ДИПЛОМНАЯ РАБОТА по дисциплине Возрастная психология на тему: «Особенности возникновения и протекания конфликтов «родитель-подросток» в неполной семье (связанных с учебной деятельностью)»

Заказ 022

Цена 2900 рублей

 

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА

по дисциплине Возрастная психология

на тему «Особенности возникновения и протекания конфликтов «родитель-подросток» в неполной семье (связанных с учебной деятельностью)»

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение  3

Глава I. Теоретические основы изучения проблемы конфликтов «родитель-подросток» в психолого-педагогической литературе.7

1.1. Проблема детско-родительских отношений в зарубежной и отечественной психологии . 7

1.2. Особенности возникновения и протекания конфликтов между подростками и родителями. 20

Выводы по главе 1  35

Глава II. Эмпирические исследования особенностей возникновения и протекания конфликтов «родитель-подросток» 38

2.1. Организация и методы исследования детско-родительских отношений в семьях подростков . 39

2.2.Анализ результатов исследования .55

2.3. Программа психолого-педагогической работы по оптимизации

детско-родительских отношений в семье подростка (возраст 12-14 лет) 56

Выводы по главе 2  59

Заключение 61

Литература 63

Приложения 68

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Актуальность темы исследования Неполные семьи — сегодня уже реальность, на которую трудно закрыть глаза. Число их не только не снижается, но и имеет постоянную тенденцию к росту.

Вопрос о неполных семьях актуален потому, что в них сосредоточена значительная часть того населения, у которого не сложились естественные, заложенные в самой природе семейно-брачных отношений условия жизни. Это дети, без отца (или матери), взрослые люди, не имеющие собственной семьи и продолжающие жить вместе с родителями. Такое положение не только усложняет большинству из них материальную сторону жизни, но и лишает их полноценной духовной жизни, которую могло бы дать счастливое супружество. Отсюда  негативные факторы воспитания детей в неполной семье, влияющие на развитие личности ребенка. . Так раньше для ребенка больше времени проводили с родителями, в наше же время с появлением интернета  дети  тратят много времени в виртуальных мирах, больше зависят от общественного мнения, проводят много времени в онлайне изолируя себя от общения с родителями и сверстниками ,убегая от реального мира .Тем самым развивается конфликт в отношения с семьей , друзьями , в школе. Изучая предметы , делая домашнее задания дети больше информации берут в интернете, где одна статья противоречит другой , что больше усложняет учебную деятельность .

В последние годы научный интерес к проблеме конфликта значительно возрос. В немалой степени это объясняется повышением общего уровня конфликтности современного общества. Разнообразные конфликтные ситуации являются неизбежным порождением сложного и противоречивого процесса социального взаимодействия, что ставит как общество в целом, так и каждого конкретного человека перед необходимостью их решения.

Способность строить конструктивные отношения с окружающими и эффективно решать спорные проблемы является важным показателем развития личности. Характерные для каждого человека способы поведения в конфликтных ситуациях начинают складываться на ранних этапах становления личности, в процессе активного освоения ребенком окружающей действительности, его включения в широкую систему социальных отношений, осознания себя и своего места в ней.

Особенно важным с этой точки зрения является подростковый возраст как наиболее сложный, противоречивый и потому — наиболее конфликтный. В многочисленных исследованиях подросткового периода подчеркивается его критический, переходный характер, когда ломаются и перестраиваются прежние отношения ребенка к самому себе, к окружающим и к миру в целом. Эти кардинальные изменения порождают неизбежные конфликты развивающейся личности, как с другими людьми, так и с самим собой. Приобретаемый подростком опыт успешного или неуспешного общения служит основанием для усвоения разных по конструктивности способов решения конфликтных ситуаций.

Одним из важнейших аспектов указанной проблемы является вопрос о конфликтах подростков с родителями. Множество тонких наблюдений и описаний такого рода конфликтных ситуаций дает художественная литература. Однако, как ни парадоксально, именно эта сторона взаимоотношений подростков менее всего представлена в специальных психологических исследованиях. Значительно полнее отражена проблема конфликтов подростков со сверстниками, а также с учителями.

Недостаточная изученность проблемы конфликтов подростков с родителями определила тему настоящего исследования.

Цель исследования состоит в изучении комплекса условий — возрастных, внутрисемейных, социо-культурных, — определяющих причины возникновения конфликтов подростков с родителями и способы решения подростками конфликтных ситуаций.

Объект исследования – конфликтные ситуации детей подросткового возраста с родителями в неполной семье.

Предметом исследования являются причины конфликтов подростков с родителями по поводу учебной деятельности в конфликтных ситуациях в неполной семье.

В ходе исследования предполагалось проверить следующую гипотезу: конфликты между родителями и детьми подросткового возраста зависят от личностных характеристик подростков, а также от стиля родительского отношения и от состава семьи.

Частными гипотезами являются предположения:

— Существует прямая взаимосвязь между стилем межличностного поведения и общения и типом реагирования в конфликтных ситуациях подростков.

-. Существует определенная закономерность, позволяющая сказать, что различный состав семьи, психологический климат в семье, может влиять на самооценку, на самоопределение, на успеваемость школьника, на уровень тревожности, на его отношение к учебной деятельности.

В соответствии с целью и гипотезой исследования были определены следующие задачи исследования:

1. Изучить сущность проблемы детско-родительских отношений в зарубежной и отечественной психологии.

2. Изучить особенности подросткового возраста (12-14 лет).

3. Рассмотреть особенности возникновения и протекания конфликтов между подростками и родителями.

4. Провести эмпирическое исследование особенностей возникновения и

протекания конфликтов «родитель-подросток».

5. Разработать программу психолого-педагогической работы по оптимизации детско-родительских отношений в семье подростка (12-14 лет).

Теоретическую основу исследования составили работы отечественных и зарубежных психологов, в частности: Л.М. Залуниной, О.А. Карабановой, В.Т. Кондрашенко, Т.В. Лодкиной, Е.В. Ольковой,  А.А. Реана, Ч. Фостера, М. Киршенбаума, О.В. Хухлаевой, С.М. Шурухта.

Методы исследования. Для получения эмпирических данных был использован комплекс дополняющих друг друга методик, направленных на разностороннее изучение причин конфликтов подростков с родителями и способов поведения в конфликтных ситуациях детей и взрослых. Для обработки результатов исследования использовались корреляционный и факторный анализ.

Цель и задачи исследования обусловили структуру дипломной работы, которая состоит из введения, теоретической и практической глав, выводов после глав, заключения, списка литературы и приложений.

Практическая значимость. Полученные результаты исследования о причинах возникновения конфликтов подростков и родителей и способах поведения в конфликтных ситуациях подростков могут быть использованы в практической работе школьных психологов в условиях подростково-родительского конфликта по преобразованию деструктивного потенциала конфликта в личностно-развивающий. Результаты выполненного исследования позволяют разработать приемы коррекции сложившихся у детей и родителей неконструктивных способов поведения в конфликтных ситуациях и сконструировать модель коррекционно-развивающей работы школьного психолога в условиях конфликта подростков с родителями.

Материалы исследования также могут быть использованы при подготовке и переподготовке кадров практических психологов образования.

Заключение

Отношения взрослых и детей, в каких бы конкретно условиях они не складывались, все равно подразумевают определенное неравенство, иерархию, поэтому и ответственность за конфликты в основном возлагается на родителей, потому что они старше.

Психологический конфликт в детско-родительских отношениях имеет в своей основе ряд причин: это непонимание взаимодействующих сторон; неуважение друг к другу; кризисы которые возникают у детей и родителей в силу определенных обстоятельств, или возрастных особенностей; конфликты между супругами; развод; незнание элементарных правил поведения; основ психологии, педагогики, медицины, и ряд других основных и специфическах факторов.

При возникновении конфликтогенной ситуации с участием детей, особенно подросткового возраста, конфликт часто движется в направлении интенсификации, а не погашения. Этот процесс получил название эскалации. Чем опасен такой ход развития конфликта, тем, что он может дойти до крайней черты, тупиковой ситуации, когда конфронтация реально угрожает превратиться в саморазрушающее действие для оппонента. При таком развитии оппоненты, либо одна из сторон,  дети и/или родители, начинают бить по больным местам, стараются больнее укусить. Естественно, что такой вариант не может оказать позитивного действия на детско-родительские отношения. Тогда на помощь приходят знания о том, как предупредить конфликт.

Понятие предупреждение конфликта подразумевает такую организацию жизнедеятельности детей и родителей, которая исключает или сводит к минимуму вероятность возникновения конфликтов между ними. Деятельность по предупреждению конфликтов могут осуществлять как сами родители и дети, так и третья сторона (педагог, психолог, конфликтолог или «супер – няня»).

Также немаловажным условием предупреждения конфликта является разрешение внутриличностных конфликтов. Только человек живущий в согласии с самим собой может эффективно решить межличностные проблемы.

 

Литература

 

  1. Абрамова Г.С. Возрастная психология. – М.: Юрайт, 2010. – 811 с.
  2. Андреева Г.М. Социальная психология. – М.: Аспект-Пресс, 2009. – 363 с.
  3. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология. Изд. 4. – М.: Эксмо, 2009. – 512 с.
  4. Бабосов Е.М. Конфликтология: Учебное пособие для вузов. – М.: Амалфея, 2009. – 364 с.
  5. Божович Л.И. О некоторых проблемах и методах психологии изучения личности школьника // Вопросы психологии личности школьника / Под ред Л.И. Божович. М., 1961.
  6. Божович Л. И. Этапы формирования личности в онтогенезе.//Вопр. психологии, 1979. № 2.
  7. Борисов В. А., Синельников А. Б.  Брачность и рождаемость в России: демографический анализ. — М., 2009. — 327 с.
  8. Боулби Джон. Привязанность: Пер. с англ. — М.: Гардарики, 2003. — 477 с.
  9. Бурлачук Л. Ф. Психодиагностика: Учебник для вузов. 2-е изд. – СПб.: Питер, 2008. – 384 с.
  10. Валетас М., Прокофьева Л. Отцы и дети после развода // Демоскоп-weekly. – 2005. — № 9. – С. 21-24.
  11. Ворожейкин И.Е. Конфликтология. – М.: Инфра-М, 2009. – 302 с.
  12. Гришина Н. Психология конфликта. – Спб.: Питер, 2008. – 544 с.
  13. Дементьева И.Ф. Негативные факторы воспитания детей в неполной семье // Социология семьи. – 2006. — № 7. – С. 42-45.
  14. Добровольская Т.А. Психолого-педагогическая диагностика. – М.: Академия, 2008. – 320 с.
  15. Екимова В. И., Золотова Т. В. Победи конфликт!: тренинговые занятия и рекомендации для работы с учащимися подросткового возраста. – М.: АРКТИ, 2007. – 163 с.
  16. Залунина Л. М. Подростки: ответы для родителей и профессионалов. — СПб: Питер, 2004. – 144 с.
  17. Игумнов С.А. Психотерапия детей и подростков. – Р-н/д: Феникс, 2005. – 288 с.
  18. Истратова О. Н., Эксакусто Т. Большая книга подросткового психолога от 10 лет и старше. – Р-н/Д.: Феникс, 2008. – 636 с.
  19. Калинина Г. Как мы любим наших детей?: стратегии семейного воспитания. – М.: Эксмо, 2006. – 544 с.
  20. Карабанова О.А. Возрастно-психологический подход в консультировании детей и подростков. – М.: МПСИ, 2007. – 256 с.
  21. Колеченко А.К. Психология и технологии воспитания. – М.: Каро, 2006. – 416 с.
  22. Колюцкий В.Н., Кулагина И.Ю. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. – М.: Сфера, 2009. – 464 с.
  23. Кондрашенко В.Т. Девиантное поведение у подростков. Диагностика. Профилактика. Коррекция. Учебное пособие. – М.: Аверсэв, 2004. – 368 с.
  24. Королева С.А. Психологические особенности образа себя и образа родителей у детей после развода родителей // Психологическая наука и образование. – 2005. — № 4. – С. 23-27.
  25. Кошкина Т.В., Чем чревато расти без отца // Пробудитесь! – 2005. — № 2. – С. 12-14.
  26. Кравченко А.И. Психология и педагогика. – М.: Велби, 2008. – 400 с.
  27. Крысько В.Г. Социальная психология: Учебник для вузов. – М.: Владос-Пресс, 2004. – 448 с.
  28. Крюкова Т.Л., Сапоровская М.В., Куфтяк Е.В. Психология семьи: Жизненные трудности и совпадение с ними: Учебное пособие для вузов. – М.: Речь, 2005. – 347 с.
  29. Лафренье П. Эмоциональное развитие детей и подростков. — СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2008. – 439 с.
  30. Лепешова Е.М. Развитие личности школьника. – М.: Генезис, 2007. – 120 с.
  31. Майерс Д. Социальная психология. Интенсивный курс. – М.: Прайм-Еврознак, 2004. – 512 с.
  32. Матейчик З. Некоторые психологические проблемы воспитания детей в неполной семье // Воспитание детей в неполной семье / Под ред. Ершовой Н.М. —  М., 2006. – С. 141-145.
  33. Мухина В.С. Возрастная психология. – М.: Академия, 2003. – 456 с.
  34. Николаева Я.Г. Воспитание ребенка в неполной семье. – М.: Академия, 2008. – 376 с.
  35. Обухова Л. Ф. Возрастная психология: Учебник для вузов. – М.: Высшее образование, 2006. – 460 с.
  36. Олькова Е.В. Вы и Ваш ребенок. Жизнь без конфликта. – М., 2009. – 208 с.
  37. Платонова Н.М. Агрессия у детей и подростков: Учебное пособие. – М.: Речь, 2006. – 336 с.
  38. Позина М.Б. Психология и педагогика: Учебное пособие. / Науч. ред. И.Ф. Неволин – М.: Университет Натальи Нестеровой, 2001. – 97 с.
  39. Пономаренко В. Управление конфликтами. – М.: АСТ, 2008. – 384 с.
  40. Привализина Т., Игумнова Л., Дорохова А. Разрешение конфликтов. – М.: Академия, 2008. – 192 с.
  41. Психология подростка. – М.: Олма-Пресс,2003. – 432 с.
  42. Психология подростка: Учебник. / Под ред. А. А. Реана. — М.: Прайм-Еврознак, 2003. – 480 с.
  43. Райгородский Д.А. Психодиагностика детей. // Энциклопедия психодиагностики в 4-х томах. — Т. 1. – М.: Бахрах-М, 2008. – 624 с.
  44. Реан А.А. Психология подростка от 11 до 18 лет. Методики и тесты. – М.: АСТ, 2008. – 124 с.
  45. Смирнова Е.О. Конфликтные дети. – М.: Эксмо, 2010. – 176 с.
  46. Смирнова Е.О., Собкин B.C., Асадуллина О.Э. Специфика эмоционально-личностной сферы дошкольников, живущих в неполной семье // Вопросы психологии. – 2007. — № 6. – С. 34-37.
  47. Солодилова О.П. Возрастная психология в вопросах и ответах. – М.: Велби, Проспект, 2004. – 288с.
  48. Сотников М.А. Психодиагностика. – М.: А-Приор, 2007. – 196 с.
  49. Социальные технологии  урегулирования конфликтов (в подростковой среде). – М.: Прометей, 2000. – 271 с.
  50. Степанов В.Г. Психология трудных школьников. – М.: Академия, 2001. – 336 с.
  51. Синельников А.Б. (1996) Новые тенденции структурных изменений семьи // Семья в России. №2, с. 24
  52. Счастная Т.Н., Изотова Е.И., Марцинковская Т.Д. Детская практическая психология: Учебник для вузов. – М.: Гардарики, 2007. – 253 с.
  53. Тагирова Г.С. Психолого-педагогическая коррекционная работа с трудными подростками: практическое пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2008. – 128 с.
  54. Урунтаева Г.А. Детская психология: Учебник. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 368 с.
  55. Фостер Ч., Киршенбаум М. Учитесь общаться с подростком. – М.: Попурри, 2009. – 384 с.
  56. Хоменко И.Н. Психолого-педагогическое сопровождение детей с отклоняющимся поведением. Психологическая диагностика. Игровые технологии. – М.: Учитель, 2009. – 185 с.
  57. Хухлаева О. В. Психология подростка: учеб. пособие для студентов высших учеб. заведений.- М.: Издательский центр «Академия», 2005.- 160 с.
  58. Целуйко В.М. Психология неполной семьи. – М.: Владос-Пресс, 2006. – 272 с.
  59. Шейнов В. Управление конфликтами. Теория и практика. – М.: Харвест, 2010. – 912 с.
  60. Шнейдер Л.Б. Семейная психология. – М.: Академический проект, 2008. – 736 с.
  61. Шурухт С.М. Подростковый возраст: Развитие креативности, самосознания, эмоций, коммуникации и ответственности. – М.: Речь, 2006. – 112 с.
  62. Эйдемиллер Э.Г. Психология и психотерапия семьи. — М., 2006. 365 с.
  63. Эльконин Д.Б. Детская психология: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Академия, 2008. – 384 с.