Диплом — Игра как сюжетно-ролевое средство когнитивного развития детей 4-5 лет

№ 255

Цена полной версии дипломной работы: 4500 рублей

Содержание

Введение……………………………………………………………………………………………….. 3

Глава 1.  Психолого-педагогические подходы к исследованию сюжетно-ролевой игры как средство когнитивного развития дошкольников…………………………. 8

1.1. Понятие о сюжетно-ролевой игре……………………………………………………… 8

1.2. Особенности когнитивных процессов  у детей 4-5 лет……………………….. 14

1.3. Возможности  использования сюжетно-ролевых игр, направленных на развитие когнитивных процессов………………………………………………………………………… 21

Глава 2. Организация и методология эмпирического исследования…………. 30

2.1. Цели, задач,  описание объекта исследования…………………………………… 30

2.2. Методология исследования. Результаты констатирующего этапа исследования когнитивного развития детей 4-5 лет……………………………………………………… 49

2.3. Педагогическая работа по формированию когнитивных процессов с помощью  сюжетно-ролевых игр…………………………………………………………………………… 63

Заключение………………………………………………………………………………………….. 80

Список литературы………………………………………………………………………………. 84

Приложения………………………………………………………………………………………… 89

Введение

Актуальность исследования. Сюжетно-ролевая игра продолжает развиваться и занимает ведущее место в жизни детей 4–5 лет. Ребенок с увлечением выстраивает сюжеты, стремится к проигрыванию самых разнообразных ролей, становится более инициативным. Возросшие возможности позволяют ему выбирать тему и намечать замысел игры, обустраивать игровое пространство при помощи предметов, использовать в игре различные атрибуты. Педагог направляет свои усилия на обогащение ролевого поведения и взаимоотношений детей в игре, которые проявляются через диалог и игровое действие.

Воспитатель побуждает детей к планированию, то есть к созданию элементарного замысла, который будет воплощен в игре; учит их описывать сюжетные события, очерчивать (называть) круг действующих лиц (персонажей) в игре, раскрывать их взаимодействие.

Вызывая речевую активность ребенка, воспитатель направляет ее на сверстника, учит вступать с ним в диалог, понимать его намерения в игре. Для обозначения игровой ситуации и для облегчения принятия роли ребенком воспитатель помогает малышу обустроить игру при помощи необходимых атрибутов, а также сюжетных игрушек и различного полифункционального материала (модулей, шишек, кубиков, брусков, колесиков и других деталей). По мнению исследователей, в средней группе было бы целесообразно отказаться от принципа зонирования игрового пространства, так как это начинает тормозить воображение детей. Воспитатель создает такую творческую предметно-развивающую среду, которая может вариативно использоваться детьми: легкие переносные ширмы, полифункциональные атрибуты (например, белый халат пригодится для игр на разные темы), удобные ящики для мелкого игрового материала, столики и диваны, модульная мебель.

Своеобразие процесса самостоятельной игры у детей пятого года жизни заключается в том, что сюжетно-ролевая игра в этом возрасте, по мнению Н. Я. Михайленко, еще носит хаотичный характер: роли, начавшись, не доводятся до логического конца; одни роли сменяются другими, сюжеты прерываются, заменяясь новыми. Вместе с тем этот видимый хаос в игре в действительности закономерен для данного возраста, так как свидетельствует о некоторой свободе выбора и проявлении динамичности ситуаций в игре, что является признаком установления в ней разнообразных ролевых связей (с игрушками-партнерами, с партнерами-сверстниками, с партнером-воспитателем).

Степень изученности проблемы. О игре как условии успешного развития говорится в исследованиях многих отечественных ученых А.П. Усовой, Р.И. Жуковской, Д.В. Менджерицкой, Д.Б. Эльконина, Л.В. Артемовой, Н.Я. Михайленко и др. Игра выступая как средство развития личности может использоваться в процессе как способ воспитания и обучения ребенка, самообучения, самореализации, является средством коррекции развития ребёнка, диагностическое средство, в процессе игры — развиваются потенциальные способности каждого ребенка участвующего в ней.

Н. Ф. Добрынин отмечал, что на протяжении дошкольного возраста развиваются свойства внимания и его произвольность, необходимым условием развития внимания и его свойств является то, что ребенок научается управлять собой и сознательно направляет свое внимание на определенный объект при условии создания интереса к процессу и результату деятельности. Игра может служить одним из видов такой деятельности.

Отечественные психологи и педагоги отмечают, что детская сюжетно – ролевая игра обладает уникальными особенностями, она обладает своеобразной структурой, специфическими чертами, которые отличают её от других видов детских игр. Сюжетно – ролевая игра требует проявления умственной и двигательной активности, что требует от ребенка проявления переключения, распределения и сосредоточенности внимания.

Хочется отметить сюжетно-ролевая игра среднего дошкольника способствует появлению главных новообразований этого возраста, формирует личностные смыслы, побуждающие к деятельности. В научных работах исследователей Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева и Д. Б. Эльконина сделан подробный анализ развития сюжетно-ролевой игры, обозначена её структура, описаны основные закономерности развития сюжетной игры на протяжении дошкольного детства. В своих исследованиях они отметили значение игры для формирования основных психических новообразований дошкольного возраста.

На практике можно увидеть основное противоречие, которое заключается в необходимости развития свойств внимания и воображения  как условие психологической готовности дошкольников к школьному обучению и недостаточной разработанностью вопросов непосредственно связанных с использованием сюжетно — ролевых игр для развития когнитивных процессов. Отсутствие планирования воспитателями игр на развитие свойств внимания и низкий уровень владения методикой развития внимания, его свойств у детей в процессе сюжетно – ролевой игры.

Следовательно, возникает противоречие, с одной стороны — необходимость и значимость внимания и воображения  в развитии личности ребёнка, с другой стороны — недостаточная реализация на практике. Таким образом, данное противоречие утверждение подтверждает актуальность выбранной темы исследования.

Объект исследования – дети среднего дошкольного возраста

Предмет исследования – когнитивное развитие детей, в частности процессов внимания и воображения средних дошкольников.

Цель дипломной работы – определить значение сюжетно-ролевой игры в когнитивном развитии детей 4–5 лет. В соответствии с поставленной целью можно сформулировать задачи дипломной работы:

  • Рассмотреть понятие о сюжетно-ролевой игре
  • Определить особенности когнитивных процессов у детей 4-5 лет
  • Изучить возможности использования сюжетно-ролевых игр, направленных на развитие когнитивных процессов;
  • Описать цели, задачи и охарактеризовать объект исследования;
  • Обосновать методологию исследования.
  • Представить результаты констатирующего этапа исследования когнитивного развития детей 4-5 лет
  • Провести педагогическую работу по формированию когнитивных процессов с помощью сюжетно-ролевых игр
  • Обосновать эффективность предложенной работы на контрольном этапе исследования.

Гипотеза исследования основывается на предположении о том, что использование развивающей программы игр и упражнений (адаптированной автором) в работе с детьми 4-5 лет дает положительную динамику в развитии внимания и воображения.

Методы исследования:

  • теоретический анализ проблемы;
  • формирующий эксперимент (в форме развивающих игр и упражнений с детьми старшей труппы);
  • констатирующий и контрольный эксперименты, направленные на выявление индивидуальных особенностей развития внимания и воображения и фиксацию результатов, достигнутых после проведения развивающих занятий;
  • методы качественного и количественного анализа эмпирических данных.

База эксперимента. Исследование проходило на базе государственного бюджетного образовательного учреждения средней общеобразовательная школа № 2099. Выборочная совокупность дошкольников в возрасте 4 – 5 лет составила  24  человека (12 человек в контрольной группе и 12 человек экспериментальной)

Эмпирическое исследование было проведено с октября по ноябрь 2014 года в три этапа. На первом этапе был осуществлён подбор методик и определена выборка исследования. На втором этапе был проведен констатирующий эксперимент, направленный на исследование произвольного внимания у детей. На третьем этапе была проведена педагогическая работа с детьми экспериментальной группы и произведён статистический анализ полученных данных, а также сформулированы выводы.

Практическая значимость результатов исследования заключается в том, что на основе выявленных индивидуальных особенностей когнитивного развития внимания и воображения детей, связанных с особенностями оперирования различными средствами, подобран комплекс развивающих игр и упражнений, который может быть использован в практике образовательной работы детского сада и семьи.

Структурно дипломная работа состоит из введения, двух глав, включающие в себя шесть параграфов, заключения списка литературы и приложения.  Во введении определены цели и задачи исследования, его объект и предмет, доказана актуальность изучаемой проблемы и показана практическая значимость работы, сформулирована рабочая гипотеза, намечены методы и методологии исследования.

В 1-й главе проведен теоретический обзор психолого-педагогических подходов к исследованию сюжетно-ролевой игры как средство когнитивного развития дошкольников.

Во 2-й главе дано обоснование использования методов исследования, определены план и задачи практического исследования, приведено описание всех этапов проведенного в процессе экспериментально-практического исследования естественного эксперимента, опробована программа психолого-педагогического сопровождения дошкольников.

В заключении сформулированы результаты исследования, отмечена степень выполнения цели и поставленных задач, подтверждена гипотеза, оценена практическая значимость работы, намечены перспективы дальнейшего изучения проблемы.

В списке литературы в алфавитном порядке указаны литературные источники, использованные при выполнении данной  дипломной  работы.

В приложении приведены работы испытуемых.

Глава 1.  Психолого-педагогические подходы к исследованию сюжетно-ролевой игры как средство когнитивного развития дошкольников

1.1.         Понятие о сюжетно-ролевой игре

Сегодня общепризнано, что игра является ведущей деятельностью ребенка дошкольного возраста. Психолог А.Н. Леонтьев считал ведущей такую деятельность, которая оказывает в данный возрастной период особое воздействие на развитие ребенка [36, с. 54].

…………………………

…………………………..

………………………….

1.3.         Возможности  использования сюжетно-ролевых игр, направленных на развитие когнитивных процессов

Воздействие игры на когнитивное развитие ребёнка состоит в том, что через неё он познает поведение взрослых и взаимоотношениями между ними, которые в дальнейшем оказываются образцом для его собственного поведения. В игре ребенок получает основные навыки общения, новые качества, нужные для установления контакта со сверстниками. Продуктивные виды деятельности ребенка — рисование, лепка, конструирование — тесно слиты с игрой. Интерес к рисованию, лепке, конструированию изначально появляется именно как игровой интерес, обращенный на процесс создания рисунка, конструкции в соответствии с игровым замыслом ребенка. Большое влияние игровых действий оказывает на развитие речи у детей. Игра требует от ребёнка определённого уровня развития речевого общения. Потребность объясниться со сверстниками, с участниками игры, побуждает развитие связной речи. Игра ведёт к формированию рефлексии, ибо в игре появляется реальная возможность контролировать то, как выполняется то или иное действие, входящее в процесс игры. Так, играя в повара, ребенок готовит, пробует и угощает других мнимой едой, ребенок доволен собой, как хорошо ему удается исполняемая роль [43, с. 12]……………………………..

…………………………………..

…………………………………..

2.1.         Методология исследования. Результаты констатирующего этапа исследования когнитивного развития детей 4-5 лет

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы «Школа № 2099»

Директор: Брянцева Оксана Николаевна

Тип образовательного учреждения (организации): Общеобразовательное учреждение

Вид образовательного учреждения (организации): Средняя общеобразовательная школа

Язык преподавания (обучения): русский

…………………………..

………………………….

……………………………

Заключение

В результате проведенного исследования установлено, что игра – наиболее доступный для детей вид деятельности, способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений и знаний. Именно  в игре ярко проявляются особенности мышления и воображения ребенка, его эмоциональность, активность, развивается потребность в общении…………………………………………………………………………………………………..

…………………………………………………………………………………………………………………………………………………………..

Таким образом, наша гипотеза о влиянии данной развивающей программы на формирование внимания воображения дошкольников подтвердилась. Проведенное изучение и интерпретация полученных результатов полностью подтвердили выдвинутую в курсовой работе гипотезу: использование развивающей программы игр и упражнений (адаптированной автором) в работе с детьми 4-5 лет дает положительную динамику в развитии внимания и воображения.

Список литературы

  1. Конституция РФ (Принята Всенародным голосованием 12.12.93 г.(с изм. от 5 февраля 2014 г.);
  2. Арапова-Пискарева Н. А. Формирование элементарных математических представ-лений в детском саду. – М.: Мозаика-Синтез, 2009.
  3. Бабаева Т. И., Римашевская Л.  С.  Как развивать сотрудничество и  взаимоотношения дошкольников в детском саду. Игровые ситуации, игры, этюды.  — СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2012.
  4. Березина Т.Н. Альтруистическое поведение и успех в жизни. // Психология и психотехника. 2011. № С. 67-76. 3
  5. Березина Т.Н.  Воспитание добра как психолого-педагогическая проблема высшей школы. // Alma mater (Вестник высшей школы). 2013. № 2. С. 62-66.
  6. Березина Т.Н. Об эмоциональной безопасности образовательной среды. // Психология и психотехника. 2013. № 9. С. 897-902.
  7. Березина Т.Н. Эмоциональная безопасность образовательной среды и подлинные эмоции. // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Психологические науки. 2013. № 3. С. 16-22.
  8. Борисенкова Е. Ю. Маленькие логики: Блоки Дьенеша для малышей: альбом-игра. — СПб.: Корвет, 2011
  9. Бондаренко А. К. Дидактические игры в детском саду: Кн. для воспитателя детского сада. – 2-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 1991.
  10. Вербенец А. М., Солнцева О.  В., Сомкова О.  Н.  Планирование и организация  образовательного процесса дошкольного учреждения по  примерной основной  общеобразовательной программе «Детство». Учебно-методическое пособие / Научн.  ред. А. Г. Гогоберидзе. — СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2013.
  11. Воротилина А.А. Образная регуляция тревожности студентов(анализ тренинга) // NB: Психология и психотехника. — 2013.-№ 6.-С.45-65.
  12. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии / Л.С. Выготский.-Санкт-Петербург: Союз, 2006. С. 112.
  13. Выготский, А. С. Воображение и творчество в детском возрасте: Психологический очерк. [Текст] / А.С. Выготский // 2-е изд. — М., 2011.
  14. Выгодский, Л.С. Собрание сочинений. т. 5. – М.: Педагогика, 2012.
  15. Выгодский, Л.С. Вопросы детской психологии. – Спб.: Союз, 2011.
  16. Гербова В. В. Конспекты занятий по развитию речи в младшей разновозрастной группе: 2–4 года. – М.: ВЛАДОС, 2002.
  17. Губанова Н. Ф. Игровая деятельность в детском саду. – М.: Мозаика-Синтез, 2010.
  18. Давыдов В.В. Учебная деятельность: состояние и проблемы исследования – М.: Издательский Центр «Академия». – 2007. – 480с.
  19. Деркунская В. А.  Проектная деятельность дошкольников. Учебно-методическое пособие. — СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2013
  20. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников / Под ред. Л. А. Венгера. – М.: Просвещение, 1981.
  21. Дрязгунова В. А. Дидактические игры для ознакомления дошкольников с растени-ями. – М.: Просвещение, 1981.
  22. Дыбина О. В. Игровые технологии ознакомления дошкольников с предметным миром. Практико-ориентированная монография. – М.: Педагогическое общество России, 2007.
  23. Зацепина М. Б. Музыкальное воспитание в детском саду – М.: Мозаика-Синтез, 2010.
  24. Зворыгина Е.В. Первые сюжетные игры малышей.-М.: Радуга, 1988. С. 410.
  25. Клименко Л.В. Игровые технологии в образовании и воспитании. Существуют ли они? [Электронный ресурс] // Социальная сеть работников образования nsportal.ru : [портал]. – 2012. — URL: http://nsportal.ru/detskii-sad/raznoe/igrovye-tekhnologii
  26. Книга для чтения в детском саду и дома: 4–5 лет / Сост. В. В. Гербова и др. – М.: Оникс, 2007.
  27. Книга для чтения в детском саду от 2 до 5 лет / Сост. Л. Н. Елисеева. – 2-е изд. – М.: Астрель, 2004.
  28. Комарова, Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду: Обучение и творчество. [Текст]/ Т.С. Комарова— М., 2012.
  29. Комарова Т. С. Детское художественное творчество. – М.: Мозаика-Синтез, 2010.
  30. Краснощекова, Н.В. Сюжетно – ролевые игры для детей дошкольного  возраста [Текст] /Н.В. Краснощекова. – Р/нД, 2010
  31. Краснощекова, Н. В. Новые сюжетно-ролевые игры для младших дошкольников: целевые прогулки, беседы, занятия, изготовление атрибутов к играм / Н. В. Краснощекова. — Ростов-на-Дону : Феникс, 2011. — 132 с.
  32. Комарова Т. С, Зырянова О. Ю. и др. Изобразительное искусство детей в детском саду и школе. Преемственность в работе детского сада и начальной школы. – М.: Педагогическое общество России, 1999.
  33. Кулягинова О. А. Психология детства. Азбука для родителей / О.А. Кулягинова.-Москва: Феникс, 2008. С. 201.
  34. Куцакова Л. В. Нравственно-трудовое воспитание в детском саду. – М.: Мозаика-Синтез, 2010.
  35. Куцакова Л. В. Занятия по конструированию из строительного материала в средней группе детского сада. Конспекты занятий. – М.: Мозаика-Синтез, 2011.
  36. Леонтьев А. Н. Психологические основы дошкольной игры. // Избр. психолог, произведения: В 2-х т.-М.: Радуга, 1983.-т.1. С. 323.
  37. Любимые стихи: Хрестоматия для дошкольников. – М.: Астрель, ACT, 2007.
  38. Максаков А. И. Правильно ли говорит ваш ребенок. – М.: Мозаика-Синтез, 2005.
  39. Максаков А. И. Развитие правильной речи ребенка в семье. – М.: Мозаика-Синтез, 2011.
  40. Михайленко, Н.Я., Короткова, Н.А. Организация сюжетной игры в детском саду [Текст]: пособие для воспитателя. — М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2009. – 96с.
  41. Мухина В. С. Возрастная психология: феноменология развития: учебник / В.С. Мухина.-Москва: ACADEMIA, 2006. С. 414.
  42. Обухова Л. Ф. Возрастная психология: Учебник для вузов. М.: Высшее образование; МГППУ, 2006. С. 460.
  43. От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – 2-е изд. – М.: Мозаика-Синтез, 2011.
  44. Сапогова Е. Е. Психология развития человека: Учебное пособие / Е.Е. Сапогова.-Москва: Аспект Пресс, 2005. С.265.
  45. Стрижиус Е.И. Динамика экзаменационной тревожности у старшеклассников. // Инновации в образовании. 2013. № 01. С. 89-100.
  46. Смоленцева А. А. Сюжетно-дидактические игры с математическим содержанием. – М.: Просвещение, 1987.
  47. Сорокина А. И. Дидактические игры в детском саду. – М.: Учпедгиз, 1955.
  48. Степаненкова Э. Я. Физическое воспитание в детском саду. – М.: Мозаика-Синтез, 2009.
  49. Теплюк С. Н. Занятия на прогулке с малышами. – М.: Мозаика-Синтез, 2010.
  50. Шитова Е.В. Работа с родителями: практические рекомендации и консультации по воспитанию детей 2-7 лет.- Волгоград: Учитель, 2011.
  51. Ушинский К.Д. Избранные педагогические сочинения.-М.: Просвещение, 1985.-Т.10. С. 510.
  52. Эльконин Д.Б. Психология игры. М.: Просвещение , 1988., С. 345.