Диплом по методике обучения иностранным языкам.Номер 037. Тема: Личностно-ориентированный подход к обучению иностранных языков в школе (5-6 классы)

Номер 037

Цена 2900 рублей

Оглавление

 

Введение…………………………………………………………………….3

Глава 1. Сущность личностно-ориентированной педагогики …………6

1.1. Личностно-ориентированное воспитание – основа гуманистической педагогики ……………………………………………………………………….6

1.2. Модели личностно-ориентированной педагогики……………….13

Глава 2. Личностно-ориентированный подход в процессе обучения в средней школе…………………………………………………………………..18

2.1. Возрастные особенности учащихся 5-6 классов………………….18

2.2. Принципы построения личностно-ориентированного обучения в средней школе…………………………………………………………………..21

2.3. Технология личностно-ориентированного обучения учащихся 5-6 классов…………………………………………………………………………..24

Глава 3. Практическая реализация аспектов личностно-ориентированного обучения на уроках английского в средней школе……35

3.1. Современная концепция изучения иностранного языка для средней школы……………………………………………………………………………35

3.2. Личностно-ориентированный подход при изучении иностранного языка в 5-6 классах…………………………………………………………….50

3.3. Рекомендации к проведению в школах уроков иностранного языка с опорой на личностно-ориентированный подход в обучении учащихся 5-6 классов…………………………………………………………………………..58

Заключение………………………………………………………………65

Список литературы……………………………………………………..67

Приложение 1……………………………………………………………70

Приложение 2…………………………………………………………….74

 

 

Введение

В настоящее время в Российской Федерации происходит становление новой системы  образования, ориентированной на вхождение в мировое образовательное пространство. Данный процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса.

Происходит смена образовательной парадигмы: предлагаются иное содержание, новые подходы, новое поведение, ключевые образовательные компетенции определяются на основе главных целей общего образования, структурного представления социального опыта и опыта личности, а также основных видов деятельности ученика, которые позволят ему овладеть социальным опытом, получить навыки жизни и практической деятельности в современном обществе.

Содержание образования обогащается новыми процессуальными умениями, развитием способностей, оперированием информацией, творческим решением проблем науки и рыночной практики с акцентом на индивидуализацию образовательных программ.

К традиционным способам информации относят устную и письменную речь, телефонная и радиосвязь уступают свое место компьютерным средствам обучения, использованию телекоммуникационных сетей глобального масштабов. Важнейшей составляющей педагогического процесса становится личностно-ориентированное взаимодействие учителя с учеником.

Стоит отметить особую роль, которая отводится духовному воспитанию личности, становлению нравственного облика Человека. В РФ намечается дальнейшее развитие интеграций образовательных факторов: школы, семьи, микро- и макросоциума.  Увеличивается роль науки в создании педагогических технологий, адекватных уровню общественного знания.

В российском образовании провозглашён на сегодняшний день принцип вариативности, дающий возможность педагогическим коллективам учебных заведений выбирать и конструировать учебный процесс любой модели, включая авторские.

В этом направлении идёт и процесс образования: разработка различных вариантов его содержания, использование возможностей современной дидактики в повышении эффективности образовательных структур, научная разработка  и практическое обоснование новых идей и технологий. При этом важна организация своего рода диалога различных педагогических систем и технологий обучения, апробирование в практике новых форм – дополнительных и альтернативных государственной системе образования, использование в современных российских условиях целостных педагогических систем прошлого. В этих условиях учителю необходимо ориентироваться в широком спектре образовательных компетенций, современных инновационных технологий, идей, направлений.

В настоящее время всё более актуальной становится модель личностно- ориентированного образования. Она относится к модели инновационного, развивающего типа.

Необходимость образования, ориентированного на личность, обосновали  С.В. Алексеев, Е.В. Бондаревская, М.В. Богуславская, Е.И. Казакова, И.С. Якиманская и др.

Стоит отметить, что проблема методики личностно-ориентированного обучения иностранного языка до настоящего времени остается нерешенной.

Цель дипломного исследования: теоретически обосновать и опытно-экспериментальным путем проанализировать применение элементов технологии личностно-ориентированного обучения на уроках иностранного языка для учащихся 5-6-х классов средней школы.

Объект дипломного исследования: личностно-ориентированный подход обучения на уроках иностранного языка 5-6-х классов средней школы.

Предмет дипломного исследования: применение элементов личностно-ориентированного подхода обучения на уроках иностранного языка 5-6-х классов средней школы.

Гипотеза дипломного исследования: обучение учащихся 5-6-х классов более эффективно с применением элементов личностно-ориентированного подхода обучения.

В соответствии с намеченной целью и выдвинутой гипотезой определены следующие задачи дипломного исследования:

  1. Провести теоретический анализ научной литературы по проблеме исследования;
  2. Рассмотреть особенности личностно-ориентированного подхода в средней школе;
  3. Проанализировать применение элементов личностно-ориентированного подхода на уроках иностранного языка в 5-6- классов средней школы.

Для решения поставленных задачи и проверки выдвинутой гипотезы исследования будут использованы следующие методы:

  1. Теоретический анализ философской, методологической, общепедагогической, психологической, методической литературы.
  2. Эмпирические: изучение педагогического опыта учителей, систематические прямые или косвенные наблюдения в школе.

Теоретическая и практическая значимость работы состоит в том, что материал дипломной работы может быть использован в практической деятельности учителей иностранного языка в 5-6-х классов средней школы.

База исследования: «Современное образование».

Структура работы: дипломная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложений.

 

 

Заключение

Личностно-ориентированное обучение школьников – это и создание учителем благожелательной творческой атмосферы, и постоянное  обращение к субъективному опыту школьников как опыту их собственной жизнедеятельности.

Главный смысл личностно-ориентированного урока — это раскрытие содержания субъективного опыта учеников по определенной теме, согласование его с задаваемым знанием и переведение его в соответствующее научное содержание.

Учитель на уроке помогает ученику преодолеть ограниченность его субъективного опыта, который существует часто в виде разрозненных представлений, которые относятся к различным областям знания, переведение этого опыта на научно-значимые образцы.

В нашем дипломном исследование была предпринята попытка анализа использования элементов личностно-ориентированного подхода на примере преподавательской деятельности учителя средней школы «Свободное Образование» на уроках английского языка с учениками 5-6-х классов.

Данный анализ, а также теоретический анализ научных трудов по данному направлению позволяет с уверенностью заявить, что гипотеза, поставленная нами в начале нашего дипломного исследования доказана.

Нами также была достигнута цель: теоретическое обоснование и опытно-экспериментальное анализирование применения элементов технологии личностно-ориентированного обучения на уроках иностранного языка для учащихся 5-6-х классов средней школы.

В нашем дипломном исследование были решены следующие задачи:

  1. Проведен теоретический анализ научной литературы по проблеме исследования;
  2. Рассмотрены особенности личностно-ориентированного подхода в средней школе;
  3. Проанализировано применение элементов личностно-ориентированного подхода на уроках иностранного языка в 5-6- классов средней школы.

Для решения поставленных задачи и проверки выдвинутой гипотезы исследования использовались следующие методы:

  1. Теоретический анализ философской, методологической, общепедагогической, психологической, методической литературы.
  2. Эмпирические: изучение педагогического опыта учителей, систематические прямые или косвенные наблюдения в школе.

Теоретическая и практическая значимость работы состоит в том, что материал дипломной работы может быть использован в практической деятельности учителей иностранного языка в 5-6-х классов средней школы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

1.Андреева Г. М. Социальная психология. — М., 2001.

2. Ариян М. И. // Повышение самостоятельности учебного труда школьников при обучении иностранным языкам. – М., 6/1999, с. 17.

3. Артемов В.А. «Психология обучения иностранным языкам». М., 1999.

4. Асмолов А. Г. Психология личности. – М., 2000.

5. Беляев Б.В. Методика и психология, //ИЯШ,2003, №6.

6. Беляев Б.В. Очерки по психологии обучения иностранному языку. М.; Просвещение, 1995.

7. Беляев Б.В. Психология владения иностранным языком; Докт. Диссертация, МГПИИЯ, 2000, стр. 552.

8. Бим И.Л. «Теория и практика обучения иностранному языку в средней школе» М., 1998.

9. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – М. Просвещение, 1998.

10. Бондарчук Е.И., Бондарчук Л.И. Основы психологии и педагогики – К., МАУП, 2002 – 168 с.

11. Бордовская., Н.В. Реан А.А. Педагогика. Учебник для вузов СПб: Издательство “ Питер”,2000. 304 с.

12. Буланова-Топоркова М. В. Педагогика и психология высшей школы: Учебное пособие. — Ростов н/Д:Феникс, 2002. — 544 с.

13. Вейнвальд Н. И. Психология личности. – М., 1997.

14. Вербицкий А. А. Игровые формы контекстного обучения. – М., 2003.

15. Вишневский Е. И. // Воспитательные возможности процесса обучения иностранному языку. – М., 4/1997, с. 23.

16. Гальскова Н. Д. Современная методика обучения иностранным языкам. –М. АРКТИ, 2003.

17. Донцов А. И. Психология коллектива. – М., 2004.

18. Заремская С.И., Слободчиков А.А. «Развитие инициативной речи учащихся», М., 2003.

19. Зимняя И.А. «Психология обучения иностранным языкам в школе», М., 2001.

20. Калимулина О. В. // Ролевые игры в обучении диалогической речи. – М., 3/2003, с. 17.

21. Карпов И.В. Психологический анализ процесса понимания и перевода учащимися иноязычных текстов. //ИЯШ, 1999, №6.

22. Кон И. С. Психология ранней юности. – М. Просвещение, 2000.

23. Леонтьев А. А. Некоторые общие проблемы в преподавании иностранных языков сегодня. – М. РЕМА, МГЛУ, 2002.

24. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М., 2002.

25. Лисицина М. И. Проблемы общей возрастной и педагогической
психологии. – М., 1998.

26. Ляховицкий М.В. «Методика преподавания иностранных языков» М., 2001.

27. Мадорский Л Р. Глазами подростков. – М. Просвещение, 2001.

28. Миролюбова А.А., Рахманова И.В., Цетлина В.С. Общая методика обучения иностранным языкам, М.; Просвещение, 1997.

29. Мудрик А. В. Личностный подход в воспитании, «Магистр», 2001.

30. Немов Р. С. Психология. – М. Просвещение, 2001.

31. Олейник Т. И. // Ролевая игра в обучении диалогической речи. – М., 1/1999, с. 29.

32. Пассов Е.И. «Коммуникативный метод обучения иностранному языку», М. 1995.

33. Рацимор А. Е. // Ролевые игры как средство профориентации учащихся на уроках английского языка. – М., 2/2005, с. 21.

34. Робер М. А. Психология индивида и группы. – М., 2002.

35. Рогова Г.В. «Методика обучения английскому», Л., 2005.

36. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. – М., 1999.

37. Скалкин В. Л. Основы обучения устной иноязычной речи. – М., 1991.

38. Скалкин В.Л. «Коммуникативные упражнения на английском языке» М., 2003.
39. Смирнов С.Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2001. — 304 с.

40. Соколова В. Н., Юзефович Г. Я. Отцы и дети в меняющемся мире. – М. Просвещение, 2001.

41. Степанов В. Г. Психология трудных школьников. – М. Академия, 1997.

42. Столяренко Л. Д. Основы психологии. – Ростов на Дону. Феникс, 1997.

43. Тамбовкина Ю.В. Обучение личностно – ориентированному общению на основе текста. — «Иностраные языки в школе», 2003, № 5.

44. Шабарин М.Ю. Обучение иностранному языку в воспитании личности. — «Иностраные языки в школе», 1996, № 5.

45. Шадриков В. Д. Философия образования и образовательные политики. –М. Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2002.
46. Шубин У.П. «Языковая коммуникация и обучение иностранным языкам», М. 1992.

47. Якиманская И. С. требования к учебным программам, ориентированным на личностное развитие школьников. – М., 2004.

48. Якиманская И.С. Технология личностно-ориентированного образования. М.: Сентябрь, 2000.