Диплом по педагогике.Номер 034.Тема: «Игра как средство адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ»

Номер 034

Цена 2990 рублей

«Игра как средство адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ»

 

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3

ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ ИГРЫ…………………………………………………….6

1.1.   Понятие игры и игровой деятельности……………………………………6

1.2.   Основные подходы к пониманию игры с точки зрения науки…………12

1.3.   Роль игры как метода обучения и адаптации……………………………17

ГЛАВА 2. ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА……………………

2.1.   Дети раннего возраста как особенная категория учеников……………….

2.2.   Особенности развития и эмоционального состояния детей раннего возраста…………………………………………………………………………….

2.3.   Адаптация к условиям ДОУ……………………………………………….

ГЛАВА 3. ИЗУЧЕНИЕ ВЛИЯНИЯ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА АДАПТАЦИЮ ДЕТЕЙ К УСЛОВИЯМ ДОУ……………………………………

3.1.   Определение уровня адаптации детей к условиям ДОУ до эксперимента

3.2.   Игра как средство адаптации детей к условиям ДОУ…………………..

3.3.   Заключительное исследование………………………………………………

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………….

БИБЛИОГРАФИЯ………………………………………………………………….

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Актуальность темы исследования. Вопрос о помещении ребенка в детский сад, как правило, встает перед родителями в связи с окончанием оплачиваемого отпуска матери по уходу за ребенком, а именно по достижении им возраста 1,5 лет, а иногда и еще раньше.

Дошкольное образовательное учреждение – первое и самое ответственное звено в общей системе образования. Обладая высокой пластичностью функций мозга и психики, ребенок имеет большие потенциальные возможности развития, реализации которых зависит от непосредственного влияния родителей, педагогов, от воспитания и обучения.

Но с психологической точки зрения именно этот возраст наименее благоприятный для столь радикальной перемены. Ребенок этого возраста чрезвычайно привязан к матери, болезненно реагирует на ее отсутствие.

Проблема детского сада – хорошо это или плохо, отдавать или не отдавать – рано или поздно возникает в семье. Актуальность проблемы почти не зависит от уровня благосостояния семьи и от занятости родителей, каждый из которых имеет свой собственный опыт и свое личное мнение о достоинствах и недостатках детских дошкольных учреждений.

Детский сад – это новое окружение, новая обстановка, новые люди. Поступление ребенка в дошкольное образовательное учреждение сопровождается изменением окружающей его среды, режима дня, характера питания, системы поведенческих реакций (динамического стереотипа) крохи, приводит к необходимости устанавливать социальные связи, адаптироваться к новым условиям жизни.

Адаптация к дошкольному учреждению – сложный период, как для детей, так и для взрослых: родителей, педагогов.

Родители не всегда в должной мере осознают, что, приходя в детский сад, ребенок попадает в иные условия, существенно отличающиеся от домашних. Детям трудно привыкать к новому учреждению, незнакомым сверстникам, требованиям со стороны взрослых, режимным моментам.

Родители испытывает тревогу за своего ребенка, и также привыкают к требованиям детского сада. А воспитателям порой непросто найти подход к детям и их родителям.

Для успешной адаптации ребенка к условиям дошкольного учреждения взрослым необходимо сформировать у него положительную установку на детский сад, позитивное отношение к нему. Это зависит от профессионального мастерства воспитателей, атмосферы тепла, доброты, внимания.

Трудности адаптации возникают в тех случаях, когда ребенок встречает непонимание, его пытаются вовлечь в общение, содержание которого не отвечает его интересам, желаниям. Ребенок должен быть готов к тому уровню общения, который задает атмосфера детского сада. Как показывает анализ случаев консультативной практики – дети далеко не всегда обладают необходимыми для той или иной группы детского сада навыками коммуникации.

Невыполнение основных педагогических правил при воспитании детей приводит к нарушениям интеллектуального, физического развития ребенка, возникновению отрицательных форм поведения.

Адаптация (от лат. – приспособлять) – в широком смысле – приспособление к изменяющимся внешним и внутренним условиям.

Адаптацию в условиях дошкольного учреждения нужно рассматривать как процесс вхождения ребенка в новую для него среду и болезненное привыкание к ее условиям.

Объектом исследования является игра как средство адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ.

Предметом исследования выступает игра детей раннего возраста.

Целью работы является исследование игры как средства адаптации детей к условиям ДОУ.

В соответствии с целью дипломной работы, можно предопределить основные задачи исследования:

1)    определить понятие игры и игровой деятельности;

2)    выделить основные подходы к пониманию игры с точки зрения науки;

3)    исследовать роль игры как метода обучения и адаптации;

4)    выяснить, почему дети раннего возраста являются особенной категорией учеников;

5)    выделить особенности развития и эмоционального состояния детей раннего возраста;

6)    изучить адаптацию к условиям ДОУ;

7)    определить уровень адаптации детей к условиям ДОУ до эксперимента;

8)    провести эксперимент «Игра как средство адаптации детей к условиям ДОУ»;

9)    провести заключительное исследование результатов эксперимента.

Для достижения целей и выполнения задач дипломного исследования была определена следующая структурно- логическая схема. Работа состоит из трех глав, объединенных в девять параграфов.


ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ ИГРЫ

 

1.1.   Понятие игры и игровой деятельности

 

Ученые и практики сходятся во мнении о том, что игра является ведущим видом деятельности ребенка, что именно в ней можно найти резервы, которые дают возможность ненасильственно осуществить адекватное развитие мышления ребенка.

Бахтин М. М. [1] сформулировал идею о развитии саморазвертывания задатков ребенка через механизм игры и подражания. В отечественной педагогике и психологии теорию игры разрабатывали П.Болонский, Л.Выготский, Эльконин, А. Леонтьев, А. Макаренко и др.

Так, Бевзенко Л.[2] определяет игру как способ группового диагностического исследования деятельности, как школы жизни и практики развития детей. Воронкова В.[3] отмечала: «Ребенок имеет настоящую эмоциональную и интеллектуальную жизнь только тогда, когда он живет в мире игр, сказки, музыки, фантазии, творчества. Без этого он не лучше сдавленного цветка».

По мнению Гадамера Ханса Георга[4], творчество, как и любая деятельность, возникает и развертывается в игре и как игра. Бахтин М. М.[5] отмечает, что необходимым условием игры, как и любого творчества, является спонтанное и раскованное высвобождение «энергии». Сенсорное развитие ребенка в дидактической игре происходит в неразрывной связи с развитием у него логического мышления как познавательного процесса словесно-логического, наглядно-действенного, сенсорно-моторного проявления. Существуют разные взгляды на игру как активную деятельность. Приведем некоторые из них:

Демин В.Н [6] рассматривает игру как форму психогенной поведения, т.е. внутренне присущего имманентного компонента личности;

Захаров В.Н.[7] высказывается об игре как о «пространстве» внутренней социализации ребенка, средстве усвоения социальных установок;

Кулиш И.М[8] рассматривает игру как свободу личности в воображении, «иллюзорную реализацию нереализованных интересов»;

Катаев С.Л[9] видит развитие игры в последовательных фазах, основной из которых является функциональная или сенсорно-моторная, связана с практикой. «Игра – это не лишенная смысла, несерьезная забава, а существенная творческая деятельность, в которой ребенок проходит внутренние изменения – физические, психологические и общественные. И таким образом в игре и играми растет ребенок»;

Маркузе Герберт[10] подчеркивает, что существенной чертой игр является наличие чего-то важного, ценного, за что и соревнуются. Поэтому, по его мнению, для ребенка развлекательный аспект в игровой деятельности превалирует;

Черникова И.В[11] отмечала, что игра является не только своеобразной деятельностью, но и значимым процессом внутреннего перевоплощения;

Грицанов А. А.[12] замечал, что игра – интегральная часть нашей жизни, наша жизненная потребность;

Борзова Л.П[13] рассматривает игровое действие как процесс воспитания, в котором отводится большая роль родителям.

По характеру используемого материала дидактичные игры условно разделяют на:

  • игры с предметами;
  • настольно-печатные;
  • словесные.

По развивающей направленности на:

  • игры-упражнения;
  • игры-соревнования;
  • образно-ролевые;
  • сюжетно-ролевые игры;
  • познавательные;
  • режиссерские;
  • игры-фантазирования;
  • сюжетно-отражательные.

Все названные виды игр относятся к активной форме обучения, поскольку предоставляют возможность каждому проявить себя в деятельности по-другому.

По мнению Маркузе Герберта[14], игра для ребенка – это действительность, в которой он живет, и следы этой жизни глубоко западают в ее память. А Катаев С.Л.[15], считает, что игра является арифметикой сигнальных отношений. Действенные отношения ребенка с окружающей средой могут быть пассивными и активными.

Пассивная деятельность не способствует успешному развитию. В активной деятельности ребенок не только манипулирует, превращает действия других, но и обладает собственными действиями, самостоятельно выполняет доступные по возрасту задачи.

Каждому возрасту, как своеобразному и качественно специфическому периоду жизни, соответствует определенный тип ведущей деятельности. Их изменения характеризуют смену возрастных периодов, а преемственность подтверждает единство психического развития человека. Это своеобразная школа социализации ребенка.

Единство игровых и реальных отношений помогает создать нравственную направленность поведения ребенка. Принципы, на которых основана дидактичная игра, имеют много общего с основными принципами обучения в школе. В.И. Логинова относит к этим принципам следующие:

  • принцип развивающего обучения;
  • принцип доступного обучения;
  • принцип элементности и последовательности;
  • принцип сознательности и активности детей в усваивании и применении знаний;
  • принцип индивидуального подхода к детям;
  • принцип прочности знания.

Черникова И.В..[16] отмечает, что игровая деятельность выполняет определенные функции, а именно:

  • развлекательную;
  • коммуникативную;
  • самореализационную;
  • игротерапевтическую;
  • диагностическую;
  • коррекционную;
  • интернациональной коммуникации;
  • социализации.

Большинству игр (по Хейзинга Йохану[17]) присущи четыре главных особенности:

  • Свободная развивающая деятельность, применяемая исключительно по желанию ребенка ради удовольствия от самого процесса деятельности, а не только от результатов;
  • Творческий характер (употребляется даже термин «поле творчества»);
  • Эмоциональная приподнятость деятельности, соперничество, всеобщность;
  • Наличие прямых или косвенных контактов участников;
  • Отображение содержания игры, логической и временной последовательности развития.

«Специфику игровой технологии в значительной степени определяет игровая среда». При применении в учебном процессе игр создается положительно-эмоциональный фон, условия для образного мышления через выполнение имитационных упражнений в сочетании со словесно-песенным сопровождением, активизируется формирование двигательных навыков на основе речевых связей.

Используются три основных аспекта слова «игра» (по классификации Нестеренко А. А [18]):

1.      Игра как психологический организм проявления нашего «Я».



[1] Бахтин М. М. Формы времени и хронотопа в романе. Очерки по исторической поэтике / М. М.Бахтин // Вопросы литературы и эстетики: сб. – М.: Худож. лит, 2005. – С. 234-407.

[2] Бевзенко Л. Самоорганизующаяся природа феномена игры / Л. Бевзенко // Философская мысль. – 2009 . – № 3. – С. 3-19.

[3] Воронкова В. Истоки возникновения постмодернизма: статус, разновидности и характерные черты / В. Воронкова // Вестник Санкт-Петербургского государственного университета. – 2003. – № 12. – С. 3-8.

[4] Гадамер Ханс Георг. Истина и метод / Г.-Г. Гадамер, [ пер. с нем.; общ. ред. и вступ. ст. Б. Н. Бессонова]. – М.: Прогресс, 2008. – с.238

[5] Бахтин М. М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса / М. М. Бахтин. – М.: Худож. лит., 2000. – с.311

[6] Демин В.Н. Природа деятельности. – М.: МГУ, 2004. – с.67

[7] Захаров В.Н. Интеллектуальные игры как средство формирования познавательной деятельности учащихся: Автореф. дис. … канд. пед. наук. / 13.00.01. – М., 2008. –с. 24

[8] Кулиш И.М. Дидактическая игра как средство активизации учебной деятельности: Автореф. дис. … канд. пед. наук. / 13.00.09. – Теория обучения. – М.: 2003. –с.20

[9] Катаев С.Л. Праздник методологии: постмодернистские игры в новые смыслы / С. Л. Катаев // Грани. – 2002. – № 4. – С. 60-64.

[10] Маркузе Герберт. Эрос и цивилизация / Г. Маркузе, [пер. с англ., Послесл., примеч. А. А. Иудына] // Маркузе Г. Эрос и цивилизация: Авторский сборник / Герберт Маркузе. – М.: ООО «Издательства ACT», 2002. – С. 5-250.

[11] Черникова И.В. Философия и история науки / И. В. Черникова. – Томск: Изд-во НТЛ, 2001. –с. 36

[12] Грицанов А. А. Постодернизм. Энциклопедия / А. А. Грицанов, М.А. Можейко – М.: Интерп – ресссервис, 2007. – с. 104

[13] Борзова Л.П. Игры на уроке истории: Метод. пособие для учителя. – М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2001. –  с. 45

[14] Маркузе Герберт. Эрос и цивилизация / Г. Маркузе, [пер. с англ., Послесл., примеч. А. А. Иудына] // Маркузе Г. Эрос и цивилизация: Авторский сборник / Герберт Маркузе. – М.: ООО «Издательства ACT», 2002. – С. 5-250.

[15] Катаев С.Л. Праздник методологии: постмодернистские игры в новые смыслы / С. Л. Катаев // Грани. – 2002. – № 4. – С. 60-64.

[16] Черникова И.В. Философия и история науки / И. В. Черникова. – Томск: Изд-во НТЛ, 2001. – с. 329

[17] Хейзинга Йохан. Homo Ludens; Статьи по истории культуры / И. Хейзинга, [пер., Сост. и вступ. статья Д. В. Сильвестрова]. – М.: Прогресс – Традиция, 2007. – с. 295

[18] Нестеренко А. А. Личность в нелинейном обществе: монография / Г. А. Нестеренко. – Просвещение, 2004. – с. 143

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В соответствии с целью работы – исследованием игры как средства адаптации детей к условиям ДОУ, нами были выполнены следующие задачи исследования:

1)    определено понятие игры и игровой деятельности;

2)    выделено основные подходы к пониманию игры с точки зрения науки;

3)    исследовано роль игры как метода обучения и адаптации;

4)    выяснено, почему дети раннего возраста являются особенной категорией учеников;

5)    выделено особенности развития и эмоционального состояния детей раннего возраста;

6)    изучено адаптацию к условиям ДОУ;

7)    определено уровень адаптации детей к условиям ДОУ до эксперимента;

8)    проведен эксперимент «Игра как средство адаптации детей к условиям ДОУ»;

9)    проведено заключительное исследование результатов эксперимента.

По сути проведенного исследования можем сделать следующие выводы.

Под игровой деятельностью следует понимать спонтанную, прирожденную, полную радости, своеобразную деятельность ребенка, которая происходит не ради какой-либо общей цели, а из собственного внутреннего побуждения, для собственного удовольствия, для элементарного действия.

Основные подходы к пониманию игры с точки зрения науки такие:

  • игра как форма психогенного поведения;
  • игра как пространство внутренней социализации ребенка, средство усвоения социальных установок;
  • игра как свобода личности в воображении;
  • игра – не только своеобразная деятельность, но и значимый процесс внутреннего перевоплощения.

Исследовав роль игры как метода обучения и адаптации, можно определить, что игра – это практическое групповое упражнение с выработкой оптимальных решений, применения методов и приемов в искусственно созданных условиях, воспроизводящих реальную обстановку. Во время игры у ребенка возникает мотив, суть которого – успешно выполнить взятую на себя роль. Итак, система действий в игре выступает как цель познания и становится непосредственно средним содержанием сознания ученика. Все, что соответствует успешному исполнению роли (знания, умения, навыки), имеет для ученика особое значение и качественно им осознается.

Дети раннего возраста являются особенной категорией учеников, так как при воспитании маленьких детей следует учитывать преобладание у них возбуждения над тормозными процессами. С учетом этой особенности в группах раннего возраста введен принцип последовательного, постепенного проведения всех режимных процессов, позволяющий обслуживать каждого ребенка индивидуально. Успешное осуществление задач воспитательной работы зависит от педагогически обоснованного выбора ее форм и методов, от правильной организации всей жизни детей.

Адаптация к условиям ДОУ – это приспособление организма ребенка, его органов чувств к условиям существования, к окружению. А если интенсивность и продолжительность внешних сил или внутренних факторов является значимыми, в организме происходит некоторая деятельность, в результате чего формируется состояние адаптивности, т.е. способности продолжать жизнедеятельность в новых непривычных условиях.

Наши исследования были направлены, прежде всего, на изучение состояния адаптации детей младшего дошкольного возраста к условиям жизнедеятельности в детском коллективе до эксперимента и обоснование психолого-педагогического взаимодействия учителя с детьми.

Нами был проведен эксперимент «Игра как средство адаптации детей к условиям ДОУ», включающий комплекс дидактических игр: дидактические игры по формированию у детей умения ориентироваться в пространстве; дидактические игры по формированию у детей представлений о количестве предметов, о числе и цифре; дидактические игры по формированию у детей представлений о цвете предмета; игры на развитие зрительно-моторной координации (игры и упражнения) и др.

Также нами проведено заключительное исследование результатов эксперимента. Анализ работы ДОУ после эксперимента показал, что процесс привыкания детей проходит очень успешно. Степень адаптации в основном легкая и средняя. Эти данные позволяют судить о правильно построенной работе педагогического коллектива по организации и проведению адаптации детей к условиям детского сада посредством игровой деятельности.

 

БИБЛИОГРАФИЯ

 

  1. Алямовская В. Ясли – это серьёзно. – М.: Линка-Пресс, 1999.
  2. Бахтин М. М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса / М. М. Бахтин. – М.: Худож. лит., 2000. – 543 с.
  3. Бахтин М. М. Формы времени и хронотопа в романе. Очерки по исторической поэтике / М. М.Бахтин // Вопросы литературы и эстетики: сб. – М.: Худож. лит, 2005 . – С. 234-407.
  4. Бевзенко Л. Самоорганизующаяся природа феномена игры / Л. Бевзенко // Философская мысль . – 2009 . – № 3. – С. 3-19.
  5. Белкина Л.В. Адаптация детей раннего возраста в условиях ДОУ. Практическое пособие. – Воронеж: Учитель, 2004.
  6. Борзова Л.П. Игры на уроке истории: Метод. пособие для учителя. – М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2001. – 160 с.
  7. Волосова Е. Развитие ребёнка раннего возраста (основные показатели). – М.: Линка-Пресс, 1999.
  8. Воронкова В. Истоки возникновения постмодернизма: статус, разновидности и характерные черты / В. Воронкова // Вестник Санкт-Петербургского государственного университета. – 2003. – № 12. – С. 3-8.
  9. Гадамер Ханс Георг. Истина и метод / Г.-Г. Гадамер, [ пер. с нем.; общ. ред. и вступ. ст. Б. Н. Бессонова]. – М.: Прогресс, 2008. – 704 с.
  10. Грицанов А. А. Постодернизм. Энциклопедия / А. А. Грицанов, М.А. Можейко – М.: Интерп – ресссервис, 2007. – 1040 с.
  11. Губа Г.И. Комплексные развивающие занятия для детей раннего возраста от 1,5 до 3 лет. Учебно-методическое пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2004.
  12. Давыдова О.И., Майер А.А. Адаптационные группы в ДОУ. Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2005.
  13. Демин В.Н. Природа деятельности. – М.: МГУ, 2004. – 168 с.
  14. Дичкивская И. Развивать интеллектуальную одаренность.Технологии раннего обучения Глена Домана // Палитра педагога. – 2004. – № 2. – С.7-10.
  15. Захаров В.Н. Интеллектуальные игры как средство формирования познавательной деятельности учащихся: Автореф. дис. … канд. пед. наук. / 13.00.01. – М., 2008. – 24 с.
  16. Исупов К.Г. В поисках сущности игры // Философские науки. – 2007. – № 6.
  17. Катаев С.Л. Праздник методологии: постмодернистские игры в новые смыслы / С. Л. Катаев // Грани. – 2002. – № 4. – С. 60-64.
  18. КозловскийО.В. Открой в себе гения. – Донецк: ООО ПКФ 2БАО, 2005. – 736с.
  19. Кулиш И.М. Дидактическая игра как средство активизации учебной деятельности: Автореф. дис. … канд. пед. наук. / 13.00.09. – Теория обучения. – М.: 2003. – 20 с.
  20. Маркузе Герберт. Эрос и цивилизация / Г. Маркузе, [пер. с англ., Послесл., примеч. А. А. Иудына] // Маркузе Г. Эрос и цивилизация: Авторский сборник / Герберт Маркузе. – М.: ООО «Издательства ACT», 2002. – С. 5-250.
  21. Нестеренко А. А. Личность в нелинейном обществе: монография / Г. А. Нестеренко. – Просвещение, 2004. – 140 с.
  22. Печора К.Л., Пантюхина Г.В., Голубева Л.Г. Дети раннего возраста в ДОУ: Пособие для педагогов дошк. учреждений. – М.: ВЛАДОС, 2002
  23. Сергеев А.Л. Реформа образования в России: проблемы и перспективы // Конституционное и муниципальное право. 2013. N 9. С. 28 – 31.
  24. Тупичкина Е.А. Педагогические средства психогигиены интеллектуальной деятельности старших дошкольников // Славянская педагогическая культура. – 2007. – № 6. – С.166-168.
  25. Хейзинга Йохан. Homo Ludens; Статьи по истории культуры / И. Хейзинга, [пер., Сост. и вступ. статья Д. В. Сильвестрова]. – М.: Прогресс – Традиция, 2007. – 416 с.
  26. Черникова И.В. Философия и история науки / И. В. Черникова. – Томск: Изд-во НТЛ, 2001. – 360 с.
  27. Чмелева Е.В. И.А.Сикорский в развитии интеллекта детей раннего и дошкольного возраста // Педагогика. – 2003. – № 10. – С.67-72.