Диплом по истории искусств. Тема — Молодёжный портрет в современном искусстве.

Заказ 017

Цена 3000 рублей

Содержание

 

Введение. 3

Глава I. Теоретико-изобразительные основы портрета как особого жанра изобразительного искусства. 6

1.1 Эволюция портретного жанра. 6

1.2 Специфика портрета как жанра станковой живописи. 13

II. Тема молодости в русском изобразительном искусстве XVIII-XX  вв. 18

2.1 Молодежные портреты  XVIIIXIX вв. в русской живописи. 18

2.2 Образы молодежи в советской портретной живописи. 27

III. Роль портрета в современном искусстве. 32

3.1 Современная функция портрета в изобразительном искусстве. 32

3.2 Анализ современного портретного жанра. 35

IV. Методика преподавания портретной живописи. 43

4.1 Обзор основной методической литературы по теме исследования. 43

4.2 Методические рекомендации по преподаванию портретной живописи. 49

Заключение. 54

Список литературы.. 57

Приложение. 59

Иллюстративный материал. 59

Введение

Портретный жанр пользовался большим успехом в различные времена. Его актуальность подтверждается особым свойством, благодаря которому мы можем изучать историю в лицах, узнавать типические черты человека того или иного времени, постигать духовную историю личности.

Стоит отметить, что в портретном жанре отчетливее, чем где-либо, просматривается стойкость реалистических традиций. На протяжении нескольких столетий художники меняли характер и тип портрета, подход к натуре, живописно-пластические приемы, зависящие от художественно-идейной ситуации вокруг, тем самым, выходя за рамки стилистических направлений. Но, несмотря на идейное содержание той или эпохи тема молодости, юной красоты всегда присутствовала в творчестве художников.

Историографический анализ свидетельствует: интерес к портретному жанру, а также его стилистическим изменениям, происходящим  в различные исторические отрезки времени и оказывающим первостепенное влияние на происхождение новых портретов, возрастает с каждым годом.

Актуальность настоящей работы обусловлена, с одной стороны, большим интересом искусствоведов к теме портретного жанра, а с другой стороны, что актуальность исследования заключается в том, что изучение  образа молодежи в портретах предоставляет возможность историкам и социологам усмотреть увековеченные черты быстро сменяющихся поколений.

Исследуемые вопросы тесным образом связаны с процессами усовершенствования педагогической работы, с изменением принципов работы в научно-исследовательском, учебно-методическом и творческом направлениях, что объясняет значимость и актуальность избранной дипломной темы.

Характеризуя степень научной разработанности проблематики “Портрет современной молодежи в искусстве” следует учесть, что данная тема не достаточно анализировалась в различных изданиях: учебниках, монографиях, периодических изданиях и в интернете. И в процессе написания дипломной работы мы пришли к выводу, что одним из наиболее слабых мест исследования по заявленной теме является отсутствие специальной методики таких исследований.

Научная значимость данной работы состоит в оптимизации и упорядочивании существующей научно-методологической базы по исследуемой проблематике — еще одним независимым авторским исследованием.

Теоретико-методологическую базу исследования составили две группы источников. К первой отнесены авторские издания по исследуемой проблематике. Ко второй отнесены учебная литература (учебники и учебные пособия, справочная и энциклопедическая литература).

При проведении исследования были использованы следующие методы исследования:

ü     анализ существующей источниковой базы по рассматриваемой проблематике (метод научного анализа).

ü     обобщение и синтез точек зрения, представленных в источниковой базе (метод научного синтеза и обобщения).

ü     моделирование на основе полученных данных авторского видения в раскрытии поставленной проблематики (метод моделирования).

Данное исследование сочетает культурно-исторический, художественно-эстетический подходы. Культурно-исторический подход дал возможность последовательно проследить истоки возникновения, основные этапы развития портретного жанра.

Объект исследования – образ молодежи, как одна из тем портретного жанра у художников.

Предмет исследования – портрет молодежи в современном искусстве.

Цель работы – рассмотреть и проанализировать образы современной молодежи в искусстве.

Для достижения поставленной цели определены следующие задачи:

1) разобрать эволюцию портретного жанра.

2) обозначить специфику портрета как жанра станковой живописи.

3) продемонстрировать молодежные портреты  XVIII – XIX вв. в русской живописи.

4) выявить образы молодежи в советской портретной живописи.

5) обозначить современную функцию портрета в изобразительном искусстве.

6) проанализировать современный портретный жанр

7) представить методику преподавания портретной живописи:

a) Подвергнуть анализу основную методическую литературу по теме исследования;

б) рассмотреть методические рекомендации по преподавания портретной живописи.

На основе синтеза используемой литературы, автор попытался обобщить все собранные материалы по рассматриваемой теме в дипломной работе.

Работа состоит из Введения, четырех глав, состоящих из двух  разделов, заключения, списка литературы и приложения.

 

Заключение

Работая над портретом, художник приходит к тесному соприкосновению с представителями различных социальных слоев современного общества, а работа с натуры существенно расширяет и обостряет понимание психологии олицетворенных образов в полотне. Типические народные образы значительно обогащают портретную живопись. Усиливается психологическая характеристика представляемой  в портрете личности, ее моральное и социальное понимание.

Традиции реалистической портретной живописи, идущие от XVIII века, оставили значительный след в русском искусстве. Плодотворно развиваясь в первой половине XIX века, портрет формировался свободно от всяческих канонов и по реалистической полноте своих образов шагал впереди бытовой живописи, сюжетно-исторической, которая начинала совершать в русском живописном искусстве, лишь первые шаги.

В данной работе было кратко прослежено формирование портретного жанра с  XVIII  по XXI вв. К концу XX  века человеческий образ предстает весьма расплывчатым перед современным художником. Обращаясь к человеку страдающему, человеку, живущему в гармонии со всем миром, в мире природы, отрекающемуся от мира города, техногенной эпохи, художник XXI века ищет свои образы. Волнующие и затрагивающие струны его души.

Время XXI века ищет своего героя и в портретной живописи. Обращение художников к теме молодости в современных портретах навевает вопрос о том, а может ли современная молодежь служить примером для подражания будущего поколения и являться лицом всего человечества XXI века, и является ли она героем нынешней эпохи в целом.

В ходе исследования были рассмотрены и проанализированы образы современной молодежи в искусстве.

— разобрана эволюция портретного жанра. Отмечено, что на развитие портрета влияют идейные представления той или иной эпохи, прогресс технических изобразительных навыков и развитие представлений о значимости личности.

— обозначена специфика портрета как жанра станковой живописи. Зафиксировано, что специфика портрета заключается в его основных чертах. Именно специфичные свойства портрета отличают его от других жанров живописи. Под портретом подразумевают изобретение определенного, конкретного человека или группы людей, в котором передан, воспроизведен индивидуальный облик человека, раскрыты его внутренний мир, сущность его характера, но в отличие, от графики или рисунка, в живописном портрете характерна лепка мазком, передача цветом, игра тона и контраста.

— продемонстрированы молодежные портреты XVIII-XIX вв. в русской живописи. Отмечено, что лучшие портретисты XVIII века и первой половины XIX века доносят до нас типические черты своих современников. Но задачи типизации при сохранении индивидуального в человеческом образе вступали в противоречие в этих портретах с господствовавшей классической концепцией, в которой типическое понималось как отвлеченное от индивидуального.

— выявлены образы молодежи в советской портретной живописи. В начале XX века происходит стремление художников представить типизированный портрет современника в типичных обстоятельствах, то есть в характерной для того времени жизненной среде, подчас в действенной взаимосвязи с другими, столь же типизированными портретными образами, приводило к созданию особого рода жанровых полотен, соединявших в себе черты портрета-типа и портрета-картины.

— обозначена современная функция портрета в изобразительном искусстве. Портрет отражает изменения, происходящие в мировоззрении людей на определенном историческом этапе, что так же определяет культурную ситуацию и подходы к передаче личности.

— проанализирован современный портретный жанр. Отмечено, что современная молодежь в многогранном мире, со своими пристрастиями, приверженностью к тому или иному направлению, стилю, мнению является носителем новой культуры, лицом нашей страны и ее образы входят современную галерею молодежных портретов, собираются из масс и представляют типические черты современного человека.

— представлена методика преподавания портретной живописи, где была проанализирована основная методическая литература по теме исследования и рассмотрены методические рекомендации по преподавания портретной живописи.

В заключение хочется отметить, что художники на протяжении всей истории продолжают обращаться к теме молодости. Юные образы волнуют и будоражат творческую фантазию художников. Современный живописец пытается запечатлеть в своем портретном творчестве тонкую натуру, ранимость и незащищенность современного молодого человека. В век техногенного развития человек перестает чувствовать себя героем времени, а молодежь является лишь крупицей в огромных лапищах новой эпохи. Портретист пытается запечатлеть и увековечить образ молодежи, такой разной и непредсказуемой, всеми возможными художественными средствами, дабы сохранить память для истории.

 

Список литературы

1. Алешина Л.С. Русское искусство XIX — начала ХХ века -М.: Искусство, 1972. – 214 с.

2. Андроникова М. И. Портрет. От наскальных рисунков до звукового фильма. — М.: Искусство, 1980. – 312 с.

3. Аполлон. Изобразительное и декоративное искусство. Архитектура: Терминологический словарь / под ред. А. М. Кантора. — М.: Эллис Лак, 1997. — 736 с.

4. Бенуа А. История русской живописи в XIX веке — М.: Республика, 1999. – 343 с.

5. Горяева Н.А. Твоя мастерская: Рабочая тетрадь по изобразительному искусству для 5 класса /Под ред. Б.М. Неменского.- М.: Просвещение, 2004 ·

6. Детская энциклопедия в 12 томах. Том 12.Искусство. Под ред. Шимановской Т.Л., Таттар Т.В.-М.: Педагогика,1977. – 432 с.

7. Зингер Л. С. Советская портретная живопись 1917 начала 1930 гг. – М.: Изобразительное искусство, 1978. – 296 с.

8. Ельшевская Г. В. Модель и образ. Концепция личности в русском и советском живописном портрете. — М.: Советский художник, 1984. – 244 с.

9. Изобразительное искусство и художественный труд. 1 – 9 классы (с методическими рекомендациями) /Под рук. И ред. Б.М. Неменского. — М.:     Просвещение, 2002.

10. Ильина Т.В. История искусств. Отечественное искуство — М.: Высшая школа, 2005. – 314 с.

11. Искусство 20 века’ \\под общей редакцией Б.В.Веймарна и Ю.Д.Колпинского – М.: Искусство, 1965 — с.932 . Галанов Б.Е. Искусство портрета. — М.: Советский писатель,1967. – 232 с.

12. История русского искусства. В 3х томах. Том 1. Искусство 10- пер. половины 19 века. Под ред. М.М. Раковой и И.И. Рязанцева. — М.: Изобразительное искусство. 1991. – 344 с.

13. Кирцер Ю.М. Рисунок и живопись: Практическое пособие. — М.: Высшая школа.,1992. – 112 с.

14. Кочерова, Е., Фоминова, М. Исследовательская деятельность учащихся в процессе освоения курса МХК / Е. Кочерова, М. Фоминова // Искусство в школе. – 2003, – №6.

15. Лепихова М.А.Как воспитать интерес к учебному предмету? // Русская словесность, 2002. — №4.

16. Лихачев Д.С. Русское искусство от древности до авангарда — М.: Искусство, 1992. – 344 с.

17. Морозов А. И. Поколение молодых. — М.: Советский художник,1989. – 123 с.

18. Неменский Б. М., Неменская Л. А., Коротеева Е. И. и др. Изобразительное искусство: Методическое пособие: 1-4 классы / Под. Ред. Б. М. Неменского. М.: Просвещение, — 192 с.

19. Неменский, Б. М. Изобразительное искусство и художественный труд:  методическое пособие: 1–8 классы/ / Под. Ред. Б. М. Неменского. – М.: Просвещение, 2003.

20. Неменская Л.А. Изобразительное искусство в жизни человека: Учебник для 6 класса /Под ред. Б.М. Неменского. — М.: Просвещение, 2008.

21. Рапацкая Л. А. Русское искусство XVIII века. М.: Просвещение, 1995. – 314 с.

22. Социология молодёжи. под ред. В. Т. Лисовского. — СПб.: Изд-во СПбГУ, 1996. – 460 с.

23. Степанян Н. Искусство России ХХ века. Взгляд из 90-х. — М.: Эксмо-Пресс,1999. – 214 с.

24. Шпикалова Т. Я., Ершова Л. В., Поровская Г. А. Изобразительное искусство: 6 класс: Методическое пособие. — М.: Просвещение, 2008. — 96 с

25. Шпикалова Т. Я., Ершова Л. В., Поровская Г. А. и др. Изобразительное искусство: 7 класс: Учебник. – М.: Просвещение. — 192 с.