ДИПЛОМНАЯ РАБОТА: Страны БРИКС оценка влияния и перспективы

№ 248

Цена полной версии дипломной работы: 4500 рублей

ВКР: Страны БРИКС: оценка влияния и перспективы развития в концепции многополярного мира (+приложения)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение. 4

Глава 1. Понятие и сущность многополярного мира. 7

1.1. Понятие многополярного мира. 7

1.2. Цивилизации с точки зрения концепции многополярного мира. 13

1.3. Становление БРИКС с точки зрения содержания концепции многополярного мира. 22

Глава 2. Место БРИКС в многополярном мире. 30

2.1. Сравнительный анализ БРИКС и G7. 30

2.2. Торговое сотрудничество в рамках БРИКС.. 37

2.3. Инвестиции в рамках БРИКС.. 45

Глава 3. Проблемы и перспективы БРИКС с точки зрения концепции …………..многополярного мира. 53

3.1. Особенности торгового взаимодействия России с другими членами   …….БРИКС   53

3.2. Основные сферы сотрудничества России со странами БРИКС.. 60

3.3. Перспективы БРИКС с точки зрения концепции многополярного мира. 69

Заключение. 76

Список использованных источников. 78

Приложение 1. Цивилизации БРИКС.. 87

Приложение 2. Экономический анализ БРИКС.. 89

Приложение 3. Особенности БРИКС.. 142

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы исследования заключается в том, что сформированные после Второй мировой войны такие международные институты глобального управления и сотрудничества как Организация Объединенных наций (ООН), его органы и учреждения, в том числе Совет безопасности (СБ) и Международный валютный фонд (МВФ), а также Всемирная торговая организация (ВТО), главенствующее положение в которых занимают страны западной цивилизации, а именно США, утрачивают свою эффективность. Влияние развивающихся государств в экономических и иных сферах деятельности увеличивается, но это не учитывается в данных институтах. Примером является МВФ, где квота США составляет 17,69%, Китая – 4,00%, России – 2,50%, Индии – 2,44%[1]. Для принятия решения по ключевым вопросам МВФ требуется 85,00% голосов, таким образом, США обладают правом вето в организации. Кроме этого рекомендации МВФ, которые данная организация дает странам с тяжелой экономической ситуацией, не способствуют стабилизации их экономик. Например, ухудшающаяся экономическая ситуация на Украине. Стоит отметить, что во время Азиатского кризиса 1998–1999 гг. первой страной, которая из него вышла, была отказавшаяся от рекомендаций МВФ и применившая прямо противоположные меры Малайзия[2].

Введенные западными странами санкции в отношении России фактически противоречат основополагающим правилам и принципам ВТО[3]. Это также ставит под сомнение необходимость существования институтов, правила которых не соблюдаются.

В этой связи необходимость создания более эффективной системы международного регулирования способствует объединению стран, поддерживающих реформирование существующей системы западных институтов. Таким объединением является БРИКС – группа из Бразилии, России, Индии, Китая и Южно-Африканской Республики (ЮАР).

Гипотеза настоящей работы заключается в том, что в современном мире развивающиеся страны БРИКС имеют весомые шансы занять лидирующие позиции на мировой арене и составить конкуренцию главенствующим на данный момент странам Запада.

При исследовании влияния и перспектив развития БРИКС с точки зрения концепции многополярного мира особое значение играли работы таких отечественных авторов, как А.И. Агеев, А.Э. Айвазов, И.Б. Ардзинба, В.Э. Багдасарян, А.В. Виноградов, С.П. Глинкина, Н.Я. Данилевский, А.Г. Дугин, Н.Б. Кузык, Б.В. Куроедов, В.А. Никонова, В.В. Панова, К.А. Пелевина, О.В. Сандаров, С.С. Сулакшин, Г.Д. Толорая, И.С. Троекурова, Б.А. Хейфец, Т.Л. Шаумян, Ю.В. Яковец и др. Среди зарубежных авторов следует выделить Дж. Арриги, И. Валлерстайна, П. Катценштейна, С. Хантингтона, Ш. Эйзенштадта.

Цель работы – оценить международное влияние и перспективы развития стран БРИКС с точки зрения концепции многополярного мира, а также разработать рекомендации по выделению наиболее эффективных направлений внешней торговли России со странами БРИКС.

Для достижения цели работы были поставлены следующие задачи:

– определить понятие многополярного мира;

– рассмотреть цивилизации с точки зрения содержания концепции многополярного мира;

– изучить процесс становления БРИКС с точки зрения концепции многополярного мира;

– провести сравнительный анализ БРИКС и G7;

– рассмотреть торговое сотрудничество в рамках БРИКС;

– рассмотреть инвестиционное сотрудничество в рамках БРИКС;

– изучить особенности торгового взаимодействия России с другими членами БРИКС;

– рассмотреть основные сферы сотрудничества России со странами БРИКС;

– оценить перспективы БРИКС с точки зрения концепции многополярного мира.

Объектом проводимого исследования являются международные экономические отношения стран БРИКС в концепции многополярного мира.

Предметом исследования выступает разработка инструментов по выделению наиболее эффективных направлений внешней торговли России с БРИКС.

При написании выпускной квалификационной работы использовались следующие общенаучные методы и приемы исследования: анализ, синтез, дедукция, индукция, описание, сравнение, прогнозирование. Кроме того использовались табличные и графические приемы отражения статистических данных.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что его основные выводы, положения и рекомендации могут быть использованы при преподавании дисциплин «Мировая экономика», «Международные экономические отношения» и «Международная экономическая интеграция».

Практическая значимость работы заключается в том, что ее рекомендации могут быть использованы органами государственной власти Российской Федерации, ответственными за регулирование внешнеэкономической деятельности, при разработке и дополнении внешнеэкономической стратегии Российской Федерации.

Данная выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав основного текста, заключения, списка использованных источников и приложений.

ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ МНОГОПОЛЯРНОГО МИРА

1.1. Понятие многополярного мира

Вопрос многополярности выдвигается на официальных саммитах, международных конференциях и конгрессах. Упоминание многополярного мира можно встретить в ряде межправительственных соглашений и в текстах концепций национальной безопасности и оборонной стратегии таких стран, как Россия, Китай и Иран. Например, в Российско-китайской совместной декларации о многополярном мире и формировании международного порядка от 23.04.1997 г. говорится о том, что «стороны в духе партнерских отношений будут прилагать усилия для содействия развитию многополярного мира и установлению нового международного порядка». Под многополярным миром в данной декларации понимается «взаимное уважение странами суверенитета и территориальной целостности, взаимное ненападение и невмешательство во внутренние дела, равенство, взаимная выгода и мирное сосуществование». Утверждается право каждого государства «независимо и самостоятельно выбирать путь развития без вмешательства со стороны других государств», при этом «различия в социальном строе, идеологиях и системах ценностей не должны становиться препятствием для развития нормальных межгосударственных отношений». В декларации подчеркивается, что все страны независимо от размера территорий, уровня экономического развития и военной мощи являются равноправными членами международного сообщества, и ни одна страна не должна «стремиться к гегемонии, проводить политику с позиции силы и монополизировать международные дела»[4].

[1] Деловая газета «Взгляд» [Электронный ресурс]. Режим доступа: World Wide Web. URL:http://vz.ru/economy/2015/2/3/727621.html.

[2] Рекомендации МВФ включали плавающий курс национальной валюты, либерализацию обменного курса, отсутствие ограничений на операции с капиталом и др. Малайзия ввела суверенный контроль за движением капитала и за обменным курсом валют, а также ввела запрет на обменные операции за рубежом.

[3] Взаимное предоставление режима наибольшего благоприятствования в торговле; взаимное предоставление национального режима товарам и услугам иностранного происхождения; регулирование торговли преимущественно тарифными методами; отказ от использования количественных и иных ограничений; прозрачность торговой политики; разрешение торговых споров путем консультаций и переговоров и др.

[4] Российско-китайская совместная декларация о многополярном мире и формировании нового международного порядка от 23.04.1997 г.

………………………..

……………………….

………………………..

1.3. Становление БРИКС с точки зрения содержания концепции многополярного мира

Ярким примером приближения к формированию многополярного мира является неформальное объединение БРИКС, участниками которого являются Бразилия, Россия, Индия и Китай, а также, присоединившаяся несколько позже, ЮАР. Страны БРИКС являются главными представителями пяти цивилизаций, три из которых по С. Хантингтону являются бесспорными и две – потенциальными.

………………………

………………………

………………………

ГЛАВА 2. МЕСТО БРИКС В МНОГОПОЛЯРНОМ МИРЕ

2.1. Сравнительный анализ БРИКС и G7

Страны G7 являются ядром мировой экономики (доля в мировом ВВП – более 50% (рис. 2.1)), и исполняют роль субъектов, чья политика во многом определяет повестку и характер международных отношений[1]. Они занимают главенствующее положение в таких международных институтах глобального управления и сотрудничества, как ООН, МВФ, ВТО и др. Стремительный рост развивающихся государств может значительно повлиять на баланс сил в мире, что является угрозой потери Западом своего экономического превосходства и, как следствие, перехода инициативы управления к развивающимся странам. В такой ситуации прогрессирующее изменение баланса сил в мировой экономике и международных отношениях в целом может привести к серьезной реконструкции архитектуры экономических и иных международных связей. Страны БРИКС могут сыграть важную роль в этом процессе.

[1] Группа G7 была образована в 1975 г.

…………………………

…………………………

…………………………..

ГЛАВА 3. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ БРИКС С ЗРЕНИЯ КОНЦЕПЦИИ МНОГОПОЛЯРНОГО МИРА

3.1. Особенности торгового взаимодействия России с другими членами БРИКС

Особую роль в современной мировой экономике играет внешняя торговля. Благодаря внешней торговле преодолевается ограниченность ресурсов национального и регионального рынков, происходит развитие массового производства, повышение степени загрузки производственных мощностей, внедрение и развитие новейших технологий и др. В связи с этим увеличиваются темпы экономического роста, происходит более рациональное использование ресурсов и преумножается благосостояние населения страны. В XX в. начались попытки использования закона всемирного тяготения И. Ньютона в экономике для описания потоков товаров и услуг между странами, в результате чего появилась гравитационная модель. В основе данной модели лежит идея, согласно которой внешнеторговой оборот находится в прямой зависимости от экономического потенциала торгующих государств, и в обратной, от расстояния между этими государствами. Размер экономики страны является определяющим фактором в формировании спроса и предложения. Расстояние между странами существенно влияет на размер издержек, которые возрастают с его увеличением. Влияние данных факторов оценивается на основе информации о размерах товарооборота между странами с использованием регрессионного анализа. Параметры, полученные в ходе использования гравитационной модели, имеют характер эластичности, т.е. показывают на какое количество процентов может возрасти товарооборот между странами, если соответствующий фактор повысится на 1%.

……………………………..

………………………………

………………………………

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В выпускной квалификационной работе была проведена оценка международного влияния и перспектив развития стран БРИКС с точки зрения концепции многополярного мира. В результате проведенной работы был сделан ряд выводов.

С точки зрения концепции многополярного мира, группа БРИКС обладает чертами, необходимыми для становления полюсом силы или же объединением скоординированных полюсов. Страны БРИКС расположены на трех континентах, занимают четверть территорий планеты и представляют 42% населения земного шара, а также являются представителями пяти цивилизаций, при этом имеют схожие ценности и схожий уровень технологического развития.

Несмотря на то что страны БРИКС занимают значимое место в мировой экономике и представляют крупную и увеличивающуюся долю в мировом ВВП, товарных и инвестиционных потоках, они существенно уступают по данным и иным связанным показателям развитым странам. Помимо этого, страны БРИКС находятся от этих стран в торгово-экономической зависимости, что значительно снижает их возможность выступить в роли скоординированных полюсов или же единого полюса силы.

Взаимное торговое и инвестиционное сотрудничество внутри БРИКС находится на низком уровне. Согласно гравитационной модели, изменение объемов взаимной торговли между странами БРИКС зависит от изменения уровня ВВП данных стран – в случае увеличения ВВП увеличиваются и объемы торговли. Фактическим лидером группы по уровню экономического развития является Китай, он же является основным торговым партнером остальных стран БРИКС. При этом объемы торговли с этими странами не являются для Китая значимыми, что подтверждается показателями открытости экономики и значимости взаимной торговли. Страны БРИКС поставляют в Китай сырьевые ресурсы в обмен на высокотехнологичную продукцию, закрепляется модель «центр – периферия».

Становление многополярного мира подразумевает примерное равенство полюсов силы, в том числе военное и материальное. В данной ситуации наблюдается не только отсутствие такого равенства, но и существенное отставание развивающихся стран БРИКС от развитых стран G7. Сама же группа БРИКС не имеет целостности, необходимой для становления полюсом силы. На данный момент страны БРИКС не способны занять лидирующие позиции на мировой арене и составить конкуренцию главенствующим странам Запада.

Для усиления экономической и политической значимости БРИКС, с точки зрения концепции многополярного мира, необходимо:

– преодоление отставания от развитых стран по уровню экономического развития, уровню жизни населения, военной мощи, экологии и др.;

– увеличение степени сотрудничества между странами группы, в том числе торгового и инвестиционного;

– уменьшение зависимости от развитых стран.

Согласно значениям коэффициента интенсивности двусторонних товарных потоков страны БРИКС не являются значимыми для российского экспорта. В этой связи, исходя из значений индекса Грубеля-Ллойда, перспективным для России является сотрудничество со странами БРИКС в таких отраслях, как черная металлургия и химическая промышленность. Для дальнейшего развития сотрудничества необходимо выработать альтернативную модель взаимодействия страны на мировом рынке и последовательно ее реализовывать в рамках расширяющегося круга стран.

В случае если меры по усилению и развитию группы не будут предприняты, БРИКС будет представлять собой формальное объединение, не играющее роли на мировой арене.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Российско-китайская совместная декларация о многополярном мире и формировании нового международного порядка от 23.04.1997.
  2. Указ Президента Российской Федерации от 6.08.2014 г. № 560 «О применении отдельных специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности Российской Федерации».
  3. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года от 12.05.2009 г. № 537.
  4. I BRIC summit – joint statement of The BRIC countries leaders June 16, 2009 Yekaterinburg, Russia.
  5. II BRIC summit – joint statement of The BRIC countries leaders April 16, 2010 Brasilia, Brazil.
  6. III BRIC summit – Sanya declaration April 14, 2011 Sanya, China.
  7. IV BRICS summit – Delhi declaration March 29, 2012 New Delhi, India.
  8. V BRICS summit – Ethekwini declaration March 27, 2013 Durban, South Africa.
  9. VI BRICS summit – Fortaleza declaration June 15, 2014 Fortaleza, Brazil.
  10. Агеев А., Куроедов Б., Сандаров О. Силовое поле // Экономические стратегии — №5/2011.
  11. Айвазов А. Pax Americana на пороге смерти // Война и мир – 2014 [Электронный ресурс]. Режим доступа: World Wide Web. URL: http://www.warandpeace.ru.
  12. Ардзинба И. Будущее группы БРИКС глазами экспертного сообщества // журнал «Международная жизнь» 27.03.2014 [Электронный ресурс]. Режим доступа: World Wide Web. URL: http://interaffairs.ru/print.php?item=10865.
  13. Архангельская А.А., Шубин В.Г. ЮАР – новый член БРИКС // Институт Африки РАН – 2012.
  14. Багдасарян В.Э., Сулакшин С.С. Высшие ценности Российского государства. Серия «Политическая аксиология». Научная монография. М.: Научный эксперт, 2012. – 624 с.
  15. Виноградов А.В. Диалоговый формат БРИКС и его роль в становлении многополярного мира // Comparative politics – 1(14)/2014.
  16. Володин А.Г. Индия и БРИКС // ИМЭМО РАН – 2013.
  17. Гурова И.П.., Ефремова М.В. Внутриотраслевая и межотраслевая торговля СНГ // ЕЭИ – 3(16)/2012.
  18. Дугин А. Г. Теория многополярного мира. – М.: Евразийское движение, 2013. – 532 с.
  19. Кузнецов А. Транснациональные корпорации стран БРИКС // Мировая экономика и международные отношения. 2012. №3. С.4.
  20. Кузык Н.Б. Россия в цивилизационном измерении: фундаментальные основы стратегии инновационного развития. – М.: Институт экономических стратегий, 2008. – 864 с.
  21. Кузык Б.Н., Яковец Ю.В. Цивилизации. Теория, история, диалог, будущее. – М.: Институт экономических стратегий, 2006. – 768 с.
  22. Липин А.С., Полякова О.В. Оценка интеграционных процессов в Едином экономическом пространстве на примере торговли товарами // Евразийская экономическая интеграция – 1(22)/2014.
  23. Мартынов Б.Ф., Ивановский З.В., Симонова Л.Н., Окунева Л.С. Ключевые интересы и целевые ориентиры Бразилии, как участницы формата БРИКС // Институт Латинской Америки РАН – 2013.
  24. Михайлов Н.Н. Страны БРИКС и межцивилизационный диалог // Фонд «Русский мир» – 2013.
  25. Панова В.В. БРИКС: место России в группе, видение и практические результаты, совместная деятельность «пятерки» в рамках многосторонних институтов // МГИМО (У) МИД России – 2013.
  26. Пелевина К.А. тенденции развития торгово-экономического сотрудничества стран БРИКС (Бразилия, Россия, Индия, Китай, ЮАР): автореф. дис. соискание ученой степени канд. эк. наук / Саратовский ГСЭУ – М., 2013. – 24 с.
  27. Сулакшин С.С. Количественная теория цивилизационогенеза и локальных цивилизаций. М.: Научный эксперт, 2013. – 176 с.
  28. Троекурова И.С., Пелевина К.А. Гравитационные модели внешней торговли стран БРИКС // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Экономика. Управление. Право. 2014. Т. 14, вып. 1, ч. 2.
  29. Уянаев С.В. Сотрудничество в БРИКС в системе внешнеполитических приоритетов Китая // Институт Дальнего Востока РАН – 2013.
  30. Ферапонтова Т.О. Возможные последствия и перспективы переориентации Украины на ЕврАзЭС // Вестник Российского государственного торговоэкономического университета, 2009, №11.
  31. Хантингтон С. Столкновение цивилизаций? – Полис. Политические исследования. 1994. № 1. С. 33
  32. Хейфец Б.А. Россия и БРИКС. Новые возможности для взаимных инвестиций: Монография / Б. А. Хейфец. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2014. – 224 с.
  33. Хейфец Б. А. Глобальные дисбалансы и реформа мировой валютно-финансовой системы // Деньги и кредит — №7/2012.
  34.  Хейфец Б.А., Селихов Д.М. Роль иностранных инвестиций, технологий и менеджмента в модернизации страновых хозяйственных систем // Постсоветское пространство в глобализирующемся мире. Проблемы модернизации. М.: Алетейя, 2008. С. 53–58.
  1. Черноиванова А. Главная цель – создание технологического альянса России и Бразилии // Газета.Ру. 2013. 4 февраля.
  2. Шаумян Т.Л. Фактор двухсторонних отношений в формате БРИКС: опыт Индии // Стратегия России в БРИКС: цели и инструменты: сб. ст.  – М., 2013.
  3. Доклад об ограничительных мерах, применяемых третьими странами к товарам государств – членов Таможенного союза и Единого экономического пространства во втором полугодии 2014 г.
  4. Глобальный рейтинг интегральной мощи 100 стран. Доклад-2012 к обсуждению. 3‑е издание, переработ. и дополн. – М.: Международная Академия исследований будущего, Институт экономических стратегий, 2012. – 108 с.
  5. Новое направление российской внешней и внешнеэкономической политики – взаимодействие в БРИКС / Отв. ред. С.П. Глинкина; колл. авторов. – М.: Институт экономики РАН, 2014. – 220 с.
  6. Стратегия России в БРИКС: цели и инструменты: сб. статей под ред. Никонова В.А., Толорая Г.Д. – М.: РУДН, 2013. – 429 с.: ил.
  7. База данных МВФ [Электронный ресурс]. Режим доступа: World Wide Web. URL: http://elibrary-data.imf.org/FindDataReport.
  8. База данных Министерства коммерции Китая [Электронный ресурс]. Режим доступа: World Wide Web. URL: http://www.fdi.gov.cn/pub/FDI_EN/Statistics/AnnualStatisticsData.
  9. База данных Министерства торговли и промышленности Индии [Электронный ресурс]. Режим доступа: World Wide Web. URL: http:// dipp.nic.in/English/Publications/FDI_Statistics/FDI_Statistics.aspx#MainContent.
  10. База данных ООН по торговле [Электронный ресурс]. Режим доступа: World Wide Web. URL: http://comtrade.un.org.
  11. БРИКС: новый валютный фонд и новый банк развития // Carta Maior – 2015 [Электронный ресурс]. Режим доступа: World Wide Web. URL: http://cartamaior.com.br/?/Editoria/Economia/Brics-um-novo-fundo-monetario-e-um-novo-banco-de-desenvolvimento/7/32930.
  12. Всемирный банк [Электронный ресурс]. Режим доступа: World Wide Web. URL: http://data.worldbank.org.
  13. Всемирная торговая организация [Электронный ресурс]. Режим доступа: World Wide Web. URL: https://www.wto.org/english/tratop_e/dispu_e/dispu_by_country_e.htm#complainant.
  14. Глобальный инновационный индекс [Электронный ресурс]. Режим доступа: World Wide Web. URL: https://www.globalinnovationindex.org.
  15. Деловая газета «Взгляд» [Электронный ресурс]. Режим доступа: World Wide Web. URL:http://vz.ru/economy/2015/2/3/727621.html.
  16. Индекс ведения бизнеса [Электронный ресурс]. Режим доступа: World Wide Web. URL: http://russian.doingbusiness.org/.
  17. Индекс военной мощи [Электронный ресурс]. Режим доступа: World Wide Web. URL: http://www.globalfirepower.com.
  18. Индекс производительности логистики [Электронный ресурс]. Режим доступа: World Wide Web. URL: http://lpi.worldbank.org.
  19. Индекс экологической деятельности [Электронный ресурс]. Режим доступа: World Wide Web. URL: http://epi.yale.edu.
  20. Индекс глобальной конкурентоспособности 2014–2015 [Электронный ресурс]. Режим доступа: World Wide Web. URL: http://www.weforum.org.
  21. Индекс человеческого развития [Электронный ресурс]. Режим доступа: World Wide Web. URL: http://hdr.undp.org.
  22. Информационное агентство России [Электронный ресурс]. Режим доступа: World Wide Web. URL:http://tass.ru/ekonomika/652726.
  23. Международный Валютный Фонд [Электронный ресурс]. Режим доступа: World Wide Web. URL: http://www.imf.org.
  24. Международная организация труда [Электронный ресурс]. Режим доступа: World Wide Web. URL: http://www.ilo.org.
  25. Министерство экономического развития Российской Федерации [Электронный ресурс]. Режим доступа: World Wide Web. URL: http://economy.gov.ru.
  26. Научно-исследовательский проект World Values Survey [Электронный ресурс]. Режим доступа: World Wide Web. URL:http://www.worldvaluessurvey.org.
  27. Национальный комитет по исследованию БРИКС [Электронный ресурс]. Режим доступа: World Wide Web. URL: http://www.nkibrics.ru.
  28. Официальный сайт председательства Российской Федерации в БРИКС [Электронный ресурс]. Режим доступа: World Wide Web. URL: http://brics2015.ru.
  29. Первый лесопромышленный портал [Электронный ресурс]. Режим доступа: World Wide Web. URL: http://www.wood.ru.
  30. Расстояние между странами [Электронный ресурс]. Режим доступа: World Wide Web. URL: http://www.rasstoyanie.com.
  31. РБ-XXI век [Электронный ресурс]. Режим доступа: World Wide Web. URL:http://rb21vek.com.
  32. Российская газета [Электронный ресурс]. Режим доступа: World Wide Web. URL:http://www.rg.ru/2014/08/25/reg-cfo/greatwall-anons.html.
  33. Совет международных отношений [Электронный ресурс]. Режим доступа: World Wide Web. URL: http://www.cfr.org.
  34. Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]. Режим доступа: World Wide Web. URL: http://www.gks.ru.
  35. Федеральная таможенная служба [Электронный ресурс]. Режим доступа: World Wide Web. URL: http://www.customs.ru.
  36. Центральный банк Российской Федерации [Электронный ресурс]. Режим доступа: World Wide Web. URL: http://www.cbr.ru.
  37. ЮНКТАД [Электронный ресурс]. Режим доступа: World Wide Web. URL: http://unctadstat.unctad.org.
  38. ОАО «Акрихин» [Электронный ресурс]. Режим доступа: World Wide Web. URL:http://www.akrikhin.ru.
  39. ОАО «Акрон» [Электронный ресурс]. Режим доступа: World Wide Web. URL:http://www.acron.ru.
  40. АО «Вертолеты России» [Электронный ресурс]. Режим доступа: World Wide Web. URL:http://www.russianhelicopters.aero/ru.
  41. ОАО «Газпром» [Электронный ресурс]. Режим доступа: World Wide Web. URL:http://www.gazprom-international.com/ru.
  42. ЗАО «Биокад» [Электронный ресурс]. Режим доступа: World Wide Web. URL:http://biocad.ru.
  43. ОАО «Диод» [Электронный ресурс]. Режим доступа: World Wide Web. URL:http://www.diod.ru.
  44. ЗАО «Лаборатория Касперского» [Электронный ресурс]. Режим доступа: World Wide Web. URL:http://www.kaspersky.ru.
  45. ОАО «Норильский никель» [Электронный ресурс]. Режим доступа: World Wide Web. URL:http://www.nornik.ru.
  46. ЗАО «Ренова» [Электронный ресурс]. Режим доступа: World Wide Web. URL:http://www.renova.ru.
  47. ОАО «РосБизнесКонсалтинг» [Электронный ресурс]. Режим доступа: World Wide Web. URL:http://www.rbc.ru.
  48. ОАО «Роснефть» [Электронный ресурс]. Режим доступа: World Wide Web. URL:http://www.rosneft.ru.
  49. ОАО «Ростех» [Электронный ресурс]. Режим доступа: World Wide Web. URL: http://rostec.ru/investors/partnership/301.
  50. ОАО «Русал» [Электронный ресурс]. Режим доступа: World Wide Web. URL:http://www.rusal.ru.
  51. ПАО «Северсталь» [Электронный ресурс]. Режим доступа: World Wide Web. URL: http://www.severstal.ru.
  52. ПАО «Сибур» [Электронный ресурс]. Режим доступа: World Wide Web. URL:http://www.sibur.ru.
  53. ОАО «Силовые машины» [Электронный ресурс]. Режим доступа: World Wide Web. URL:http://www.power-m.ru.
  54. ЗАО «Стандарт Банк» [Электронный ресурс]. Режим доступа: World Wide Web. URL:http://www.standardbank.com.
  55. BrahMos Aerospace [Электронный ресурс]. Режим доступа: World Wide Web. URL:http://www.brahmos.com.
  56. BRICS business magazine [Электронный ресурс]. Режим доступа: World Wide Web. URL: http://bricsmagazine.com.
  57. Consolidated FDI Policy (effective from April 2013). Department of Industrial Policy and Promotion Ministry of Commerce and Industry. Government of India [Электронный ресурс]. Режим доступа: World Wide Web. URL: http://dipp.nic.in/English/Policies/FDI_Circular_01_2013.pdf.
  58. Davies K. Outward FDI from China and its policy context. 2012. June 7 [Электронный ресурс]. Режим доступа: World Wide Web. URL: http://www.vcc.columbia.edu/content/columbia-fdi-profiles.
  59. Campanario Milton de Abreu, Stal E., Muniz da Silva. Outward FDI from Brazil and its policy context, 2012 [Электронный ресурс]. Режим доступа: World Wide Web. URL: http://www.vcc.columbia.edu/content/columbia-fdi-profile.
  60. Eisenstadt S.N. The Civilizational Dimension of Modernity: Modernity, 2003.
  61. Huntington Samuel. The Clash of Civilizations and the Remaking of World Order. London: Simon, 1996.
  62. Katzenstein Peter J. Civilizations in World Politics: Plural and Pluralist Perspectives. London, UK: Routledge, 2010.
  63. Khan H. R. Outward Indian FDI – Recent Trends and Emerging Issues [Электронный ресурс]. Режим доступа: World Wide Web. URL: http://rbi.org.in/Scripts/BS_ViewBulletin.aspx?Id=13131.
  64. Salidjanova N. Going Out: An 2011 Statistical Bulletin of China’s Outward FDI Stock. MOFCOM, 2013.
  65. Satyanand P.N., Raghavendran P. Outward FDI from India and its policy context. 2010. September 22 [Электронный ресурс]. Режим доступа: World Wide Web. URL: http://www.vcc.columbia.edu/content/columbia-fdi-profiles.
  66. Wöcke A., Sing L. Inward FDI in South Africa and its policy context. 2013. May [Электронный ресурс]. Режим доступа: World Wide Web. URL: http://www.vcc.columbia.edu/content/columbia-fdi-profiles.
  67. Foreign investment in Latin America and The Caribbean. ECLA Report. 1998.
  68. Investment Country Profiles. South Africa. UNCTAD. 2012. February [Электронный ресурс]. Режим доступа: World Wide Web. URL: http://unctad.org/en/PublicationsLibrary/webdiaeia2012d4_en.pdf.
  69. Mondi [Электронный ресурс]. Режим доступа: World Wide Web. URL:http://www.mondigroup.com/ru.
  70. ONGC Videsh Ltd. [Электронный ресурс]. Режим доступа: World Wide Web. URL: http://www.ongcvidesh.com.
  71. Os BRICS e o Investimiento Externo Direto (IED) no periodo 1990–2010. BRICS Policy Center. 2012.
  72. Tata Motors Ltd. [Электронный ресурс].Режим доступа: World Wide Web. URL:http://tatamotors.ru.