Курсовая по психологии.Тема: Влияние уровня конфликтности поведения в семье на игровую деятельность детей старшего дошкольного возраста.

Заказ 014

цена 990 рублей

Тема:  Влияние уровня конфликтности поведения в семье на игровую деятельность детей старшего дошкольного возраста.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ  ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

1.1. Психическое развитие детей старшего дошкольного возраста

1.2. Сюжетно-ролевая игра  как  основной вид игры ре­бенка дошкольного возраста

1.3. Влияние семейной конфликтности на личность ребенка

ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ УРОВНЯ КОНФЛИКТНОСТИ ПОВЕДЕНИЯ В СЕМЬЕ НА ИГРОВУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

2.1. Методики и процедура исследования

2.2. Результаты исследования и их обсуждение

2.3.Рекомендации по урегулированию конфликтов  в семье

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Приложение1

Приложение 2

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Актуальность исследования  Дошкольный возраст — это начальный этап формирования личности, на протяжении которого у ребенка возникает целый ряд личностных новообразований — соподчинение мотивов, усвоение нравственных норм и формирование произвольности поведения, которые в дальнейшем определяют успешность его обучения

В зарубежной и отечественной литературе психическое развитие дошкольников рассматривается с двух позиций: в рамках биогенетического подхода к оценке движущихся сил и источника развития психики в онтогенезе (З.Фрейд, А. Адлер, М. Кляйн, М. Малер и др.) и в рамках признания роли воспитания и внешних факторов среды в качестве главных элементов, лежащих в основе формирования поведения (Э.Эриксон, Р. Сирс, Дж. Гевирц, Г. Крайг, Д. Бокум и др.)

Большинство ведущих отечественных психологов (Б.Г. Ананьев, Л.И. Божович, А.В. Брушлинский, Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, А.Н. Леонтьев, Б.Ф. Ломов, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин,  М.Г. Ярошевский и др.) рассматривают психическое развитие в единстве с развитием личности. При этом они, разумеется, видели и видят специфику как собственно психического, так и личностного развития. Необходимость единого подхода в изучении познавательной сферы и личности обосновывалась  в работах Л.С. Выготского (1984), Н.С. Лейтеса (1971), В.Н. Мясищева (I960),  Д.Б. Эльконина (1971).

Теоретический анализ проблемы исследования показал, что в зарубежной психологии основные теории психического развития детей в дошкольном возрасте (3. Фрейд, 1991; К.Г. Юнг, 1995; А. Адлер, 1995; Э. Эриксон, 1968; К. Хорни, 1950; Г. Олпорт, 1961; Р. Сирс, 1943; В. Штерн, 1997), можно разделить на две группы в соответствии с  пози­цией авторов в решении центральной проблемы онтогенеза: что преимущественно определяет развитие человека — природа или воспи­тание. Соответственно, первая группа зарубежных концепций может быть условно объединена  в рамках биогенетического подхода к оценке движущих сил и источника развития психики в онтогенезе, который признавал наследственность основной детерминантой развития. Вторая группа теорий, объединившихся вокруг идеи признания определяющей роли воспитания и внешних факторов среды (поведения матери, условий жизни, культурных факторов) в качестве главных факторов психики и поведения, относится к социогенетическому подходу. Мы разделяем тезис о том, что формирование целостной человеческой личности как индивидуальности не может быть сведено к закономерностям развития одного иерархического уровня. Индивидуальные особенности, на каком бы уровне они не проявлялись, не являются рядоположенными признаками, они находятся в сложной, иерархически соподчиненной системе отношений.

В России еще в 60-х гг. XIX в. рядом видных ученых (Н.И. Пирогов, К.Д. Ушинский, П.Д. Юркевич, Н.Х. Вессель) был поставлен вопрос о широком комплексном меж­дисциплинарном (психологическом, физиологическом, медицинском и др.) изучении ребенка и научных основах руководства его развитием. Так, Н.И. Пирогов одним из первых обратил внимание на то, что дело воспитания имеет не прикладной, а философский смысл — воспитания человеческого духа, Человека в человеке. Он настаивал на необходимости признания, понимания и изучения своеобразия детской психологии.

Проблемы развития дошкольника в советский период разрабатывали многие выдающиеся детские психологи — Д. Б. Эльконин, Л. И. Божович, А. В. Запорожец, П. Я. Гальперин, В. С. Мухина, Брушлинский А.В. и др.

Так, А. Н. Леонтьев отмечал, что важнейшим психическим новообразова­нием, возникающим к концу данного возраста, является соподчинение мотивов.

Л. И. Божович, развивая эту мысль, подчеркивала, что у детей дошкольного возраста возникает не просто соподчинение мотивов, а относительно устойчивое внеситуативное их соподчинение. Вместе с тем, во главе возникшей иерархии становятся специфически человеческие, т. е. опосредованные по своей структуре, мотивы. У дошкольника они опосредуются, прежде всего, образцами поведения и деятельности взрослых, их взаимоотношениями, социальными нормами, фиксированными в соответствующих нравственных инстанциях.

Таким образом, несмотря на многообразие теоретических подходов к проблеме общего психического развития ребенка в дошкольном возрасте, в рамках отечественной психологической науки имеются как теоретические, так и экспериментальные предпосылки для постановки исследовательской проблемы о характере взаимосвязи поведения взрослых и новообразований личности  детей старшего дошкольного возраста, что и определило  необходимость проведения специальных исследований, направленных на изучение характера этой взаимосвязи, что и составило научную проблему данного исследования  и определило выбор его темы.

Цель исследования: изучить особенности влияния уровня конфликтности поведения в семье на игровую деятельность детей старшего дошкольного возраста.

Объект исследования — психическое (познавательное и личностное) развитие ребенка в старшем дошкольном возрасте в условиях сюжетно-ролевой игры.

Предмет исследования: влияние  уровня конфликтности поведения в семье на игровую деятельность детей старшего дошкольного возраста Гипотеза исследования заключается в следующем предположении:

Существует влияние уровня конфликтности поведения в семье на игровую деятельность детей старшего дошкольного возраста.

Задачи исследования:

  1. Провести теоретический анализ отечественных и зарубежных исследований по проблемам познавательного и личностного развития ребенка старшего дошкольного возраста;
  2. Подобрать и обосновать комплекс психодиагностических методик для выявления влияния уровня конфликтности поведения в семье на игровую деятельность детей старшего дошкольного возраста;
  3. Провести эмпирическое исследование с целью определения  влияния уровня конфликтности поведения в семье на игровую деятельность детей старшего дошкольного возраста;
  4. Разработать рекомендации по снижению уровня конфликтности в семье..

Теоретическую и методологическую основу исследования составили:

— учение Л.С. Выготского о развитии высших психических функций;

-концепция Д.Б. Эльконина о периодизации психического развития детей;

-представления Л.И. Божович о том, что каждый возрастной этап детского развития характеризуется не простой совокупностью отдельных психологических особенностей, а своеобразием некоторой целостной структуры личности ребенка и наличием специфических для данного этапа тенденций развития;

Методы и методики исследования. Для реализации поставленных задач использовались следующие методы: теоретический анализ научной литературы по проблеме исследования; наблюдение, сравнительный анализ, методы статистической обработки данных .

Эмпирическая база исследования. Исследование проводилось на базе  Детского дошкольного учреждения «Аленушка», по адресу: FFF. Общая численность выборки составила  15 детей в возрасте от 5 лет 8 месяцев до 6 лет и 15 родителей этих детей

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Хотя каждый взрослый человек более или менее отчетливо понимает, что его семейное счастье находится в его руках, очень немногие задумываются о счастье и благополучии воспитывающихся в семьях детей, если, конечно, это не касается их собственных чад, да и то не всегда. И последствия подобного отношения к детям незамедлительно сказываются в виде тех или иных отклонений в их поведении и личностном развитии.

Резкие перемены в экономике, политике и социальной сфере в России негативно отразились не только на материальной стороне семьи, но и на взаимоотношениях между ее членами, и прежде всего между родителями и детьми. Поскольку в настоящее время давление на российскую семью с каждым днем растет и большая его доля приходится на детей, имеет смысл обратить внимание именно на эту категорию российских граждан, которые нуждаются в особой защите не только от социальных трудностей, но зачастую и от своих собственных родителей, особенно в семьях с повышенным конфликтным поведением. Именно в таких семьях дети становятся наиболее уязвленными, и их развитие значительно отстает от сверстников из благополучной семьи, что наглядно было доказано в нашем исследовании с помощью сюжетно-ролевой игры.

В отечественной психологии и педагогике игра рассматривается как деятельность, имеющая очень большое значение для развития ребёнка дошкольного  возраста;  в  ней  развиваются  действия  в  представлении, ориентация в отношениях между людьми, первоначальные навыки кооперации.

Игра имеет значение не только для умственного развития ребёнка, но и для развития его личности: принимая на себя в игре различные роли, воссоздавая поступки людей, ребёнок проникается их чувствами и целями, сопереживает им, начинает ориентироваться между людьми. Но роли   ребенок извлекает из своей  семьи , которые ,как мы уже говорили, не всегда показывают достойный пример.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Анцупов А. Я., Шипилов А. И. Конфликтология. — М.: ЮНИТИ, 2007. — Гл. 25.
  2. Дружинин В. Н. Психология семьи. — М.: КСП, 2006.
  3. Козырев Г. И. Введение в конфликтологию: Учебное пособие. — М.: Владос, 2008. — Гл. IV.
  4. Краснощекова Л.В. Сюжетно-ролевые игры для детей дошкольного возраста / Н.В. Краснощекова. — Ростов н/Д.: Феникс.,2009
  5. Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. — Ярославль: Академия Развития, 2006.
  6. Михайленко Н.Я., Короткова Н.А. Организация сюжетной игры в детском саду: Пособие для воспитателя. 2-е изд., испр. — М.:Издательство «ГНОМ и Д», 2008.
  7. Романов  А.А.  Направленная  игротерапия  нарушений  поведения  и эмоциональных  расстройств  у  детей.   Альбом  диагностических  и коррекционных методик. М.: «Принт», 2010.
  8. Субботина Л.Ю. Развитие воображения у детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. -Ярославль: Академия Развития, 2006.
  9. Сулимова М. С. Социальная работа и конструктивное разрешение конфликтов. — М., Ин-т практ. психологии, 2006. — С. 44-45.

10. СысенкоВ.А. Супружеские конфликты. — М.: Мысль, 2006.

  1. Широкова Г.А. Справочник дошкольного психолога / серия «Справочник» Ростов Н/Д: «Феликс», 2010.

 

Приложение 1.

 

 семейных фотографий. «Дом, семья»

Задачи: Побуждать детей творчески воспроизводить в играх быт семьи. Совершенствовать умение самостоятельно создавать для задуманного сюжета игровую обстановку. Раскрывать нравственную сущность деятельности взрослых людей: ответственное отношение к своим обязанностям, взаимопомощь и коллективный характер труда.

Роли: мама, папа, дети, бабушка, дедушка.

Игровые действия: Игровые проблемные ситуации: «Когда мамы и папы нет дома» (забота о младших, выполнение посильной домашней работы), «Мы готовимся к празднику» (совместные дела с семьей), «Встречаем гостей» (правила приема гостей, поведение в гостях), «Наш выходной день» и др. Вносить в игру элементы труда: стирка кукольного белья, починка одежды, уборка помещения. По ходу игры подбирать, менять игрушки, предметы, конструировать игровую обстановку с помощью разнообразного подсобного материала, использовать собственные самоделки, применять природный материал.

Предварительная работа: Чтение рассказа В. Осеевой «Волшебное слово» и последующая беседа. Задание детям: узнать дома о труде родителей. Беседа о труде родителей с использованием иллюстрированного материала. Создание альбома «Наши папы и мамы трудятся». Рассматривание семейных фотографий. Инсценировка стихотворения С. Михалкова «А что у вас?». Составление детьми рассказов на тему «Как я живу дома». Беседа на тему «Как я помогаю взрослым» с участием Петрушки.  Изготовление с детьми атрибутов к игре.

Игровой материал: предметы домашнего обихода, куклы.