ВКР: Игровые приемы как средство активизации лексических навыков на уроках английского языка на начальном этапе обучения языку (Дипломная работа)

№ 243

Цена полной версии диплома: 4500 рублей

Высылаем любую часть на рассмотрение! 

Оглавление

Ведение……………………………………………………………………………………….. 3

ГЛАВА 1. Лексический навык…………………………………………………… 8

1.1 Понятие и цели обучения лексике. Этапы работы над лексическим материалом……………………………………………………………………………………………………….. 8

1.2. Приемы обучения лексике………………………………………………………… 10

1.3. Формирование лексических навыков у учащихся на начальном этапе обучения……………………………………………………………………………………….. 15

Выводы к главе 1………………………………………………………………………. 16

Глава 2. Игра. Игровые приемы…………………………………………….. 18

2.1 Виды игровых приемов…………………………………………………………….. 18

2.1.1. Характеристика компонентов языковой игры………………………. 21

2.1.2. Характеристика компонентов коммуникативной игры………….. 22

2.1.3. Характеристика компонентов ролевой игры………………………… 24

2.1.4. Характеристика компонентов деловой игры…………………………. 26

2.2 Роль игровых приемов……………………………………………………………… 29

2.3 Основы технологии игровых форм обучения……………………………… 30

Выводы к главе 2………………………………………………………………………. 37

Глава 3. Особенности развития различных форм мышления у младших школьников……………………………………………………………. 39

3.2 Особенности мышления у младших школьников………………………… 41

3.3 Развитие форм мышления младших школьников………………………… 43

ВЫВОДЫ К ГЛАВЕ 3………………………………………………………………………. 44

Глава 4. Организация и результаты экспериментальной работы…………………………………………………………………………………………………………. 46

ВЫВОДЫ К ГЛАВЕ 4………………………………………………………………………. 58

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………………. 61

Приложение А………………………………………………………………………………….. 66

Приложение Б…………………………………………………………………………………… 70

Приложение В………………………………………………………………………………….. 72

Приложение Г…………………………………………………………………………………… 74

ВВедение.

Социально-экономические превращения в Российской Федерации обусловливают значительные изменения в развитии системы образования. Государственная программа «Гражданское образование населения Российской Федерации», ориентированная на все социальные слои и возрастные группы населения Российской Федерации, определяет основные пути развития системы гражданского образования. Программа основывается на принципах научности, демократизма, системности и преемственности, учитывает особенности современного развития российского общества и государства, тенденции развития отечественной и зарубежной практики гражданского образования.

Наибольшее развитие сегодня получило гражданское образование школьников, так как для настоящих педагогов наряду с обучением конкретным дисциплинам всегда стояла задача подготовки школьников к будущей жизни, задача воспитания будущих граждан нашей страны. И многие педагоги, искренне желающие демократического развития России, уже давно предпринимают усилия как по внедрению в школьные курсы предметов граждановедческого профиля, так и по развитию опыта реального самоуправления школьников, которое дало бы им реальную практику и навыки для будущей жизни[1]. Эти задачи требуют от педагогической науки пересмотра и последующего исследования ряда проблем, в частности, повышение эффективности преподавания всех учебных дисциплин. Одним из условий эффективности учебного процесса является выбор методов и технологий обучения, адекватных дидактической цели, к которым относятся обучающие игры.

Среди исходящих принципов реализации государственной национальной программы определена открытость системы образования, которая предполагает интеграцию в мировые образовательные структуры. Объективно существующая в современных условиях потребность в специалистах разного профиля, которые досконально владеют иностранным языком, обусловливает особенное значение изучения иностранного языка.

Анализируя пути повышения эффективности обучения, М.В.Кларин выделяет 3 основные направления развития инновационных образовательных технологий: использование дискуссий в процессе обучения, организация проблемного обучения, внедрение игр в учебный процесс. [26. 20]

По мнению И.М.Кулиша психолого-педагогические особенности и обучающие возможности дидактической игры, интерес учащихся к ним обусловливают необходимость включить игры в учебный процесс в общеобразовательной школе вместе с другими методами обучения [28, 4].

Различные виды игр открывают большие возможности для коммуникативной практики. Перевоплощение в разные образы позволяет учащимся выразить самые разные коммуникативные намерения и настроения в зависимости от цели общения. Обучающие игры помогают обеспечить взаимное общение всех ее участников и мотивируют их языковую деятельность.

Проблему использования обучающих игр в учебном процессе в общеобразовательных школах рассматривают ученые: А.А.Вербицкий, М.Л.Вайсбурд Я.С.Гинзбург, Л.Ф.Грицюк, Ю.Друзь, О.В.Калимулина, С.Н.Карпова, М.Д.Касьяненко, С.В.Козак, Н.М.Коряк, М.М.Крюков, И.М.Кулиш, И.Макаренко, Н.В.Матвеева, В.О.Нотман, Т.И.Олейник, О.И.Палей, О.В.Парийская, Л.Г.Петрушина, Н.И.Торунова и др.

Считаем целесообразным отметить, что в последнее время особое внимание исследователей привлекает использование дидактических игр в обучении английскому и, реже, французскому и немецкому языкам. Наше исследование изучит использование обучающих игр на занятиях по английскому языку для 2-3 классов общеобразовательной школы.

Объектом исследования выступают игровые приемы как средство активизации лексических навыков в обучении учащихся английскому языку.

Предметом данного исследования являются дидактичные условия использования игровых приемов в обучении английскому языку учащихся 2-3 классов общеобразовательной школы.

Целью исследования является теоретическое обоснование и практическая разработка технологии организации и проведения игр на занятиях по английскому языку.

Гипотеза данного исследования заключается в том, что использование на занятиях по английскому языку игровых приемов является средством активизации лексических навыков учащихся 2-3 классов общеобразовательной школы.

Предмет, цель и гипотеза исследования, определили его задачи:

  • дать определение лексике и лексическому навыку;
  • изучены цели обучения и этапы работы над лексическим материалом;
  • исследовать игровые приемы в общей классификации обучающих игр в обучении иностранному языку;
  • проанализировать психологические возрастные особенности учащихся, особенности мышления у младших школьников и их учет в учебном процессе;
  • разработать технологию организации и проведения игр в условиях обучения английскому языку учащихся 2-3 классов;
  • экспериментально проверить эффективность применения игровых приемов в активизации лексических навыков учащихся 2-3 классов.

Методы исследования имеют комплексный характер. Среди них определим теоретические методы: анализ психолого-дидактической и методической литературы; анализ учебников и учебных пособий по обучению английскому языку, систематизация, обобщение. Для экспериментальной проверки теоретического обоснования был проведен педагогический эксперимент.

Организация исследования. Исследование игровых приемов как средства активизации лексических навыков на уроке английского языка осуществлялось в три этапа в течение 2008-2009 годов.

На первом этапе (сентябрь 2008 — октябрь 2008) мы изучили состояние исследуемой проблемы в педагогической, психологической и методической литературе, а также сформулировали объект, предмет, цель и задачу исследования.

На втором этапе (ноябрь 2008 — декабрь 2008) мы определили методику исследования, критерии экспериментальной работы; разработали дидактическую игру на тему «Сказочный лес» (для 2 класса) и «Соседи» (для 3 класса).

На третьем этапе (ноябрь 2008 — март 2009) мы провели экспериментальное исследование, проанализировали и обобщили результаты экспериментально-исследовательской работы.

Экспериментальная база исследования. Исследовательно-экспериментальная работа проходила во 2 и 3 классах общеобразовательной школы.

Теоретическое значение исследования заключается в определении понятия лексика, лексический навык, изучении возрастных особенностей и особенностей мышления младших школьников; теоретическом обосновании сущности игр, их функций и компонентного состава; разработке и экспериментальной апробации технологии подготовки и проведения игр на занятиях по английскому языку во 2-3 классах.

Практическое значение проведенного исследования заключается в разработке методических рекомендаций для организации и проведения различных типов игр на занятиях по английскому языку.

Вышеназванные цель и задачи исследования определили содержание и структуру дипломной работы, которая будет состоять из введения, четырех глав, выводов к каждой главе, общих выводов, списка использованных источников и приложений.

Работа состоит из введения, основной части, заключения, списка использованных источников, который насчитывает 55 наименования, а также приложений, где представлена разработка языковых, коммуникативных, ролевых и деловых игр для 2 и 3 класса общеобразовательной школы.

ГЛАВА 1. Лексический навык.

В первом разделе дано определение лексике и лексическому навыку; изучены цели обучения и этапы работы над лексическим материалом; рассмотрены приемы обучения лексике; проанализировано формирование лексических навыков у учащихся на начальном этапе обучения английскому языку.

1.1 Понятие и цели обучения лексике. Этапы работы над лексическим материалом.

Лексика — это совокупность слов языка, его словарный состав. Этот термин используется и по отношению к отдельным пластам словарного состава (лексика бытовая, деловая, поэтическая и т.д.), и для обозначения всех слов,  употреблённых каким-либо писателем (лексика Пушкина) или в каком-либо одном произведении (лексика «Слова о полку Игореве»)[2].

…………………………

………………………..

…………………………

1.3. Формирование лексических навыков у учащихся на начальном этапе обучения.

Основной практической целью обучения лексическому материалу английского языка в средней школе является формирование у школьников лексических навыков как важнейшего компонента экспрессивных и рецептивных видов речевой деятельности.

…………………………..

…………………………..

……………………………

2.1 Виды игровых приемов.

Под обучающей игрой мы понимаем упражнение, целью которого является формирование, совершенствование и развитие умений и навыков, в разных видах речевой деятельности путем многоразового и разнообразного выполнения речевых или языковых действий (операций), которые становятся личностно значимыми для субъекта обучения, поскольку является мотивированными участием в игровой деятельности [41,14].

……………………………

…………………………..

………………………….

Глава 3. Особенности развития различных форм мышления у младших школьников.

В третьем разделе проанализированы психологические возрастные особенности учащихся и их учет в учебном процессе; представлены особенности мышления у младших школьников, а также дана характеристика развитию форм мышления учащихся начальных классов.

………………………….

…………………………

…………………………..

ВЫВОДЫ К ГЛАВЕ 4.

Исследования технологии организации и проведения игр на занятиях английским языком, а также обобщение результатов педагогического эксперимента позволили нам сделать такие выводы:………

……………………………

…………………………….

…………………………….

Заключение

Данная научная работа посвящена актуальной проблеме активизации лексических навыков на уроках английского языка учащихся общеобразовательной школы.

На 1-ом этапе исследовались  лексика и лексический навык; изучались цели обучения и этапы работы над лексическим материалом; рассматривались приемы обучения лексике, а также анализировалось формирование лексических навыков у учащихся …………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………… Требуют последующего рассмотрения вопросы, которые касаются теоретических и методических принципов внедрения игровых приемов в учебный процесс по английскому языку.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ.

  1. Абрамова Г.С. Возрастная психология: учебник для студентов вузов. – М.: Академический проект, 2001. – 704с.
  2. Ахметов Н.К., Хайдаров Ж.С. Игра как процесс обучения. Алма-Ата, 1985. – 67с.
  3. Басова Н.В. Педагогика и практическая психология. – Ростов н/Д : «Феникс», 1999. – 416с.
  4. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. — М.: Педагогика, 1989. — 192 с.
  5. Бим И.Л. Всегда ли инновации в области терминологии – следствие развития научного знания? // ИЯ в школе. -2004. — №4. – С.30-34.
  6. Бим И.Л. Цели обучения иностранному языку в рамках базового курса // ИЯ в школе. – 1998. — №2. – С.16-20.
  7. Вайсбурд М.Л. Сопоставительное моделирование разных вариантов организации и проведения ролевой игры как способ определения их эффективности / М.Л.Вайсбурд, Л.Н.Пустосмехова // ИЯ в школе. – 2004. — №1. – С.3-7.
  8. Вайсбурд М.Л. Телепередача как опора для организации ролевой игры на уроке иностранного языка / М.Л.Вайсбурд, Л.Н.Пустосмехова // ИЯ в школе. – 2002. — №6. – С.8-14.
  9. Вербицкий А.А., Платонова Т.А. формирование познавательной и профессиональной мотивации. М., 1986. – 197с.
  10. Возрастная психология. / Гамезо М.В., Герасимова В.С., Горелова Г.Г., Орлова Л.М. – М.: Пед. общ-во «Россия», 2001. – 272с.
  11. Гальскова Н.Д., Гез Н.И. Теория обучения иностранным языкам. Лингводидактика и методика. –М.: Академия, 2005
  12. Деловые игры и проблемные ситуации в обучении комсомольского актива / С.В. Савченко, С.Я. Харченко. – Ворошиловград: Научная мысль. – 1988. – 32с.
  13. Денисова Л.Г. Использование игровых элементов на начальном этапе обучения английскому языку. // Ин.яз. в шк.- №4. с.26-27.
  14. Деркач А.А., Щербак С.Ф. Педагогическая эвристика: Искусство овладения иностранным языком. – М.: Педагогика, 1991. – 224с.
  15. Зимняя И.А. Педагогическая психология : Учебник для вузов / И.А.Зимняя, 2-е изд. – М.: Логос, 2003. – 384с.
  16. Зимняя И.А. Психология обучения иностранным язикам в школе. – М.: Просвещение, 1991. – 222с.
  17. Игры – обучение, тренинг, досуг … / Под ред. В.В. Петру-синского// В четырех книгах. Книга 3. – М.: Новая школа, 1994. – 96с.
  18. Искрин С.А. Моделирование ситуаций общения в процессе обучения иностранному языку // ИЯ в школе. – 2004. — №2. – С.21-25.
  19. Калимулина О.В. Ролеве игры в обучении диалогической речи// Иностр. яз. в шк. – 2003. — №3. – С.17-20.
  20. Кевбрина З.Г. Решение коммуникативных задач при обучении иностранному языку // Специалист. – 2001. — №2. – С.22.
  21. Киричук Е.И., Грабский И.А. Методические рекомендации по курсу «Психолого-педагогические основы конструирования и проведения деловых игор». – Днепропетровск, 1991. – 34с.
  22. Кларин М.В. Индивидуализация образования в буржуазной педагогике ХХ века //Сов. педагогика. — 1987 г. — №47 — 120-126 с.
  23. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. Учебное для студентов высших учебных заведений. – М.: ТЦ «Сфера», 2001. – 464с.
  24. Куліш І.М. Дидактична гра як засіб активізації навчальної діяльності студентів університету : Автореф. Дис. … канд.. пед. Наук : 10.02.02. / Національний пед. Університет ім. М.П.Драгоманова. – К., 2003. – 25с.
  25. Кулюткин Ю.Н. Эвристические методы в структуре решений. М.: 1970. – 141с.
  26. Ляховитский М.В. Методика преподавания иностранных языков. – М.: Высшая школа, 1981. – 159с.
  27. Матвеева Н.В. Деловая игра как средство обучения эвристической деятельности// Специалист. – 2001. — №3. – С.21-22.
  28. Мильруд Р.П. Современные концептуальне принципы коммуникативного обучения иностранным языкам / Р.П.Мильруд, И.Р.Максимова // ИЯ в школе. – 2000. — №5. – С. 9-22.
  29. Мулюкина Ю.А. Профессионально-педагогическая ролевая игра в подготовке преподавателей иностранного языка// Иностр. яз. в шк. – 2003. — №4. – С.50-52.
  30. Мюллер В.К. Новый англо-руссский словарь/ Издательство «Русский язык», В.К. Мюллер, В.Л. Дашевская, В.А. Каплан и др. – 9-е изд. – М.: Рус. яз., 2002. – 880с.
  31. Настольная книга преподавателя иностранного языка: Справ. пособие / Е.А. Маслыко, П.К. Бабинсний, А.Ф. Будько и др. – 7-е изд. стер. – Минск: Высшая Школа, 2001. – 522с.
  32. Обухова Л. Ф., доктор психологических наук. Детская (возрастная) психология. Учебник. — М., Российское педагогическое агентство. 1996, — 374 с.
  33. Обучение иностранным языкам в школе и вузе / Отв. ред. М.К. Колкова. – СПб: «Каро», 2001. – 240с.
  34. Оганесян Н.Т. Методы активного социального психологического обучения: тренинги, дискуссии, игры. М.: Ось-89, 2002. – 176с.
  35. Олійник Т.І. Рольова гра у навчанні англійської мови у 6-8 класах: Посібник для вчителів. К.: Освіта, 1992. – 128с.
  36. Орехова И.А. Формирование лингвокультурологической компетенции в процессе обучения иностранным языкам// ИЯ в школе. – 2004. — №5. – С.28-30.
  37. Палей О.И. Урок-деловая игра «Английский для молодых бизнесменов» // Иностр. яз. в шк. – 2002. — №1. – С.54-57.
  38. Парийская О.В. Организация и проведение радиопередачи на уроке английского языка // ИЯ в школе. – 1996. — №2. – С.13-14.
  39. Пассов Е.И. Коммуникативный метод обучения иноязычному говорению. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 1991. – 223с.
  40. Перкас С.Ф. Ролевые игры на уроке английского языка// Иностр. яз. в шк.. – 1999. — №4. – С.23-25.
  41. Подласый И.П. Педагогика. Новый курс: Учебник для студ. пед. вузов: В 2 кн. — М.:Гуманит.изд центр ВЛАДОС, 1999. — Кн. 2: Процесс воспитания.- 256 с.
  42. Сидоренко Е. Мотивационный тренинг. М.: Ось-89, 2002. – 160с.
  43. Синица Ю.А. Межкультурная коммуникативная компетенція: требования к уровню владения и некоторые пути ее формирования // ИЯ в школе. – 2002. — №6. – С.8-14.
  44. Стронин М.Ф. Обучающие игры на уроке английского языка (из опыта работы). — М.: Просвещение, 1984.-112с.
  45. Торунова Н.И. Деловая игра в профессиональной подготовке лингвиста-преподавателя// Иностр. яз. в шк. – 2000. — №6. – С.77-83.
  46. Цеглин В.С. Реальные ситуации общения на уроке // ИЯ в школе. – 2000. – №3. – С.24-26.
  47. Щуркова Н.Е. Собранье пестрых дел: Методический материал для работы с детьми. – 2-е изд. – М.: Новая школа, 1994. – 96с.

Приложение А.

Языковые игры для 2 класса.

Орфографическая игра.

Цель игры: развитие орфографических навыков.

Ход игры: раздаются карточки, на которых записаны слова. Некоторые буквы пропущены. Ученики делятся на 2 команды. Должны вставить пропущенные буквы.

Слова для команды 1: 1) c…n; 2) s…e; 3) l…ke;4) pl…y; 5) footb…ll.

Слова для команды 2: 1) ha…e; 2) nam…; 3) f…om; 4) b…g; 5) f…ne.

Слова: can, see, like, play, football; have, name, from, big, fine.

…………………………….

………………………………

……………………………..