 62

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 65

ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.. 67


 

ВВЕДЕНИЕ

Успехи реформирования российской экономики напрямую зависят от мобилизации совокупного ресурсного потенциала всех регионов и территорий Российской федерации — эффективное управление формированием и использованием потенциала каждого региона позволяет создать базис для успешного вступления регионов в глобальные социально-экономические процессы. Чтобы создать условия для эффективного развития и функционирования народного хозяйства страны, необходимо включить в экономический оборот потенциальные возможности каждой территории, умело соединить усилия различных муниципальных образований.

Парадоксальность нынешней ситуации состоит в том, что проблема ресурсного потенциала в стране никак не анализируется, не оцениваются его размеры, в самых общих чертах классифицируется только его структура, а имеющиеся данные носят разрозненный характер. Более того, в последние годы практически не принимается мер по сохранению и приумножению потенциала территорий, регионов и муниципальных образований. Вместе с тем качество оценки объема и мощи имеющегося в каждом муниципальном образовании ресурсного потенциала, отдельных его составляющих, определение механизмов и инструментария его рационального и эффективного использования непосредственно влияют на содержание и направленность федеральной и региональной социально-экономической политики.

Недоучет или игнорирование возможностей потенциала территории и региона в значительной мере определяют и возникающие негативные явления в процессе осуществления социально-экономических реформ: падение производства, неплатежи, безработица, социальная напряженность и др. Научно обоснованный подход к всестороннему анализу социально-экономического потенциала каждой территории, будь то экономический район, субъект Федерации, крупный административный район или небольшой город, а в частности, ресурсного потенциала муниципального образования, может дать региональным и муниципальным органам власти реальные рычаги прямого воздействия на социально-экономические процессы развития территорий разного уровня с целью более полного удовлетворения потребностей населения и повышения эффективности управления использования имеющегося ресурсного потенциала.

Цель исследования состоит в анализе эффективного формирования бюджета муниципального образования в условиях развития рыночных отношений.

Поставленная цель потребовала решения ряда взаимосвязанных задач: уточнить понятийный аппарат, механизм и направления стратегического управления использованием ресурсного потенциала муниципального образования; исследовать специфику и особенности стратегического управления использованием ресурсного потенциала муниципального образования; разработать модель и схему стратегического управления эффективным использованием ресурсного потенциала муниципального образования; разработать систему показателей, позволяющих оценивать эффективность использования ресурсного потенциала и его влияние на социально-экономическое развитие муниципального образования.

Объектом исследования является бюджет муниципального образования (на примере г. Хабаровск).

Предмет исследования — организационно-экономические отношения, возникающие в процессе стратегического управления эффективным формированием бюджета муниципальных образований Теоретической и методологической основой исследования являются научные труды и разработки отечественных и зарубежных авторов в области муниципального и регионального управления,, посвященные проблемам анализа и управления природно-ресурсным и социально-экономическим потенциалом регионов и муниципальных образований» научно-методические рекомендации по управлению ресурсами муниципалитетов, экономики и межбюджетных отношений, законодательные и нормативные акты органов местного самоуправления и Российской Федерации.

Основными методами исследования являются организационно-структурное моделирование и метод сравнительного анализа. Для решения отдельных задач использованы методы системного, факторного и логического анализа, а также некоторые методы математического моделирования, В диссертации, нашли отражение экспертные и прогнозные оценки и результаты научно-исследовательских работ, выполненных автором и при его участии. Информационной базой исследования послужили материалы государственной статистики, информационные сборники, фактические материалы, характеризующие различные аспекты социально-экономического развития муниципальных образований и использования их природно-ресурсного потенциала.

 

 

ГЛАВА 1. МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ АНАЛИЗА БЮДЖЕТА МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И МЕЖБЮДЖЕТНЫХ ОТНОШЕНИЙ

 

1.1 Миссия муниципального образования

На основании миссии организации формулируются основополагающие принципы и правила поведения акционеров и сотрудников организации. Эти правила не имеют юридической силы, т.е. неисполнение их не ведет к неизбежному наказанию, но а моральному порицанию сотрудников, нарушающих их.

Обязательным условием разработки концепции и стратегического плана социально-экономического развития муниципального образования является согласование интересов органов местного самоуправления, бизнеса и населения. Если интересы бизнеса находятся преимущественно в области финансово-экономических результатов деятельности, интересы органов местного самоуправления – также очевидны и заключаются в обеспечении необходимых и достаточных условий устойчивого социально-экономического развития муниципального образования в пределах вопросов местного значения, то мнение населения и его восприятие ситуации и тем более перспектив развития не являются столь очевидными.

Особый   интерес   к  изучению  регионов,   к  проблеме  активного вовлечения в хозяйственный оборот их ресурсов вызван сегодня многими обстоятельствами, среди которых отметим два. Во-первых, в целях выживания регионы ищут собственные источники развития, свою нишу не только в отечественной, но и в мировой экономике. Во-вторых, многие тенденции общественного развития зарождаются именно в регионах. Это обусловливает необходимость углубленного исследования   проблем   воспроизводства   на   территории,   оценки   и реализации потенциала каждого региона [8, с.69].

И в первую очередь эти исследования необходимы для муниципальных образований. Поскольку в комплекс хозяйственных систем муниципального образования, входят элементы, отражающие развитие производительных сил и производственных отношений. Следовательно, в этих слагаемых отражается развитие всего общества с учетом территориальных особенностей муниципального      образования,     основными     ресурсными     компонентами     которого выступают природа и человек [3, с.78],

Каждое муниципальное образование располагает природно-ресурсной   базой,   которую   никак   нельзя   заменить   человеческими ресурсами. Создается впечатление, что природные ресурсы, с одной стороны, находятся: в пассивной позиции к социально-экономическому потенциалу муниципального образования, а с другой стороны, муниципальному образованию небезразлично, ценой каких усилий будут вовлечены природные ресурсы в его экономический оборот. Поэтому ограниченность полезных ископаемых, увеличение затрат на их добычу и ставят в выгодное положение те муниципальные образования, которые обладают благоприятными природными ресурсами. Отсюда очевидно, что исследование механизма управления использованием природно-ресурсного потенциала муниципального образования целесообразно начать с. исследования природно-ресурсной базы, которой оно обладает.

Одним из самых ценных природных ресурсов является земля, а в сельских муниципальных образованиях она выступает основным средством производства.

Вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами находятся в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов.

Государство регулирует земельные отношения в целях обеспечения     рационального     использования     и     охраны     земель, создания условий для равноправного развития различных форм землепользования, сохранения и улучшения природной среды и охраны прав на землю физических и юридических лиц.

Земли муниципальных образований должны использоваться в строгом соответствии с указанными документами. Для принятия научно-обоснованных решений по рациональному использованию земли необходимо руководствоваться земельным кадастром. Земельный кадастр — это совокупность систематизированных достоверных сведений о земле всех категорий. Он содержит сведения о правовом режиме земель, их распределении по собственникам, о категориях земель, качественной характеристике и хозяйственной ценности земель.

Близкими    к    природным    ресурсам    являются    экологические условия, которые в настоящее время следует выделить в отдельную группу. Ведь разведанные и используемые природные ресурсы во многом определяют экологические возможности муниципального образования.

Органы местной власти, принимая планы и программы развития территории муниципального образования, разрабатывая и утверждая местный бюджет, учитывают решение вопросов окружающей природной среды и экологической безопасности, а именно: экологически обоснованное размещение объектов производственной и социальной инфраструктуры; экологически безопасное размещение предприятий местной промышленности, энергетики, транспорта и коммунального хозяйства; рациональное использование природных ресурсов; экологически безопасное развитие сельского хозяйства; использование вторичных ресурсов, утилизация, обезвреживание и захоронение отходов.

Органы местной власти вправе принимать экологические программы в соответствии с разработанными и утвержденными ими основными направлениями охраны окружающей природной среды, используя при этом бюджетные средства, а также средства внебюджетных экологических фондов.

Развитие территорий в значительной степени определяется наличием материальных ресурсов, поскольку от них зависит эффективность инвестиций, вкладываемых в регион, они определяют структуру производственной деятельности и благосостояние населения, т.е. эффективность функционирования муниципального образования в целом определяется прежде всего материально-финансовыми ресурсами, имеющимися в его распоряжении и составляющие в своей совокупности финансово-экономическую основу местной власти.

Финансово-экономические основы обеспечивают хозяйственную
самостоятельность местной власти и служат, прежде всего,
удовлетворению потребностей      населения  муниципального образования, созданию условий для его жизнедеятельности.

Финансово-экономические основы местной власти составляют:

—         муниципальная собственность, местные бюджеты и иные финансовые ресурсы;

—         имущество, находящееся в государственной собственности и переданное в управление местной власти» а также иная собственность, служащая удовлетворению          потребностей муниципального образования [8, с.71].

Значительную роль играют и другие виды ресурсов: финансовые, организационные и др. Приведенные выше примеры разнообразных видов ресурсов свидетельствуют о том, что давать обобщенную классификацию ресурсов безотносительно к конкретному виду хозяйства бессмысленно, так как различные виды муниципальных образований будут обладать совершенно различным набором ресурсов. В значительной степени это определяется тем набором прав и полномочий, которые предоставлены муниципальному образованию законодательством.

Тем более это важно, поскольку территория муниципального образования является частью более крупных муниципальных образований. Так, ресурсы, расположенные на территории городского или сельского муниципального образования, могут являться ресурсами различных уровней власти, либо частных хозяйств, существующих на данной территории.

В связи с этим в работе под ресурсами муниципального образования нами понимается совокупность материальных, нематериальных и социально-трудовых возможностей территории муниципального образования, распоряжение которыми отнесено к муниципальной компетенции по Конституции и законодательству Российской Федерации.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В литературе существуют различные классификации социально-
экономического потенциала территории. Одни авторы выделяют
только три его составляющие; население» землю (с природными
ресурсами) и овеществленный капитал, или, соответственно:
человеческий, природный и производственный потенциалы. Другие
определяют и пытаются оценить до двух-трех десятков разных
составляющих потенциала. Очевидно, что пока невозможно прийти к
однозначному мнению по вопросам количественного набора
элементов в структуре потенциала из-за множества факторов,
определяющих          ход         социально-экономических             процессов.

Продолжающаяся дискуссия в этом плане весьма благодатна. Она позволяет обогащать, расширять, систематизировать знания о воспроизводственном процессе, ресурсах территорий, изменениях в состоянии окружающей природной среды, в технике и технологии, в производственных, социальных отношениях на локальном, мезо- и макроуровне, включая мирохозяйственный [8, с.100].

Проведенный, анализ сущности и видов ресурсов, исследование состава и структуры ресурсного потенциала территории в системном аспекте позволили уточнить термин «ресурсный потенциал» муниципального образования, как совокупность ресурсных компонентов, которые в свою очередь могут быть названы соответствующими потенциалами, число и состав последних напрямую зависит от степени детализации и особенностей развития территории, а также соответствующих механизмов и времени их вовлечения в хозяйственный оборот с целью повышения уровня социально-экономического развития муниципального образования.

Таким образом, понятие «ресурсный потенциал» муниципального образования включает все компоненты воспроизводства на региональном   и   муниципальном   уровне   с   учетом   не   только   его осуществления в настоящее время, но также возможностей интенсификации его в перспективе. Иными словами, это понятие сориентировано на выявление ресурсных резервов территорий и включение качественных факторов экономического роста.

Однако, наличие богатого ресурсного потенциала территории не
является гарантом высокого уровня качества жизни населения и
социально-экономического  развития    соответствующего муниципального образования. Основным фактором роста является
стратегическое управление эффективным использованием этим
потенциалом,      которое      невозможно без современного адаптированного механизма управления использованием ресурсного потенциала муниципального образования.

На наш взгляд понятие «механизм» управления использованием ресурсного потенциала территории (региона, муниципального образования) нуждается в некотором уточнении и должен иметь следующую формулировку: механизм управления ресурсным потенциалом муниципального образования представляет собой вовлечение в настоящем или будущем совокупности ресурсных потенциалов территория муниципального образования в хозяйственную      деятельность,      через      воздействие      на      них соответствующей совокупности взаимодействующих элементов (форм, методов, направлений, инструментов), объединенных в достижении определенной цели развития. Управление эффективным использованием ресурсного потенциала муниципального образования должно осуществляться на основе разработки стратегии осуществления этого процесса, иметь эволюционный, долгосрочный, равновесный, естественный и устойчивый характер и обязательно учитывать существующий опыт ресурсопользования.

 

 

ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Иванов Г.П., Шустров М.А. Экономика культуры. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2001.
  2. Иванова В.Н., Патрушева В.И. Социальный менеджмент. – М.: высш. шк., 2001.
  3. Леднев В.С. Научное образование. М.: 2002.
  4. Львов Д.С. Социально-экономическое положение в России и ее вклад в гармонизацию процесса мирового развития. Изд. Экос; 2003 №3.
  5. Менеджмент в сфере культуры. Г.Л. Тульчинский, Е.Л. Шекова, 2-е изд. Испр. и доп. – СПб «Лань» 2003.
  6. Мысляева И. Н. Государственные и муниципальные финансы: Учебник. — М.: Инфра, 2003.
  7. Назаров В.Л. Модернизация муниципальной системы образования: Монография. М.: 2002
  8. Новиков А.М., Новиков Д.А. Образовательный проект (методология образовательной деятельности) М.: 2004.
  9. Ратнер Н.М. Основы региональной экономики: Учеб. пособие для студентов экон. специальностей. Г.Екатеринбург: УрГЭУ, 2005. — 167с.
  10. Ратнер Н.М., Нестеренко О.Н., Ятнов В.А. и др. Развитие региона: методический подход / Урал. гос. экон. ун-т Екатеринбург, 2005. — 136с.
  11. Рой О. М. Система государственного и муниципального управления: Учеб. пособие. — СПб.: Питер, 2003.
  12. Симоненко В.Д. Технологизация и инновационность образования как стратегический фактор промышленного подъема в рыночных условиях. М.: 2001.
  13. Тедеев А. А., Парыгина В. А., Мельников С. И. Бюджетное право РФ: Учеб. пособие. — М.: Приор, 2003.
  14. Федеральные, региональные и местные налоги и сборы, уплачиваемые юридическими лицами / Под ред. В. М. Кудрина. — М., 2001.
  15. Химичева Н. И. Финансовое право: Учебник. — М.: Юрист, 2003.
  16. Экономическая теория: Учебник / Под ред. А. Г. Грязновой, Т. В. Чечелевой. — М.: Экзамен, 2003.