ДИПЛОМНАЯ РАБОТА: ФОРМИРОВАНИЕ МОТИВАЦИОННОЙ ГОТОВНОСТИ ВЫПУСКНИКОВ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ

№ 251

Цена полной версии дипломной работы: 4500 рублей

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА

на тему ФОРМИРОВАНИЕ МОТИВАЦИОННОЙ ГОТОВНОСТИ ВЫПУСКНИКОВ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ К ОБУЧЕНИЮ В ОСНОВНОЙ ШКОЛЕ

Содержание

Введение 2
Глава 1. Теоретический анализ проблемы мотивационной готовности выпускников начальной школы к обучению в основной школе 6
1.1. Сущность и структура психологической готовности учащихся  к переходу в среднюю школу. 6
1.2. Феномен мотивации в психолого-педагогической литературе. 11
1.2.1. Мотивационные особенности выпускников начальной школы. 17
1.2.2. Структура и компоненты мотивационной готовности к обучению в средней школе. 22
Глава 2. Методика экспериментального изучения мотивационной готовности выпускников начальной школы к обучению в основной школе 28
2.1. Методика проведения констатирующего эксперимента 29
2.2. Проект эксперимента по формированию мотивационной готовности у выпускников начальной школы к обучению в основной школе 31
Глава 3. Анализ и интерпретация полученных результатов. 33
Заключение 39
Список литературы 41
Приложения 44
Приложение№1 Диагностика  школьной мотивации учащихся начальных классов (Анкета Н. Лускановой) 44
Приложение №2 Изучение мотивации по методике Г.Н. Казанцевой 47
Приложение №3 Изучение ведущих мотивов учебной деятельности (М.В. Матюхиной в   модификации Н.Ц. Бадмаевой) 49
Приложение №4 Диагностика направленности и уровня развития внутренней мотивации учебной деятельности Дубовицкой Т.Д. 50
Приложение №5 Диагностика мотивации достижения А. Мехрабиана (адаптация М.Ш. Магомед-Эминова) 53
Приложение №6 Анкета для изучения ориентированности выпускников начальной школы в специфике деятельности в основной школе и направленности учеников на обучение в средней школе. 57
Приложение №7 Представление данных диагностических методик в графической форме 60
Приложение №8  Практикум по формированию мотивационной готовности у выпускников начальной школы к обучению в основной школе 63
Приложение № 9 Рекомендации для родителей 69
Приложение № 10 Рекомендации для учителей 70

Введение

В настоящее время проблема мотивации в обучении имеет большое значение. Этой теме посвящено множество трудов как отечественных, так и зарубежных авторов, таких как Маркова А.К., Матвеева О.А., Божович Л.И., Ильин Е.П., А. Маслоу и другие. Особенно актуальна эта проблема в свете реформы образования, проводящейся в настоящее время. Наиболее остро в школьном обучении проблема мотивации встаёт при переходе детей из начальной школы в среднюю.

Проблемой готовности к обучению в средней школе занимались многие психологи (В.В.Давыдов, Д.Б. Эльконин, Е.Е. Кравцова, И.В. Дубровина, Т.И. Юферева, М.П. Битянова, Л.А. Ясюкова, О.А. Матвеева, Н.Л. Сомова, Н.В. Лебедева, Т.Н. Князева, А.А. Денисова и др.). Однако эту проблему нельзя назвать достаточно разработанной.

Традиционно в педагогической практике и теории переход в пятый класс связывают с появлением трудностей в обучении у большинства школьников. В средней школе существенно изменяется как содержание обучения, так и его организация. Средняя школа предъявляет более высокие требования  к учебным навыкам ученика, а также его психологическим качествам.

Многие исследователи (Н.Л. Сомова [34], Н.В. Лебедева [18] и др.)  акцентируют внимание на личностной готовности, выделяя значимость мотивационного компонента в готовности детей к обучению в основной школе. Учебная деятельность – это не только деятельность по усвоению знаний и умений, это еще и способ формирования мотивационно-потребностной сферы. Нарушения в этой сфере затрудняют переход учащихся из начальной школы в основную.

К сожалению, зачастую мотивационная готовность младшего школьника является недостаточной, что создаёт трудности в обучении. В частности, многие исследователи наблюдают падение мотивации в учебной деятельности.

Для поддержания положительной мотивации большое значение имеет сформированность внутренней мотивация, достаточное развитие познавательных и широких социальных мотивов. Именно в это время укрепляется новая внутренняя позиция, формируется самооценка, круг интересов, перестраивается отношение к учению. Таким образом, преобладание в мотивации учебно-познавательных и широких социальных мотивов, проявление интереса к одному или нескольким учебным предметам, осведомленность ученика об особенностях переходного периода, осознание им требований пятого класса, знание трудностей и направленность на их преодоление, наличие четких представлений о качествах личности, необходимых для успешной учебной деятельности на второй ступени общего образования позволит ребенку относиться к переходу в среднюю школу как к значимому и относительно естественному событию в жизни.

Целью данного исследования является изучение компонентов мотивационной готовности выпускников начальной школы и её формирование к переходу в основную школу.

Объект исследования – мотивационные  особенности выпускников начальной школы как  фактор готовности к обучению в основной школе.

Предмет исследования – процесс целенаправленного формирования мотивационной готовности выпускников начальной школы к обучению в основной школе.

В ходе исследования решались следующие задачи:

  1. Проанализировать существующие психолого-педагогические подходы к рассмотрению готовности выпускников начальной школы к обучению в основной школе. Рассмотреть мотивацию как фактор готовности к обучению в основной школе.
  2. Изучить мотивационные особенности выпускников начальной школы и выделить компоненты мотивационной готовности к обучению в средней школе.
  3. Разработать и апробировать проект эксперимента по формированию мотивационной готовности выпускников начальной школы к обучению в средней школе.

Гипотеза констатирующего эксперимента  основана на следующих положениях. При отсутствии целенаправленной мотивационной подготовки  к обучению в основной школе у выпускников начальной школы наблюдается: преимущественно средний и низкий уровень учебной мотивации, преобладание внешней мотивации, низкий уровень осознанности мотивов учения, недостаточная сформированность познавательные мотивы. Выпускники младшей школы недостаточно сориентированы в специфике деятельности в основной школе.

Гипотеза формирующего эксперимента: Формирование  мотивационной готовности выпускников начальной школы к обучению в основной школе будет эффективным, при целенаправленной деятельности в следующих направлениях:

  • Формирование положительного отношения к учёбе, создание условий для формирования широких и учебно-познавательных мотивов и интереса к новым учебным предметам;
  • Создание условий для развития внутренней мотивации, а также осознания целей и мотивов учащихся в обучении;
  • Развитие мотивации достижения;
  • Повышение осведомлённости учащихся о специфике обучения в средней школе, ознакомление учеников с особенностями переходного периода и формирование направленности на их преодоление.

Работа по формированию мотивационной готовности выпускников начальной школы к обучению в основной школе будет эффективной при выполнении следующих психолого-педагогических условий:

  1. Деятельность по формированию мотивационной готовности выпускников начальной школы к обучению в основной школе должна быть целенаправленной, и основываться на результатах  предварительной диагностики.
  2. Работа должна осуществляться комплексно: с детьми, учителями и родителями.

Основными методами исследования выступили: теоретический анализ литературы, констатирующий эксперимент, беседа, тестирование, анкетирование, количественный и качественный анализ результатов исследования. Достоверность выводов подтверждается соответствием методов исследования его задачам, сравнительным анализом полученных результатов, их количественной и качественной обработкой.

Базой для проведения исследования в 2011 г. стала государственная общеобразовательная гимназия №278 Адмиралтейского района Санкт-Петербурга с углублённым изучением иностранных языков.

В младшем школьном возрасте закладывается  отношение к учебной деятельности, формируется структура мотивации. Переход в среднюю школу оказывается испытанием для мотивации учащихся. Поэтому от мотивационной готовности к обучению в средней школе зависит успешное обучение и на последующих этапах образования.

Глава 1. Теоретический анализ проблемы мотивационной готовности выпускников начальной школы к обучению в основной школе

1.1. Сущность и структура психологической готовности учащихся  к переходу в среднюю школу.

Переход в основную школу является не менее важным и переломным периодом в жизни учащихся, чем их поступление в I класс. Начальный период обучения в 5 классе становится достаточно сложным для вчерашних выпускников начальной школы, так как им приходится преодолевать ряд трудностей, и испытывать на  себе новые требования. Именно в это время  высока вероятность возникновения у учащихся школьной дезадаптации, приводящей  к  снижению школьной мотивации и  успеваемости,  развитию  негативных психических  состояний, снижению  самооценки, нарушениям в общении  со сверстниками и взрослыми [18] . Это негативно влияет на дальнейшее обучение в средней школе. И чем менее школьник подготовлен к новой ситуации, тем тяжелее последствия

………………………

……………………..

………………………

1.2.2. Структура и компоненты мотивационной готовности к обучению в средней школе.

Проблема мотивационной готовности к обучению актуальна прежде всего потому, что в практике обнаруживается зависимость между характером

……………………….

………………………..

…………………….

Глава 2. Методика экспериментального изучения мотивационной готовности выпускников начальной школы к обучению в основной школе.

 

Цель исследования: Экспериментальное изучение и формирование мотивационной готовности выпускников начальной школы к переходу в основную школу.

Объект исследования — мотивационные особенности выпускников начальной школы как  фактор готовности к обучению в основной школе.

………………………..

………………………

………………………

Глава 3. Анализ и интерпретация полученных результатов.

Анализ полученных в констатирующем исследовании результатов проводился по следующим направлениям: изучение общего уровня школьной мотивации, выявление направленности мотивации, определения ведущих мотивов, определения соотношений внешней и внутренней мотивации, выявление преобладания мотивации достижения и мотивации избегания, изучение осведомленности учеников об особенностях переходного периода, знание возможных трудностей и направленность на их преодоление.

………………………..

………………………..

………………………..

Заключение

Как показал анализ психолого-педагогической литературы и экспериментальных данных проблема мотивационной готовности выпускников начальной школы к обучению на следующем этапе общего образования представляет большую теоретическую и практическую значимость. Переходный период из начальной школы……………………………….

…………………………

…………………………

Таким образом, мы делаем вывод, что организованная деятельность повысила уровень мотивационной готовности к обучению в средней школе, что, в свою очередь обеспечит, в определенной мере успешность обучения выпускников начальной школы в основной школе.

Список литературы

  1. Божович Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте. М.: Просвещение, 1968. – 464 с.
  2. Виноградова Н.Ф. Современные подходы к реализации преемственности между дошкольным и начальным звеньями системы образования. //Начальная школа, № 1 (2000). — с. 7-12
  3. Гамезо М.В., Петрова Е.А., Орлова Л.М. Возрастная и педагогическая психология. М.: Педагогическое общество России, 2003. – 512 с.
  4. Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе. М.: Академический Проект, 2000. – 184 с.
  5. Давыдов В.В. Психологические проблемы процесса обучения младших школьников // Хрестоматия по возрастной психологии: учебное пособие для студентов. Под ред. Д.И. Фельдштейна. Москва: Институт практической психологии, 1996. – 304 с.
  6. Давыдов В. В. Психологический словарь. М.: Педагогика, 1983.
  7. Денисова А.А. Развитие знаково-символической деятельности у младших школьников как фактор готовности к обучению в основной школе: Дисс. на соиск. учен. степ. канд. психол. наук. СПб.: 2003.
  8. Детская практическая психология. Под ред. Марцинковской Т.Д. М.: Гардарики, 2000. — 255 с.
  9. Детская психодиагностика. Сост. Ю.В. Филиппова. Ярославль, Институт «Открытое общество» 2003. — 138 с.
  10. Диков М.Н. К проблеме психологической готовности детей к школе //Психологическая наука и образование, №4 (1997). – с. 71-80
  11. Дьяченко М.И., Л. А. Кандыбович. Психологические проблемы готовности к деятельности. Минск, 1976.
  12. Зильберберг Н.И. Проблема преемственности между начальной и средней школой // Новые подходы к пониманию сущности развивающего начального обучения. Материалы региональной научно – методической конференции. Псков: ПГПИ, 2001. – c.252 – 254
  13. Изучение мотивации поведения детей и подростков. Под ред. Л. И. Божович и Л. В. Благонадежиной. М.: «Педагогика», 1972. — 352 с.