Курсовая работа по лингвистике: Реверсивное словообразование в английском языке (на материале сложных глаголов)

Заказ 026

Цена 900 рублей

 

Курсовая работа

Реверсивное словообразование в английском языке

(на материале сложных глаголов)

 

Содержание

Введение     3

Глава I. Словообразование в современном английском языке   6

1. Понятие Словообразования    6

2. Общий обзор способов словообразования    8

3. Словообразование методом реверсии     13

Глава II. Возвратное словообразование на материале сложных глаголов  19

1. Классификация существительных в английском языке. Сложные существительные           19

2. Образование сложных глаголов от сложных существительных. Особенности их семантики и употребления            26

2.1.  Определение и классификация глагола как части речи   26

2.2. Особенности сложных глаголов   28

2.3. Примеры исследуемых глаголов. Особенности их семантики и употребления                                33

Заключение        43

Список используемой литературы     46

Введение

Развитие языка совершается постоянно и осуществляется на всех уровнях: подвергается различным изменениям звуковая система, меняется морфологический состав слова, претерпевают семантические изменения слова и словосочетания. Наиболее заметные и ощутимые трансформации происходят в словарном составе языка, т.е. в лексике.

Возникновение новых слов в наше время происходит, можно сказать, в геометрической прогрессии. Существуют в языке слова, которые широко употребляются говорящими, но существует и другая категория слов – слова окказиональные, которые создаются в речи каждодневно, ежечасно, и их число не поддаётся никакому подсчёту. Поэтому проблема словообразования остаётся актуальной и по сегодняшний день.

Большой вклад в изучение данного процесса внесли многие лингвисты, как зарубежные, так и отечественные учёные, в первую очередь С.С. Хидекель, Е.С. Кубрякова, А.И. Смирницкий, В.Д. Аракин, Р.А.Холл, Л.Брумфилд, С.Ф.Хоккет и др. Основная задача словообразования как науки, по мнению лингвистов, состоит в изучении формальных, семантических, генетических и других закономерностей и особенностей образования новых лексических единиц.

Исследуя производные слова, мы тем самым выявляем словообразовательные модели, словообразовательные значения, семантические связи между производящими и производными словами и, в результате, устанавливаем закономерности создания новых слов.

Настоящая работа посвящена исследованию реверсивного словообразования в английском языке на материале сложных глаголов типа to babysit, образованных так называемым реверсивным способом от соответствующих сложных существительных (babysitter).

Цель работы заключается в  описании сложных глаголов такого типа и выявлении употребления соответствующих глагольных форм.

 

 

Задачи работы:

1) Изучить реверсивное словообразование с теоретической точки зрения;

2) Собрать материал по сложным глаголам такого типа;

3) Проанализировать собранный материал с точки зрения семантики и условий употребления.

Материалом исследования послужили данные из словарей новых слов английского языка.

Актуальность данной темы обусловлена тем, что современный английский язык отличается большой способностью к образованию новых словарных единиц, и один из таких способов — реверсивное словообразование.

В процессе исследования было обнаружено, что существует большое количество литературных источников, посвященных лексикологии,  морфологии и грамматике английского языка.  Отдельные аспекты проблемы исследованы достаточно глубоко. В частности, ею занимались такие видные ученые, как А.И. Смирницкий, И.В. Арнольд, Н.А. Кобрина, Л.С. Бархударов, О.Д. Мешков, Р.А. Холл, С.Ф. Хоккет, Д. Личман и др.  Однако интересующая нас проблематика все же изучена недостаточно полно, что определяет актуальность выбранной для исследования проблемы и необходимость обращения к ресурсам Интернета при её рассмотрении.

Для решения поставленных задач будут использованы следующие методы исследования:

  • · анализ отечественной и зарубежной литературы в области морфологии, лексикологии и грамматики иностранных языков;
  • · отбор методом сплошной выборки примеров употребления производных номинативных единиц из словарей новых слов английского языка;
  • · элементы методов статистического анализа;
  • лексикографический метод, предполагающий выборку материала из словарей и его первичную систематизацию;

Источники лексического материала представлены следующими словарями: англо-русские словари специальной лексики, этимологический словарь английского языка, словари современного английского языка, англо-русские тематические словари фразовых глаголов; англо-русские и русско-английские фразеологические словари.

Ожидаемые результаты заключаются в том, что изучение реверсивного  словообразования на материале сложных глаголов поможет нам выявить основные тенденции в развитии словообразовательных процессов в языке. Результаты данного исследования помогут более глубоко понять структуру и семантику производных слов.

Структура работы выглядит следующим образом: введение, две главы, заключение, список используемой литературы. Во введении мотивируется выбор темы курсовой, обосновывается ее актуальность и научная новизна, дается краткий обзор и состояние изученности исследуемой проблемы в отечественном языкознании. Формулируются цели, задачи и методы исследования, определяются объект и предмет исследования, приводятся источники отбора специальной лексики; раскрывается теоретическая и практическая значимость работы.

В первой главе устанавливается теоретическая база исследования; производится общий обзор методов словообразования в современном английском языке, отдельно рассматривается феномен реверсивного словообразования.

Вторая глава посвящена характеристике и классификации сложных существительных и глаголов, образующихся от них методом реверсии, определению и классификации глагола как части речи, классификации сложных глаголов.

В Заключении суммируются результаты проведенного исследования, формулируются выводы общего характера и прогнозируется перспектива дальнейшей разработки проблемы.

Заключение

Английский язык, как и прочие языки, находится в постоянном изменении и динамике. Лексика как самый подвижный пласт языка, наиболее чутко реагирует на все изменения в социальной, культурной и других сферах жизни говорящего коллектива, ведь именно слово является «зеркалом жизни».

С другой стороны постоянно растущий интерес современной лингвистики к различным аспектам словообразования объясняется тем, что слово является центральной единицей языка.

Собственные свойства слова как лексической единицы перекрещиваются в нем со свойствами других элементов языка. Это взаимодействие лежит в основе функционирования языковой системы в целом.

В современных исследованиях семантики произведенных слов все чаще проявляется тенденция выйти за рамки самого слова как единицы языковой системы, что вызвано стремлением понять, как функционируют производные слова в речи и на этой основе глубже понять механизм формирования семантики нового слова.

В настоящее время наблюдается расширение старых и появление новых областей номинации («ословливания») вызванное бурным развитием науки, техники, средств массовой информации.

Однако развитие номинативной функции языка отражается не только в расширении и обновлении понятийной сферы отнесенности наименования, но и в изменении способов номинации. Как известно, в разные эпохи языкового развития и в разных языках преобладают различные типы создания номинаций. Следует подчеркнуть, что номинативная функция языка развивается не только в результате влияния социолингвистических факторов и эволюции общественно исторического опыта носителей языка. Важную роль играет изменение самих способов номинации.

Сложившаяся в языке лексическая система накладывает известные ограничения на творческую деятельность людей, создающих новые слова.

В языке все направлено к определенной цели – выражению мысли. Поэтому образование языка можно представить себе как взаимодействие духовного стремления обозначить материал, требуемый внутренними целями коммуникации.

Появление нового слова, однако, диктуется и прагматическими потребностями. Отправитель сообщения выбирает из наличного лексического репертуара то, что наилучшим образом отражает его мысли и чувства. Если в лексиконе отправителя такого слова нет, он видоизменяет старую и создает новую лексическую единицу.

Темой работы являлось реверсивное словообразование в английском языке (на материале сложных глаголов).

В нашей курсовой работе  было рассмотрено несколько основных способов образования слов в английском языке. Первая глава исследования была посвящена описанию наиболее распространённых способов словообразования в современном английском языке: аффиксации (модель «основа + аффикс»), словосложения (модель «основа + основа»), конверсии (модель V > N или N > V), реверсии (модель «основа — квази-аффикс»), словослияния  и сокращению.

Цель курсовой — описать сложные глаголы такого типа и выявить употребление соответствующих глагольных форм. Это было сделано во второй главе исследования.

В ходе написания работы были решены следующие задачи:

1) Изучение реверсивного словообразования с теоретической точки зрения;

2) Собран материал по сложным глаголам изучаемого типа;

3) Собранный материал был проанализирован с точки зрения семантики и условий употребления.

В качестве основного материала для исследования были использованы данные из фразеологических, лексикологических, переводоведческих словарей и словарей новых слов английского языка.

Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования:

  • · анализ отечественной и зарубежной литературы в области морфологии, лексикологии и грамматики иностранных языков, ресурсов Интернета;
  • · отбор методом сплошной выборки примеров употребления производных номинативных единиц из словарей новых слов английского языка;
  • · элементы методов статистического анализа;
  • лексикографический метод, предполагающий выборку материала из словарей и его первичную систематизацию.

 

 

 

 

Список используемой литературы:

  1. Антрушина Г.Б. Лексикология английского языка. — М., 2000. – 288 с.;
  2. Аракин В.Д. Очерки по истории английского языка. – М.: Учпедгиз, 1955. – 346 с.;
  3. Арнольд И.В. Лексикология современного английского языка. — М.: Высшая школа, 1986. — 295 с.;
  4. Архипов И.К. Стилистика производного слова английского языка. – М.: Просвещение, 1984. – 128с.;
  5. Ахманова О.С. Словарь лингвистических терминов. — М., 1966. – 607 c.;
  6. Бархударов Л.С. Очерки по морфологии современного английского языка. – М., 1975. – 156 с.;
  7. Беляева Т. М. Словообразовательная валентность глагольных основ в английском языке. М., 1979. – 184с.;
  8. Блох М.Я. Теоретическая грамматика английского языка. — М.: Высш. школа, 1994. — 381 с.;
  9. Большой англо-русский словарь (под рук. И.Р. Гальперина и Э.М. Медниковой). – М.: Русский язык, 1988. – Т. 1. – 1038 с. – Т.2. – 1072с.;
  10. 10.  Бортничук Е.Н., Василенко И.В., Пастушенко Л.П. Словообразование в современном английском языке. – Киев: Вища школа, 1988. — 260с.;

11. Гак В. Г. Сопоставительная лексикология. — М., 1977. – 264 c.;

12. Гальперин И. Р. Лексикология английского языка. — М., 1956. – 178 с.;

13. Ильиш Б.А. История  английского языка. – М.,1968. – 650 с.;

14. Каращук П.М. Словообразование английского языка. – М., 1977. – 302 c.;

  1. 15.  Кобрина Н.А. и др. Грамматика английского языка. Морфология. Синтаксис. – М., 1990. – 211 c.;

16. Кодухов В.И. Введение в языкознание. – М.: Просвещение, 1979. – 348с.;

17. Кубрякова С.С. Что такое словообразование. – М.: Наука, 1965. – 327 с.

  1. 18.  Лингвистической энциклопедический словарь /Под. ред. Ярцевой, — М, 1990.;
  2. 19.  Лубенская С.И. Большой русско-английский фразеологический словарь. – М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА. – 2004 – 1056с;
  3. 20.  Маслов Ю.С. Введение в языкознание. – 2-е изд. – М.: Высшая школа, 1987.;
  4. 21.  Мешков О.Д. Словообразование современного английского языка. – М., 1976. — 248 c.;
  5. 22.  Новый англо-русский словарь современной разговорной лексики. – М.: Изд-во «Русский язык», 2000. – 776с.;
  6. 23.  Оксфордский толковый словарь по психологии/Под ред. А.Ребера,2002 г.
  7. 24.  Словообразование: Справочник по английскому языку. – М.:АСТ, 2003. – 366с.;
  8. 25.   Словообразование в английском языке = Texts on English word formation: Хрестоматия по лексикологии английского языка / сост. З.А.Харитончик, И.В.Ключникова. – Мн.: МГЛУ, 2005. – 185 с.;

26. Смирницкий А. И. Морфология английского языка. — М., 1959. – 321 c.;

  1. 27.  Смирницкий А. И. Лексикология английского языка. — М., 1956. – 260 с.;
  2.   Соболева П. А. Семантико-стилистические факторы, ограничиваю­щие продуктивность конверсии глагол — существительное в со­временном английском языке. «Исследования по английской лексикологии». М., 1961.;

29. Степанов Ю. С. Методы и принципы современной лингвистики. М., 1975.;

  1. 30.  Столяр В.Г. Англо-русский тематический словарь фразовых глаголов. – М., 1995 — 255с.;

31. Тер-Минасова С.Г. Язык и международная коммуникация.: Учеб. Пособие. — М.: Слово / Slovo , 2000 — 624 с.;

  1. 32.  Трофимов З.С. Словарь новых слов и значений в английском языке. – М.: АСТ: Восток – Запад. – 2005 – 320с.;
  2.   Турапина Е. П. Некоторые случаи употребления конверсионных образований типа «существительное — глагол» в различных функциональных стилях современного английского языка. «Уч. зап. Куйбышевского гос. пед. ин-та», 1966, вып. 57.;

34. Харитончик З.А. Лексикология английского языка. – Мн.: Вышэйшая школа, 1992. – 197 с.;

35. Хаскина Е.М. Продуктивные способы словообразования в современном английском языке // Иностранные языки в школе. – 1953. – №6. – С. 20 – 29.;

36. Хидекель С.С. Система словообразования в современном английском языке. – М.: Высшая школа, 1974. – 352 с.;

  1. 37.  Царев П.В. О некоторых активных словообразовательных моделях современного английского языка // Иностранные языки в школе. – 1976. – №5. – С. 23 – 34.;

38. Царев П.В. Продуктивное именное словообразование в современном английском языке. – М.: МГУ, 1984. – 224 с.;

39. Царев П.В. Сложные слова в английском языке. Учеб. пособ. – М.: МГУ, 1980. – 241 с.;

  1. 40.  Arnold J. V. The English Word. M., 1986. — 240 c.;
  2. 41.  Blokh M.Y. A Course in Theoretical English Grammar. – M.,1983. — 383 c.;
  3. 42.  The Dictionary of New Words (with an introduction by Eric Partridge). – London, 1966. – 234p.;

43. Ginzburg, Khidekel, Knyazeva, Sankin. A course in modern English lexicology. – M., 1979. — 271 c.;

  1. 44.  Hornby A.S. Oxford Advanced Learner’s Dictionary of Current English. – М.: Русский язык. – 1982. – 528 с.;
  2. 45.  Liberman Anatoly An analytic dictionary of English etymology. — Minneapolis. – 2008.