Дипломная работа по Социальной Педагогике.Психологическая коррекция самооценки подростков в групповых формах взаимодействия

Заказ 030

Цена 3900 рублей

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………………………. 3

 

ГЛАВА 1.  ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ  АСПЕКТЫ  ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ  КОРРЕКЦИИ  САМООЦЕНКИ  ПОДРОСТКОВ  В  ГРУППОВЫХ  ФОРМАХ  ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ……………………………………………………………………….. 7

1.1.  Понятие самооценки личности в психологии…………………………………. 7

1.2.  Психологические особенности  межличностных отношений

подростков……………………………………………………………………………………….. 14

1.3.  Влияние характера взаимодействия подростков со сверстниками на формирование самооценки………………………………………………………………………………………. 22

 

ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ  ИССЛЕДОВАНИЕ  ВОЗМОЖНОСТЕЙ  ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ  КОРРЕКЦИИ  САМООЦЕНКИ  ПОДРОСТКОВ  В  ГРУППОВЫХ  ФОРМАХ  ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ…………………………… 31

2.1.  Организация исследования…………………………………………………………. 31

2.2.  Описание методик исследования…………………………………………………. 32

2.3.  Анализ результатов диагностики уровня самооценки подростков…. 34

2.4.  Характеристика психологической коррекции самооценки подростков в групповых формах взаимодействия…………………………………………………………………….. 37

2.5.  Оценка эффективности тренинга группового взаимодействия как средства коррекции самооценки подростков…………………………………………………………………….. 43

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………………. 50

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ  ЛИТЕРАТУРЫ…………………………. 53

ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………………………………… 58

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Актуальность темы исследования

Категория «общение», проблема общения является одной из центральных в психологической науке наряду с категориями «мышление», «деятельность», «отношения», «личность». В общении происходит обмен информацией, ее интерпретация, взаимовосприятие, взаимопонимание, взаимооценка, сопереживание, формирование симпатий и антипатий, взглядов, психологическое воздействие, осуществление совместной деятельности. С самого рождения человек, являясь социальным  существом, испытывает потребность в общении с другими людьми, которая постоянно развивается – от потребности в эмоциональном контакте к глубокому личностному общению и сотрудничеству. Данное обстоятельство определяет потенциальную непрерывность общения как необходимого условия жизнедеятельности.

Потребность в общении со сверстниками, которых не могут заменить родители, возникает очень рано, и с возрастом усиливается. При этом общение, являясь сложной и многогранной деятельностью, требует специфических знаний и умений, которыми человек овладевает в процессе усвоения социального опыта, накопленного предыдущими поколениями. Общение так важно для людей, что оно совершается не только в составе какой-либо другой деятельности, способствуя ее реализации, обслуживая ее, но и образует самостоятельный вид деятельности – деятельность общения.

Особенно актуальной данная проблема является для подросткового возраста, который в силу специфических психологических особенностей «переходного возраста» и еще не установившейся психики, остро и не всегда адекватно реагирует на изменения, происходящие в окружающем его мире, осуществляя поиск способов «взрослого поведения». В подростковом возрасте происходит увеличение потребности в общении, увеличение времени на общение и расширение его круга (не только в школе, семье, по соседству, но и в разных географических, социальных, виртуальных пространствах).

Степень разработанности проблемы

Нельзя назвать ни одной отрасли психологической науки, где бы общению не уделялось пристального внимания со стороны самых разных исследователей. Так, социальная психология рассматривает общение как совместную деятель­ность людей, имеющую определенную структуру и закономерности развития (Г. М. Андреева, Б. Ф. Поршнев). Психологи, занимающиеся исследо­ваниями развития, видят в общении механизма смены возрастных периодов (Л. С. Выготский, Д. Б. Эльконин, В. В. Давыдов, Г. А. Цукерман, Е. Е. Кравцова), в педагогической психологии делается упор на включении разных форм обще­ния в обучение детей и взрослых (А. А. Брудный, А. А. Вербицкий, И. А. Зимняя и др.) Различные аспекты проблемы межличностного общения подростков представлены в работах Э.М. Александровской, Ю.Е. Алещиной и А.С. Коноводовой, Н.У. Заиченко, Е.Г. Злобиной, В.А. Кан-Калика, М. Кле, Д.В. Колесова и И.Ф. Мягкова, И.Ю. Кулагиной, X. Ремшмидта, А.В. Толстых и др.

Вместе с тем, как показал анализ литературных источников, проблема влияния межличностных отношений старших школьников на самооценку и уверенность в себе в психолого-педагогической литературе освещена недостаточно полно, что и определило выбор темы дипломного исследования.

Цель исследования: изучить влияние группового взаимодействия со сверстниками на самооценку подростков.

Объект исследования: самооценка подростков.

Предмет исследования: влияние группового взаимодействия со сверстниками на самооценку подростков.

Гипотеза: тренинг группового взаимодействия является эффективным средством коррекции самооценки подростков.

Задачи исследования:

  1.                        1.      Раскрыть понятие самооценки личности в психологии.
  2.                        2.      Изучить психологические особенности  межличностных отношений подростков.
  3.                        3.      Проанализировать влияние характера взаимодействия подростков со сверстниками на формирование самооценки.
  4.                        4.      Провести эмпирическое исследование и выявить эффективность тренинга группового взаимодействия как средства коррекции самооценки подростков.

Методы и методики исследования: теоретический анализ литературы по проблеме исследования, обобщение, сравнение, тестирование; методики –  «Экспресс диагностика уровня самооценки личности», «Изучение общей самооценки (для подростков)» (опросник Казанцевой Г. Н.), методика изучения самооценки Т. Дембо – С. Рубинштейн.

Теоретическая значимость исследования заключается в расширении и углублении теоретических представлений о влиянии группового взаимодействия со сверстниками на самооценку подростков.

Практическая значимость исследования связана с возможностью использования полученных результатов в работе практических психологов для оказания психологической помощи подросткам, а также в практической работе по оптимизации психологического сопровождения подростков с целью повышения их самооценки и уверенности в себе, а также улучшения психологического климата в образовательных учреждениях.

Структура дипломной работы обусловлена целью и задачами исследования и состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений

 

ГЛАВА 1.  ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ  АСПЕКТЫ  ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ  КОРРЕКЦИИ  САМООЦЕНКИ  ПОДРОСТКОВ  В  ГРУППОВЫХ  ФОРМАХ  ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

 

1.1.  Понятие самооценки личности в психологии

 

На сегодняшний день проблема самооценки является одной из наиболее разрабатываемых в психологии; она исследована в научных трудах крупнейших психологов и педагогов, внесших весомый вклад в рассмотрение ее теоретических аспектов (Б. Г. Ананьев, Р. Бернс, Л. И. Божович, У. Джемс, Ф. Зимбардо, В. Квинн, И. С. Кон, А. Н. Леонтьев, Р. Мейли, И. Н. Михеева, В.В. Овсянникова, А. В. Петровский, С. Л. Рубинштейн, Е. Т. Соколова, В. В. Столин, А. Г. Спиркин, П. Р. Чамата, И. И. Чеснокова, Т. Шибутани и др.). В работах названных авторов рассматривались такие вопросы, как структура, функции, возможности и закономерности формирования адекватной самооценки в процессе личностного становления индивида.

Существует множество подходов к пониманию сущности самооценки, что свидетельствует о многогран­ности и сложности ее как психологического феномена. Однако ни в отечественной, ни в зарубежной литературе нет общепринятого определения данного понятия [31, с.4].; содержание термина «самооценка» настолько аморфно и неопределенно, что далеко расходится в различных исследованиях. При этом до сих пор не разработано сколько-нибудь цельного понимания природы и механизмов оценочного процесса, структуры оценочного акта, специфики оценок различного вида и их классификации [6, с.4].

Предметом изучения ученых выступают такие вопросы, как онтогенез самооценки, ее структура, функции, закономерности формирования. Во многих работах психологов самооценка рассматривается как продукт самосознания, отражающий уровень развития последнего и функционирующий на разных его уровнях. Так, большинство исследователей выделяют два основных компонента самосознания – знание себя и отношение к себе в их единстве (когнитивный и эмоционально-оценочный компонент). Е. Т. Соколова вслед за Р. Бернсом выделяет в структуре самосознания когнитивный, аффективный и поведенческий компоненты: образ физического «Я» как когнитивное образование, самооценку как аффективное образование [22, с.12]. При этом подчеркивается, что феномен самосознания является важнейшей составляющей развития личности. Процесс развития самосознания включен в генезис личности и выступает как сложное интегральное свойство ее психической деятельности.

Изучение феномена самооценки, как указывают многие авторы, должно быть связано с рассмотрением феномена самосознания в целом. Откли­ком и продолжением развития темы само­сознания являются работы А. Г. Спиркина, И. И. Чеснокова, И. С. Кона, В. В. Столина. Мы также придерживаемся данной точки зрения. Самосознание – это сложная психологическая структура, включающая в себя в качестве особых компонентов, по мнению В. С. Мерлина, сознание своей тождественности, своего собственного  «я»  как активного, деятельного начала, осознание своих психических свойств и качеств, как  определенную систему социально-нравственных самооценок. Все эти элементы связаны друг с другом функционально и генетически, но формируются они не одновременно [29, с.21].

Самосознание, согласно системному подходу, имеет структурно-уровневое, иерархическое строение с соответствующими каждому уровню функциями. Эти уровни иначе можно назвать его компонентами – составляющими целостного процесса самосознания. К их числу относятся: самопознание, эмоционально-оценочное отношение к себе и саморегуляция, возникающая на определенном уровне развития двух первых компонентов. Ядром процесса личностной саморегуляции является самооценка, развивающаяся, согласно мнению И. И. Чесноковой, на основе эмоционально-оценочного компонента самосознания и самопознания как базиса развития всей системы самосознания [50, с.51].

Различают адекватную (или реальную) самооценку и неадекватную – завышенную или заниженную. Адекватная самооценка (или объективное отражение собственной личности) ведет, как правило, к самокритичности и требовательности к себе, формирует уверенность в своих силах, определенный уровень притязаний личности. Неадекватная самооценка может привести к искажению уровня притязаний, к общей конфликтности субъекта с окружающей действительностью. Попытки компенсации заниженной самооценки могут привести к аддиктивному поведению [47, с.98].

В работах отечественных психологов (А. А. Бодалева, В. Ф. Сафина, Г. К. Максимо­ва, Л. И. Божович, А. И. Липкиной и др.) пока­зано влияние самооценки на познавательную деятельность человека, восприятие, представление, решение интеллектуальных задач и указано место самооценки в системе меж­личностных отношений, определены приемы формирования адекватной самооценки, а в случае ее деформации – способы преобразо­ваний путем воспитательных воздействий на личность. Авторы утверждают, что адекват­ная самооценка способствует развитию зре­лой гармоничной личности, высокого психи­ческого уровня, возможности вести себя не­зависимо от непосредственно воздействую­щих на личность обстоятельств.

Структура самооценки представлена когнитивным и эмоциональным компонентами. Первый отражает знания человека о себе, второй – его отношение к себе как меру удовлетворенности собой. Характеристика самооценки основана на таких параметрах, как:

—       уровень самооценки (высокая, средняя, низкая);

—       соотношение с реальной успешностью в деятельности и общении (адекватная и неадекватная);

—       особенности строения (конфликтная и бесконфликтная);

—       по характеру временной отнесенности выделяются прогностическая, актуальная и ретроспективная самооценки.

Анализ самооценки как рефлексивной деятельности позволяет выявить несколько ее функций:

—       прогностическую (заключающуюся в регуляции активности личности на самом начальном этапе деятельности);

—       корректирующую (направленную на контроль и осуществление необходимых корректировок);

—       ретроспективную (используется субъектом на заключительном этапе деятельности для подведения итогов, соотнесения целей, способов и средств выполнения деятельности с ее результатами) [24, с.121].

Причем, основной функцией самооценки в пси­хической жизни человека, по мнению таких авторов, как Т. Ю. Андрющенко, Л. И. Божович, Н. Е. Воракса, В. В. Давыдова, А. В. Заха­ровой, Е. Е. Кравцовой, А. И. Липкиной, А. К. Осницкова, В. А. Петровского, В. И. Слободчикова, Г. А. Цукерман, И. И. Чесноковой, С. Г. Якобсон является то, что она выступает необходимым внутренним условием регуля­ции поведения и деятельности личности.

Таким образом, самооценка представляет собой непостоянный конструкт, она видоизменяется, обусловливаясь знанием личности о себе и ее мировоззрением. Формирование самооценки происходит в процессе социализации личности, ее деятельности и межличностного взаимодействия. Социум влияет на формирование самооценки личности. В становлении самооценки многими авторами (Т. Ю. Андрющенко, Л. И. Божович, М. И. Боцманова, Л. С. Выгот­ский, А. В. Захарова, З. С. Карпенко, Т. И. Катрич, А. И. Липкина, B. C. Мухина, Д. В. Ольшанский и др.) отмечается важность развития ее свойств, одним из которых является адек­ватность. В качестве основных условий развития самооценки в психологии выделяются такие факторы, как общение с окружающими и собственная активность.

В общении усваиваются формы, виды и критерии оценок; в индивидуальном опыте происходит их апробация, наполнение личностными смыслами. Из оценок себя окружающими человек постепенно вычленяет критерии и способы оценивания другого и проецирует их на себя. Так происходит формирование самооценки личности. То, какая она будет, во многом зависит от особенностей взаимодействия с человеком, отношения к нему окружающих его людей. Необходимо еще раз подчеркнуть, что основной функцией самооценки является регуляция поведения личности. Именно поэтому так важно выявление факторов, влияющих на процесс формирования адекватной гибкой самооценки, способной быть подлинным рычагом саморегуляции, и исследование ее психологического механизма [11, с.89].

Являясь стержнем самоопределения личности на всех этапах ее становления, самооценка включается в структуру мотивации профессиональной деятельности специалиста, определяет направленность саморегуляции. Следовательно, между самооценкой и социальным поведением, а также успешностью профессиональной деятельности можно выявить прямую зависимость.

Взаимосвязь самооценки и успешности профессиональной деятельности нашла отражение в научных трудах Л. Н. Корнеевой, С. Л. Рубинштейна, Н. В. Самоукиной, С. В. Славнова, А. Р. Фонарева, Т. Шибутани и др. Во многих исследованиях рассматри­валось влияние самооценки на успеш­ность деятельности людей в целом [2; 10; 28; 42]. По мнению исследователей, основными факторами, определяющими адекватность профессиональной самооценки, являются отношение человека к труду, успех в работе, уверенность в своих силах, уровень самоуважения, собственного достоинства личности.

Так, в работе С. А. Матощюка, исследовавшего особенности само­оценки лиц, занятых предпринима­тельской деятельностью в спорте, по­казано, что предприниматели, доби­вающиеся успеха, характеризуются, в сравнении с неудачниками, высоким индексом оценочной биполяризации, эгоцентрическим типом самооценки и высокой независимостью от мне­ния окружающих [28, с.11]. Можно предпо­ложить, что эффективность принятия решения определяется уровнем са­мооценки.

Л. В. Бороздина приводит данные о том, что лица с низкой самооценкой, решая задачи, «остаются малопродук­тивными: выполнение задач занимает значительное время, сопровождается большим числом ошибок… что и на­ходит отражение в общем снижении оценок качества исполнения» [10, с.361]. Описывая результаты испытуемых с высокой самооценкой, Л. В. Бороздина отмечает высокую продуктивность по таким показателям эффективности решения, как высокая скорость ре­шения и незначительное количество ошибок [10, с.361].

Полученные Н. А. Лавровой в ходе экспериментального исследования результаты показали, что, чем выше уровень самооценки индивида, вплоть до неадекватно высокой, тем выше его способность принимать эффективные решения как при неограниченном времени, так и в условиях дефицита времени [25, с.47].

Самооценка тесно связана с уровнем притязаний человека, т. е. степенью трудно­стей целей, которые он ставит перед собой. Иными словами, уровень притязаний характеризует уровень трудности, достижение которого является общей целью серии будущих действий (идеальная цель); выбор субъектом цели очередного действия, формирующейся в результате переживания успеха или неуспеха ряда прошлых действий (уровень притязаний в данный момент); желаемый уровень самооценки личности (уровень Я) [5, с.193].

Уровень своих притязаний личность устанавливает где-то между чересчур трудными и чересчур легкими задачами и целями – так, чтобы сохранить на должной высоте свою самооценку. Формирование уровня притязаний определяется не только предвосхищением успеха или неудачи, но и, прежде всего учетом и оценкой  прошлых успехов и неудач. Однако, в целом для людей характерно некоторое завышение своих способностей, приписывание себе уникальности, непохожести на других» [40, с.112].

Не только на основе предвосхищения успеха или неудачи, но и на основе прежних успехов или неудач идет формирование личностью своего уровня притязаний.

Взаимосвязь между самооценкой и уровнем притязаний определил еще У. Джеймс формулой, которая стала классической [13, с.91]:

         Нетрудно увидеть зависимость самооценки от уровня притязаний. Чем выше притязания, тем меньше шансов на успех и, соответственно, на самоуважение.

Расхождение между притязаниями и реальными возможностями человека ведет к тому, что он начинает неправильно себя оценивать, вследствие чего его поведение стано­вится неадекватным, возникают эмоциональ­ные срывы, повышенная тревожность, нару­шения в общении. Люди, обладающие умеренным уровнем притязания, общительны, уверенны в себе, не ищут самоутверждения, настроены на успех, целеполагают в меру сил.

Итак, анализ литературы по проблеме самооценки приводит к заключению о многоаспектности данного феномена и многозначности его определений. На сегодняшний день существует большое количество различных теорий самооценки, взглядов на ее природу, развитие, методов ее исследования, при этом четкой терминологии в данной области нет. Некоторые из многочисленных теорий пересекаются в трактовке самооценки, другие же предлагают иные варианты ее определения. Мы под самооценкой будем понимать систем­ное, многоуровневое, многофакторное обра­зование личности, включающее в себя само­оценивание, самовосприятие, самоотноше­ние, самоуважение.

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

         В ходе теоретического анализа литературы по проблеме исследования были сформулированы следующие выводы:

  1.                        1.      На сегодняшний день существует большое количество различных теорий самооценки, взглядов на ее природу, развитие, методов ее исследования, при этом четкой терминологии в данной области нет. Некоторые из многочисленных теорий пересекаются в трактовке самооценки, другие же предлагают иные варианты ее определения. Мы под самооценкой будем понимать систем­ное, многоуровневое, многофакторное обра­зование личности, включающее в себя само­оценивание, самовосприятие, самоотноше­ние, самоуважение.
  2.                        2.      Межличностные отношения – это субъективно переживаемые взаимосвязи между людьми, объективно проявляющиеся в характере и способах взаимных влияний, оказываемых людьми друг на друга в процессе совместной деятельности и общения. Психология общения в подростковом возрасте строится на основе противоречивого переплетения двух потребностей: обособления (приватизации) и аффилиации, т.е. потребности в принадлежности, включенности в какую-то группу или общность. Обособление чаще всего проявляется в эмансипации от контроля старших. Однако оно действует и в отношениях со сверстниками.
  3.                        3.      Общение, будучи одним из основных видов деятельности людей, не только посто­янно выявляет существенные характеристи­ки личности как объекта и субъекта обще­ния, но и влияет на весь ход ее дальнейшего формирования. Более того, общение выступает не только необходимым условием формирования личности, но и психологической средой развития основных психических и социальных качеств человека. Отношения со сверстниками дают подростку незаменимый опыт социального общения, в ходе которого развиваются навыки взаимопонимания, взаимодействия и  взаимовлияния. Они являются своеобразным зеркалом, едва ли не единственной формой обратной связи, предоставляющей подростку уникальную возможность узнать и сформировать (а если необходимо и скорректировать) свое «Я». Ведущая педагогическая идея в работе с подростками – создание ситуации успеха в наиболее значимых видах деятельности, дающих возможность позитивного самоутверждения личности; формирование ценностных установок; предупреждение отклонений в поведении.

Исходя из теоретического анализа литературных источников по проблеме исследования, нами была сформулирована следующая гипотеза: тренинг группового взаимодействия является эффективным средством коррекции самооценки подростков.

Для подтверждения или опровержения данной гипотезы было проведено эмпирическое исследование, в котором приняли участие 30 испытуемых в возрасте 14-15 лет. В ходе исследования были использованы следующие методики: «Экспресс диагностика уровня самооценки личности», «Изучение общей самооценки (для подростков)» (опросник Казанцевой Г. Н.) и методика изучения самооценки Т. Дембо – С. Рубинштейн.

Исследование проходило в три этапа.

На первом констатирующем этапе исследования у испытуемых подростков был диагностирован начальный уровень самооценки. По результатам данного этапа исследования была сформирована «группа риска», в которую попали 8 испытуемых, самооценка которых занижена и с которыми в рамках формирующего этапа исследования было решено провести тренинг группового взаимодействия с целью коррекции их уровня самооценки.

Формирующий этап исследования был посвящен разработке и реализации тренинга группового взаимодействия, направленного на коррекцию самооценки подростков.

На третьем контрольном этапе исследования с целью выявления эффективности проведенного тренинга группового взаимодействия как средства коррекции самооценки было проведено повторное тестирование испытуемых подростков по первоначальным методикам. Анализ полученных результатов показал положительную динамику уровня самооценки испытуемых подростков до проведения тренинга взаимодействия и после. При помощи Т-критерия Вилкоксона доказано, что по всем трем методикам сдвиги показателей уровня самооценки на контрольном этапе эксперимента не случайны.

На основании изложенного был сделан вывод об эффективности проведенного тренинга о об истинности выдвинутой гипотезы.

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ  ЛИТЕРАТУРЫ

 

 

  1. Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни.  – М.: Мысль, 1991. – 299с.
  2. Акбиева З. С. Самооценки и направленности личности подростка: дис. … канд. психол. наук. – М., 1983. – 254 с.
  3. Анн Л. Ф. Психологический тренинг с подростками. – СПб.: Питер, 2004. – 270 с.
  4. Андреева Г. М. Социальная психология. – М.: Аспект-Пресс, 2010. – 375с.
  5. Ахметова Г. Ф. Самооценка и уровень притязаний в юношеском возрасте // Современные наукоемкие технологии. – 2013. – № 7-2. – С. 193.
  6. Барская Н. А. Самооценка в системе обеспечения качества подготовки специалистов // Высшее образование сегодня. – 2008. – № 12. – С. 3-75.
  7. Белоус В. В. Введение в психологию полиморфной индивидуальности. – М.: РАО; Пятигорск : ПГЛУ, 2005. – 136 с.
  8. Бодалев А. А. Восприятие и понимание человека человеком. – М.: МГУ, 1982. – 220 с.
  9. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – СПб.: Питер, 2008. – 380 с.
  10. Бороздина Л. В. Теоретико-экспериментальное исследование самооценки: дис. … канд. психол. наук. – М., 1999. – 385 с.
  11. Галкина Т. В. Самооценка как процесс решения задач: системный подход. – М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2011. – 399 с.
  12. Ганьшина Л. М. Мотивационно-регуляционная функция психологической напряженности: на материале студентов педвуза: автореф. дис. … канд. психол. наук. – М., 1999. – 24 с.
  13. Джеймс У. Психология. – М.: Педагогика, 1991. – 420 с.
  14. Емелин А. И. Формирование коммуникативной компетентности у будущих офицеров-финансистов средствами социально-психологического тренинга: дис. … канд. психол. наук. – Ярославль, 1999. – 165 с.
  15. Зейгарник Б. В. Психология личности: норма и патология / под ред. М. Р. Гинзбурга. – 2-е изд., испр. – М.: Изд-во Моск. психол.-соц. ин-та; Воронеж: МОДЭК, 2003. – 320 с.
  16. Каган М. С. Мир общения. Проблема межсубъектных отношений. – М.: Политиздат, 1988. – 190 с.
  17. Каппони В., Новак Т. Как делать все по-своему, или ассертивность в жизнь. – СПб. : 2005. – 320 с.
  18. Карпова Г. А. Методы педагогической диагностики: учебное пособие. – Екатеринбург, 2001. – 43 с.
  19. Квасков В. Д. Роль общения в деятельности // Социально-политический журнал. – 1996. – № 3. – С. 224-234.
  20. Коломинский Я. Л. Социальная психология взаимоотношений в малых группах. – М.: АСТ, 2010. – 448 с.
  21. Кон И. С. Дружба: Этико-психологический очерк. – М.: Изд-во политической литературы, 1980. – 256 с.
  22. Кочкина Л. В. Становление физического «Я» в дошкольном возрасте: автореф. дисс. … канд. психол. наук. – М., 2007. – 26 с.
  23. Кравцова Е. Е. Педагогика и психология. – М.: Форум, 2009. – 384 с.
  24. Ксенева И. Д., Щербакова М. В. Самооценка студента как фактор успешности будущей профессиональной деятельности // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. – 2010. – Т. 48. – № 4. – С. 119-123.
  25. Лаврова Н. А. Самооценка и принятие решения в контексте дефицита времени // Высшее образование сегодня. – 2010. – № 8. – С. 46-50.
  26. Ломов Б. Ф. Проблема общения в психологии. – М.: Наука, 1981. – 279с.
  27. Майерс Д. Социальная психология. – СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК: НЕВА; М.: Олма-Пресс, 2002. – 512 с.
  28. Матощюк С. А. Особенности самооценки лиц, занятых предпринимательской деятельностью в спорте: дис. … канд. психол. наук. – СПб., 1997. – 267 с.
  29. Мерлин В. С. Структура личности: характер, способности, самосознание: учебное пособие. – Пермь: ПГПИ, 1990. – 110 с.
  30. Мудрик А. В. Введение в социальную педагогику. – М.: Московский психолого-социальный институт, 2008. – 205 с.
  31. Муромцева И. В. Проблема самооценки в психологии. – Вологда: Русь, 2004. – 35 с.
  32. Мясищев В. Н. Психология отношений: избранные психологические труды / под ред. А. А. Бодалева – М., Воронеж: МПСИ МОДЭК, 2004.  – 398 с.
  33. Непомнящая Н. И. Ценность как личностное основание: Типы. Диагностика. Формирование. – М.: МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 2000. – 190 с.
  34. Никулина Т. А. Характеристика межличностных отношений подростков в интегрированном классе // Специальное образование. – 2006. – № 7. – С. 29-34.
  35. Полякова В. В. Формирование социально-ориентированных признаков эмпатии и временной перспективы как профилактика отклонений в поведении подростков // Сибирский педагогический журнал. – 2008. — № 3. – С. 386-393.
  36. Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии / под ред. Крылова А. А., Маничева С. А. – 2-е изд., доп. и перераб. – СПб.: Питер, 2003. – 310 с.
  37. Психология современного подростка / под ред. Д. И. Фельдштейна. – М.: Педагогика, 1987. – 240 с.
  38. Пуртова Т. В. Психологическое содержание понятия общения: поиск новых смыслов // Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева. – 2006. – № 1. – С. 141-147.
  39. Репина Т. А. Социально-психологическая характеристика группы детского сада. – М.: Педагогика, 1988. – 71 с.
  40. Рогов Е. И. Психология человека. – М.: Владос, 1999. – 320 с.
  41. Рубинштейн С. Л. Психология подросткового возраста. – М.: Слово, 2006. – 290 с.
  42. Садкова Л. В. Психологические особенности профессиональной самооценки личности и условия ее совершенствования: дис. … канд. психол. наук. – М., 1998. – 267 с.
  43. Сидоренко Е. В. Методы математической обработки в психологии. – СПб.: Речь, 2007. – 350 с.
  44. Сиряг С. Е. Основы психологии. – М.: Литера, 2002. – 210 с.
  45. Снегирева Т. В. Восприятие сверстников и взрослых подростками и старшеклассниками // Вопросы психологии. – 1984. — № 12. – С.61-72.
  46. Сосновский Б. А. Мотив и смысл. – М.: Прометей, 1993. – 127 с.
  47. Фатуллаева А. Т. Факторы, влияющие на развитие самооценки в младшем школьном возрасте // Научно-теоретический журнал «Ученые записки». – 2009. – № 9 (55). – С. 97-100.
  48. Филиппов А. В., Цуканова Е. В. Психологические проблемы деловой коммуникации в контексте безопасности бизнеса // Вестник Гос. ун-т управления. Серия: Социология и упр. персоналом. – 2003. – № 1. – С. 193-198.
  49. Чернышев А. С., Лунев Ю. А., Сарычев С. В. Аппаратурные методики психологической диагностики группы в совместной деятельности. – М.: Ин-т психологии РАН, 2005. – 190 с.
  50. Чеснокова И. И. Проблема самосознания в психологии. – М.: Наука, 1977. – 144 с.
  51. Шевандрин Н. Т. Социальная психология в образовании: учебное пособие. – М.: ВЛАДОС, 1995. – 544 с.
  52. Шериф С. Психологические характеристики групповой сплоченности спортсменов // Проблемы физического воспитания и спорта. – 2011. – № 7 . – С. 100-102.