Курсовая работа по педагогике на тему: ФОРМИРОВАНИЕ ПРАВОСОЗНАНИЯ ПОДРОСТКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Заказ 025

Цена 900 рублей

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ.. 3

Глава I. Теоретические основы формирование правосознания у подростков во внеурочной деятельности. 6

1.1.        Правосознание личности: понятие, виды, структура, функции. 6

1.2.        Факторы формирования правового сознания подростков. 15

Вывод к главе. 17

Глава II. Формирование правосознания во внеурочной деятельности. 19

2.1. Изучение состояния правосознания подростков. 19

2.2.  Модель формирования правосознания во внеурочной деятельности  23

Вывод к главе. 30

Глава III. Практическая работа по разработке и проведению мероприятий, направленных на формирование правосознания подростков. 32

Вывод к главе. 35

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.. 37

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ38

ПРИЛОЖЕНИЕ 1. 41

ПРИЛОЖЕНИЕ 2. 44

ПРИЛОЖЕНИЕ 3. 48

ВВЕДЕНИЕ

 

Актуальность. Ключевой проблемой для нашей страны остается проблема взаимодействия государства, общества и личности. Тип соотношения этой триады существует не только как некоторое объективное явление, но и отражается в сознании людей, в их представлениях о власти и законе, о собственных правах, в их оценках любых событий, происходящих в этой области. Именно поэтому формирование правосознания личности является основой развития гражданского общества.

Правовые представления школьников долгое время приспосабливались к административно-властному стилю юридического регулирования. Поэтому, определение педагогических условий и путей формирования правосознания школьников, разработка эффективных моделей правового воспитания и образования в современной школе являются исключительно важной теоретической и практической задачей.

Реформа современной системы образования в России направлена на решение многих вопросов, один из которых связан с повышением правовой культуры учащихся и уровня их правовой информированности. Современный выпускник школы должен обладать базовыми знаниями и представлениями в области права, иметь навыки правовой оценки действительности, уметь правильно и адекватно использовать правовую теорию на практике. Задача по формированию правовой идеологии и психологии учащихся может быть возложена на широкий круг субъектов: учителей-предметников, администрацию учебного заведения, родителей, общественность.

Вопрос формирования правовых представлений школьников во внеурочной деятельности является сегодня мало исследованным, о чем свидетельствует проведенный анализ литературы и опыта современных педагогов.

В основу нашего исследования легли идеи таких философов, как Гоббс Т., Локк Дж., Руссо Ж., Кант И., Гегель Г. о естественных правах человека как универсальной категории и необходимом элементе общественного сознания. Они находят свое продолжение во взглядах современных философов: Соловьева Э., Нерсесянца В. и др.

Используя системно-деятельностный и личностный подходы к формированию правовых представлений школьников, мы опирались на труды таких психологов, как Асмолов А.Г., Выготский Л.С., Леонтьев А.Н., Петровский А.В., Рубинштейн С.Л..

В настоящее время разработаны принципы развития правового сознания в процессе правового образования и воспитания учащихся средней и старшей школы (Т.В.Болотина, Э.З. Генишер, Е.Е. Герасимович, М.С. Завьялова, В.В. Мищенко, О.А. Никитина, С.А. Рудых), определены формы и методы (А.С. Прутченко, М.А. Ширабова).

Научные исследования, проведенные за последние годы, посвящены общетеоретическим и методическим проблемам правового образования и воспитания: содержанию и организации правового воспитания учащихся ПТУ (Т.В. Корчагина), обучению правам человека (Т.В.Болотина), роли школы в защите прав детей (Л.Г.Осипова, В.А. Шеланков). Среди небольшого количества диссертационных работ нет трудов, рассматривающих проблему формирования правосознания учащихся во внеурочное время.

Вопросы организации внеурочной деятельности рассматриваются такими авторами, как Богдан С.В., Болдырев Н.И., Казаренков В.И., Косова В.В, Кутьев В.О., Кучерук О.В., Петрова Л.Н., Семенова П.И., Ширшевич К.А. и др.. В своих исследованиях они показывают, что внеурочная деятельность направлена на развитие потенциала каждого ребенка и  позволяет ему реализоваться и найти своё «Я» в более неформальной обстановке.

Цель исследования заключается в определении эффективных путей и оптимальных условий формирования индивидуального правового сознания подростков во внеурочной деятельности.

Объект исследования — процесс формирования правосознания подростков.

Предмет исследования — формирование правосознания подростка как основа становления его личности.

В соответствии с поставленной целью и предметом определены следующие задачи:

1)    провести теоретический анализ литературы по проблеме правового воспитания подростка;

2)    дать научное определение понятия «правосознание личности: виды, структура, функции»;

3)    выявить факторы формирования правового сознания подростков;

4)    изучить состояние правосознания подростков;

5)    описать модель формирования правосознания во внеурочной деятельности

6)    разработать внеурочные мероприятия по формированию правосознания старшеклассников.

Методы исследования: в курсовой работе решаются поставленные цель и задачи с упором на общенаучные методы познания: обобщение и систематизация теоретических данных, системный подход (анализ), наблюдение, анкетирование, анализ документов.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В работе «Формирование правосознания у подростков во внеурочной деятельности» мы провели теоретический анализ литературы по проблеме правового воспитания школьников, выявили особенности и факторы формирования правового сознания подростков, описали модель формирования правосознания во внеурочной деятельности. Также был дан анализ исследованиям правосознания подростков, намечены пути решения проблем через внеурочную деятельность.

Нами было разработано внеурочные мероприятия по формированию правосознания старшеклассников, проведение и анализ которого ещё раз показали, что гражданско-правовое образование предполагает создание системы обучения и воспитания, направленной на формирование правовой культуры личности. Ядром этой культуры является правосознание личности, включающее как системные научные знания о праве, правопорядке и его охране, так и эмоционально окрашенное оценочное отношение к праву и правопорядку и соответствующие ему установки.

В работе было показано, что правовая культура не ограничивается лишь знаниями, оценками и установками, она шире, чем сфера сознания, так как включает в себя непосредственные действия человека, его поведение (проявление законопослушания, уважения к праву, к закону) в различных, часто непредвиденных жизненных ситуациях; она предполагает умение и готовность личности решать свои жизненные проблемы, жить среди людей, общаться с ними, ориентируясь на нормы права и не выходя за рамки закона. Обучение и научения этому происходят через систему внеурочных занятий.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. «О гражданско-правовом образовании учащихся в общеобразовательных учреждениях Российской Федерации». Письмо Министерства образования от 19 марта 1996 года №391/11
  2. Абашкина О.А. Право в системе обществоведческого образования в 12-летней школе. Проблемы правового образования в общеобразовательных учреждениях. Материалы Всероссийской научно-практической конференции. 12-13 апреля 2000 г. М., 2000
  3. Абрамов В.И. Взаимосвязь учебной и внеучебной деятельности в правовом воспитании старших подростков: Автореф. дисс, канд. пед. паук.-М., 1991.-147 с.
  4. Барашкова В.И., Попова П.П. Формирование правовой культуры в образовательных учреждениях в условиях модернизации структуры и содержания общего образования. Великий Новгород, 2003. 60 с.
  5. Богатикова О.П. Формирование правовой культуры младших подростков в общеобразовательной школе: Дисс. канд. пед. наук. Пенза, 2003.-178 с.
  6. Болотов В.А. Проблемы правового образования в контексте модернизации общего образования. Проблемы правового образования в контексте модернизации общего образования. Материалы Всероссийской научно-практической конференции 22-24 мая 2002 года М., 2002
  7. Винокуров Е.В., Винокуров А.Ю. Сборник сценариев деловых игр по юридическим дисциплинам. Учебно-методическое пособие. М., Экзамен, 2002. 160 с.
  8. Внеурочная деятельность по правовому образованию щкольников. Уколова Е.В., Друбочевская И.Л. и др. —М., 2000.- 349с.
  9. Выготский Л. С. Психология развития человека. М.: ЭКСМО, 2005. 1136 с.
  10. Гайнер М.Л. Правосознание подростков. М., 1998
  11. Гайнер М.Л. Старшеклассники о праве. М., 1997
  12. Дьячкова С. Игры по праву в школе. Учитель, №5, 2008.
  13. Елин В.М. Педагогические условия формирования правовых знаний старшеклассников: Автореф. дисс…. канд. пед наук. М., 2003. 21с.
  14. Каминская В. И., Ратинов А. Р. Правосознание как элемент правовой культуры // Правоведение. 2003. № 1.
  15.  Кон И.С. В поисках себя: Личность и ее самосознание. М.: Политиздат, 1984. 335 с.
  16. Королькова Е.С. Правовое образование во внеурочной деятельности школы. Организация внеурочной работы по праву. М., 2006.
  17. Ловничая Т.П. Формирование правовой культуры учащихся в инновационной образовательной системе лицея: Дисс. канд. пед наук. Волгоград, 2003. 256 с.
  18. Мамардашвили М.К. Необходимость себя. М., 1996.
  19. Организация внеурочной работы по праву. Сб-к статей. — М,: Новый учебник, 2002. — 440 с.
  20. Пацвмишвили Ш.С. Взаимодействие школы и семьи в правовом воспитании подростков: Автореф…. канд. пед. наук. Тбилиси, 1987, —25с.
    1. Педагогический энциклопедический словарь / Гл. ред. Б.М. Бим-Бад; Редкол.: М.М. Безруких, В.А. Болотов, Л.С. Глебова и др. – М.: Большая Российская энциклопедия, 2003. – 528 с.
    2. Подласый И.П. Педагогика: Учебник. М.: Высшее образование, 2006. 540 с.
    3. Правовое образование: организация внеурочной работы. Региональный опыт. Сборник материалов. Вып.2. — М,: Новый учебник, 2002. – 208с.
      1. Ромашов Р.А. Правовая культура и правовой нигилизм в молодежной среде  / Р.А. Ромашов, Е.Г. Шукшина // История государства и права. — 2006. — № 2.
      2. Русинов Р.К. Правосознание и правовая культура Теория государства и права: Учеб. для ВУЗов.-М., 1997. 332с.
      3. Рыбаченко А.А. Формирование правовой культуры старшеклассников профильных классов: Дисс. канд. пед. наук. Брянск, 2006.-209 с.
        1. Словарь по социальной педагогике: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Авт.-сост. Л.В. Мардахаев. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 368 с.
        2. Созонов В.П. Организация воспитательной работы в классе: Мет. пос. для кл. рук-ля.- М.: Центр «Педагогический поиск», 2002, — 160 с.
        3. Соловьёв А.Ю. Дидактические основы отбора содержания правового образования старшеклассников: Дисс. канд. пед наук. Тула, 2001.-178 с.
        4. Формирование правосознания и поведения учащихся: Сб. научных трудов. Под ред. Г. П.Давыдова М., 1981. 80с.
        5. Цветков А.П. Правовое воспитание как важнейший фактор формирования правовой культуры и правосознания. Семья в России. N2\. -2003.-С. 106-111.
        6. Черемисина А. А. Формирование правовой компетентности старшеклассников: Дисс…. канд. пед. наук. Оренбург, 2000. 164 с
        7. Чурилов И.П. Система правового воспитания в школе http://gcon. pstu.ac.ru/pedsovet.
        8. Официальный сайт МВД. URL: // http://www.mvdinform.ru/news/8321/