ВКР — Особенности развития личностной готовности выпускников начальной школы как условия их успешной социальной адаптации на второй ступени общего образования

№ 245

Цена полной версии дипломной работы (+приложения): 4500 рублей

ВВЕДЕНИЕ

Время перехода учащихся из начальной школы на вторую ступень общего образования является одним из кризисных периодов их личностного развития. При этом существенно меняются требования учебной деятельности и социальная ситуация развития: на смену одному учителю приходит несколько учителей — предметников, расширяется круг общения со сверстниками, возникает необходимость усвоения новых учебных предметов. Данный период также характеризуется тем, что усложняется учебный материал и формы организации учебно-воспитательной работы, методы и приемы обучения, вводится кабинетная система обучения.

Анализ массовой школьной практики показывает, что переход в пятый класс психологически слабо подготовленных школьников усугубляет их негативное отношение к учебе и школе в целом. Все это сказывается и на их обучаемости, и на развитии личности, и на ее психическом здоровье.

К тому же этот период совпадает во времени со вступлением школьников в подростковый возраст и сопровождается рядом специфических процессов, составляющих содержание так называемой «проблемы пятых классов» (А.П. Краковский). Особенно сложным для учащихся является начальный адаптационный период обучения, в который, наблюдается наибольшее число дезадаптированных школьников.

В связи с реформированием школы возникла насущная потребность в разработке программы согласованной деятельности учителей начальных классов и учителей-предметников по формированию у учащихся психологической готовности ко второй ступени общего образования.

Значимым фактором, способствующим профилактике, нивелированию или преодолению неблагоприятных воздействий трудностей адаптационного периода, выступает личностная готовность учащихся. Основными компонентами в структуре такой готовности выступают: внутренняя ориентированность школьника в специфике переходного периода и направленность на продолжение учебы (Лебедева Н.В.).

Формирование данных компонентов личностной готовности должно способствовать успешной социальной адаптации в 5 классе, т.е. ребенок должен быть личностно готов по окончанию начальной школы.

Итак, основная цель исследования заключается в экспериментальном изучении особенностей развития личностной готовности выпускников начальной школы как условия их успешной социальной адаптации на второй ступени общего образования. В соответствие с целью объектом исследования выступают особенности социальной адаптации выпускников начальной школы в основной школе. Предметом является процесс формирования личностной готовности выпускников начальной школы.

Исследование осуществлялось в течение двух лет: в начальной и в основной школе.

Констатирующий эксперимент предварялся гипотезой: Личностная готовность выпускников начальной школы является условием их успешной социальной адаптации в основной школе.

В основу формирующего эксперимента легла следующая гипотеза: Формирование личностной готовности целесообразно осуществлять в прогностической деятельности.

Деятельность по целенаправленному формированию личностной готовности выпускников начальной школы будет эффективнее при выполнении следующих психолого-педагогических условий:

  1. Формирование личностной готовности будет целенаправленно осуществляться в процессе выполнения детьми соответствующих прогностических действий (выдвижение гипотезы, реконструкция и преобразование прогноза, анализ собственных возможностей, установление причинно-следственных связей, планирование, корректировка поведения).
  2. Формирование личностной готовности у выпускников начальной школы будет целенаправленно осуществляться в учебной и внеучебной деятельности
  3. В процессе формирования личностной готовности постепенно будет увеличиваться степень самостоятельности и осознанности построения прогнозов у выпускников начальной школы и самого содержания прогностической деятельности.

Задачи исследования:

  1. Выявить и обобщить наиболее существенные трудности перехода из начальной в основную школу. Теоретически обосновать необходимость изучения личностной готовности как условия успешной социальной адаптации в основной школе. Теоретически раскрыть сущность, структуру и механизм формирования личностной готовности выпускников начальной школы к основной школе.
  2. Изучить особенности личностной готовности выпускников начальной школы к основной школе в контрольном и экспериментальном классах.
  3. Провести формирующий эксперимент по развитию личностной готовности выпускников начальной школы в экспериментальном классе.
  4. Проанализировать особенности личностной готовности выпускников начальной школы к основной школе в контрольном и экспериментальном классах после проведения формирующего эксперимента.
  5. Проанализировать особенности социальной адаптации детей в 5 классе в зависимости от уровня и особенностей развития личностной готовности к основной школе.

Методы исследования. Основными эмпирическими методами исследования выступили: тесты, анкеты и опросники, проективные техники (метод незаконченных предложений). Использовался метод обобщения педагогического опыта.

Комплексное исследование проводилось на базе выпускных и далее пятых классов (те же испытуемые) средней школы №19 Василеостровского района г. Санкт-Петербурга. Общее количество испытуемых 53 человека в возрасте 8-10,5 лет, среди них 23 девочки и 30 мальчиков.

Глава 1.

Теоретический анализ проблемы формирования личностной готовности как условия успешной социальной адаптации в основной школе.

  • Проблема перехода детей из начальной школы в основную. особенности социальной адаптации в пятом классе.

Одним из важных периодов в жизни ребенка является обучение в основной школе. Существует большое количество литературы, посвящённой вопросу о готовности к обучению в школе, но немало трудностей возникает у школьников, и при переходе из начальной школы в основную.

Новые условия, с которыми сталкивается школьник в пятом классе, изучены мало (М. И. Бобнева [8], И. В. Дубровина [21], И.Ю.Кулагина [31], Л. М. Фридман [74] и др.). Исследователи не противоречат, а дополняют друг друга.

…………………………….

……………………………

…………………………….

 

  • 1.2. анализ подходов к рассмотрению Личностной готовности выпускников начальной школы к обучению в основной школе.

 

Ключевые понятия готовности к деятельности исследователи трактуют по-разному. Это объясняется не только разнообразием рассматриваемых в

……………………………

…………………………..

…………………………..

1.3 ПРОГНОСТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

 

Термин «прогнозирование» используется Регуш Л.А. [66] для обозначения всех случаев осознанного целенаправленного мыслительного поиска, направленного на познание будущего.

…………………………

………………………….

………………………….

Глава 2

Методика изучения личностной готовности выпускников начальной школы как условия их успешной социальной адаптации в основной школе

 

2.1.организация экспериментального исследования

Итак, основная цель исследования заключается в экспериментальном изучении особенностей развития личностной готовности выпускников начальной школы как условия их успешной социальной адаптации на второй ступени общего образования. В соответствие с целью объектом исследования выступают особенности социальной адаптации выпускников начальной школы в основной школе. Предметом является процесс формирования личностной готовности выпускников начальной школы.

……………………….

……………………….

……………………….

2.2. МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ ЛИЧНОСТНОЙ ГОТОВНОСТИ

ВЫПУСКНИКОВ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ К ОСНОВНОЙ

В 1 главе данного диссертационного исследования уже шла речь о поликаузальном характере психологической готовности к средней школе. В качестве значимых компонентов личностной готовности были выделены (Н.В.Лебедева [38]):

……………………….

……………………….

………………………..

2.3. МЕТОДИКА ФОРМИРУЮЩЕГО ЭКСПЕРИМЕНТА ПО РАЗВИТИЮ ЛИЧНОСТНОЙ ГОТОВНОСТИ ВЫПУСКНИКОВ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ К ОСНОВНОЙ ШКОЛЕ

(В ПРОГНОСТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ)

 

На основании результатов проведенного констатирующего эксперимента была разработана и апробирована программа формирующего эксперимента.

………………………..

…………………………

…………………………

 

2.4.МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ  УЧАЩИХСЯ В 5 КЛАССЕ

Для организации изучения социальной адаптации испытуемых в пятом классе, мы опирались на определение В. П. Зинченко, Б. Г. Мещерякова «Адаптация социальная – интегративный показатель состояния человека, отражающий его возможности выполнять определённые биосоциальные

………………………..

………………………

ГЛАВА 3

АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОГО ИЗУЧЕНИЯ ЛИЧНОСТНОЙ ГОТОВНОСТИ ВЫПУСКНИКОВ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ КАК УСЛОВИЯ ИХ УСПЕШНОЙ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ В ОСНОВНОЙ ШКОЛЕ

3.1. АНАЛИЗ ЛИЧНОСТНОЙ ГОТОВНОСТИ ВЫПУСКНИКОВ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ К ОСНОВНОЙ ШКОЛЕ ДО И ПОСЛЕ ФОРМИРУЮЩЕГО ЭКСПЕРИМЕНТА

Настоящая глава представляет собой изложение результатов экспериментального изучения личностной готовности выпускников начальной школы, как условия их успешной социальной адаптации в основной школе.

…………………………

………………………….

ВЫВОДЫ

  1. Анализ различных подходов к решению проблемы перехода выпускников начальной школы в основную школу позволил говорить о значимости данного вопроса, как для теории образования, так и для практики школы.
  2. Большинство авторов считают одним из основных факторов определяющих успешность перехода в пятый класс психологическую готовность детей к средней школе. Многие авторы акцентируют свое внимание на рассмотрении личностной готовности.
  3. В качестве значимых компонентов личностной готовности были выделены: внутренняя ориентированность ребенка в отношении будущей деятельности и общения в 5 классе, которая включает осведомленность о специфике деятельности и общения в новых условиях, осознание требований новых учителей, трудностей, осознание качеств личности, необходимых в 5 классе для успешности деятельности и поведения; и направленность на дальнейшую учебу в 5 классе, которая включает осознание важности учебы, чувство необходимости учебы, в мотивации преобладание учебно-познавательных и широких мотивов, проявление интереса к 1 или нескольким учебным предметам. Именно эти компоненты и подвергались специальному экспериментальному изучению в данной работе. Без специальной работы, как мы видим в контрольном классе и в экспериментальном до проведения эксперимента, преобладает низкий уровень личностной готовности выпускников начальной школы
  4. Анализ литературы позволил предположить, что личностную готовность наиболее эффективно развивать в прогностической деятельности. После проведения формирующего эксперимента в экспериментальном классе, произошли изменения в уровне направленности на дальнейшую учебу и внутренней ориентированности детей в отношении будущей деятельности и общения в 5 классе. Гипотеза формирующего эксперимента подтверждена.
  5. В дальнейшем в 5 классе дети с высоким уровнем личностной готовности лучше социально адаптируются. Чем более высокий уровень социальной адаптации, тем более высокий уровень личностной готовности ребенка.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Гипотеза о том, что личностная готовность выпускников начальной школы является условием их успешной социальной адаптации в основной школе подтверждена. Внутренняя ориентированность выпускников начальной школы в предстоящей деятельности и направленность на дальнейшую учебу в пятом классе существенно определяют уровень и особенности адаптации к новым социальным условиям.

Формирование личностной готовности целесообразно осуществлять в прогностической деятельности при выполнении следующих психолого-педагогических условий: 1) формирование личностной готовности будет целенаправленно осуществляться в процессе выполнения детьми соответствующих прогностических действий, таких как выдвижение гипотезы, реконструкция и преобразование прогноза, анализ собственных возможностей, установление причинно-следственных связей, планирование, корректировка поведения; 2) формирование личностной готовности у выпускников начальной школы будет целенаправленно осуществляться в учебной и внеучебной деятельности; 3) в процессе формирования личностной готовности постепенно будет увеличиваться степень самостоятельности и осознанности построения прогнозов и самого содержания прогностической деятельности у выпускников начальной школы.

Дальнейшее изучение личностной готовности, расширение и детализация изучения ее компонентов, создание специальных методик для развития субъектных свойств младших школьников могут стать перспективными направлениями дальнейшего развития данной темы.

БИБЛИОГАФИЯ

  1. Адаптация организма учащихся к учебным и физическим нагрузкам. /Под ред. А.Г.Хрипковой, М.В.Антроповой. – М.: Педагогика, 1982.
  2. Амонашвили Ш.А. Здравствуйте, дети! – М.:Просвещение,1988.
  3. Архипова И.А. Диагностика психического развития ребенка: 250 тестов, заданий и упражнений для адаптации ребенка к школе.- СПб, Наука и техника, 2008
  4. Асеев В.Г. Мотивация поведения и формирование личности. — М., 1976.
  5. Бауэр Т. Психическое развитие младенца /; Пер. с англ. А.Б. Леонова. — М. : Прогресс, 1979.
  6. Безруких М.М., Ефимова С.П. Ребёнок идёт в школу. – М.: Издательский центр «Академия», 1998.
  7. Битянова М.Р., Азарова Т.В., Афанасьева Е.И., Васильева Н.Л. Работа психолога в начальной школе. –М., 1998
  8. Бобнева М.И. Социальные нормы и регуляция поведения. – М., Наука, 1978
  9. Божович Л.И. Проблемы формирования личности. – М.: Воронеж, 1995.
  10. Брушлинский А.В. Субъект: мышление, учение, воображение М., 1996
  11. Венгер Л.А., Венгер А.Л. Готов ли ваш ребенок к школе? – М, 1994
  12. Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия. /Сост. И.В.Дубровина, А.М.Прихожан, В.В.Зацепин. – М.: Издательский центр «Академия», 1999.
  13. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. – СПб.: СОЮЗ, 1997.
  14. Георгиева И.А. Социально-психологические факторы адаптации личности в коллективе: Автореф. дис. канд.психол.наук. Л., 1985.
  15. Готовность к школе: развивающие программы. /Под. ред. И.В.Дубровиной. – Екатеринбург: Деловая книга, 1998.
  16. Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе. – М.: Академический Проект, 2000.
  17. Денисова А. А. Развитие прогностической способности младшего школьника как фактора готовности к обучению в основной школе. /Герценовские чтения. 2005.
  18. Денисова А.А. Развитие знаково-символической деятельности у младших школьников как фактор готовности к обучению в основной школе: Дисс. на соиск. учен. степ. канд. психол. наук. – СПб., 2003.
  19. Диагностика и коррекция социальной дезадаптации подростков. – М.: Редакционно-издательский центр Консорциума «Социальное здоровье России», 1999.
  20. Диагностика школьной дезадаптации. – М.: Редакционно-издательский центр Консорциума «Социальное здоровье России», 1995.
  21. Дубровина И.В. Школьная психологическая служба. М.: Педагогика, 1991
  22. Духовные горизонты детства. Материалы ХVII международной конференции «ребенок в современном мире. Духодные горизонты детства» 21-23 апреля 2010 года, СПб, Изд-во Политехнического университета 2010. – с.546-551
  23. Дьяченко М.И, Кандыбович Л.А. Психологические проблемы готовности к деятельности. Минск: изд-во БГУ, 1976
  24. Казначеев В. П. Современные проблемы синтетической экологии: синдром полярного напряжения //Бюл. СО РАМН. 1997., №1
  25. Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению. – Ярославль: Академия развития, 1997.
  26. Князева Т.Н. Психологическая готовность ребенка к обучению в основной школе: структура, диагностика, формирование. — СПб.:Речь, 2007.
  27. Кон И.С. Психология юношеского возраста. – М., 1979
  28. Костюк Г. С. Избр. психол. труды. – М., 1988.
  29. Краковский А.П. О подростках. М.: Педагогика, 1970
  30. Краткий психологический словарь /Сост. Л.А.Карпенко; Под. общей редакцией А.В.Петровского, М.Г.Ярошевского. – М.: Политиздат, 1985.
  31. Кулагина И.Ю. Возрастная психология (Развитие ребенка от рождения до 17 лет) М.: изд-во УРАО, 1999
  32. Кулюткин Ю.Н., Сухобская Г.С. Методы изучения профессиональной направленности учителя// Сб. научных работ НИИ ООВ. 1980
  33. Кумарина Г. Школьная дезадаптация: Признаки и способы предупреждения.//Народное образование. 2002. №1.
  34. Кутергина Л.Н. Формирование у младших школьников общего умственного действия раскрытия причинно-следственных связей как условие развития прогнозирования //Проблема рзвития позновательных способностей/ Под ред. А.И. Раева. Л., 1983
  35. Лаан И. Если заболел ребенок.- М., Центр детской книги, 1992
  36. Лебедев В.И. Личность в экстремальных условиях. – М.: Политиздат, 1989.
  37. Лебедева Н.В. Психологическая готовность младших школьников ко второй ступени общего образования: Дисс. на соиск. учен. степ. кандидата психол. наук. – М., 1996.
  38. Лебедева Н.В. Роль психологической готовности младших школьников к обучению в основной школе в социализации их личности. // Стратегия развития дошкольника и младшего школьника в 21 веке: Тезисы конференции 25-26 апреля 2001 г. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И.Герцена, 2001. – с. 99-101.
  39. Леонгард К. Акцентуированные личности /Пер. с нем. В.Лещинской. – М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2001.
  40. Леонтьев А.Н. Избр. психологические произведения: в 2 томах.- М. Педагогика, 1983
  41. Леверовская Я. В. Социальная адаптация / Я. В. Леверовская //Словарь прикладной социологии / сост. К. В. Шульга. Минск : Изд-во «Университетское», 1984.
  42. Левитов Н.Д. Психологические особенности подростков. – М. изд-во АПН РСФСР, 1954
  43. Леченко М.В. К вопросу о психологической готовности абитуриентов к педагогической деятельности. //Психологические проблемы повышения эффективности и качества труда. -М. 1977
  44. Личко А. Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. – Л.: Медицина, 1977.
  45. Маркина Т.А. Ретроспективный анализ проблемы социальной адаптации младших школьников в процессе физического воспитания //Научно- теоретический журнал 2004, №9
  46. Матвеева Л.А. Развитие младшего школьника как субъекта учебной деятельности и нравственного поведения. – Л.,изд-во ЛГПИ, 1989
  47. Матвеева О.А. Развивающая и коррекционная работа с детьми 6-12 лет. – М., Педагогическое общество России, 2001.
  48. Мухина В.С. Шестилетний ребенок в школе: книга для учителей.- М. Просвещение 1990
  49. Никольская И.М., Грановская Р.М. Психологическая защита у детей. – СПб.: Речь, 2001.
  50. Общая психология: учеб. пособие для вузов / под ред. А.В. Петровского. — М.,1977.
  51. Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе. – М.: ТЦ «Сфера», 2001.
  52. Овчарова Р.В. Технологии практического психолога образования. – М.: ТЦ «Сфера» при участии «Юрайт-М», 2001.
  53. Петровский А.В. Личность в психологии: парадигма субъективности. – Ростов-на-Дону: Изд-во «Феникс», 1996.
  54. Платонов К.К. Занимательная психология. Издательство: Молодая гвардия, 1964
  55. Пособие для воспитателей детского сада / А.В.Запорожец, Я.З.Неверович, А.Д.Кошелева и др. Под ред. А.Д.Кошелевой. М.: Просвещение, 1985.
  56. Практическая психология образования. /Под ред. И.В.Дубровиной. – М.: ТЦ «Сфера», 1998.
  57. Психическое здоровье детей и подростков в контексте психологической службы. /Под ред. И.В.Дубровиной. – Екатеринбург: Деловая книга, 2000.
  58. Психическое развитие младшего школьника. /Под ред. В.В.Давыдова. – М.: Педагогика, 1990.
  59. Психологический словарь. /Под ред. В.П.Зинченко, Б.Г.Мещерякова. – М.: Педагогика-Пресс, 1999.
  60. Рабочая книга школьного психолога/ Под ред. И.В. Дубровиновой. – М.,1991
  61. Раев А.И. Младший школьник как объект и субъект педагогического воздействия.- В сб. Младший школьник как объект и субъект педагогического воздействия, Л.: ЛГПИ, 1989. – стр. 3-14
  62. Реан А.А. Практическая психодиагностика личности. – СПб.: Изд-во С-Петерб. ун-та, 2001.
  63. Регуш Л.А. Возрастные особенности использования знаний при построении прогноза //Психология познания в процессе обучеия. Л., 1981
  64. Регуш Л.А. Наш проблемный подросток: помогаем разрешать проблемы. Спб, Изд-во РГПУ им. А.И.Герцена, 2003
  65. Регуш Л.А. Развитие прогнозирования как познавательной способности личности. Дисс. докт. психол. наук. Л., 1985
  66. Регуш Л.А. Психология прогнозирования: успехи в познании будущего. – СПб., Речь 2003
  67. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога: В 2 кн. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 1999. – Кн.1. Система работы психолога с детьми разного возраста.
  68. Сериков В.В. Формирование у учащихся готовности к труду. –М. Педагогика 1988
  69. Сомова Н. Л. Диагностика способности к прогнозированию. Методика и ее стандартизация. Автореферат Дисс. Канд. Психол. Наук, СПб., 2002
  70. Социальная психология личности. /Под ред. М.И. Бобнева, Е.В.Шорохова. – М.:Наука, 1979.
  71. Тонкова-Ямпольская Р.В. Ради здоровья детей. Кишинев, Лумина 1988
  72. Фельдштейн Д.И. Психология развития личности в онтогенезе. – М. Педагогика 1989
  73. Филиппова Ю.В. Общение. Дети 7-10 лет. – Ярославль: Академия развития, 2002.
  74. Фридман Л.М., Кулагина М.Ю. Психологический справочник учителя. – М.: Просвещение, 1991.
  75. Хрипкова А.Г., М.В. Антропова, Д.А. Фарбер. Возрастная физиология и школьная гигиена: Учебное пособие для стуентов педагогических институтов. — М.: Просвещение, 1990.
  76. Хьелл Д., Зиглер Д. Теории личности (Основные положения исследования и применения). – СПб.: Питер-Пресс, 1997.
  77. Шабалина З.П. Первый раз – самый трудный. – М.: Просвещение, 1990.
  78. Шаров А.С. О-грпниченный человек: значимость, активность, рефлексия. Монография – Омск 2000
  79. Шмелёв А.Г. и коллектив. Основы психодиагностики. – Москва, Ростов-на-Дону: «Феникс», 1996.
  80. Эльконин Д.Б. Введение в психологию развития. – М., 1994
  81. Юферева Т.И. «Педагогическая карта» как метод изучения школьников// Диагностическая работа школьного психолога. М.1987.
  82. Ямбург Е. Педагогика, психология, дефектология и медицина в модели адаптивной школы. //Народное образование. 2002. №1.
  83. Ярошевский М.Г., Анциферова Л.И. Развитие и современное состояние зарубежной психологии. — М., 1974.
  84. Ясюкова Л.А. Прогноз и профилактика проблем обучения в 3-6 классах. – СПб., 2001.
  85. Ясюкова Л.А. Психологическая профилактика проблем в обучении и развитии школьников. – СПб.: Речь, 2003.

Приложение №1

Изучение уровня направленности на дальнейшую учебу в 5 классе и внутренней ориентированности ребенка в отношении будущей деятельности и общения в 5 классе

(1 и 3 этап)